Аннотация к программе по мировой художественной культуре.
5-9 класс
Рабочая программа по музыке составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- учебный план ГБОУ СОШ № 381 Кировского района Санкт-Петербурга на 2013-2014 учебный год;
- авторская программа Г.И. Даниловой « Мировая художественная культура»: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл./сост. Г.И. Данилова, М.: Дрофа,2009г.
Мировая художественная культура является составляющей частью области «Искусство» Регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений и рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в каждом классе.
Целью изучения мировой художественной культуры в 5-9 классах является духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к мировой культуре и осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития.
Для достижения поставленной цели изучения мировой художественной культуры в школе необходимо решение следующих практических задач:
изучить шедевры мирового искусства, созданные в различные художественно-исторические эпохи, понять характерные особенности мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
сформировать понятие о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимать важнейшие закономерности их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
сформировать представление о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
осознать основные этапы развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как части мировой культуры;
помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
развивать способности к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.
Реализация задач осуществляется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования компьютерных технологий. К приоритетным направлениям следует отнести защиту творческих проектов, рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся. Специфика курса.
В соответствии со стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум содержания в учебном материале основной школы особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к художественно культуре, формирование целостного восприятия искусства через интеграцию с историей, литературой, изобразительным искусством. Изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» в 5 классе рассматривает сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие нравственную значимость в современном мире. Особое внимание уделяется их художественному воплощению в различных видах искусства и причинам изменения интерпретации на протяжении исторического развития мировой художественной культуры. В 6 классе центром внимания учащихся становится Библия – величайший памятник литературы, истории, источник творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главной задачей является демонстрация школьникам духовного богатства и красоты библейских образов и сюжетов, воплощенных в различных видах искусства. В основе курса 7 класса – обращение к проблемам личности Человека, её связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой курса. При изучении в 8 классе «Художественной культуре народов мира» главное внимание сосредоточено на своеобразии традиций народов мира, раскрытии их внутренней сущности и характерных особенностей. Анализируются культурные различия народов мира, нашедшие отражение в произведениях искусства, праздниках, религиозных представлениях о мире. Основой содержания курса 9 класса является постижение современной классификации видов искусства, выявление их эстетической характеристики и специфики художественного языка.
Структура и разделы курса, их направленность.
5 класс.
Содержание курса посвящено изучению мифологии как системы образов и представления о жизни. Тема года: «Вечные образы искусства. Мифология» раскрывается в двух крупных разделах «Сюжеты и образы античной мифологии» и «Мифология древних славян». Раздел «Сюжеты и образы античной мифологии» предусматривается изучение древнегреческой и древнеримской мифологии, в которых затрагиваются исходные понятия нравственности, сквозь призму античной культуры рассматриваются проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. При изучении пантеона богов происходит обобщенное рассмотрение их образа, воплощенное в различных видах искусства. Учащиеся учатся анализировать художественные тексты Гомера, Овидия, Вергилия, осуществляют театрализацию фрагментов произведений античных драматургов. Разбираются в причинах изменения интерпретации мифологических сюжетов на протяжении развития мировой художественной культуры. Раздел «Мифология древних славян», рассматривает судьбу языческой славянской мифологии в истории русской духовной культуры, её связь с античной мифологией. Предметом изучения становится происхождение славянского пантеона богов и особенности их изображения, а также предания, поверья, обычаи, народная поэзия – как главный источник русской культуры, способствующий развитию интереса к культуре своей страны. 6 класс.
Тема года: «Библейские сюжеты и образы» раскрывается в двух разделах, в которых рассматривается историческая основа и содержание Библии, как основы духовной и нравственной жизни человека, её структура и значение в истории мировой художественной культуры. Учащиеся узнают символический смысл понятия «завет», легенды Ветхого и нового завета как пример героизма, стойкости человека, его готовности к самопожертвованию во имя веры в идеалы добра, любви и справедливости. Раздел «Сюжеты и образы Ветхого Завета» обращен к событиям, происходящим до Рождества Христова. Изучение начинается с легенды о сотворении мира и жизни первых людей на Земле через анализ художественных произведений. Поэтическая интерпретация Д. Байрона сюжета о Каине и Авеле раскрывает поучительный и нравственный смысл преступления против кротости и смирения. Дальнейшие темы посвящены знакомству с произведениями искусства, посвященными легенде о Вавилонской башне, жертвоприношении Авраама, мечтах о Земле Обетованной и мудрости израильских царей. Раздел «Сюжеты и образы Нового Завета» рассматривает важнейшие события христианской истории: детство и юность Марии, «благую весть» Архангела Гавриила, приход в мир Спасителя, основные вехи жизни Иоанна Крестителя. Особое внимание уделяется евангельским притчам Христа, как нравственной основе человечества. Художественное отражение вечного конфликта добра и зла, истины и лжи, бесстрашия и трусости раскрывается учащимся при знакомстве с новеллой М. Булгакова «Понтий Пилат». Материал курса завершает явление воскресшего Христа и его чудесное Вознесение как важнейшая тема произведений мирового искусства. 7 класс
Тема года «Мир и человек в искусстве» - начинает раскрываться в разделе «Человек в культуре народов мира» и рассматривается через божественный идеал в мировых религиях, образы святых, защитников Отечества, тему материнства. Учащиеся знакомятся с художественными канонами буддизма, христианства, ислама; произведениями средневекового эпоса, иконописными полотнами. Рассматривается понятие «идеал» в контексте эпохи, страны и его отражение в произведениях мировой художественной культуры. Раздел «Человек в мире Природы» обращен к подвижности и изменчивости мира, восприятию Природы как дара Человеку и источника вдохновения. Анализируется жизнь человека, соизмеряемая с жизнью Природы, её циклами, ритмами. В процессе изучения раздела происходит обращение к творчеству величайших пейзажистов Европы, России, Востока, анализируется общее и различное в интерпретации темы. Раздел «Человек. Общество. Время» декларирует безусловную ценность человеческой жизни, знакомит учащихся с символическим воплощением темы жизни человека в полотнах художников эпохи Возрождения, раскрывает видение мира глазами романтика и реалиста. Учащиеся знакомятся с понятием «урбанистический пейзаж» и город раскрывается перед ними как неиссякаемый источник творческого вдохновения художников и поэтов разных эпох и народов. Знакомство с картиной «Герника» П. Пикассо показывает реальную угрозу военных действий в любой точке земного шара, а знакомство с киноэпопеями Р. Камена является живой памятью о героических подвигах советских людей. 8 класс.
Тема года «Художественная культура народов мира» - представлена девятью разделами, последовательное изучение которых способствует возникновению целостного представления о мировой художественной культуре. В разделе «В мире художественной культуры » учащиеся смогут осознать, что мировая культура возникает как совокупность множества национальных культур, сложившихся в разных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации. Акцентируется внимание на единстве и своеобразии мировой культуры. Раздел «Своеобразие литературных традиций» знакомит учащихся с эпической литературой шумеров, индусов, обращается к карело-финскому эпосу и его главному герою Вейнямейнену. Литературные интерпретации народного эпоса рассматриваются на примере творчества Ш. Руставели, Г. Лонгфелло. Затрагивается эпическая тема в русской музыке и живописи. Раздел «Архитектура народов мира» рассматривает своеобразие и общность архитектурных традиций храмового зодчества в разных странах и религиях. Храм воспринимается как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мира. Учащиеся узнают эволюцию жилища человека, традиционные постройки жителей Гренландии, Аляски, Средней Азии, Африки, России, обратятся к символике традиционной конструкции японского дома. Раздел «Изобразительное искусство народов мира » рассматривает уникальные явления в мировой культуре: художественный мир, символику, и «обратную перспективу» древнерусской иконописи; условный и декоративный характер книжной миниатюры Востока; самобытность и экспрессивность скульптуры народов Африки, традиционное значение африканских масок, отражающее религиозное представление о мире. Традиции народного орнамента, игрушки народов мира, художественные промыслы России - являются предметом изучения в разделе «Декоративно-прикладное искусство». Учащиеся смогут по–новому увидеть символическое значение орнаментальных символов и понять, что народное искусство является основой национальной культуры и памятью человечества о своем прошлом. Праздник является неотъемлемой частью духовной жизни человека, важнейшим элементов традиционной культуры. Разновидность праздников, их классификация, своеобразие и богатство традиций представлено в разделе «Праздники и обряды народов мира». Раздел «Театр народов мира» рассматривает народное искусство русских скоморохов – странствующих актеров и музыкантов; синтетический характер Пекинской музыкальной драмы, воплотившей лучшие традиции китайского народного искусства; историю происхождения кукольного театра и разнообразие его типов. Раздел «Музыка народов мира» знакомит с народными инструментами разных стран, музыкальными традициями и их взаимопроникновением. Рассматриваются особенности храмовой музыки в буддизме, христианстве, исламе. Отдельно разбираются виды русских колокольных звонов, как части православной культуры; акцентируется внимание на использовании их звучания в операх М. Глинки, М. Мусоргского, в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке для создания национального русского колорита. Завершает курс восьмого класса раздел «Самобытность танцевальной культуры», в котором раскрывается символическое и ритуальное значение русских танцев; древнейшее происхождение и отражение в легендах индийской танцевальной культуры; своеобразный национальный символ Испании – фламенко и традиционные танцы африканских народов. 9 класс.
Тема года «Виды искусств» последовательно обобщает пройденный материал, расширяя его диапазон за счет современных классификаций видов искусства, его разделения на пространственные, временные, синтетические типы. Раздел «Художественные представления о мире» раскрывает многозначность понятия «художник», акцентирует образном мышлении в искусстве. В процессе изучения рассматривается понятие «эстетика» и эстетические категории - возвышенное и низменное; трагическое и комическое. Раздел «Литература» представляет известный с детства предмет как искусство слова. Разбирается место литературы среди иных видов искусства, её универсальная и всеобщая форма познания и отражения действительности. Учащиеся начинают воспринимать слово как «первоэлемент» литературы, условный знак предметов и понятий. Раздел «Архитектура» обобщает знания о художественном образе и понятии архитектурного стиля, который является отражением политических и общественных процессов в жизни общества. Подробно разбираются виды архитектуры проблемы градостроительства и ландшафтной архитектуры. В разделе «Изобразительное искусство» разбирается специфика языка, дается понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Анализируются художественные средства выразительности и жанры живописи и скульптуры. Особый интерес представляет изучение графики, не только в традиционном аспекте, но и как искусства современности: компьютерная графика, графитти. Подробно разбираются художественные и научные основы дизайна как искусства украшения окружающей среды. |