Скачать 348.23 Kb.
|
Обобщение педагогического опыта работы Дряминой Оксаны Александровны, учителя начальных классов МАОУ СОШ № 3 города Гулькевичи муниципального образования Гулькевичский район Краснодарского края по теме «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества» Моё педагогическое кредо: «Прекрасный педагог вкладывает знания в своих учеников, а также приобретает возможность поднять свой имидж, обрести коллег, которые живут активной школьной жизнью и вносят профессиональный вклад в развитие гражданского, духовно-нравственного, военно-патриотического, художественно-эстетического, трудового и интеллектуального уровня подрастающего поколения». Моя работа не ограничена на воспитании учащихся младшего школьного возраста. Я преподаватель курса «Основы православной культуры», «История и культура кубанского казачества», классный руководитель класса казачьей направленности и школьный куратор классов казачьей направленности, а также районный руководитель методического объединения учителей классов казачьей направленности. С 2007 учебного года я работаю в направлении изучения истории, культуры, традиций, обычаев и быта кубанского народа. Поэтому моя тема самообразования называлась «Особенности совершенствования учебно-воспитательного процесса путём формирования истории и культуры Кубани». Но в связи с тем, что произошли изменения в сфере образования и введение внеурочной деятельности реализуемой согласно ФГОС, изменилась и тема самообразования. С 2011 учебного года она называется так «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества». Изменение названия темы не влияет на содержание учебно-воспитательного процесса. Мною разработан индивидуальный план профессионального развития на период 2011 – 2015 учебные годы. Цели профессионального развития:
Задачи:
Ожидаемые результаты индивидуального плана профессионального развития Система работы по теме самообразования по теме самообразования «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества» предполагает непрерывное повышения квалификации в избранном направлении и приведет:
Реализация индивидуального плана профессионального развития
В процессе работы по теме самообразования «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества» мною разработана школьная программа воспитательной работы для классов казачьей направленности, в которой определены цели, задачи и направления деятельности класса казачьей направленности по патриотическому воспитанию учащихся. В пояснительной записке программы говорится: Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма. Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно – патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей: Человек – воспитание гуманности. Семья – первый коллектив ребенка. Труд – воспитание творчества и потребности в созидании. Знания – поиск истины. Культура – воспитание духовности. Отечество – воспитание бережного отношения к истории своего народа. Земля – создание целостного образа мира. Мир – создание атмосферы гражданского мира и согласия. Система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно-нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, и трудовое воспитание. С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно-патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников возникает необходимость в создании данной программы. Вся воспитательная система работы класса казачьей направленности строится на принципах, заложенных в Уставе МАОУ СОШ № 3, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания. Данная программа способствует формированию у школьников эмоционально-положительного отношения к казачеству, гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции. Эта идея представляется нам основной в системе казачьего воспитания. Основные цели и задачи программы: 1. формирование ценностных ориентаций через организации жизнедеятельности казачьего класса; 2. знакомство с историей Кубани, со своей родословной; 3. формирование положительного отношения к казачьим традициям; 4. воспитание гражданина, патриота, семьянина через изучение прошлого и настоящего малой Родины, истории и традиции казачества; 5. воспитание личности: мыслящей, творческой, духовной, гуманной, свободной, любящей свою Родину; 6. возрождение казачества, упрочение единства и дружбы народов, проживающих на территории Гулькевичского района и города Гулькевичи. Воспитательный процесс направлен: 1. на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся; 2. общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума; 3. формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности; 4. формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни. Считаю слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» ключевыми в своей работе и актуальными в воспитании духовно-нравственного подрастающего поколения. Знакомство с историей, культурой, бытом, традициями и обычаями кубанского народа Являясь классным руководителем класса казачьей направленности, мною определены следующие цели работы: воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества; возрождение духовных, исторических и военно-патриотических традиций; знакомство с яркими страницами истории; способствовать формированию у учащихся чувства безграничной любви к Родине, чувства долга. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая родина» ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. При изучении тем, во время практических занятий, экскурсий делаю акцент на гуманистическую направленность и говорю о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни. Работа этого направления способствует воспитанию чувства гордости у ребят и желанию учиться и жить на благо родного края и став взрослыми укреплять и приумножать его благополучие. Воспитание начинается с семьи Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Изучая традиционную культуру и историю кубанских казаков, я на примере своей семьи (мои предки были казаки, и я родилась на Кубани) представила детям презентацию «Родословная моей семьи». Данная тема и форма классного часа заинтересовала ребят, и у них появилось желание создавать и представлять свои исследовательские проекты: «Моя семья», «Родословная моей семьи», «Семейные реликвии», «История одной фотографии». Во время таких занятий мы можем наглядно рассмотреть старые, уже пожелтевшие фотографии; награды предков. Дети с удовольствием приносят домашнюю утварь кубанских казаков; предметы обихода; вышитые рушники, скатерти и другие предметы рукоделия. Среди учащихся класса провожу анкетирование «Изучение семейных традиций»: Если в 1 классе ребята имели слабое представление о семейных традициях, то уже к 3 классу возросла заинтересованность изучения семейных традиций. Направление «Экологический вестник» Формирование национального самосознания на основе восстановления духовно-чувственной связи ребёнка с родной природой, прошлым и будущим Кубани – это одна из воспитательных задач. Расширить кругозор детей о природе Краснодарского края, наблюдение за изменениями в живой и неживой природе в разные времена года, через общение с природой прививать любовь к родному краю – основные цели работы направления «Экологический вестник». Ребята с удовольствием изучают природу родного края и района. Во время экскурсий знакомятся с представителями растительного и животного мира. Свои наблюдения оформляют в проектах «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир Краснодарского края», «Лекарственные растения Краснодарского края». Интересные и познавательные сведения раскрывают нам проекты по временам года: «Золотая волшебница осень», «Зимушка – зима», «Здравствуй Весна». Результаты участия учащихся в конкурсах направления «Экологический вестник»
Участие учащихся в конкурсах в рамках направления «Формирование ценности здоровья, здорового и безопасного образа жизни»
Классный руководитель – родители – учащиеся Большое внимание уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей учащихся класса. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. И в этом я считаю, что заключается совместная положительная работа классный руководитель – родители – учащиеся. Тематика занятий с родителями младших школьников 1. Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования. 2. Роль игры в жизни младших школьников. 3. Роль родителей в подготовке школьником домашнего задания. 4. Особенности общения младших школьников. 5. Значение основных ценностей рода и семейных традиций в детско-родительских отношениях. Наши родители являются помощниками, как в организации, так и при проведении классных часов, праздников, экскурсий. Вместе с классным руководителем и родителями учащиеся принимают активное участие в мероприятиях и конкурсах. Родители и старшие члены семей учащихся всегда приходят к нам на помощь и радуются нашими успехами и достижениями. Анализируя итоги воспитательной работы, можно увидеть, как меняется в положительную сторону психологический климат класса, растет мотивация обучения, идет совместный личностный рост учителя и учеников. Учащиеся активно и с большим желанием включается в проектную деятельность. Показатели эффективности воспитательной работы в классе
Диагностику коллектива класса изучаю по критериям
Деятельность общения
Познавательная деятельность
Работая по теме самообразования «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества» принимаю активное участие в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: 28.09.2010 г. – участник межрегиональной научно-практической конференции «Кубанские казаки на защите Отечества», г. Кропоткин; август 2011 г. – победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую разработку заочных экскурсий «Православные храмы – юбиляры в Краснодарском крае»; ноябрь 2011 г. – победитель муниципального этапа IV краевого конкурса образовательных учреждений казачьей направленности; 08.11.2011 г. – краевая викторина, посвящённая 200-летию Кубанского казачьего хора; 09.02.2013 г. – благодарность за техническое и организационное обеспечение районного мероприятия «Казачьи игры» и грамота за активное участие в подготовке и проведении районного мероприятия «Казачьи игры» среди учащихся классов казачьей направленности; февраль 2012 г. – участник краевой заочной научно-практической конференции «Актуальные вопросы казачьего воспитания и образования»; 29.02.2012 г. – участник краевого семинара-практикума для педагогов общеобразовательных учреждений, имеющих классы казачьей направленности «Содержательные и организационные аспекты реализации казачьего воспитания ОУ»; апрель, 2012 г. – победитель муниципального этапа XIX краевого конкурса «Учитель года – 2012»; 14.05-18.05.2012 г. – участник XIX краевого конкурса «Учитель года – 2012»; август, 2012 г. – победитель муниципального этапа краевого конкурса на лучшую разработку Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»; 28.08.2012 г. – выступление на районном семинаре преподавателей курса «Основы православной культуры» и учителей классов казачьей направленности»; 18.10.2012 г. – участие в работе XVIII Всекубанских Кирилло – Мефодиевских духовно – образовательных чтений, г. Краснодар; 27.10.2012 г. – участник VIII международной Кубанско-Терской научно-практической конференции «Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа»; 18.01.2013 г. – выступление на районном семинаре руководителей классов казачьей направленности по теме «Воспитательное пространство культуры казачества в XX веке; 24.03.–26.03.2013 г. – участие в работе 8 Благовещенского православного педагогического форума Кубани п. Ольгинка Туапсинский район; 17.04.2013 г. – распространение педагогического опыта на курсах квалификации по ОПК в НЧОУ ВПО Армавирский Православно-Социальный Институт – сертификат о защите проекта по теме «Святые земли русской»; 05.08.2013 г. – участник конференции V межрегионального фестиваля-мастерской «Старая линия» по теме «Современные концепции и формы деятельности в области традиционной народной культуры»; 08.08.2013 г. – участник регионального этапа Всероссийского конкурса педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста «За нравственный подвиг учителя»; 4.11–12.11.2013 г. – участник культурно-образовательной поездки учителей ОПК по маршруту «Золотое кольцо России»; ноябрь, 2013 г. – призёр муниципального этапа краевого конкурса «Лучший классный руководитель»; 3.12.2013 г. – выступление на районном методическом объединении учителей ОПК; 18.12.2013 г. – автор-составитель сборника докладов районной научно-практической конференции по теме «Духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников через организацию деятельности классов казачьей направленности»; 23.12–31.12.2013 г. – победитель краевого конкурса среди педагогов общеобразовательных учреждений на лучшую методическую разработку «Растим патриотов России», номинация «Концепции (программы) и модели патриотического воспитания детей и молодежи». Обобщение и распространение опыта работы по гражданскому, духовно-нравственному, военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения в социальных сетях Свой опыт работы по теме самообразования «Особенности урочной и внеурочной деятельности в воспитании подрастающего поколения на обычаях, традициях и культуре кубанского казачества» и в воспитании духовно-нравственного подрастающего поколения распространяю в социальной сети: персональный сайт учителя начальных классов http://ksyscha.ucoz.ru Кредо моего личного сайта: Приветствую Уважаемых коллег, родителей и учащихся! Предлагаю Вам совершить путешествие в удивительный мир школьной жизни. Удачи Вам! В меню сайта находится раздел «Методическая копилка», в котором учителя смогут найти программы, календарно-тематическое планирование для учителей начальных классов работающих по УМК «Школа 2100» в соответствии с ФГОС и разработки уроков в помощь учителю начальных классов. В разделе кубановедение имеются программы и планирование для учителей кубановедения и разработки уроков кубановедения. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сегодня мы поговорим о традициях и обычаях кубанского казачества. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними,... | Консультация «О воспитании девочек и мальчиков в русских традициях».... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Под внеурочной деятельностью... | «Организация индивидуального социально-педагогического сопровождения... Форма проведения: обучающий семинар-практикум по освоению педагогами технологии индивидуального сопровождения школьников в урочной... | ||
Общественность урала обсуждает проблемы детства «Общество духовной культуры», Уральское отделение международной ассоциации «Мир через культуру» и Областное педагогическое общество... | Информация о ходе реализации партийного проекта «Урок физкультуры XXI века» является содействие совершенствованию системы физического воспитания подрастающего поколения, приобщение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формирование фондов библиотек литературой на традиционных и электронных носителях о культуре, обычаях и традициях коренных малочисленных... | Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе: фгос... «Воспитание личности – носителя этнокультурных традиций Прикамья в условиях интеграции урочной и внеурочной деятельности» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Я очень люблю свою работу. Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. Моя задача – обучать, развивать... | Применение проектов во внеурочной и урочной деятельности Обучения, базирующего на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи... | Рабочая программа внеурочной деятельности по спортиво-оздоровительному... Спида, все это требует неотложных контрмер, активного формирования у подрастающего поколения установок на зож, на возрождение духовных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Обучая себя, обучу и разовью способности учащихся». Моё педагогическое кредо: работать так, Организация образовательного процесса... | Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального... Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения | ||
Программ а по внеурочной деятельности пояснительная записка В связи с введением фгос второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе,... | Проекта Формирование профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов в урочной и внеурочной деятельности по предмету биология |