Вопросы к экзамену по курсу «ПЕДАГОГИКА» для бакалавров ЕНО
Педагогика как наука, ее объект и предмет. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики.
Методология педагогической науки и деятельности. Методы педагогического исследования.
Ведущие педагогические идеи греческой философии и их значение для развития педагогики (педагогические идеи Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля).
Характеристика образования в Новое время и эпоху Просвещения: педагогические концепции Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега).
Воспитание, обучение и педагогическая мысль в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII в.). Школа и педагогика в России в XVIII – начале XX в.
Советская школа и педагогика: педагогика А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлинского. Новаторский педагогический опыт В.Ф. Шаталова, Е.И. Ильина, И.П. Волкова, С.И. Лысенковой.
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.
Ценностные (аксиологические и гуманистические) основы профессиональной деятельности в сфере воспитания. Современная этика отношения к детству.
Характеристика современных воспитательных систем гуманистической направленности.
Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитательного процесса.
Этические основы, содержание, формы и методы взаимодействия образовательного учреждения с родителями учащихся и другими членами семьи.
Эволюция концепции коллективного воспитания. Коллектив как объект и субъект воспитания.
Детские и молодежные самодеятельные группы и неформальные объединения. Возможность их взаимодействия с воспитательной ситемой образовательного учреждения.
Основы педагогического общения и педагогической техники. Средства коммуникации в профессиональной педагогической деятельности.
Современные подходы к содержанию воспитания.
Сущность гражданского воспитания детей и юношества. Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения. Использование в процессе воспитания потенциальных ресурсов учебных предметов.
Сущность нравственного воспитания: задачи, содержание, формы организации, критерии и показатели воспитанности.
Воспитание веротерпимости и религиозной толерантности. Особенности реализации процесса воспитания в условиях поликультурного и полиэтнического общества.
Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности в современных социокультурных условиях России.
Воспитание экономической культуры школьников как приоритетная стратегия воспитания. Использование в процессе воспитания потенциальных ресурсов учебных предметов.
Сущность эстетической культуры личности. Система работы школы по эстетическому воспитанию учащихся. Использование в процессе воспитания потенциальных ресурсов учебных предметов.
Технология применения словесных форм организации воспитания: беседа, диспут, конференция и др.
Сущность и специфика игровых и состязательных форм организации внеучебной деятельности школьников.
Организация и технология применения демонстрационных форм осуществления внеучебной деятельности школьников.
Характеристика методов формирования сознания. Способы повышения эффективности словесных методов воспитания.
Особенности применения методов организации деятельности в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений.
Характеристика методов стимулирования и мотивации деятельности школьников.
Критерии и показатели воспитанности личности и коллектива. Диагностические методики изучения детей.
Технология проектирования возрастосообразного воспитательного процесса. План, конспект, сценарий – основные формы проектирования.
Технологии воспитания, разработанные Н.Е. Щурковой и Н. П. Капустиным.
Коллективные творческие дела. Технология организации коллективной творческой деятельности, обоснованная И. П. Ивановым.
Характеристика современной дидактической концепции и функций обучения с точки зрения ценностных основ образования.
Законы, закономерности обучения и система педагогических принципов в структуре образовательного процесса.
Сущность компетентностного подхода к построению образовательного процесса. Истоки развития идей компетентностного подхода. Профессиональная компетентность педагога.
Целеполагание в педагогике. Виды педагогических целей.
Современная концепция содержания образования в научно-культурном контексте процесса обучения. Возможности использования последних достижений наук в содержании учебных дисциплин.
Современная интерпретация возрастного подхода в обучении и его реализация в содержании современного образования.
Характеристика современных документов, отражающих содержание образования.
Характеристика классно-урочной системы обучения. Психолого-педагогические требования к современному уроку.
Самостоятельная работа как форма организации учебно-познавательной деятельности. Виды самостоятельных работ в соответствии с возрастным и индивидуальным развитием обучающихся.
Сопутствующие, дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.
Методы проблемного обучения.
Педагогическая ценность и общая характеристика методов интерактивного обучения.
Дискуссия и анализ конкретных ситуаций как интерактивные методы обучения.
Игра как метод обучения
Метод проектов в обучении.
Средства обучения, их классификация. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса. Способы работы с источниками информации для обучения и саморазвития педагога и школьников.
Наглядные и технические средства обучения, психолого-педагогические условия их применения.
Характеристика современного подхода к диагностике результатов обучения. Система форм и методов контроля эффективности обучения.
Сущность и специфика образовательной технологии. Основания для классификации педагогических технологий.
Характеристика технологии дифференцированного обучения.
Характеристика технологий полного усвоения знаний, коллективного способа обучения, концентрированного и интегрированного обучения.
Характеристика технологий развивающего обучения.
Характеристика личностно-ориентированных технологий: «Школа Диалога Культур», «Школа адаптивной педагогики», гуманно-личностной педагогики Ш.А. Амонашвили.
Сущность и специфика дистанционного обучения.
Понятие управления и педагогического менеджмента. Принципы управления педагогическими системами. Государственно-общественная система управления образованием. Школа как педагогическая система и объект управления. Функции педагогического управления.
Повышение квалификации и аттестация работников школы. Позиция педагога в инновационных процессах. Инновационная деятельность в образовательных учреждениях различного типа.
|