Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей)





Скачать 116.97 Kb.
НазваниеПрограмма по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей)
Дата публикации04.03.2015
Размер116.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ (РИТОРИКА,
ДИСКУССИИ, ОБЩЕНИЕ)
Программа по факультативной дисциплине
(для аспирантов всех научных специальностей)
Всего учебных часов: 72 ( 2 ЗЕТ)
Всего аудиторных занятий, час.: 18

Всего часов на самостоятельную работу аспиранта: 54

МОСКВА 2011


Объем дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

72




Аудиторные занятия

18




Лекции

8




Практические занятия (семинары)

10




Лабораторные работы






Самостоятельная работа

54




Курсовые работы/рефераты






Вид итогового контроля




зачет



Содержание дисциплины.

Тема 1. Публичная речь как часть культуры речевого общения. Основы эффективного речевого общения.

Коммуникация в системе социальных процессов и культуры. Семиологические основания коммуникации.

Структура ситуации речевого общения: субъект, адресат и объект высказывания. Коммуникативная интенция и актуальный смысл высказывания. Понятие дискурса и общие принципы понимания и интерпретации речи. Дискурс как коммуникативное событие и культурно значимая традиция речи.

Речевая деятельность и общие принципы коммуникативного целеполагания: информирование, убеждение, мнение. Основные формы риторической речи - диалог и монолог. Диалектика диалога и монолога.

Классическая парадигма риторики. Модусы публичной речи: этос (нравственное начало), логос (мысль, заключенная в речи) и пафос (чувство, вложенное в речь). Модусы риторического акта: inventio (определение темы; «изобретение»; поиск аргумента), dispositio (развертывание темы; «расположение»; поиск порядка аргумента), elocutio (выражение темы в слове; «украшение»; словесная орнаментация), memorio (запоминание речи), actio (произнесение речи; красноречие «голоса и жеста»).

Взаимодействие с аудиторией: особенности различных аудиторий, закономерности восприятия. Установление и поддержание контакта с аудиторией; получение обратной связи. Приемы управления аудиторией.Методы «реанимации» внимания аудитории.

Освоение навыков самопрезентации.

Культурноречевые положения английского речевого этикета

Тема 2. Лингвистические средства передачи публичной речи

Нормативный свод речи, речевая грамотность. Необходимость выполнения в публичной речи требований культуры словоупотребления и речевых норм в целом.

Лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и семантические нормы. Расположение тематического материала: план и логическая структура речи; виды аргументации; приемы композиции; виды тематического развертывания речи: повествование, описание, рассуждение; актуальное членение высказывания; принцип композиционной завершенности текста.

Диспозиция как аранжировка элементов, полученных в результате инвенции. Классическое деление текста на «части речи»: введение; предложение, или теорема; повествование; подтверждение; опровержение; заключение. Правила каждой «части речи».

Мемория как способы запоминания речи. Классическая мнемотехника «локусов». «Закон края». Проблема создания письменного текста.

Элокуция как словесное оформление мысли. Идея уровневой организации текста. Риторические фигуры. Фигуры мысли и фигуры речи. Тропы и их классификация.

Тема 3. Социо- и фоностилистические характеристики публичной речи.

Отступление от норм современного английского литературного языка с целью стилизации. Социальная природа подобных явлениий: профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, койне, просторечие. Пространственно-временная природа: диалектизмы, архаизмы, варваризмы. Грамматическая природа: отклонения от норм словообразования, морфологии, синтаксиса.

Верное фонационное дыхание как исходный момент при работе над дикцией и развитием голосовых данных и основа артикуляционно грамотной публичной речи. Артикуляция и дикция. Качество голоса. Ритмико-интонационные параметры английской публичной речи. Интонационная выразительность; Паузация. Тембровые изменения

Тема 4. Невербальные средства речевого общения

Невербальные условия оптимальной коммуникации.

Паралингвистические и экстралингвистические критерии невербального воздействия.

Варьирование социального, национального, географического, профессионального размера личностной зоны. Квадросистема личностных зон: интимная зона, персональная зона, социальная зона, публичная территория. Выдерживание социального расстояния дипломатическим протоколом после приветствия. Распознавание признаков реакции аудитории.

Внешний вид лектора. Суть приветствия. Зрительный контакт с аудиторией.Мимика и жесты потенциальных слушателей и оратора. Приближение коммуникационной комфортности через позу. Невербальная риторика помещения. Эстетика жилого помещения как невербальная аналогия академической аудитории. Цветовые характеристики

Тема 5. Основные виды публичной речи: политическая речь, деловая речь, лекция, речь в суде, религиозная проповедь

Проблемы взаимодействии мысли и речи. Коммуникация и основные «жанры сознания»: объективация и воздействие (различные его типы: вопрошание, просьба, повеление, побуждение, убеждение). Отражение жанров сознания в речевых и, локальнее, литературных жанрах (например: обьективирование субъекта и//или предмета как наррация, лирический монолог, научный трактат и т.д.).

Типология дискурсов с точки зрения неориторики: информативный, эмотивный и фигуративный дискурс. Феномен речевой агрессии. Общие принципы агональной коммуникации. Агональные дискурсы современной культуры. Дискурсы масс-медиа: риторика рекламы, новостей, публицистики. Дискурсы политики: риторика парламента, оппозиции, выборной кампании. Дискурсы власти: риторика политического лидерства, авторитаризма и олигархии. Агональный характер дискурсов современных сектантских движений.

Прикладные аспекты риторики. Риторика и дидактика: формирование в ходе учебно-воспитательного процесса языковой личности (ритора). Риторика и пропаганда: техника воздействующей коммуникации. Риторика в социальной и политической жизни демократических и тоталитарных обществ.

Анализ различных типов речей. Риторические техники осуществляемые при их произнесении: существо излагаемых взглядов; эффективность речи (восприятие и оценка ее аудиторией);образ оратора; качества речи: вербальные (литературность и образность языка) и невербальные (интонация, экспрессия, мимическое и пантомимическое сопровождение речи).

Техника ораторского выступления как завершенная модель речевой деятельности, описывающая полный идеоречевой цикл. Алгоритм подготовки к выступлению: план, логическая структура, работа с исходным материалом.

Цели и построение политической речи. Цели и построение деловой речи. Цели и построение судебной речи.Цели и построение религиозной речи

Лекционный курс

Пример

Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов



1.


2.

3.

4.


5.




Тема 1. Публичная речь как часть культуры речевого общения. Основы эффективного речевого общения.

Тема 2. Лингвистические средства передачи публичной речи
Тема 3. Социо- и фоностилистические характеристики публичной речи.

Тема 4. Невербальные средства речевого общения


Тема 5. Основные виды публичной речи: политическая речь, деловая речь, лекция, речь в суде, религиозная проповедь



1


1

2


2

2

Семинарские занятия


Порядковый номер лекции

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

Количество часов



1.
2.

3.

4.

5.




Семинар 1. Публичная речь как часть культуры речевого общения.

  1. Коммуникация в системе социальных процессов и культуры.

  2. Дискурс как коммуникативное событие и культурно значимая традиция речи.

Семинар 2. Лингвистические средства передачи публичной речи

  1. Нормативный свод речи, речевая грамотность.

  2. Лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические и семантические нормы.

Семинар 3: Социо- и фоностилистические характеристики публичной речи.

  1. Социальная природа подобных явлениий: профессионализмы, жаргонизмы, арготизмы, койне, просторечие.

  2. Верное фонационное дыхание как исходный момент при работе над дикцией и развитием голосовых данных и основа артикуляционно грамотной публичной речи.


Семинар 4. Невербальные средства речевого общения

  1. Невербальные условия оптимальной коммуникации.

  2. Распознавание признаков реакции аудитории.



Семинар 5. Основные виды публичной речи: политическая речь, деловая речь, лекция, речь в суде, религиозная проповедь

  1. Проблемы взаимодействии мысли и речи.

  2. Типология дискурсов с точки зрения неориторики.





2

2


2


2

2



Содержание и объем самостоятельной работы аспирантов





Разделы и темы рабочей программы самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

Сроки

выполнения

Объём часов

1.

Публичная речь как часть культуры речевого общения.

Описать основные ошибки при построении публичной речи. Подробно законспектировать основные модусы публичной речи.

февраль

10

2

Основы эффективного речевого общения.

Проследить основные приемы повышения эффективности публичной речи на примерах выступлений политических деятелей.

март

10

3

Лингвистические средства передачи публичной речи.

Законспектировать основные лексические и стилистические приемы. Выписать примеры их употребления в различных видах публичных выступлений.

апрель

10

4

Социо- и фоностилистические характеристики публичной речи.

Разработать критерии оценки публичной речи. Подготовить доклад на тему: “Your voice is you”.

май

12

5

Невербальные средства речевого общения.

Определить основные пути совершенствования навыков вербального общения. Подготовить доклад на тему: “Язык жестов”.

июнь

12

Учебно-методические материалы по дисциплине профессионально-ориентированный тренинг (риторика, дискуссии, общение)

а) основная литература

  1. Гальперин И.Р. Текст как объект исследования. М.:Наука,1981

  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. Изд.3,М., 2003.304с.

  3. Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. Учебное пособие.М.:Ин-т практической психологии,2010

б) дополнительная литература

  1. Психология личности. Учебное пособие./Под ред. П.Н.Ермакова, В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007. 653 с

  2. Dijk T.A Text and Context Explorations and Pragmatics of Discourse.-Longman, London and New York, 1977

  3. Gutwinski W. Cohesion in Literary Tests.- Mouton, The Hague, Paris,1976

  4. Halliday MAK Language as social semiotics. The social interpretation of language meaning.- London, 1978



Средства обеспечения освоения дисциплины.

Интернет технологии

http://linguistlist.org/ -крупнейший мировой ресурс по лингвистике

http://lingvomania.info/ -лингвомания

http://www.linguistic.ru - все о языках, лингвистике, переводе

Примерные вопросы к экзамену.

  1. Публичная речь как часть культуры речевого общения.

  2. Коммуникация в системе социальных процессов и культуры.

  3. Понятие дискурса и общие принципы понимания и интерпретации речи.

  4. Культурноречевые положения английского речевого этикета.

  5. Диспозиция, мемория, элокуция.

  6. Социо- и фоностилистические характеристики публичной речи.

  7. Ритмико-интонационные параметры английской публичной речи.

  8. Невербальные средства речевого общения.

  9. Квадросистема личностных зон.

  10. Внешний вид лектора.

  11. Невербальная риторика помещения.

  12. Политическая речь.

  13. Деловая речь, лекция.

  14. Речь в суде, религиозная проповедь.

  15. Типология дискурсов.

  16. Прикладные аспекты риторики.

  17. Техника ораторского выступления.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов всех специальностей
Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2011. 34 стр. Рабочая программа составлена...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов всех специальностей
Рабочая программа для аспирантов всех специальностей, очной и заочной форм обучения. – Тюмень, 2011. 34 стр. Рабочая программа составлена...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconМетодические указания для аспирантов и соискателей по подготовке...
Методические указания предназначены для подготовки аспирантов и соискателей к сдаче кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconМетодическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму...
Методическая разработка к практическим занятиям (для аспирантов угму всех специальностей медицинской науки) по дисциплине «История...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности
...
Программа по факультативной дисциплине (для аспирантов всех научных специальностей) iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск