1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ)





Скачать 275.73 Kb.
Название1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ)
страница1/3
Дата публикации15.03.2015
Размер275.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3


ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Социально-культурный сервис и туризм»

Направление: 100200.62 «Туризм»

Дисциплина: Национально культурный этикет

Статус дисциплины: дисциплина относится к циклу специальных дисциплин, является дисциплиной по выбору.

Общая трудоемкость дисциплины: 72 часа, в т.ч. лекции –20 ч., практические занятия - 34 ч., самостоятельная работа – 18 ч.

Семестр: IV семестр.

Преподаватель: доктор исторических наук, профессор

Прыгов Дмитрий Дмитриевич.

Телефон кафедры: 251 80 82

Email: ddp92@mail.ru

ОПИСАНИЕ КУРСА
1. Цель курса: повышение общекультурного потенциала специалистов в социально-культурном сервисе и туризме, освоение ими знаний и умений в области национально-культурного этикета для решения социальных, культурных, деловых проблем с учетом сложившихся традиций этикета разных этносов, как важному феномену их национальных культур, во-первых, для дальнейшего эффективного национально-культурного общения (в процессе будущей профессиональной деятельности), во-вторых, для использования информации о национально-культурном этикете разных народов в планировании и осуществлении программ по туризму.

Преподавание дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении курсов «История мировых цивилизаций», «Психология», «Человек и его потребности». В свою очередь, знания и умения по дисциплине будут востребованы при изучении курсов «Гостиницы России и Северо-Запада», «Психология делового общения», «Технология оказания экскурсионных услуг», «Техника и технология обслуживания туристов», «Туристские ресурсы России».
2. Организационно-методическое построение курса:
Структурно курс состоит из 5 тем.

Тема 1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (НКЭ)

Тема 2. «Интровертно-экстравертная» классификация поведенческих культур. (по К.Юнгу в интерпретации Р.Льюиса)

Тема 3. НКЭ народов России

Тема 4. НКЭ Ближнего Зарубежья

Тема 5. НКЭ народов Дальнего Зарубежья
Виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Контроль успеваемости включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в форме устного опроса.

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала. Проводится в форме тестирования по темам 1,2,3 и 4,5 на практических занятиях.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей дисциплины. Проводится в форме экзамена.
3. Литература
3.1.Основная литература:

  1. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. Учебное пособие. – М., 2006.

  2. Крысько В.К. Этнопсихология и межнациональные отношения. - М., 2002.

  3. Лисовская К.Л. Народоведение. - М., 2004.

  4. Поляничкина Г.А. Этнография. Учебное пособие. – Ростов н/Д., 2005.

  5. Прыгов Д.Д., Каминская Н.Д. Национально-культурный этикет: Электронное учебное пособие.– СПб, АУЭ, 2008.

  6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. - М., 2004.


2. Дополнительная литература:

  1. Авив Бен Зеев. Эти странные израильтяне. – М., 2002.

  2. Австралия // Всемирный следопыт. – 2007, № 14.

  3. Акишина А.А., Капо Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. – М., 1992.

  4. Америка // Всемирный следопыт. – 2007, № 24.

  5. Андреев А.А. Современная этика и русские традиции. – М., 2005.

  6. Англия // Всемирный следопыт. - 2005, № 1.

  7. Берлин П. Эти странные шведы. – М., 2001.

  8. Будур Н. Эти странные норвежцы. – М., 2005.

  9. Быстрова А.Н., Киселева В.А. Мир культуры и культура Мира. – Новосибирск, 1998.

  10. Варламова Г.И. Эвенки. Мировоззрение эвенков. – М., 2004.

  11. Великобритания // Всемирный следопыт. – 2007, № 6.

  12. Волков Н.Н. Российские саамы. – СПб., 1996.

  13. Гагин В.Н., Национальные праздники и обряды или празднество как феномен русской культуры. – М., 2005.

  14. Германия // Всемирный следопыт. – 2006, № 8, 17; 2008, № 18, 19.

  15. Гусева Н. Р. Эти поразительные индийцы. – М., 2007.

  16. Греция // Всемирный следопыт. – 2004, № 15; 2006, № 14; 2008, № 10.

