1. Цели и задачи дисциплины
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС) Цель дисциплины: формирование профессионального мировоззрения и профессиональной компетентности на основе принципов гуманизма в работе с молодежью как особой социально-демографической группой в структуре российского общества.
Задачи дисциплины:
получить знания об исторических предпосылках и особенностях гуманизма в молодежном в обществе;
изучить развитие гуманизма;
сформировать целостный подход к проблеме формирования социальной, гражданской, политической активности молодежи с учетом гуманистического мировоззрения.
Требования к уровню усвоения дисциплины
Студент должен знать:
- предмет, задачи курса, понимать его место, роль и значение гуманизма в практике работы с молодежью;
- понимать место и роль молодежи в социальном развитии общества, во всех сферах жизнедеятельности;
- методы проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы;
- знать содержание основных идей гуманизма и применять их на практике;
- законодательное регулирование социальной сфере;
- политические и правовые основы гуманизма и свободомыслия в молодежной среде;
- социальные и правовые нормы поведения в обществе на основе гуманизма;
- развитие идей гуманизма в России и за рубежом;
- этапы развития свободомыслия в молодежной среде;
- основы гуманистической педагогики;
- закономерности исторического процесса в формирования гуманистической позиции молодежи;
- роль молодежи и основные направления гуманизма молодежной сферы,
- специфику восприятия гуманистических идей в молодежной среде;
- этапы развития идей гуманизма в молодежной сфере;
- основы гуманного поведения в молодежной среде;
- этические нормы, необходимые для формирования социально-активной позиции молодежи,
- особенности работы с социально-активной молодежью;
- основы формирования гуманистического мировоззрения у молодежи;
-основные направления эмпирических исследований по теории гуманизма;
- основы гуманистической педагогики в молодежной среде;
- гуманистические методы регулирования конфликтов молодежной среде;
- психологические приемы и методы работы с молодежью;
- методы гуманизма, используемые для творческого самосовершенствования молодых людей.
| Студент должен уметь:
- ориентироваться в основных теориях гуманизма;
выбирать наиболее эффективные пути вовлечения молодежи в социальную сферу;
- применять идеи гуманизма для творчества и самосовершенствования, выбирать наиболее эффективных технологии и методы оказания социальной помощи молодежи;
- использовать национальные проекты и федеральные программы для повышения социальной активности молодёжи и укрепления идей гуманизма,
- применять законодательство для решения проблем социализации в молодежной среде;
- соблюдать правовые нормы и правила этики и морали при организации культурно-досуговых, массовых, научных мероприятий;
- анализировать социальные явления в молодежной среде, выделяя исторические и культурные индикаторы их измерения с точки зрения идей гуманизма;
- концентрировать внимание на идеях гуманизма при организации молодежных досуговых мероприятий;
- использовать исторический и культурный опыт при работе с молодежью;
- объективно воспринимать историческую информацию о развитии идеи гуманизма в молодежной сфере;
- анализировать и обобщать информацию о свободомыслии и гуманизме;
- понимать закономерности формирования гуманистической педагогики;
- проявлять гуманизм при организации молодежных мероприятий,
- формировать у молодежи готовность проявлять национальную, этническую и религиозную толерантность и гуманизм;
-концентрировать внимание на расовых, национальных, этнических и религиозных проблемах формирования социальной активности у различных социальных групп молодежи;
- осуществлять сбор и систематизацию научной информации гуманизму в молодежной среде,
- составлять обзоры, аннотации, рефераты и библиографии по развитию гуманизма;
- участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях по проблемам гуманизма и свободомыслия в России;
- использовать теории гуманизма для социально-психологической адаптации молодых людей в организации;
- участвовать в развитии идей гуманизма в практике работы с молодежью;
- устанавливать деловые отношения, учитывать этические нормы в деловом общении.
| Обучающийся должен владеть:
- знаниями об основных нормативно-правовых актах, регулирующих социальную сферу в молодежной политике, федеральных программах направленных на снижение социальной напряженности;
- навыками вовлечения молодежи в социальные программы, пропагандирующие идеи гуманизма и толерантности;
- знаниями о направлениях государственной политики по повышению социальной активности молодежи;
- навыками внедрения гуманистической составляющей в культурные, научные и патриотические мероприятия;
- знаниями о развитии гуманистической педагогики;
- знаниями об особенностях гуманизма в молодежной среде;
- навыками гуманистической педагогики;
- тенденциями и направлениями развития свободомыслия в России;
- основами гуманистической педагогики;
- навыками анализа форм социальной активности молодежи;
- методами использования идей гуманизма при разрешении конфликтов на расовой, национальной, этнической и религиозной основе;
- компетенциями, позволяющими применять идеи гуманизма в творчестве и педагогике;
- навыками выступления с докладами и сообщениями по теории и истории гуманизма;
- приемами формулирования принципов гуманизма в молодежной среде;
- методами сбора и систематизации научной информации по применению идей гуманизма в творчестве, педагогике, культуре;
– способами распространения идей гуманизма в молодежной среде, вовлечение молодежи в социальные мероприятия;
- педагогическими методами работы с молодежью;
- навыками выработки коллективных норм с учетом теории гуманизма и традиций в молодежной группе и профессиональном сообществе.
| Студент должен иметь представление: об особенностях работы с молодежными сообществами на основе идей гуманизма, основных формах выражения социальной активности молодежи; механизмах применения идей гуманизма в педагогике, организации отдыха и досуга молодежи.
| У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК):
ОК 1 - готовность строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, в своей деятельности.
ОК 2 - уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям.
ОК 3 - понимание закономерностей исторического процесса, способность к объективному восприятию исторической информации, её анализу и обобщению.
ОК 4 - готовность проявлять расовую, национальную, этническую, религиозную толерантность.
ПК 1 - общенаучные компетенции (способность осуществлять сбор и систематизацию научной информации по молодёжной проблематике; навыки в составлении обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по молодёжной тематике; способность выступать с докладами и сообщениями и участвовать в обсуждении проблем на семинарах, научно-практических конференциях; способность участвовать в подготовке эмпирических исследований по молодёжной проблематике).
ПК 2 - профессиональные компетенции специалиста по работе с молодёжью (способность участвовать в реализации социально-психологической адаптации молодых людей в организации; способность участвовать в регулировании конфликтов молодых людей; умение использовать социально-технологические методы при осуществлении профессиональной деятельности; умение использовать социальные технологии в выявлении проблем в политических и общественных движениях молодёжи; способность участвовать в развитии инновационных технологий в практике работы с молодежью)
|
Связь с другими дисциплинами Учебного плана
Перечень действующих дисциплин с указанием разделов (тем)
| Перечень последующих дисциплин, видов работ
| Культурология
Социальный облик молодежи
Молодая семья – объект молодежной политики
Социальные технологии работы с молодежью
Формирование социально-активной позиции молодежи
Психологические основы работы с молодежью
Педагогическое обеспечение работы с молодежью
Социология образования: молодежный аспект
| Организация творчества, досуга и оздоровления молодежи
Имиджелогия
Медиавоспитание
Профилактика девиантного поведения
Психология развития
Социометрия в молодежной сфере
Технология управления общественным мнением
Культура межнациональных отношений в молодежной среде
|
2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.
Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога)
| М
| Показательный (изложение материала с приемами показа)
| П
| Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами)
| Д
| Эвристический (частично поисковый)
(под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу)
| Э
| Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения)
| ПБ
| Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения)
| И
| Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств)
| ПГ
| Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения
|
| |