МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Майкопский государственный технологический университет»
Факультет Новых социальных технологий Кафедра Философии социологии и педагогики
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________Л.И. Задорожная
«_____»__________ 20_____г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине В.В.1.1.Социология по направлению
подготовки бакалавров 190700.62 Технология транспортных процессов________________ по профилю подготовки Организация и безопасность движения __________ квалификация (степень)
выпускника бакалавр
Майкоп
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ВПО и учебного плана МГТУ по направлению подготовки 190700.62 Технология транспортных процессов
Составитель рабочей программы:
Кандидат социологических наук, доцент
|
|
| Шхалахова С.А.
| (должность, ученое звание, степень)
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры Философии, социологии и педагогики
(наименование кафедры)
Заведующий кафедрой
«___»________200__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Одобрено учебно-методической комиссией факультета
(где осуществляется обучение) «___»_________20__г.
Председатель
учебно-методического
совета направления (специальности)
(где осуществляется обучение)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Декан факультета
(где осуществляется обучение)
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ
«___»_________20__г.
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
Зав. выпускающей кафедрой
по направлению (специальности)
|
|
|
|
| (подпись)
|
| (Ф.И.О.)
|
1. Цели и задачи освоения дисциплины Целью курса является создание системы знаний об обществе у будущего бакалавра, участие в процессе усвоения необходимых знаний и навыков, необходимых для социализации, адаптация студентов к профессиональной среде.
Задачи курса:
- дать понятие об основных ученых-социологах классического периода, а также современного отечественного и зарубежного;
- сформировать у студентов представление о социальной сфере общества, определить ее значение и роль в жизнедеятельности каждого человека и общества;
- ознакомить студентов с основными концепциями общественного развития;
- сформировать у студентов навыки социально-исторического анализа;
- помочь в определении ориентиров собственной социальной позиции и самоопределении в профессиональной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Социология» входит в перечень курсов базовой части профессионального цикла ООП. Она имеет предшествующие логические и содержательно-методические связи с дисциплиной «Философия». Социология вышла из недр философии. Она унаследовала определенные понятия-категории, такие как общество, человек, ценности, индивид, прогресс и некоторые другие. В ряде исследований ключевых проблем общественной жизни теоретическая социология особо переплетается с разделом философии – социальной философией. У них широкая область совпадения объекта изучения.
Социология связана с психологией. В курсе «Социология» предусмотрено изучение темы из социальной психологии, где рассматриваются вопросы, связанные с формированием личности через взаимодействие в человеческом коллективе.
Социология связана с такими дисциплинами как экономическая теория, культурология, политология. Каждая из дисциплин занимается изучением отдельной сферы общества. В рамках социологии предусмотрено изучение отдельных тематических разделов, которые непосредственно связаны с перечисленными дисциплинами (экономическая социология, социология культуры, политическая социология). Изучение данных тем должно сформировать общие представления о направлениях и вопросах, изучаемых перечисленными дисциплинами.
Изучение социологии предполагает опору на уже имеющиеся знания, полученные из других гуманитарных или общественных наук. Все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, включают в себя социальный аспект, т.е. законы и закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через жизнедеятельность людей.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: знать: содержание ключевых понятий социологии: общество, социальная связь, социальное взаимодействие, социальные отношения, социальная структура, стратификация, социальная мобильность, миграция, социальная группа, социальная общность, социальный институт, социализация, социальный статус, социальная роль, коммуникация.
уметь: умеет логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе (ОК-9);
владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации в обществе, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и
при решении социальных и профессиональных задач, способностью
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).
4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы для ОФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 4
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 18/0,5
| 18/0,5
|
|
|
| Семинары (С)
| 18/0.5
| 18/0.5
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 54/1,5
| 54/1,5
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 30/0,83
| 30/0,83
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составления плана конспекта
|
24/0,66
|
24/0,66
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
| 4.2.Объем дисциплины и виды учебной работы для ЗФО
Вид учебной работы
| Всего
часов/з.е.
| Семестры
| 3
|
|
|
| Аудиторные занятия (всего)
| 10/0.28
| 10/0.28
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Лекции (Л)
| 4/0.12
| 4/0.12
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
|
|
|
| Семинары (С)
| 6/0,17
| 6/0.17
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
|
|
|
| Самостоятельная работа студентов (СРС) (всего)
| 98/2.73
| 98/2.73
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
|
|
|
| Расчетно-графические работы
| -
| -
|
|
|
| Реферат
| 49/1,37
| 49/1,37
|
|
|
| Другие виды СРС (если предусматриваются, приводится перечень видов СРС)
1. Составления плана конспекта
|
49/1,37
|
49/1,37
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации:
зачет
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| 108/3
| 108/3
|
|
|
| 5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Структура дисциплины для студентов ОФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля
успеваемости
(по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)
| Л
| С/ПЗ
|
| ЛР
| СРС
|
| 1.
| Социология как наука. Структура и функции социологии.
| 1-2
| 2
| 2
| 2
| -
| 8
| Обсуждение
докладов
| 2.
| История возникновения и развития социологии на Западе и в России.
| 3-4
| 2
| 2
| 2
| -
| 8
| Опрос на семинаре
| 3.
| Методы и методика социологического знания. Использование качественных и количественных социологических стратегий.
| 5-6
| 2
| 2
| 2
| -
| 8
| Тестирование
| 4.
| Особенности развития социологического взгляда на городскую среду. Формирование и функционирование городской среды.
| 7-8
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Опрос на семинаре
| 5.
| Социология личности. Социальное взаимодействие. Социология девиантного поведения.
| 9-10
| 2
| 2
| 2
| -
| 6
| Тестирование
| 6.
| Социальные группы и общности.
| 11-12
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Опрос на семинаре
| 7.
| Социальные институты. Общественное мнение как институт гражданского общества. Институционализация
| 13-14
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Опрос на семинаре
| 8.
| Социальные организации. Управление организациями.
| 15-16
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Обсуждение докладов
| 9.
| Социальные конфликты. Социальные проблемы Предотвращение и решение конфликтов в профессиональной сфере.
| 17-18
| 2
| 2
| 2
| -
| 4
| Обсуждение докладов
| 10.
| Промежуточная аттестация.
| -
| -
| -
|
| -
| -
| зачет
|
| ИТОГО:
|
| 18
| 18
| 18
| -
| 54
|
|
5.2. Структура дисциплины для студентов ЗФО
№ п/п
| Раздел дисциплины
| Виды учебной работы, включая самостоятельную и трудоемкость (в часах)
| Л
| С/ПЗ
| ЛР
| СРС
| 1.
| Социология как наука. Структура и функции социологии.
| 2
|
| -
| 1 0
| 2.
| История возникновения и развития социологии на Западе и в России.
| 2
|
| -
| 10
| 3.
| Методы и методика социологического знания. Использование качественных и количественных социологических стратегий.
|
| 2
| -
| 10
| 4.
| Особенности развития социологического взгляда на городскую среду. Формирование и функционирование городской среды.
|
| 2
| -
| 10
| 5.
| Социология личности. Социальное взаимодействие. Социология девиантного поведения.
|
| 2
| -
| 10
| 6.
| Социальные группы и общности.
|
|
| -
| 10
| 7.
| Социальные институты. Общественное мнение как институт гражданского общества. Институционализация
|
|
| -
| 10
| 8.
| Социальные организации. Управление организациями.
|
|
| -
| 14
| 9.
| Социальные конфликты. Социальные проблемы Предотвращение и решение конфликтов в профессиональной сфере.
|
|
| -
| 14
| 10.
| Промежуточная аттестация зачет
|
|
| -
|
|
| ИТОГО:
| 4/0.12
| 6/0.17
| -
| 98/2.73
|
|