  17. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. - М., 2002.

  18. Даль В. И. Пословицы русского народа. – М., 2001.

  19. Дания // Всемирный следопыт. – 2007, № 20.

  20. Джеймс Л. Эти странные австралийцы. – М., 2004.

  21. Дирби Х., Харрис Х., Гильзент Т. Эти странные датчане. – М., 2000.

  22. Едике Д. Эти поразительные египтяне. – М., 2006.

  23. Жельвис В. Эти странные русские. – М., 2001.

  24. Жуковская Н.Л., Мошкин Н.Ф. От Карелии до Урала. – М., 1998.

  25. Зайдениц Ш., Баркоу Б. Эти странные немцы. – М., 2001.

  26. Испания // Всемирный следопыт. – 2005, № 9,17; 2008, № 9.

  27. Индия // Всемирный следопыт. - 2005, № 4; 2006, № 24.

  28. Италия // Всемирный следопыт. –2005, № 6, 21; 2007, № 16, 17.

  29. Кадзи С., Хама Н., Райс Д. Эти странные японцы. – М., 2000.

  30. Калинина К.В. Национальные меньшинства в России. – М., 1993.

  31. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. – М., 1998.

  32. Карелия // Всемирный следопыт. – 2008, № 4.

  33. Китай // Всемирный следопыт. – 2005, № 1; 2008, № 2, 11.

  34. Кобляков В. Этническое сознание. – Л., 1979.

  35. Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. – М., 2005.

  36. Крек Р. Эти поразительные таиландцы. – М., 2005.

  37. Крым // Всемирный следопыт. – 2007, № 10.

  38. Кузеев Р.Г. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. – М., 1992.

  39. Культурные и хозяйственные традиции народов Западной Сибири.- Новосибирск, 1989.

  40. Лефевр В.А. От психофизики к моделированию души. // Вопросы философии, 1999, № 7.

  41. Липницкая Е. Эти странные поляки. – М., 2001.

  42. Лоней Д. Эти странные испанцы. – М., 1999.

  43. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. – М., 2001.

  44. Люттериоганн М., Эти поразительные японцы. – М., 2005.

  45. Майол Э., Милетед Д. Эти странные англичане. – М., 2001.

  46. Мейсен Э. Эти странные бельгийцы. – М., 2004.

  47. Народы Дагестана / Под ред. Арутюнова С.А. – М., 2002.

  48. Народы Дальнего Востока СССР в ХУП-ХХ вв. – М., 1985.

  49. Рипинская М.П. Эти поразительные иранцы. – М., 2007.

  50. Россия // Всемирный следопыт. – 2004, № 18; №1 9; 2007, № 8.

  51. Рашитов Ф.А. История татарского народа. – Саратов, 2001.

  52. Сейл Р. Эти странные исландцы. – М.,2004.

  53. Серошевский В.Л. Якуты. – М., 1993.

  54. Солли М. Эти поразительные итальянцы. – М., 1999.

  55. Сухарев В.А. Мы говорим на разных языках. – М., 1998.

  56. Украинцы. – М., 2000.

  57. Удмурты. – Ижевск, 1993.

  58. Фаст Дж. Язык тела. – М., 1997.

  59. Фернер М. Эти поразительные турки. – М., 2007.

  60. Фиада А. Эти странные греки. - М., 2002.

  61. Финляндия // Всемирный следопыт. - 2004, № 24; 2005, № 18; 2006, № 5, № 18.

  62. Франция // Всемирный следопыт.- 2006, № 1, 9, 16; 2008, № 12.

  63. Фод С. Эти странные американцы. – М., 2001.

  64. Фольклор и национальная культура. – Курск, 2002.

  65. Хайт К. Эти странные австралийцы. – М., 2000.

  66. Харузин Н. Русские лопари. – М., 1990.

  67. Чен Х.Эти поразительные китайцы. – М.,2006.

  68. Швеция // Всемирный следопыт. – 2008, № 14.

  69. Эстония // Всемирный следопыт. – 2007, № 5.

  70. Этногенез и этническая история народов Севера. – М., 1975.

  71. Этикет у народов Передней Азии. – М., 1988.

  72. Этикет у народов Юго-Восточной Азии. – СПб., 1999.

  73. Этикет у народов Южной Азии. – М., 1999.

  74. Янн Н., Сиретт М. Эти странные французы. – М., 2000.

  75. Япония // Всемирный следопыт. – 2008, № 5,6.


4. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости
4.1. Условия и показатели оценки успеваемости

Успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок и числовые эквиваленты традиционной 4-х балльной шкалы оценивания.

При определении общего количества баллов за изучение курса учитываются две составляющие: первая - баллы, начисляемые за работу студента в течение семестра (не более чем 70 баллов); вторая – баллы, начисляемые по результатам экзамена (до 30 баллов).

Элементами оценивания работы студента в ходе семестра являются:

  • посещаемость лекционных занятий;

  • посещаемость практических занятий;

  • активность студента на занятии и качество его ответов (выступлений);

  • результаты выполнения домашних заданий (ведение конспектов, подготовка сообщений);

  • количество и качество выполняемых дополнительных заданий преподавателя (тематические реферативные работы);

  • результаты рубежного контроля.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за написание рефератов, участие в олимпиадах, научных студенческих конференциях и т.п.

Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой оценки. При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов. Если результат промежуточной аттестации (экзамен) не превышает 25 баллов, все премиальные баллы аннулируются.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично», они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения экзамена.

Результаты текущей успеваемости доводятся преподавателем до студентов заблаговременно. Студенты имеют право повысить результаты текущей успеваемости прохождением промежуточной аттестации по данной учебной дисциплине.
4.2. Балльная структура оценки

Баллы, начисляемые за работу студента в ходе семестра:

  1. Посещение лекционных занятий с предоставлением конспекта – 2 балла за одно занятие, максимально: 20 баллов из расчета 10 лекций

  2. Посещение практических занятий – 0,5 балла за одно занятие, максимально 8,5 балла из расчета 17 практических занятий.

  3. Активность студента на практических занятиях и качество его ответов (выступлений в форме докладов) – до 4 баллов за одно выступление, максимально 20 баллов.

  4. Дополнительные задания преподавателя (тематические реферативные работы) – до 5 баллов за одну работу.

  5. Прохождение первого рубежного контроля (по темам 1 – 3), проводится в форме тестирования – до 7 баллов.

  6. Прохождение второго рубежного контроля (по темам 4-5), проводится в форме тестирования – до 7 баллов.

  7. Отношение к предмету (сдача работ в срок – до 0,5 баллов, поведение на занятиях – до 2 баллов) – максимально до 2,5 баллов.

Итого максимально 70 баллов.

Прохождение промежуточной аттестации (экзамен) – максимально 30 баллов.

Всего – 100 баллов.

К экзамену допускаются студенты, набравшие по результатам работы в ходе семестра не менее 31 балла.
4.3. Шкала оценок по дисциплине (завершается экзаменом)


Оценка ECTS

Название

Сумма баллов

Числовой эквивалент

Буквенное обозначение

отлично

91-100

5

A

очень хорошо

84-90

4

B

хорошо

74-83

4

C

удовлетворительно

68-73

3

D

посредственно

61-67

3

E

неудовлетворительно

0-60

2

Fx

2

F



5. Лекционные занятия
Тема 1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и

цивилизационные аспекты национально-культурного этикета.
Лекции 1. Национальная культура и НКЭ. Проблема «компромиссности/

/некомпромиссности» - ключевая в системе НКЭ разных народов.

Вопросы:

  1. Национально-культурный этикет как феномен в исследованиях культурологии, социологии, этики, этнографии и других направлений.

  2. Понятие «Национально-культурный этикет».

  3. Поведенческие культуры этносов.

  4. Обзор литературы по проблематике дисциплины.


Лекция 2. «Культурные горизонты» этического сознания этноса. Подсистемы

Национально-культурного этикета. Некоторые параметры

Сравнения НКЭ.

Вопросы:

  1. Значимость психологического фактора в сфере национально-культурного этикета.

  2. Сочетание общечеловеческих и национально-культурных ценностей в условиях современного национально-культурного этикета.

  3. Возможности реализации потенциала национально-культурного этикета в процессах сближения народов, развития их сотрудничества, в том числе, в сфере социально-культурного сервиса и туризма.


Тема 2. «Интровертно-экстравертная» классификация поведенческих культур (по К.Юнгу в интерпретации Р.Льюиса).
Лекция 3. Подходы к использованию «интровертно-экстравертной»

классификации поведенческих культур в целях стимуляции

национально-культурной активности

Вопросы:

  1. Характерные черты психолого-поведенческих культур разных народов Мира. Сравнение «интровертно-экстравертной» психологической классификации и типологии «Бриггс-Майерс».

  2. Шкала поведенческой активности и полиактивности некоторых народов Мира.

  3. Управление «культурными горизонтами» этического сознания этносов.


Тема 3. НКЭ народов России

Лекция 4. Особенности НКЭ русских.

Вопросы:

  1. Русские: основные черты, восприятие самих себя и своего положения в Мире.

  2. Манеры поведения русских.

  3. Особенности национального характера русских.


Лекция 5. Особенности НКЭ народов РФ: основные черты и манеры поведения

русских, тюркских, алтайских, финно-угорских народов; бурятов,

калмыков, представителей тунгусо-маньчжурской группы народов,

народов Северного Кавказа.

Вопросы:

  1. НКЭ тюркских и алтайских народов – татар, башкиров, чувашей, тувинцев, хакасов, алтайцев: основные черты; восприятие самих себя и своего положения в Мире; манеры поведения.

  2. НКЭ финно-угорских народов России: мордвы, удмуртов, мари, коми, хантов, манси, саамов, карелов: основные черты; восприятие самих себя и своего положения в Мире; манеры поведения.

  3. НКЭ бурятов и калмыков основные черты.

  4. НКЭ представителей тунгусо-маньчжурской группы народов: якутов, ненцев, чукчей и коряков, эвенков, эвенов, эскимосов и ительменов.

  5. НКЭ народов Северного Кавказа: адыгейцев, черкесов, жителей Кабардино-Балкарии, представителей дагестанских народов, чеченцев, ингущей.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) icon«Профессионально-этические основы социальной работы»
Особенности этикета, нравственности, моральных принципов и быта народов языческой Руси
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconТема: «Реализация национально- регионального компонента на уроках географии»
Под национально-региональным компонентом (далее нрк) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconПояснительная записка содержание программы «Школа Этикета»
Школа этикета. Педагогический проект на тему «Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconРеферат по дисциплине: «Английский язык» на тему: «Сравнение норм...
Правила вежливости каждого народа — это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И в какой...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconНационально-региональный компонент
Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта....
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconВведение. Предмет, цели и задачи курса
Статус дисциплины: общепрофессиональный цикл, национально-региональный (вузовский) компонент
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ям народов Дагестана; воспитание у подрастающего поколения сознательного отношения к родному языку как к национально-культурной ценности...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconТемы по самообразованию мо учителей «образование и здоровье»
...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) icon7 января 2011 г в Сыктывкаре по инициативе республиканской национально-культурной...
«Украина» и народного хора «Купалинка» при национально-культурной автономии «Беларусь» в Республике Коми (председатель Крупенько...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconРусская лексика в английском газетном тексте: способы передачи национально-культурного...
Повторить основные синтаксические понятия (словосочетание и грамматическое значение словосочетания, предложение, простое предложение...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconПрограмма «Введение в этнотолерантность» Учебный курс предпрофильной подготовки
Российская Федерация, являясь государством, объединяющим около 40 национально-территориальных формирований, несет на себе немалый...
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconОтчёт о деятельности кроо нкау за 2013г
Коми республиканская общественная организация национально-культурная автономия «Украина» (кроо нка «Украина»). С 14 января 2014г....
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconПрограммы
Способствовать формированию у детей готовности соблюдать правила рационального питания, этикета
1. Введение. Теоретико-понятийный аппарат национально-культурного этикета. Культурологические, этические, этнопсихологические и цивилизационные аспекты национально-культурно этикета. (Нкэ) iconМетодические рекомендации по реализация национально-регионального...
Методические рекомендации по реализация национально-регионального компонента по истории в 9 классе


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск