Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология»





Скачать 353.5 Kb.
НазваниеПрограмма курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология»
страница1/4
Дата публикации30.03.2015
Размер353.5 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СЕМИОТИКА И ЛИНГВИСТИКА

Программа курса и методические указания для студентов специальности

031401 «Культурология»


Тюмень 2011 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………3
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины………………3
Тематический план курса……………………………………………………………4
Рабочая программа……………………………………………………………………………..5
Темы семинарских занятий………………………………………………………....13
Вопросы для самопроверки…………………………………………………….…..26
Темы рефератов и контрольных работ……………………………………………28
Глоссарий……………………………………………………………………………29
Литература…………………………………………………………………………..33

ВВЕДЕНИЕ
Цель курса – дать системное представление о сущности семиотики и лингвистики как науках, их понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах, методологическом своеобразии и закономерностях развития.
Задачи курса:


  1. Овладение основными семиотико-лингвистическими категориями и понятиями, их структурно-семантическими связями.

  2. Раскрытие закономерностей формирования и функционирования языковых единиц и других знаков, а также знаковых систем.

  3. Формирование умений и навыков разбирать тексты, анализировать языковые единицы и культурные артефакты с учетом лингвистического и семиотического подходов.


На дисциплину отводится: всего 90 часов (ОДО) и 98 (ОЗО): из них 18 лекц., 18 сем. 54 срс (ОДО); 8 лекц., 8 сем., 82 срс (ОЗО).
Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины (выписка из стандарта основной образовательной программы).

ОПД.Ф.07. Семиотика и лингвистика

Предмет семиотики; основные категории, понятия и концепции; типы знаковых систем; естественные знаки и их системы; образы и образные системы знаков; языковые знаковые системы и их логика; метаязык в языковых знаковых системах.

Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели. Современные представления о семантике и прагматике. Типы означающих, означаемых. Синтаксические характеристики знаков и их прагматика. Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений. Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами. Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА



Темы

Лекц.

одо/озо

Практ.

одо/озо

СРС

одо/озо

Формы контроля

Семиотика как наука (предмет семиотики, основные категории, понятия и концепции)

2/2

2/2

8/8

Проверка учебных материалов

Типы знаковых систем.

2

2/2

4/6

Собеседование по науной литературе

Естественные знаки и их системы.

2/1

2

4/6

Мини-опрос

Образы и образные системы знаков.

2/1

2

4/6

Собеседование по научной литературе

Языковые знаковые системы и их логика.

1




4/6

Проверка учебных материалов

Метаязык в языковых знаковых системах.

1




4/6

Мини-опрос
















Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели.

2/2

2

4/8

Проверка учебных материалов

Современные представления о семантике и прагматике.

2/1

2

4/6

Собеседование по научной литературе

Типы означающих, означаемых.

2/1

2

4/6

Мини-опрос

Синтаксические характеристики знаков и их прагматика.

1




4/6

Мини-опрос

Приемы анализа и описания языковых фактов, обоснования лингвистических утверждений.

1




4/6

Проверка учебных материалов

Природа текста (речевого произведения). Текст как целое, отношения между текстами.




2/2

4/6

Собеседование по научной литературе

Значение лингвистики текста для культурологии. Современные лингвистические теории.




2/2

4/6

Проверка конспектов науучн. работ

Итого

18/8

18/8

54/82






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Тема № 1. Семиотика как наука (предмет семиотики, основные категории, понятия и концепции) Знаковая природа информации. Коммуникативные процессы в природе и обществе. Основа семиотического механизма. Определение знака. Дефиниция и строение знака; разные подходы к его осмыслению. Знаки по степени сложности. Место семиотики в ряду других дисциплин. История становления науки. Основные концепции природы знака. Античность. Спор о сущности имени: теория «фюсей» (Гераклит, стоики, гностики, пифагорейцы) и теория «тесей» (Демокрит, Аристотель, Платон); семиотические идеи в трактате Платона «Кратил, или о правильности имен». Средневековье. Имяславцы и имяборцы. Апофатическая теология Псевдо-Дионисия Ареопагита; семиотические исследования Августина Блаженного, его вклад в дальнейшее осмысление знака. «Новое время». Концепция знакового универсализма; гносеологические (Д. Локк, И.Кант), коммуникативные (В. Лейбниц) и лингвистические ( И. Гердер) аспекты семиотики. ХIХ в. Теория Ч.С.Пирса: основные принципы семиотики, научная характеристика знака, его значение, знаковые отношения, классификация знаков. Система структурных закономерностей и отношений между языковыми знаками (вне их динамического развития) Ф. де Соссюра. Лингвистическая философия Л. Витгенштейна. ХХ в. Теория знаков Р. Якобсона. Э.Сепир о символе в культуре и жизни личности. Семиотика в западноевропейком стрктурализме и постструктурализме: изучение знаковых структур (мифов, ритуалов, социальных установок) в трудах К. Леви-Строса; семиологический парадокс Р.Барта, «эпистемы» М.Фуко, деконструкция знака, текста Ж. Деррида, симулякр в трактовке Ж.Делеза и П. Клоссовски.

Семиотика в России. Учение о внутренней форме слова А.Потебни. Принципы феноменологического и герменевтического подхода к исследованию знака у Г.Шпета. Трактовка символа А.Белого и Вяч. Иванова. Символические взгляды П.Флоренского. «Философия имени» А.Лосева. Семиотическая теория Л.Выготского. «Металингвистика» М. Бахтина, знаковая структура речевого жанра, полифония романа, концепция диалога, хронотопа. Основные постулаты московско-тартуской семиотической школы (Ю. Лотман, Б. Успенский, В.Топоров, Вяч. Вс. Иванов).
Тема № 2. Типы знаковых систем.

Семиотический континуум и способы его обзора. Основные классы знаковых систем, различающиеся по своему генезису – биологические (врожденные) семиотики (языки животных) и культурные семиотики (естественные (жесты, мимика, интонация, поведение, одежда, этикет, религии, искусства, естественные (этнические) языки), искусственные (математическая символика, семиотика географической карты, знаки дорожного движения и др.)). Генезис и онтогенез знаковых систем. Типы (классы) элементарных знаков, различных по типу мотивированности и степени конвенциональности: принципы классификации знаков, типы мотивированности и три класса элементарных знаков (знаки-индексы, иконические знаки / звукосимволизм, знаки-символы). Сложные знаки и новые ступени семиозиса (производные и сложные знаки, телесные движения-образы, знаки-артефакты, интонационные знаки-образы, образы, вербальные образы, символы, эмблемы, аллегории и иносказания, знаки-конструкции).
Тема № 3. Естественные знаки и их системы.

План содержания знака и знаковых систем. Два полюса универсального информационного континуума: субъективно-чувственный и объективно-рациональный. Возможности языка в выражении чувственной, субъективно-эмоциональной и рационально-объективной информации. Три типа семиотического содержания (градация когнитивных свойств разных знаков): художественный образ, лексическое значение, понятие. Факторы надежности в передаче сообщений. Денотатика, семантика и прагматика. Различия между семиотиками в составе функций; состав и иерархия функций, присущих разным семиотикам и разным видам коммуникации (регулятивная, магическая, эмоционально-экспрессивная, фатическая (контактоустанавливающая), эстетическая. Типы строения знаковых систем: изолированные знаки и знаковые системы, элементарные и сложные, одноуровневые и многоуровневые семиотики. Черты строения паралингвистики, поведения и этикета: разнообразие подсистем, линейность, многоканальность.
Тема № 4. Образы и образные системы знаков.

Сложные, многоканальные и комплексные семиотики. История искусств как развитие и взаимодействие художественных языков. Художественные семиотики движений человека: танец, игра актера, пантомима, цирк; «лексика» и «синтаксис» танца, фактура и единицы театрального языка, пантомима как семиотический эксперимент, семиотическая парадоксальность цирка. Место музыки в семиотическом континууме культуры; семиотическая структура музыки, типы музыкального творчества и разнообразие музыкальных форм. Семиотики художественного изображения: скульптура, графика, живопись, архитектура, фотография, кино; семиотическая специфика изобразительного искусства, иконичность и конвенция пластических искусств, вклад кинематографа в развитие визуальных семиотик. Семиотика искусного слова: поэзия и проза; эпос, лирика, драма (функции вербального дискурса, интеллектуально-информационная содержательность, литературные образы); уровневое строение художественной литературы
Тема № 5. Языковые знаковые системы и их логика.

Уровни иерархии языковой знаковой системы: 1) уровень дифференциальных признаков фонем («твердость / мягкость», «шумность / сонорность» и т. д.), 2) уровень фонем; 3) уровень силлабем (слогов), 4) уровень морфем, 5) уровень лексем (слов), 6) уровень единиц «малого синтаксиса» - синтагм (словосочетаний), 7) уровень единиц «большого синтаксиса» (предложений), 8) уровень сверхфразовых единств (или сложных синтаксических целых – фрагментов текста, соответствующие абзацу), 9) уровень законченного целого – текста. Два уровня семиотического подхода к языку, исходя из лингвистических единиц, имеющих самостоятельное значение: 1) уровень слов и других воспроизводимых единиц (клише), извлекаемых из сознания в готовом виде; 2) уровень образуемых знаков, создаваемых в ходе общения по имеющимся в языке синтаксическим моделям. Слово как основная единица знаковой системы языка, высказывание как результат использования языка в акте коммуникации. Проблемы уровневого устройства языка: межуровневое взаимодействие, межуровневая корреляция и структурное сходство разных уровней языка (изоморфизм), лингвистические универсалии.
Тема № 6. Метаязык в языковых знаковых системах.

Метаязыковая функция в языке: речевой комментарий речи; метаязыковая функция по Р. Якобсону (предмет сообщения – «код») как результат рефлексии сознания над собственным коммуникативно-познавательным инструментарием. Метаязыковые комментарии (оценка слова, мотивированность выбора речения, индивидуальные оттенки смысла), метаязыковое назначение вводных клише. Характеристика метаязыковые средства: «текущие» вставные характеристики, обозначение процессов и участников речевого общения, названия проявлений речи, языковедческая терминология. Реализация метаязыковой функции в устных и письменных высказываний о языке. Метаязыковая рефлексия в онтогенезе и филогенезе. Роль метаязыка в интеллектуальном развитии сознания. Метасемиотика в науках и искусствах.

ЛИНГВИСТИКА
Тема № 1. Генезис языка, соотношение языка и мышления, структура языковой модели.

Проблема происхождения языка. Легендарно-мифические представления, античные теории, язык как продукт человеческого естества; социальные теории происхождения языка («яфетическая» теория, материалистическая теория).

Язык и мышление. Мышление и сознание; механизмы познавательного процесса; суждение – понятие – концепт. Функции языка (номинативная, коммуникативная, аккумулятивная, эмотивная, побудительная, художественная, метаязыковая, фидеистическая).

Структура языковой модели: а) единицы языка (основные – фонема, морфема, лексема, граммема, синтаксема; промежуточные – фономорфема (морфонема), дериватема, фразема) б) уровни языковой структуры (основные – Фонологический / фонетический, морфемный, лексемный / лексический, морфологический, синтаксический; промежуточные – фразеологический, дериватологический (словообразовательный), фономорфемный (морфонологический).
Тема № 2. Современные представления о семантике и прагматике.

Денотатика, семантика, синтактика, прагматика как содержательные аспекты языка. Три аспекта содержания знака (семантика, синтактика, прагматика) в теории Ч. Морриса. Денотативный аспект содержания знака; два вида разных отношений в семантической сфере знака (сигматика, семантика (парадигматика). Учение А. Е. Супруна о разной степени зависимости разных аспектов знака от внешнего мира и от употребления / функционирования знака. Прагматика как аспект семиотики, изучающий условия использования языковых знаков и совокупность условий, сопровождающих применение языкового знака.
Тема № 3. Типы означающих, означаемых.

Дефиниция и строение знака. Три класса явлений, взаимоотношения которых образуют знак (а) чувственно-воспринимаемая форма знака (звуки, буквы, изображения), б) принадлежащее сознанию человека представление (понятие) о предмете, в) материальный предмет внешнего мира (с которым соотносится знак).

Триада «знак – понятие – вещь» в разных школах и концепциях; 1) стоики (III – I вв. до н. э.): означающее – означаемое – вещь; 2) концепция Г. Фреге (1892): термин, имя, выражение – смысл – вещь; 3) Ф. де Соссюр (1916) – означающее как название и как акустический образ – понятие – вещь; 4) лингвистическая семантика: слово, лексема (в формальном аспекте и в аспекте своей внутренней формы) – понятие, представление, лексическое значение, денотат, дессигнатор, интенсионал (смысловое ядро значения), экстенсионал («периферия плюс ядро значения») – вещь; 5) логическая семантика: имя, слово, выражение, пропозиция – сигнификат, концепт, значение, смысл, интенсионал, десигнат, концепт денотата – денотат, референт, экстенсионал.

Субзнаки: частичные знаки, полузнаки, фигуры, экспоненты. Явления, сочетающие в себе знаковые и незнаковые (утилитарные) функции.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета
Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Учебно – методический комплекс «История религий» соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 031401...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»,...
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания для студентов 2 курса судомеханического факультета заочного отделения
Методические указания предназначены для студентов 2 курса смф заочного отделения и составлены для организации работы студентов-заочников...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания по выполнению курсовых работ по истории искусств для студентов ииид ижевск
Методические указания предназначены для студентов 4-го курса дневного и 5-го курса заочного художественно-педагогического отделения...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401 «Культурология»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 031401. 65 «Культурология»
Цель курса – ознакомление студентов с историей развития молодежных субкультур и движений, формирование у обучающихся как теоретических...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания по изучению английского языка для специальности -270205. 65
Методические указания предназначены для студентов второго курса, обучающихся по специальности: «Автомобильные дороги и аэродромы»...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания специального курса «композиция в художественном творчестве»
Методические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания для студентов специальностей 031401 «Культурология»...
Целью настоящего курса является рассмотрение теоретических положений литературоведения, а также закономерных особенностей становления...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания и тематика контрольных работ для студентов...
Культурология: Методические указания и тематика контрольных работ / Сост. Н. Д. Михайлова. Новосиб гос аграр ун-т. Новосибирск, 2007....
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconМетодические указания по выполнению срс (написание реферата) по дисциплине «культурология»
Целью творческой работы является углубление знаний основных теоретических положений раздела «Культурология», самостоятельная проработка...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconУчебно-методический комплекс Для студентов дневного и заочного отделения...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconВ н. волков А. В. Датий
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconУчебной дисциплины опд. Ф "Онтология и теория познания" специальность...
Язык философии (гномы, поэма, диалог, лекция, исповедь, медитации, аффоризм, эссе, научный трактат)
Программа курса и методические указания для студентов специальности 031401 «Культурология» iconИрвинг Стоун Моряк в седле
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск