Скачать 254.64 Kb.
|
Новые политические, социально-экономические и культурные реалии в России и во всем мире, влияние технологических достижений цивилизации на развитие мировой языковой индустрии потребовали расширения функций иностранного языка как учебного предмета и, соответственно, уточнение целей его изучения в современном обществе. Основная цель обучения английскому языку как первому иностранному языку в нашей школе – развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования, молодежного туризма, к использованию иностранного языка как средства самообразования, в качестве инструмента индивидуально-личностного проникновения в культуры других народов и ознакомления их с особенностями жизни и быта россиян, духовным наследием России и её вкладом в мировую культуру. Коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами языков международного общения направлено на:
Развитие культуры делопроизводства – один из аспектов иноязычного образования, который в условиях нашей школы подразумевает:
Решение столь сложных задач невозможно без обучения школьников технологии языкового самообразования, предполагающего обучение технике работы с различными видами справочной иноязычной литературы в российских и зарубежных библиотеках, ознакомление со способами обобщения результатов языкового, речевого и социокультурного наблюдения в виде схем, схематизированных правил и таблиц, развитие культуры работы с аутентичными материалами (включая аудио- и видеоматериалы). Конкретный путь реализации многих из вышеперечисленных задач лежит через обучение школьников различным способам и видам чтения иноязычной литературы. Виды чтения. В зависимости от целевой установки различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкости перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста. ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ предполагает получение общего представления о получаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте. Это беглое, выборочное чтение, чтение текста по блокам для более подробного ознакомления с его «фокусирующими» деталями и частями. Оно обычно имеет место при первичном ознакомлении с содержанием новой публикации с целью определить, есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Оно также может завершаться оформлением результатов прочитанного в виде сообщения или реферата. При просмотровом чтении иногда достаточно ознакомится с содержанием первого абзаца и ключевого предложения и просмотреть текст. Количество смысловых кусков при этом гораздо меньше, чем при изучающем и ознакомительном видах чтения; они крупнее, так как читающий ориентируется на главные факты, оперирует более крупными разделами. Этот вид чтения требует от читающего довольно высокой квалификации как чтеца и владения значительным объемом языкового материала. Полнота понимания при просмотровом чтении определяется возможностью ответить на вопрос, представляет ли данный текст интерес для читающего, какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и осмысления с привлечением других видов чтения. Для обучения просмотровому чтению необходимо подбирать ряд тематически связанных текстовых материалов и создавать ситуации просмотра. Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту, учебные задания должны быть направлены на формирование навыков и умений ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, умений извлекать и использовать материал текста источника в соответствии с конкретным коммуникативным заданием. ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки для получения определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так мы читаем обычно художественные произведения, газетные статьи, научно-популярную литературу, когда они не представляют предмета специального изучения. Переработка информации текста совершается последовательно и непроизвольно, ее результатом является построение комплексных образов прочитанного. При этом намеренное внимание к языковым составляющим текста, элементы анализа исключаются. Для достижения целей ознакомительного чтения бывает достаточно понимания 75% предикаций текста, если в остальные 25% не входят ключевые предложения текста, существенные для понимания его содержания. Темп ознакомительного чтения не должен быть ниже 180 слов в минуту. Для практики в этом виде чтения используются сравнительно длинные тексты, легкие в языковом отношении, содержащие не менее 25-30% избыточной второстепенной информации. ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у обучаемого умений самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Объектом «изучения» при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал. Изучающее чтение отличается большим количеством регрессий, чем другие виды чтения, - повторным перечитыванием частей текста, иногда с отчетливым произнесением текста про себя или вслух, установления смысла текста путем анализа языковых форм, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе. Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Изучающее чтение разворачивается в неспешном темпе – 50-60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения, как в содержательном, так и в языковом отношении. ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель – быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Читающему известно из других источников, что такая информация содержится в данной книге, статье. Поэтому, исходя из типовой структуры данных текстов, он сразу же обращается к определенным частям или разделам, которые и подвергает изучающему чтению без специального анализа. При поисковом чтении извлечение смысловой информации не требует дискуссивных процессов и происходит автоматизировано. Такое чтение, как и просмотровое, предполагает наличие умения ориентироваться в логико-смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию нескольких текстов по отдельным вопросам. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя, Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видом чтения. Овладение технологией чтения осуществляется в результате выполнения предтекстовых, текстовых и послетекстовых заданий. Предтекстовые задания направлены на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых и языковых трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них учитываются лексико-грамматические, структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста. В текстовых заданиях обучаемым предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения, скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
Кроме этого, обучаемые выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умения чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности. Далее приведены некоторые задания при работе с текстом на различных этапах. Предтекстовый этап. Упражнения на понимание предложений, содержащих незнакомые слова, не влияющие на понимание общего смысла
Текстовый этап. Упражнения на эквивалентную замену, изложение основных мыслей текста более экономными способами
Послетекстовый этап. |
Организация работы ксо на уроках русского языка и литературы Считаю, разработка и внедрение новых, продуманных учебных технологий стоит самого пристального внимания и поощрения. Без обновления... | «Указатель Стандартов. Net» на К сожалению, в российских библиотеках обслуживание базами данных ведется не столь активно, как в зарубежных. Но постепенно библиотеки... | ||
Требования по оформлению учебных кабинетов Методические рекомендации Решение этой задачи невозможно без созданий условий оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечения творческой работы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Изучаемые единицы языка рассматриваются в аспекте использования их в речи, реализации их коммуникативных и эстетических возможностей.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Решение этой задачи невозможно без модернизации школы. В связи с этим обновляющейся школе потребовались такие технологии обучения,... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение открытая (сменная)... Цель: Расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса... | ||
Образовательная программа творческого объединения «Иррациональные неравенства» Сложность задач нарастает постепенно. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, надо рассмотреть решение более простых, входящих... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: расширение знаний школьников о разных видах справочной литературы: энциклопедиях, словарях, справочниках, привитие интереса... | ||
Первичный инструктаж по технике безопасности на уроках фк и легкой... Пояснительная записка: данный урок соответствует требованиям фгос, применены новые образовательные технологии (активные методы обучения)... | Тема урока Цель урока Ознакомить с различными версиями начала русской истории, различными видами исторических источников и методами работы с ними | ||
Решение логических задач это не только очень увлекательный, но и... Предмет математики столь серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его более занимательным | Образовательная программа 2-х годичных комплексных курсов повышения... Ности, без которой невозможно решение актуальных и важных государственных задач. Разрешение данной проблемы в сфере образования связано... | ||
Темы самообразования учителей моу сортавальского мр рк сош №6 в 2010\2011 учебном году Решение задач по физике. Освоение методики работы по учебнику Физика-11 Генденштейна | Анализ учебно-воспитательной работы за 2012-2013 учебный год Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования | ||
План –конспект урока английского языка в 3 классе (второй год обучения) Используемые технологии: коммуникативно-ориентированное обучение; личностно-ориентированное обучение; информационно-коммуникационные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Основы теории текста», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Теория и практика обучения грамоте», «Концепции... |