Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира»





Скачать 78.12 Kb.
НазваниеСценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира»
Дата публикации07.03.2015
Размер78.12 Kb.
ТипСценарий
100-bal.ru > Культура > Сценарий
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира»

Учитель: Добрый день всем присутствующим на нашем занятии, учащимся и гостям. Сегодня 7 марта 2012 г. и мы встречаемся с вами на уроке мировой художественной культуры, тема нашего занятия «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира», и это не случайный выбор, эта тема прозвучит в преддверии замечательного праздника - международного женского дня 8 марта.
Учащийся 1. (__________________________)

Ты - женщина, ты - книга между книг,

Ты - свернутый, запечатленный свиток;

В его строках и дум, и слов избыток,

В его листах безумен каждый миг.

В.Я. Брюсов
Женщина.… Сколько в себе понятий содержит этот образ: женщина-мать, жена, подруга, сестра… На протяжении многих лет образ женщины активно видоизменялся. Женщина всегда считалась эталоном красоты. Многие художники, скульпторы старались передать женский образ в различных аспектах: мадонна с младенцем, женщина политик, роковая женщина и т.д. История сохранила множество восхитительных женских образов: женщины-поэтессы, космонавта, воительницы

Поэты и писатели воспевали женскую красоту в стихах и художественных произведениях, её мудрость, храбрость, её способность пожертвовать собой ради других.
Учащийся 2 (_____________________________________)

На протяжении столетий менялся и внешний женский облик и стиль: от звериных шкур и до современных моделей. В XXI веке женщина имеет свободу и независимость – она сама диктует себе правила, а о внешнем виде нечего и говорить – каких только не встретишь фасонов женской одежды и причёски. В наше время даже иногда трудно отличить мужчину от женщины. Но так ли было всегда? Как изменялся женский образ?

Урок наш пройдет в виде практической конференции, на которой будут представлены исторические периоды. Основываясь на рассуждениях о трансформации женского образа согласно канонам этих периодов, нам необходимо будет решить основную задачу урока: какой период наиболее ярко раскрывает особенности женского характера, стиля и образа в целом.

В дискуссии участвуют кафедры первобытной культуры, искусства и культуры древнего мира и т.д. (на столах стоят таблички с обозначением периодов: первобытный, древний мир, средневековье, возрождение, просвещение, новое и новейшее время (представленнойе такими направлениями как романтизм, модернизм и другие.)
Я объявляю конференцию открытой:
Выступает 1 кафедра ( первобытное искусство)
Учащийся 1

На первобытной ступени общественного развития, до возникновения частной собственности на средства производства именно женщина занимала господствующее положение в жизни рода и племени, так как ее работа была важнейшей для пропитания и сохранения очага. Благодаря этому женщина была выше в социальном отношении, она считалась главой семьи. Именно в первобытном обществе мы встречаем такое понятие как Материнское право – матриархат. Главой семьи была мать, и родство считалось по женской линии. Самыми чистыми божествами были женские, которые олицетворяли плодородие- Великая Матерь, Мать-Земля, Мать Хлебов.

Учащийся 2.

В связи с этим и сам образ женщины в первобытном искусстве представлен, как образ кормилицы. Это видно на примерах первобытной скульптуры «Виллендорфская Венера». Сама скульптура с объемными формами говорит о достатке рода, который обеспечивала женщина, о ее первостепенном значении. Хранительница очага и культурных традиций она стоит у истоков возникновения ремесел и земледелия. Инициатором создания первых поселений тоже была женщина. Забота о ребенке и продолжении рода, подсказывала ей о том, что необходимо отказаться от кочевого образа жизни и создать сой дом, хижину у засеянного зерном поля.
Учащийся 1. Так ведомая интуицией, именно женщина стала основоположницей современной цивилизации. С переходом к более высоким формам обработки земли и к животноводству возникла частная собственность; теперь пропитание обеспечивалось работой мужчины, в результате чего мужчина занял господствующее положение внутри рода. А роль женщины ограничилась ведением хозяйства и заботой о детях. Но и в дальнейшем мы увидим, что в истории культуры все еще сохраняются такие понятия как женщина-правительныца, королева, царица. Это отголоски Материнского права, ведущие свое начало с первобытной культуры.

Кафедра 2. (Древний мир. Египет)

Учащийся1.

В Древнем Египте еще сохраняется образ женщины - правительницы. Мы это можем увидеть на примере правления таких великих египетских цариц, как Клеопатра, Нефертити. И здесь необходимо сказать уже не только о роли женщины в обществе. А о создании первых канонов женской красоты, о роли одеяния, украшений и косметических средств, при помощи, которых создавался необыкновенный и загадочный образ женщины древнего Египта
Учащийся 2.

В зависимости от климата и места обитания создавался женский костюм. Женщины носили узкое бумажное платье, плотно прилегавшее к телу и обрисовывавшее формы. Это платье было национальным и называлось «калазирис». С платьем женщины носили широкий кольцеобразный воротник, который закрывал плечи и верхнюю часть груди и служил и защитой и украшением. Египтяне были особыми искусниками- косметолагами. Ещё царица Шеш, мать Туты, второго царя первой египетской династии, изобрела отличное средство для ращения волос. А вслед затем появилась и другая косметика, всевозможные краски, румяна, притирания, благовония, духи, шампуни.
Учащийся 1.

У египтянок был очень распространён обычай подкрашивать брови и кончики век. Судя по раскопкам, они долгое время пользовались для этой цели зелёной краской и лишь позднее стали применять чёрную. Чтобы увеличить блеск глаз и придать бровям кокетливый изгиб, они подводили и то и другое при помощи кисточки или иглы из слоновой кости. Кроме того, египтянки употребляли румяна для щёк и губ, белила для лица и голубую краску для того, чтобы ярче оттенять жилки на лице и руках. В древнем Египте создается яркий декоративный образ женщины. Но уже с приходом к власти древнегреческих государств, отношение к женщине меняется.
Кафедра 3. ( Древний мир. Греция)

В Древнегреческом государстве, главным законом становится Афинская демократия – это общество мужское, строго и ревниво охраняемое. В афинском обществе не только рабы не имели права пользоваться благами демократии. Были и другие человеческие существа, почти столь же презираемые, как и рабы, - это женщины. Литература начинает давать искажённый женский образ, как бы издеваясь над ним. Сквозь всю греческую поэзию проходит идея женоненавистничества. Она восходит далеко, едва ли не к Гесиоду, современнику поэта «Одиссеи». Гесиод, старый поэт-ворчун, рассказывает, как Зевс, чтобы наказать людей за то, что они приняли от Прометея похищенный у него огонь, велел богам и богиням постараться и создать из сырой глины- чудовище, женщину «западню и пропасть бездонную с крутыми стенами». Эта позиция отражает резкие изменения в положении женщины, начавшиеся со времён глубокой древности и осуществившиеся во времена исторические, особенно в средневековье.

Учащийся 2.

Но в греческой литературе сохранилось немало легенд, в которых женщины наделены самыми привлекательными чертами. Гомер ценил женщину наравне с мужчиной. Он описывает ее с величайшей проникновенностью. Он создает незабываемые женские образы: Пенелопа, верная жена Одиссея, или Навсикая, милая девочка, которая спасает выбравшегося на берег Одиссея, и многие другие героини греческих мифов и поэм: Андромаха и Гекуба в «Илиаде», царица Навзикая - все эти женщины имели равные права с мужчинами. В Греции женщины делились на две группы: женщина-мать и женщина - света (гетера), а еще женщины –богини ( Афина, Афродита, Гера ) В зависимости от этого складывался и женский образ Древней Эллады.

Но какой бы статус не был у женщины Древней Греции, она всегда мечтала быть самой красивой, прекраснейшей. Именно в Древней Греции появляются и первые женщины-поэты.

Сапфо. Подпись к женской статуе

Девы! Без голоса я. Но если кто спросит, ответит голос немолчный, что здесь врезан в подножье мое: « О Эфопия, женщин владычица! Будь благосклонна, к ней свою милость яви, род наш богиня прославь!»

Именно Сапфо, греческий философ Платон назвал десятой музой. Этот образ женщины-музы отразился в римской культуре и в первой половине средневековья.
Кафедра 3 (Средневековье)

Учащийся 1.

Еще в первой половине Средневековья сохраняется образ женщины-прекрасной дамы. В это время культовым становится образ Девы Марии, что окружило женщин новым ореолом. Некоторые рыцари, отправляясь в бой, привешивали к щиту рукав своей возлюбленной или надевали поверх панциря её рубашку. Рыцарь Ульрих фон Лихтенштейн в своём витиеватом сочинении «Культ женщины» рассказывает, между прочим, что в юности он неоднократно пил ту воду, в которой мыла руки его возлюбленная, а однажды на турнире отрубил себе палец, проколотый противником, и послал его гордой красавице вместе с томиком любовных стихотворений.

Учащийся 2

Такое настроение создало целый ряд законов, которыми измерялась женская красота. Дама, желавшая считаться красивой, должна была обладать следующими качествами: высоким ростом, золотистыми глянцевитыми локонами, тёмными, отнюдь не сросшимися бровями, блестящими глазами, розовыми щеками, пухлыми ушами, не особенно высокой грудью, узкой талией, белыми ручками и маленькими ножками с высоким подъёмом. Согласно этим требованиям, дамы должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза; считалось неприличным класть ногу на ногу, жестикулировать, волочить за собой платье, громко шутить или смеяться.
Учащийся 1.

В конце XIII века романтическое рыцарство начало исчезать. На смену ему появилось другое рыцарство, которое проводило время в кровавых распрях, Положение женщины во вторую половину эпохи Средневековья, стало очень тяжёлым. Церковь в этот период выдвигает образ женщины-ведьмы. В XV - XVII вв. вся Европа была охвачена настоящей эпидемией страха перед ними, что привело к «охоте на ведьм», описанной в Официальной следственной книге монахов-инквизиторов Инститориса и Шпренгера «Молот ведьм». За 150 лет в Испании, Германии, Италии было сожжено более 30 000 женщин. В Лотаргинии в течение 15 лет инквизитором Николаем Реми было сожжено 900 девушек, в Фульде Бальтазар Фосса сжег 700 человек, в Бамберге были сожжены 22 девочки в возрасте от 7 до 10 лет. Инквизиция доходила до абсурда, а городские советы сетовали на то, что скоро в городах не останется ни одной живой женщины. Полная отмена процессов против ведьм произошла лишь в 18 в.
Кафедра 4 (Возрождение, Просвещение)
Учащийся 1.

И вновь меняется отношение к женщине в эпоху Возрождения, в эпоху Просвещения, и последующие периоды. Так в эпоху Ренесанса, женский образ становится центральной темой в живописи. Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Но, несмотря на это, женщина для художников этого периода - образец светской дамы, изысканной и прекрасной. Великие живописцы этого периода создавали облик женщины, который являлся перед нами в образе святой. Это необыкновенно лирические, волнующие образы. Идеальная женская красота.
Учащийся 2

Поэты эпохи Возрождения воспевали Мадонн, прекрасных Дам и просто Женщин своей эпохи.

У. Шекспир ………..

(стихотворение на английском языке)
в это время идет иллюстрационный ряд с изображением произведений живописи.

Учащийся 1.

Эпоха Возрождения открыла миру возможность в живописи, скульптуре отразить самые прекрасные женские черты. Которые художники пронесли через века. Перед вами образы эпохи Просвещения в произведениях ……, , образы классицизма и романтизма. А художники импрессионисты 19 века видели женщину как прекрасный и нежный цветок. Это произведения Огюста Ренуара, Клода Моне…., а так же лучшие творения русских живописцев
Кафедра 5 (Современное искусство)

Учащийся 1

Вот он и наступил век 20-ый, именно этот период принес миру величайшее разнообразие стилей и жанров в искусстве, великое множество направлений и течений, которые в свою очередь отразились на трансформации женского образа. Идеалы женской красоты размываются.

Учащийся 2.

Художник Энди Уорхол

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconУрок по «Истокам» на тему «Образ защитника Отечества. Былина «Илья Муромец»
Цель урока: создать образ защитника Отечества, запечатлённого в искусстве слова и в изобразительном искусстве
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» icon1. «Образ женщины в искусстве Возрождения». Леонардо да Винчи
Именно поэтому сохранилось множество изображений Мадонны на иконах, картинах и фресках. Каждый живописец вкладывал в ее образ что-то...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconДисциплины: «Образ женщины католицизме, православии, протестантизме...
...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconКонспект бинарного урока изобразительного искусства и музыки по теме...
План – конспект на основе интеграции занятий по физической культуре и изобразительной деятельности (средняя группа)
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconРеферат по предмету Мировая Художественная Культура. Тема: «Образ...
Изображая мадонну с младенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами, или какой-нибудь...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Зарождение искусства. Художественный образ основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconОбраз матери – вечная тема искусства
Цель урока: показать, что образ матери вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconМетодическая разработка урока «Человек в религиозных традициях мира»
Цель урока: Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий,воспитание уважения...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconРабочая программа по Мировой художественной культуре 9 класс
...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconУрока
Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно- ресурсного потенциала, населения, хозяйства,...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconРабочая учебная программа по мировой художественной культуре 9 класса
...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconКонспект урока в 11 классе по мировой художественной культуре. Тема...
Цель урока: дать представление об особенностях развития зарубежной живописи, познакомить учащихся с такими направлениями в искусстве...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconСценарий урока в 10 классе Тема урока: Политическая карта мира как историческая категория
Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconКуцман Н. Н. Поурочное планирование по мировой художественной культуре...
...
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconМетодические рекомендации по дисциплине б б. 10. Новая история стран...
«Человек Нового времени: образ мышления, образ жизни, нравственные ориентиры, политические убеждения, трансформация сознания»
Сценарий урока «Образ женщины в культуре и искусстве стран мира» iconКалендарно-тематическое планирование по географии 11 класс
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностями...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск