Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.





Скачать 427.93 Kb.
НазваниеДоклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.
страница1/4
Дата публикации06.03.2015
Размер427.93 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
  1   2   3   4


Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А.А. Левитской

на Всероссийском семинаре-совещании 

«Организация работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в свете принятия Федерального закона

«Об опеке и попечительстве»



22-23 сентября 2009 года




Москва,

Минобрнауки России,




Актуальные вопросы организации работы органов опеки и попечительства по защите прав детей
Уважаемые коллеги!
Традиционно органам опеки и попечительства отводится ведущая роль в защите прав и законных интересов детей, в том числе оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в помощи государства.

Прошедший год принес немало изменений во всех сферах деятельности, связанной с опекой и попечительством. Нормативное правовое регулирование деятельности по опеке и попечительству на федеральном уровне стало важнейшим фактором, побуждающим к выработке новых подходов в работе по защите прав детей, ее организационному и содержательному совершенствованию.

Итогам первого года правоприменительной практики федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы опеки и попечительства, посвящается наше совещание-семинар. В рамках этого семинара хотелось бы вместе с вами обсудить те вопросы, которые удалось решить, варианты и пути решения проблем, которые еще требуют решения или не могут быть решены в ближайшее время в силу различных причин, прежде всего, как отсутствие необходимого нормативного, материального или организационного обеспечения.

С 1 января 2008 года полномочия по опеке и попечительству переданы исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, подчеркнут особый статус этих полномочий – как полномочий государственных, а также усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства.

К сожалению, мы вынуждены констатировать, что идея возложения полномочий по опеке и попечительству на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации оказалась, по - сути, не реализованной. В большинстве регионов на основании общих положений федерального законодательства1 субъектами Российской Федерации были приняты законы, в соответствии с которыми полномочием по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству наделены органы местного самоуправления.

На сегодняшний день более 68 субъектов Российской Федерации, приняли соответствующие законы о наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства.

Только в 15 субъектах России все полномочия в сфере опеки и попечительства сохранены за исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и создана территориальная система органов опеки и попечительства (Московская область, Костромская область, Тюменская область и др.).

При этом, по состоянию на сентябрь 2009 г., в 57 субъектах Российской Федерации исполнительные органы государственной власти, осуществляющие координацию деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, - это органы управления в сфере образования, в 16 субъектах - органы исполнительной власти в области социальной политики и социальной защиты населения, в 10 субъектах - специально созданные структуры, занимающиеся вопросами семейной политики, опеки и попечительства.

Следует отметить, что в ряде регионов, передавших полномочие по опеке и попечительству органам местного самоуправления, возникли трудности, связанные с толкованием судами и органами прокуратуры норм Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Согласно первоначальной редакции статьи 6 закона «Об опеке и попечительстве» было установлено, что органами опеки и попечительства являлись исключительно исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Основываясь на такой формулировке, судебные органы Новосибирской области, например, сочли незаконной передачу полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления.

Данное судебное решение, в свою очередь, послужило основанием к тому, что прокуроры других субъектов Российской Федерации (Ульяновская область, Республика Татарстан, Забайкальский край) выступили с требованиями отменить региональные законы, наделяющие органы местного самоуправления полномочием по решению вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан. Результатом начавшегося процесса могла стать практически полная остановка работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в значительном количестве субъектов Российской Федерации.

Для быстрейшего разрешения вопроса в поддержку позиции губернатора Новосибирской области было направлено обращение Министра образования и науки Российской Федерации в Верховный суд Российской Федерации. Только благодаря совместным действиям различных органов власти (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Правительства Российской Федерации) в кратчайшие сроки была принята поправка в 6 статью закона «Об опеке и попечительстве»2.

Хочу обратить Ваше внимание на то, что Законом «Об опеке и попечительстве»3 передаче подлежит полномочие по опеке и попечительству в целом, без определения возможности выделения отдельных частей и разделения их между соответствующим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. В компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации остаются функции по контролю и координации деятельности органов опеки и попечительства муниципальных образований, и полномочия в сфере опеки и попечительства, которые не могут быть переданы в силу иных федеральных законов (например, осуществление полномочий регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, возложенное исключительно на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

С учетом того, что на выстраивание по вертикали системы органов опеки и попечительства решилось незначительное количество регионов и многие субъекты Российской Федерации вернули полномочия по опеке и попечительству на уровень органов местного самоуправления, как правило, не имеющих достаточных средств для их реализации, обострилась и актуализировалась задача поиска максимально эффективных форм работы органов опеки и попечительства. Эту тему мы также планируем в рамках нашего совещания обсудить, но после вопроса о нововведениях в нормативном правовом регулировании деятельности по опеке и попечительству.

В целях реализации отдельных положений закона «Об опеке и попечительстве» и Семейного кодекса Российской Федерации (в новой редакции) приняты постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» и от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации», проекты которых были разработаны Минобрнауки России.

Приказ Минобрнауки России о реализации постановления Правительства Российской Федерации № 423, устанавливающий порядок отбора организаций, которым могут быть переданы отдельные полномочия органа опеки и попечительства; процедуру проведения обследования условий жизни несовершеннолетних граждан и их семей; формы актов, предусмотренных постановлением Правительства, уже принят4 и направлен на регистрацию в Минюст России.

Приказ Минобрнауки России от 18 июня 2009 г. № 212, которым утверждены формы документов, оформляемых при временной передаче детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, уже зарегистрирован Минюстом и вступил в силу.

Безусловно, закон «Об опеке и попечительстве» и названные нормативные правовые акты содержат значительное количество новаций, их применение на практике вызывает множество вопросов, ответы на которые по возможности будут даны в выступлениях участников совещания – представителей министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, в регионах ведется активная работа по приведению законодательства субъектов в соответствие с новыми федеральными актами. Для оказания органам опеки и попечительства методической помощи Министерством разработан проект Методических рекомендаций по вопросам организации работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, который предложен вашему вниманию. Мы продолжаем его дополнять в соответствии с вопросами, поступающими из регионов, и планируем обсудить в рамках нашего совещания.

Пользуясь случаем, хочу попросить вас ознакомиться с проектом в возможно короткие сроки и направить в адрес Департамента ваши замечания и предложения к нему.
В развитие темы нормативного обеспечения деятельности по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, хочу рассказать о законотворческой деятельности, которая в настоящее время ведется Министерством.

1. Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в части выезда из Российской Федерации несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на отдых и оздоровление)

Законопроектом предлагается установить специальный порядок, в соответствии с которым смогут выезжать за пределы территории России дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выезд таких детей за границу может быть организован юридическими лицами, которые должны заключить соответствующий договор об организации отдыха или оздоровления с органом опеки и попечительства и получить разрешение на выезд детей.

Порядок заключения договора на организацию отдыха или оздоровления будет определяться Минобрнауки России.

В настоящее время законопроект прошел все необходимые согласования и направлен в Правительство Российской Федерации.

2. Еще один законопроект, разрабатываемый Министерством в порядке законодательной инициативы, - проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в части совершенствования работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства).

Концепция и проект технического задания на разработку законопроекта разработаны и согласованы со всеми ведомствами.

Законопроект направлен на создание правовых механизмов, обеспечивающих эффективное функционирование системы органов опеки и попечительства на всех этапах защиты прав ребенка, начиная с оказания профилактической помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, и предотвращение утраты детьми, проживающими в таких семьях, родительского попечения.

Законопроектом будет введено понятие «социального патроната», как формы индивидуальной профилактической работы с ребенком, проживающим в семье, находящейся в социально опасном положении, и его родителями (родителем), осуществляемой органами опеки и попечительства на основании договора с указанными законными представителями ребенка.

В настоящее время ведется работа по подготовке текста законопроекта.

3. Также в порядке законодательной инициативы нами разрабатывается концепция проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения отдельных норм, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей).

Законопроект направлен на организацию эффективной работы судебных органов, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции по опеке и попечительству, при определении статуса детей, оставшихся без родительского попечения, и передачи их на воспитание в семьи граждан.

4. Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в части уточнения механизмов и условий предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки)», над которым нами велась активная работы в прошлом году, принят в первом чтении Государственной Думой 1 июля 2009 года.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на уточнение терминов, используемых в Федеральном законе № 159-ФЗ, на приведение формулировок в соответствие с действующим законодательством (в частности, конкретизация перечня образовательных учреждений, во время обучения в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа имеют право на социальные гарантии), исключение дублирования и разночтения в тексте Федерального закона № 159-ФЗ.

Законопроект распространяет право на получение второго начального профессионального образования без взимания платы на категорию детей, оставшихся без попечения родителей (до 18 лет), поскольку в действующей редакции Федерального закона № 159-ФЗ это право распространяется только на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (возрастная категория от 18 до 23 лет).

В рамках подготовки законопроекта для рассмотрения во втором чтении, запланированном на октябрь 2009 г., Министерство прорабатывает вопрос о дополнении его нормами, предусматривающими сохранение полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования, в возрасте 23 лет и старше. Конечно, этот вопрос требует обстоятельного решения, так как с одной стороны хочется поддержать всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания ими образовательного учреждения, с другой стороны, есть и контраргументы – так мы можем породить иждивенчество.

Сейчас мы рассматриваем три возможных варианта решения этого вопроса, плюсы и минусы которых хотелось бы обсудить с вами:

предоставление полного государственного обеспечения до окончания обучения при условии поступления в учреждение профессионального образования до достижения студентом возраста 23 лет;

увеличение предельного возраста категории «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 23 до 25 или 26 лет с учетом более длительного времени обучения по отдельным специальностям;

прекращение полного государственного обеспечения в связи с достижением студентом возраста 23 лет при сохранении права на получение единовременного пособия при окончании учреждения профессионального образования.

Каждый из вариантов требует своего финансово-экономического обоснования. Для того, чтобы его подготовить, Департамент направлял в мае т.г. в субъекты Российской Федерации запрос относительно количества детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в том числе в возрасте 23 лет и старше, обучающихся в учреждениях профессионального образования.

К сожалению, не во всех регионах подходят ответственно к подготовке ответов на такие запросы. Ряд регионов представил не полную информацию (Санкт-Петербург, Москва, Владимирская область), некоторые не представили вообще (Костромская область, Самарская область, Ульяновская область).

Важно, коллеги, чтобы вы понимали, что ваша информация очень необходима нам, ведь даже без одного региона картина не будет полной. Поэтому просим вас не отказывать нам в предоставлении запрашиваемой информации.

К сожалению, в процессе согласования законопроекта из него был исключен раздел, регулирующий вопросы защиты жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей (поправки в статью 8 Федерального закона № 159 и статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Но мы не оставляем этот вопрос без внимания. И на 2010 год планируем включить в план законопроектной деятельности Министерства разработку законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым должны быть урегулированы такие вопросы, как уточнение понятия «закрепленное жилое помещение»; процедура защиты права пользования или права собственности ребенка на жилое помещение; возможности предоставления безвозмездных ссуд на приобретение жилья; возможность предоставления в населенном пункте по выбору ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Кроме того, мы начали в настоящее время разработку законопроекта «О внесении изменений в статью 77 Семейного кодекса Российской Федерации (в части уточнения процедуры отобрания детей)». Предполагаемая поправка будет направлена на уточнения органа, который будет вправе принимать акт об отобрании ребенка. В качестве такого органа должен быть указан орган опеки и попечительства, а не орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, как это записано сейчас.

Еще один серьезный вопрос, требующий, по нашему мнению, обсуждения и урегулирования именно на федеральном уровне, - организация патронатного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Ни для кого не секрет, что в субъектах Российской Федерации эта форма устройства детей активно развивалась.

Система патронатного воспитания в России складывалась как сотрудничество между семьей, принимающей на воспитание ребенка, и организацией (обычно это организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), которая поддерживала и помогала и патронатным воспитателям и ребенку, помещенному в патронатную семью.

В настоящее время патронат (патронатное воспитание) в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» рассматривается как одна из форм опеки (попечительства), осуществляемая на основании договора. К гражданину, желающему стать патронатным воспитателем, предъявляются общие требования, установленные законодательством для опекунов, попечителей, приемных родителей, а к организациям, желающим предоставлять услуги по созданию и профессиональному сопровождению патронатных семей, – общие нормы, регулирующие порядок передачи организациям (в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,) отдельных полномочий органов опеки и попечительства.

В результате такого подхода к пониманию патронатного воспитания организации, которые ранее предоставляли гражданам, желающим стать патронатными воспитателями, детям, оставшимся без попечения родителей, и патронатным семьям услуги по подготовке и сопровождению, теперь не имеют возможности обязать граждан, желающих стать патронатными воспитателями, проходить предварительную подготовку, психолого-педагогические тренинги. Отсутствует и правовая основа для наблюдения за создаваемой патронатной семьей, для предоставления такой семье услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению.

Более того, несмотря на особую норму Федерального закона «Об опеке и попечительстве», согласно которой договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу5, во многих регионах органы опеки и попечительства требуют от патронатных воспитателей открывать счета на имя своих несовершеннолетних воспитанников (для перечисления денежных средств, выплачиваемых на содержание ребенка в семье) и предоставлять отчеты по форме и в сроки, вновь установленные в законе «Об опеке и попечительстве».

В результате все субъекты Российской Федерации, ранее развивавшие систему патронатного воспитания, с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» попали в сложную ситуацию, и значительная их часть вынуждена отказаться от патроната в пользу популяризации института приемной семьи, а наработанный опыт взаимодействия организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с патронатной семьей постепенно теряется.

Считаю, что для развития и сохранения института патронатного воспитания необходимо именно на федеральном уровне закрепить основные принципы и положения, регулирующие вопросы создания и деятельности патронатных семей, в том числе устанавливающие принципиальные отличия системы патронатного воспитания от иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Этот вопрос подробно обсуждался на парламентских слушаниях, которые прошли 17 сентября 2009 г. в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Главное – есть понимание важности совместной работы по внесению соответствующих изменений в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». Я думаю, что в выступлении Е.Б. Мизулиной прозвучит позиция Комитета по вопросам семьи, женщин и детей по вопросу закрепления в законодательстве норм, связанных с патронатным воспитанием.

Следует сказать, что практика применения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» выявила и ряд других противоречий, расплывчатых формулировок либо вообще отсутствие определений некоторых понятий.

Так, в законе появилось понятие «временного помещения подопечного в организацию, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако не установлены основания и порядок такого помещения, нет ограничения сроков помещения.

Между тем законодательное регулирование порядка временного помещения в организацию в части установления временных рамок и вопроса материального обеспечения особенно необходимо в отношении несовершеннолетних граждан.

Чрезвычайно важно определить срок, на который в организацию, в особенности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допустимо помещать ребенка, в том числе имеющего родителей. Это связано с тем, что длительное (более шести месяцев) пребывание ребенка в организации формально является основанием для признания его оставшимся без попечения родителей либо для отмены опеки (попечительства). Кроме того, при временном помещении в организацию детей, имеющих опекунов или попечителей, возникает вопрос о двойном финансировании (выплата пособия опекуну или попечителю и полное государственное обеспечение ребенка в организации).

Множество вопросов вызывают положения статей 14 и 16 закона «Об опеке и попечительстве», которыми введено новое понятие - опека по договору об осуществлении опеки (попечительства) при возмездном осуществлении опекуном (попечителем) своих обязанностей. По существу данный вид опеки (попечительства) призван объединить договоры о приемной семье и патронатном воспитании, а также иные случаи, когда опекун (попечитель) получает вознаграждение за исполнение своих обязанностей.

Однако реализация этих норм на практике часто вызывает сложности в части определения оснований для заключения договоров о возмездном осуществлении опекуном (попечителем) своих обязанностей либо от отказе в заключении такого договора. Особенно остро этот вопрос стоит в случаях, когда опекун или попечитель, уже принявший ребенка в семью, требует заключить с ними договор о приемной семье. При этом мотивированные отказы органа опеки и попечительства обжалуются гражданами в судебном порядке, как правило, с положительным (для граждан) итогом рассмотрения указанного дела. Разрешить данную коллизию, по нашему мнению, возможно только путем внесения изменений в федеральное законодательство. Мы надеемся, что на этом вопросе остановится подробнее в своем выступлении судья Верховного суда Российской Федерации Пчелинцева Людмила Михайловна.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 №06-1844, определившим...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПояснительная записка Программа имеет художественно-эстетическую...
Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11. 12. 2006 №06-1844, определившим...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В соответствии с письмом заместителя директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconГубкинский горный колледж
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconУчебной дисциплины
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconРабочая программа учебной дисциплины история
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconРабочая программа учебной дисциплины литература черемхово
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconРабочая программа учебной дисциплины литература тамбов
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык тамбов
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconЧувашской Республики Республиканское государственное образовательное...
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма учебной дисциплины физическая культура 2014 г
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма учебной дисциплины Химия для профессий: 270802. 09 «Мастер общестроительных работ»
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconСильянов Евгений Алексеевич, директор Департамента государственной...
«Комплексный подход к решению вопросов социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма учебной дисциплины информатика и икт для профессий: 270802....
Российской Федерации, реализующих программы общего образования (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconРабочая программа по предмету география за курс 7 класса
Минобразования России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089...
Доклад директора Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки России А. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29. 05. 2007...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск