Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего





НазваниеЦивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего
страница1/10
Дата публикации11.04.2015
Размер1.05 Mb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Культура > Анализ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
c:\documents and settings\dr.farah\my documents\my pictures\my scans\pic7.bmp


Цивилизация и религия:

вопросы ностоящего и будущего

(Анализ произведений Сухейля Фарах)
*****

Civilizations and Religions:

Questions of present and future

(Analysis of thoughts of Soheil Farah)
*****

Civilisations et Religions:

Questions du present et de l’avenir

(Analyses des travaux Soheil Farah)

Edition dar Elquds, Algerie, 2010


ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СУХЕЙЛЯ ФАРАХ

Диалог или столкновение культур: состояние и надежда



Действительность

На этой земле с ее множеством рас, языков, религий, культур и общественных формаций движение к партнерству и сотрудничеству, единению и согласию идет параллельно с усилением самоуправства, всплесками эгоизма, явлениями отчуждения и неприятия друг друга. Зло, фанатизм и ненависть сопутствуют добру, великодушию и любви, тревоги и ужасы войны — стремлению к миру и спокойствию. Человек живет в сюрреалистической среде — между жизнью и нежизнью, среде, где правит бал душевный покой и бури эмоций, благородство и низость, мудрость и безумие, чувства радости и ощущение безысходной тоски.

В мире не прекращается борьба между идеями противоборства и идеями согласия, борьба, порождающая модели поведения, формы представлений, предания и мифы, а также опыт взаимной враждебности, как и опыт совместного бытия. Существуют две главные формы взаимосвязи и взаимодействия между цивилизациями:

  • враждебная (Hostile), использующая различные средства для уничтожения традиционной культуры того или иного этноса, и замены ее культурой, навязывающей себя извне;

  • дружественная (Friendly), в основе которой лежит тяга к подлинному взаимопониманию и уважение свободы выбора каждой из сторон.

Между этими двумя крайностями сосуществуют цивилизации и народы. Любая культура демонстрирует широту или узость своего кругозора по сравнению с другой культурой и на примере собственного опыта. Это происходит независимо от того, выступает ли она в роли знаменосца, возглавляющего колонну ушедшей вперед цивилизации, или в качестве боковой цивилизационной ветви.

Борьба в современном мире

Несмотря на стремление тихих мечтателей к миру, в котором господствовали бы идеи дружбы, любви, справедливого и равноправного сотрудничества, борьба остается характерной чертой бытия и формой отношения человека к его окружению. На всех этапах возникновения, развития и экспансии цивилизаций существовала тяга к противоборству и гегемонии, служившая интересам племени, этноса, религии, класса или идеологии. Со временем совершенствовались методы и технологии воинствующего гегемонизма, и то, что происходит сегодня, являет собой невиданную ранее опасность, угрожающую всем нам: на наших глазах разрушаются традиционные ценности, большинство этнических групп, святыни и культуры. На смену им приходит новая культурная новация, построенная на принципах корысти и обожествления вещей, принижения значения печатного слова и навязывания образа аудиовизуальной культуры, освобождения творчества от любых сдерживающих начал и превращении его в предмет купли-продажи.

Третья промышленная революция и революция в информатике открыли новую эпоху в цивилизационном общении между людьми, приведя к репродукции и распространению ценностей и достижений различных культур на новых основах — в ином пространственном измерении и отличных от прошлого формах. Возникли новые виды знания и новые ценности, заполнившие сферу отношений между странами и народами, и материальные ценности цивилизации потребления стали общими для всей ойкумены.

Американской цивилизации в ее вселенском измерении не интересны ни демократия, ни национальные чаяния, ни формы культурной самобытности, ни эстетические ценности. «Ее цель — всемирное общество потребления, в котором нет ни рас, ни граждан, ибо все они бесполезны как клиенты. Существует только одна новая раса мужчин и женщин — потребители». (1)


Ценности рынка довлеют над всем

Новые лица украшают фасад новой цивилизации — политические знаменитости, теле- и кинозвезды, кинорежиссеры, хозяева транснациональных банков и крупных корпораций, нефтяные бароны, эксперты по проблемам народонаселения, аудиторы, адвокаты и спортсмены, короли информатики и разработчики информационных систем. Эти люди говорят на двух языках — на языке доллара и английском.

Все они лишены этнической, культурной и религиозной принадлежности. Их родина — бизнес, их цивилизация — потребление, их божество — материальные ценности. Барбер говорит в этой связи: «Торговые центры — это столицы и парки мира, где правит Макдональдс. Там не найти ни настоящего театра, ни детского диспансера. Там не остановишься, чтобы поболтать с девушкой, проходящей мимо, и не уединишься для молитвы. Там нет ни сельхозтоварищества, ни школы. Видишь только сеть торговых точек, которые заставляют нас забыть, кто мы на самом деле, дабы, не обращая внимания на других, полностью насладиться приобретательством». (2) Так глобализация вторгается в сферу национальных ценностей, символов и мифов, которые ранее составляли неразделимое замкнутое единство. Вокруг них-то и складывалась культурная самобытность — основа самобытности национальной.
Глобализация и псевдодемократия

В эпоху мондиализации наблюдается возрождение идеи конфессионального плюрализма и явления псевдодемократии. Новый «международный порядок» стойко поддерживает этнические и религиозные группы, чтобы выбрать именно псевдодемократический путь. Это ошибочный путь, который даёт противоположные представления о разумной демократии, основанной на принципе свободы и справедливости гражданского общества. Под определениями и знаниями плюрализма и псевдодемократии, возникли многочисленные этнические группы, которые проводят сугубо узкие конфессиональные программы. Эти конфессии берут для себя все существующие права, но отрицают эти же права для других этнических и культурных групп. Вместо того, чтобы основать здравомыслящую и мирную платформу для жизнеспособной и лояльной демократии на месте, наоборот, возрождаются новые конфликты и войны. Каждая этническая группа замыкается вокруг себя, ищет свою историческую память обо всех явлениях, которые разжигают и провоцируют нетерпимость и враждебность к другим этносам и культурам. Подобного типа примеры мы видим в Индии и Турции, Ливане и Югославии, Судане и Нигерии, Филиппинах и Индонезии, Испании и на Северном Кавказе, в Латинской Америке, а также в других регионах мира.

Мондиализация псевдодемократии не только отрицательно влияет на развитие жизненного процесса разных этнических групп, развивающихся стран, но и оказывает отрицательное влияние на внутреннюю этническую структуру наиболее развитых стран. В последнее время, это наблюдается подъёмом элементов фанатизма и консерватизма в протестантизме и католицизме. Ясным примером, на данном этапе, является духовный отец этнической группы «Ку-Клукс-Клан», господин Дэйвид Дьюк, который достиг поста сенатора в США. Он откровенно объявил вести беспощадную войну против цветной расы и сказал: «Мы должны вести острую борьбу против любой стороны, которая пытается изменить белое христианское наследие Америки». (3)

Опасность этого явления заключается в том, что борьба и конфликты не носят общий национальный характер против других цивилизаций, а она проникает во внутреннюю нацию своей цивилизации. Каждый этнос и религия, которая болезненно пытается закрыть себя, враждебно относится к другой.

Этнические и культурные войны последних лет заменили собой открытые противоборства, и в ХХI веке займут, очевидно, место социальных конфликтов минувших столетий. Идет конфронтация с применением грубейшего насилия. Маэстро, направляющий ее развитие, вооружен, без сомнения, глубокой исторической памятью и владеет убийственными технологиями. Он похож на проектировщика или инженера, который шутки ради спланировал военно-космический корабль, подобный тем, какими в фильмах и видеоиграх увлекаются дети и подростки. Двигатель его корабля — это, конечно, личный интерес, а рулевой механизм — злобное стремление к обладанию силой. Под его разрушительной мощью все, чем богаты культуры народов, обращается в прах и жалкие обломки, которым нельзя вернуть жизнь.

Серж Москович, один из теоретиков постмодернизма, писал, что жизни на нашей планете угрожают убийственные последствия загрязнения природной среды и воздействия множащихся технологий. При этом, говорит он, обитающие в ее пределах общественные коллективы изолируются друг от друга, чуждаясь любых форм социальной или культурной интеграции. Ален Турен со своей стороны, упрекает теорию и практику модернизма в трагическом разрыве с областью сакрального и разрушении ее посредством рационалистических представлений о мире. По его словам, мы живем «в анархическом обществе, где организационно-технологическая и эмоционально-культурная сферы находятся в резком конфликте друг с другом». (4)

Перед лицом глобализации народы, тем более малые этнические и культурные общности, уже не являются хозяевами своей судьбы. Активизируются попытки сделать наш мир однополярным и одномерным, где всем распоряжался бы «дядя Сэм», стремящийся увековечить на планете гегемонию своей «культуры».

Тем не менее, как указывает Тоффлер, один из выдающихся американских футурологов, отношения господства и подчинения находятся в состоянии «непрерывного изменения, как не прекращаются изменения и в отношениях между людьми». (5) Не вечны ни политические режимы, ни мировые империи, ни господствующие культуры, сколько бы ни было в них силы. Отношения между странами, народами, профессиональными коллективами и общественными объединениями подвержены постоянным переменам. Тот же Тоффлер говорит: «С людьми и природной средой, с технологиями, культурами и многими другими формообразованиями происходят великие метаморфозы, приводящие к переворотам и конфликтам. В итоге перераспределяются источники власти». (6)
Диалог и встреча

Альтернативой соперничеству и конфронтации служит стремление многих объединений землян к диалогу и сближению. Ценности, понятия, принципы и представления могут циркулировать в рамках одной обособленной культуры, но могут вступать и во взаимодействие с содержанием иных культур. Для начала всем нужно освободиться от порочности субкультуры — подчиненности инстинкту и приверженности наркомании, преклонения перед насилием и дешевым сексом, глупой привязанности к материальным ценностям. Человечество, — справедливо подчеркивает русский мыслитель Игорь Бестужев-Лада, — «осуществилось посредством устранения опасности бескультурья». (7)

Прежде чем освободиться от конфликта с Другим, нужно спросить себя, не в нас ли кроется причина нашей неспособности найти с ним общий язык для спокойного диалога и теплой встречи. Отринем нашу замкнутость, наш фанатизм и экстремизм и окинем себя критическим взглядом. Чем более мы искренни по отношению к Другому, тем сильнее его тяга к диалогу с нами. Аналогичным образом обстоит дело с отношениями между теми или иными общностями, теми или иными культурами. Межцивилизационные связи могут строиться и на прочных бесконфликтных основах.

В каждой культуре, развитой или отсталой, в любой религиозной или этнической общности, между соседями по кварталу, среди членов одной семьи, как и в наших собственных душах, сосуществуют как открытые пространства, так и закрытые уголки. В них есть просторы для великодушия и закоулки для фанатизма, приюты для демократичности и места для тирании, храмы для любви и западни для ненависти, обители для мира и прибежища для насилия. Всем нам нужно воспитывать позитивные качества самих в себе и в других.

Конфронтации и войны занимают важное место в отношениях между «Я» и «Другим». Но существуют и возможности для взаимодействия и творческой связи между Нами, чему нужно всемерно способствовать.

Анализируя высказывания Хантингтона о столкновении цивилизаций, русский ученый Борис Ерасов подчеркивает, что существуют развитые формы межцивилизационных отношений, «…основанные, прежде всего, на взаимодействии в сфере «высокой» культуры, взаимном знакомстве и обмене интеллектуальными, духовными, моральными и научными достижениями и ценностями. Результаты такого взаимодействия оказываются в высокой степени благоприятными для обогащения достояния «принимающей» цивилизации и престижа «дающей» цивилизации». (8)

Возможно, самый блистательный образ будущего — тот, который предполагает создание прочных основ для диалога, взаимного ознакомления, взаимодействия и сближения. История межцивилизационных отношений включает немало славных страниц, запечатлевших результаты совместных усилий в области градостроительства, изобразительного искусства и литературного творчества, развития науки, туризма и общей культуры. Примеры сотрудничества в реализации различных научных, туристических и развлекательных программ неизгладимы из памяти народов и цивилизаций.
Надежда

Оценка межцивилизационных отношений в постмодернистскую эпоху наводит на следующие размышления:

С тех пор как завершилась конфронтация двух политико-экономических систем, развивающиеся связи между цивилизациями этносами и религиями, принимая характер конфронтации или сотрудничества, отчуждения или диалога, играют главную роль в геополитическом контексте. Опыт настоящего переходного периода говорит о том, что конфликт между цивилизациями Востока и Запада будет усиливаться, пропасть между богатыми и бедными народами — становиться все глубже. Будет активизирована борьба за сферы влияния, источники энергии и иные природные богатства. Умножится число стран, представляющих боковые ветви цивилизаций, возрастут противоречия между ними.

Все это вызывает тревогу, порожденную ожиданием лихорадочного нагнетания напряженности, пределы которой будут шириться, а острота — возрастать. С увеличением числа стран, обладающих оружием массового поражения, приблизится опасность уничтожения человеческой цивилизации, по крайней мере, какой-либо из ее частей. Жизнь на земле может вступить в новый биологический цикл.

Приходит на ум и иное соображение. К будущему можно отнестись с верой, предполагая создание разумных условий для сближения и взаимодействия земных цивилизаций на основе справедливых подходов. Равноправный диалог и бескорыстное сотрудничество, цель которых — устранить поводы для войн, помогут сплотиться в борьбе с техногенными и экологическими катастрофами, решить проблемы голода и бедности, избавления человечества от опасных заболеваний, достижения большей отдачи от деятельности экономических объединений, научных центров и технологических сообществ. Выступление с общих позиций в разработке широкомасштабных гуманитарных, образовательных и общекультурных программ, позволят уделить особое внимание проведению идеологических и информационных компаний, призванных помочь формированию нового сознания у молодого поколения, которое в ХХI столетии могло бы жить и развиваться в единой всемирной цивилизационной атмосфере.

Общие знаменатели и интересы, стимулирующие дух сотрудничества, сближения и встречи, чаще всего относятся к области науки, искусства, туризма, взаимного наслаждения духовными ценностями. Здесь-то и наполняются жизненной силой души людей, устремляясь навстречу друг другу под властью благородных эстетических чувств. Японский мыслитель Дасияко Икеда говорит: «Воля человека движима сильной и подлинной верой в общую жизнь и надеждой на возрождение, в основе которой — новая жизненная философия и новый культурно-образовательный проект для молодого поколения. Этого достаточно для того, чтобы сдвинуть в сторону оптимизма чашу весов на этой планете». (9)

Потому академические умы, духовные авторитеты и светила культуры призваны соединить усилия, чтобы посредством непрерывной серии семинаров и конференций сделать предметом внимания творцов политики и лидеров экономики мечту о встрече культур. Ее реализация, конечно, будет означать радующий нас выбор в пользу сближения и сотрудничества между всеми этносами и культурами. В позитивном плане на дело могла бы серьезно повлиять ООН и все ее организации, в том числе та, которая особенно дорога нам, интеллигентам, — ЮНЕСКО.

Но, без сомнения, возможность того или иного решения зависит, прежде всего, от тех, кто контролирует факторы материальной и моральной силы, находясь на вершине пирамиды власти в лидирующих странах. Между двумя крайностями — выбором в пользу надежды и выбором в пользу отчаяния — существует множество промежуточных решений. Последнее слово, разумеется, принадлежит как политическим и военным лидерам, так и тем, в чьих руках власть денег, средства пропаганды и инструменты информатики.

Но и любой из нас, в свою очередь, отвечает за будущее цивилизации. Тот или иной ход событий зависит от усилий каждого из сынов человеческих. Очень легко разрушить то, что создавалось в течение десятков миллионов лет, и трудно сохранить эстетические, духовные и культурные сокровища, созданные лучшими умами человечества. Есть ли миссия благороднее той, что являет заботу о сохранении и приумножении этого богатства, открывая новые горизонты для сотрудничества и взаимодействия, основанные на обоюдном доверии и уважении друг друга.

Примечания

  1. Бенджамин Барбер: «Мир, где правит Макдональдс», как создает его Америка», ан-Нахар, октябрь 7 октября 1200. - С. 11.

  2. Там же.

  3. «Tame Magazine Daily» Pathfinder, july 13, 1996.

  4. Ален Турен: «Критика модернизма», Париж, Файар, 1992,С.228

  5. А.Тоффлер: «Метаморфозы власти», Дамаск, 1991. - С.830.

  6. Там же, С. 832

  7. И. Бестужев-Лада: «Альтернативная цивилизация», Москва, 1998. - С. 296.

  8. Б. С. Ерасов: «Сравнительное изучение цивилизаций», Москва, 1998. - С. 520.

  9. Дасияко Икеда: Цикл лекций под названием «К возрождению надежды», Москва, 1994



Диалог цивилизации и международные отношения
В каком мире живут сегодня цивилизации, государства и личности? Что их ждёт завтра? Два больших вопроса, которые занимают и живо тревожат умы людей после произошедших в последние годы крупнейших трансформаций общества и ускорившейся динамики событий в отдельных странах и в мировом масштабе. Трансформации прошли катком по приминаемым концепциям и стратегиям, областям знаний, культурам и самой духовности.

В предисловии к этой книге хотелось бы привлечь внимание уважаемого читателя кратко сформулированным новым реалиям и вытекающим из них предвидениям:

1. Сегодня многие критерии и парадигмы, принятые в межгосударственных отношениях до холодной войны и в её процессе, уже исчерпали свое значение. Если раньше конфликты возникали вокруг границ, экономики и идеологии, то сегодня мы имеем дело с новыми концепциями и парадигмами, главный дискурс которых — понятие «цивилизации» со всеми присущими ей религиозными, аксиологическими и материальными чертами. Именно эти понятия является основными для рассмотрения новых межгосударственных отношений, ибо цивилизация, как говорит Тойнби, это «квинтессенция истории».

2. Возрастание роли фактора цивилизации в отношениях между государствами, отразившееся на формировании теорий, концепций и политических систем после холодной войны, совпало с движениями религиозного возрождения и ростом культурной самобытности. В свою очередь, это повлияло на выкристаллизовывание не только геокультурных черт, но и самой геостратегии, как в её отрицательных, так и положительных проявлениях. Негатив заключается в тенденции конфликта между цивилизациями, а позитив – в тенденции положительного взаимодействия, диалога и партнёрства между ними.

3. Основной дискурс динамики конфликта на международном уровне – это диалектическая связь между глобализмом как системой, стремящейся навязать ценности сильнейшего всем остальным. Речь идёт о США, которые позиционируют себя как единственную и самую мощную державу в мире в экономическом и военном отношении, и не колеблются в своём стремлении размыть и развеять по ветру геокультурную структуру других государств с древними цивилизациями. Большинство народов мира, сталкиваясь с нарастающим информационным потоком и быстро развивающимся технологическим прогрессом, видят в этом угрозу своим национальным корням, семейным, религиозным и культурным устоям. Они пытаются оказать сопротивление глобализации, проявляющей себя в бесцеремонном навязывании им духа и правил всепоглощающего мирового рынка.

4. Мондиализация элит ведёт дело к новому международному порядку, основными дискурсами которого являются универсализация, секуляризм, модернизация и постмодернизация, выхолощенная национальная самобытность, лишенная этнических, религиозных и культурных признаков. В то же время активизируются религиозные, мировоззренческие, культурные и национальные представления, находящиеся на периферии глобалистских процессов и практически не извлекающие из них пользу, охваченные чувством самосохранения и возводящие в этих целях вокруг себя культурные, психологические и конфессиональные заборы для сохранения своей самобытности. В результате, они, возможно, и укрепят свои определённые духовные и цивилизационные устои, но не смогут противодействовать появлению новых «микроосамобытностей», ставящих себя вне исторических процессов формирования естественных социумов, что объективно и в контексте исторического процесса ведет к заметному отступлению от самих традиционных ценностей. С другой стороны, это вынуждает просвещённые элиты к поискам новых смыслов самобытностей, готовых воспринять принципы многообразия, взаимодействия и цивилизационного диалога. Однако в итоге мы наблюдаем рост динамизма затяжной борьбы между двумя моделями: первая, однобокая модель означает подчинённость себе всего мира, теория и стратегия второй модели связана с идеей разрушения и гегемона, и подчинённого. Всё это ведет, в конце концов, к кризису смысла существования и одновременной потере самобытности как Сильного, так и Слабого.
5. Несмотря на интенсивные попытки основных сил, представляющих глобализм, навязать единую модель экономики, культуры, поведения в мире, мы наблюдаем на мировой авансцене рост противоречивого дуализма, проявляющегося в следующих наиболее значительных явлениях:

а) Несмотря на лихорадочные усилия западных и восточных государств закрепить коренное население на родной земле, мы наблюдаем мощные потоки эмиграции из стран бедного Юга в страны богатого Севера, где сконцентрирован «золотой миллиард». Эти потоки эмигрантов создадут и уже создают неисчислимое количество социальных и культурных проблем не только для своих соотечественников, но и для преуспевающих обществ, частью которых волей-неволей становятся эмигранты.

б) В двери богатых стран, жители которых в последнее время наслаждались относительным внутренним спокойствием, властно стучатся неуверенность в завтрашнем дне и опасения за свою безопасность. Весь мир столкнулся с явлением терроризма, несущего реальные угрозы, как обществу, так и его членам. Реальный, а не призрачный, терроризм подрывает безопасность государств и целых регионов.

в) При всех попытках США установить новый мировой порядок, инициатором которого выступил Буш-отец, и, несмотря на утверждения Хоттингтона (в его книге «Запад и столкновение цивилизаций», в которой он говорит о едином международном многополюсном порядке, где США будут главным игроком), развитие событий на международной арене в течение последних 2-х лет убедительно свидетельствуют о том, что соотношение сил отнюдь не складывается так, как этого хотели бы американцы. Растёт роль Европейского Союза, двумя полюсами которого являются его главные игроки – Германия и Франция. Кроме того, Россия уверенно занимает место важного игрока в Евразийском пространстве, усиливается её вес и на международном уровне. Китай – серьёзный игрок в Азии и других регионах мира. Заметные позиции в Южной Азии укрепила Индия. Серьёзно заявляет о себе Иран в Западной Азии, а Саудовская Аравия играет значительную роль в арабском и исламском мире. Набирает силы Бразилия в Латинской Америке. Так же оформляются группировки государств и левых партий. Всё это – убедительные свидетельства строительства многополярного мира и непрестанных коллективных и индивидуальных усилий, отвергающих гегемонию США над миром.

г) Если некоторое время тому назад лишь ограниченное число крупных держав обладало монополией на высокотехнологичное производство вооружений, и в частности, на использование ядерной энергии для производства оружия массового поражения, сегодня в ядерный клуб вступили и другие государства. Ряд стран также готовятся различными путями к обладанию ядерным оружием.

Эти новые реалии влияют не только на уровень отношений между Востоком и Западом, но и предвещают пересмотр геостратегии в мировом масштабе.
******
В настоящее время складывается ситуация, когда смысл отношений между государствами характеризуется противоречивой двойственностью. Рамки предисловия не позволяют рассмотреть это явление подробнее. Тем не менее, совершенно необходимо указать на то, что этот дуализм в определённой степени приводит к опасным последствиям в межцивилизационных и, особенно, в межрелигиозных отношениях. Дело в том, что в сфере знаний, экономик и культур стали использоваться символы и наследие «культурного капитала» и религиозного наследия не только в качестве лозунгов, но и методов действий. Это то, что в свою очередь втягивает культуры и религии в межчеловеческие конфликты, что не только приводило и приводит к расшатыванию системы цивилизационных и духовных ценностей народов, но и к разрушению границ между понятиями добра и зла, святости и профанации, мира и жестокости, справедливости и угнетения.

Многие признаки концептуальных дискурсов и поведенческих характеристик движений конфессионального и этнического возрождения свидетельствуют об их слабой активности на международном и историческом поле в период начала модернизации. Такая реакция на модернизацию вестернизации свидетельствует о выходе наружу исторической памяти, которая во весь голос заявляет о себе на арене исторических событий. Это свидетельствует о постепенной утрате привлекательности американской, и в целом, западной модели, и о заметном упадке евроцентрических и западных теорий. Французский мыслитель Жан-Клод Гийебад охарактеризовал это явление, как « начало эпохи противоборства между ценностями западной цивилизации и ценностями буддийской, конфуцианской и исламской цивилизаций, которые в течение трёх последних веков находились в состоянии спячки». (1)

Существует много свидетельств того, что, по крайней мере до сегодняшнего дня, весь мир отнюдь не стремился, как полагают теоретики-неолибералы, к созданию универсальной глобалистской культуры, беря в качестве подражания западную модель. Цивилизация Кока-Колы, Макдональдса, западного ширпотреба, рок-музыки, американизированных кинофильмов и теленовостей, а так же весь образ жизни, модернизированный под западный, не прельстили древние народы. Они не заставили их отказаться от своих ценностей и устоев, нравов, обычаев – от своего традиционного наследства.

Развитие различных цивилизаций продолжается, народы сохраняют за собой самобытный культурный и духовный выбор. И это подтверждает непрерывность и богатство многообразия во всех направлениях как в растительном и животном мирах, так и в мире человека и в космосе.

Короче говоря, в западном и особенно англоязычном словаре, модернизация означает лишь вестернизацию культуры. Однако, неприемлемо, чтобы западная и, прежде всего американская культура, превратилась в универсальную, главную культуру мира и стала единственным шлюзом для успеха западных технологий и распространению английского языка и доллара.

*****
В связи с образовавшимся вакуумом в выборе идей и стратегий во многих государствах, входящих в «золотой миллиард», среди исследователей в постмодернистский период всё чаще поднимаются разговоры о преобладающих чувствах неуверенности в завтрашнем дне, ощущениях нестабильности и страха. Отсюда частое употребление таких понятий, как «конец истории», «конец идеологии», «конец личности», «конец смысла» и так далее, преобладание пессимистических взглядов на будущее и предчувствие грядущих крупных потрясений и катастроф. Французский исследователь Эдгар Морен говорит: «существует много размышлений и представлений, укоренившихся в нашей культурной структуре, о катастрофическом конце» (2). Идеи и содержание «Столкновения цивилизаций» господствуют и обсуждаются не только на побеждающем Западе, они распространены и разделяются как на национальном, так и на мировом уровнях.

«Запад» стремится всеми имеющимися у него экономическими, военными и научными возможностями избежать внутренних конфликтов и расколов, создавая для этого образ внешнего «врага». Как сказал один из крупнейших специалистов в области международных отношений, Kal. J. Holsti, «образ общего «врага» не только мобилизует источники внутренней силы, но укрепляет общую солидарность и стимулирует к совместным действиям… Война на протяжении всей истории была самым эффективным средством гармонизации государств» (3). Самуэл Ханттингтон в том же духе написал свою знаменитую книгу «Столкновение цивилизаций», в которой подтвердил, что «наличие общего врага всегда способствует укреплению национального духа народа и гармонии в обществе»(4). Кому же предоставлена роль «козла отпущения» в качестве врага нации? Западная гармония разрушится, если у западных партнёров исчезнет русский, китайский или исламский враг.

На Западе возрождается неодарвинистская прагматическая концепция, направленная на разжигание разного рода конфликтов между цивилизациями и религиями в интересах сильнейшего. Конфликты призваны носить не только военный или экономический характер, а должны охватывать все дискурсы, включая идейный и поведенческий. При этом важнейшее значение придаётся цивилизационным и культурным факторам. Игра на культурном и религиозном аспектах цивилизации имеет две стороны медали. С одной стороны, это стремление к открытости и сближению в положительной динамике диалога и партнерства на региональном и международном уровнях. С другой стороны – стремление закрыться в своей раковине, самоизолироваться в узком и костном общинном, культурном и этническом «гетто».

Внимание исследователей к области культуры очень важно. Однако понимание этого измерения и деталей его воплощения еще важнее. Нельзя не согласиться с точкой зрения французского исследователя Жана Голля, который утверждает: «Всемирный геополитический кризис, будучи по сути дела культурным кризисом, требует новой международной модернизации для сохранения связей между цивилизациями» (5).

Невозможно отрицать важность культурного и религиозного измерений в разжигании конфликтов или сохранении связей между цивилизациями. В то же время, нельзя ограничивать проектирование и строительство мирного или конфликтующего будущего лишь культурным измерением. Ни в коем случае нельзя умалять значение научно-образовательного, экономического и политического факторов. Даже движения культурного и религиозного возрождения – это реакция на отсутствие равновесия и двойные стандарты в международных отношениях, на несправедливое распределение природных богатств планеты. Как говорит французский учёный Жан Клод Гийебоу: «Пробуждение забытых и маргинализованных культур – это оружие бедных, протестующих против отсутствия социального равновесия в мире. Это движение сопротивления против негативных последствий глобализации»(6).

В итоге, мы живём в мире, в котором господствует логика конфликта и дуализма между северной и южной осями, универсализмом и местничеством, глобализмом и самобытностью. Конфликт имеет место между тем, кто хочет заставить мир силой или добровольно принять его образ и подобие, что означает ликвидацию позитивного разнообразия, и противодействующими этому. Мир, как говорит Жан Клод Гийеболд, живёт и, возможно, будет жить в будущем «в двух культурных противоположных проявлениях. С одной стороны – это общая направленность к западной модернизации, которая навязывает себя в качестве свершившегося факта и строится на рыночной экономике, демократии и культуре потребления. С другой стороны активный протест, выливающийся в акты жестокости, и напряжённое отступление к традиционному наследию» (7).

Однако ни Запад с его мощью, которую он пытается сохранить любой ценой, ни культуры, которые ищут опору в своём цивилизационном и историческом наследии, не гарантированы от опасностей грядущих кризисов и междоусобиц.

Западная стратегическая система переживает период нестабильности и анархии. В то же время мы наблюдаем в результате натиска вестернизации отступление от традиционных ценностей у древних цивилизаций. Короче говоря, народы и индивидуумы как на Западе, так и на Востоке находятся в поиске новых смыслов для своей цивилизационной идентичности. В ходе этого поиска идёт борьба между открытостью и закрытостью, между миром и насилием, между пессимизмом и оптимизмом. Возможно, чашу весов в пользу оптимистического будущего склонит философия, опирающаяся на многообразие, плюрализм, диалог, сближение и позитивное взаимодействие между разными цивилизациями, религиями и сферами знаниями. По этому поводу, справедливо вспомнить слова русского социолога Питирима Сорокина: «Истина, добро и красота вновь объединятся в высшую триаду ценности, раскрывающую все полнее тайны Высшей Реальности и преданно служащую человечеству в его творческой миссии на этой планете и за ее пределами»(8).
*****

Интеллектуальные элиты и народы должны перед вызовами современности зарядиться динамизмом и новой жизненной силой, взять на вооружение новый язык для диалога и взаимодействия. Этот язык должен освободиться от прежних изжитых понятий и создать новые методологические и мировоззренческие подходы, сконцентрированные на интеграции наук для модернизации геополитических и геокультурных стратегий, которые отличались бы реализмом, человечностью и справедливостью. В нём не должно быть места ни кичливости и высокомерию Запада-победителя, ни затворничеству в неприступных стенах самобытности. Мы должны постоянно учиться творческому сосуществованию всемирности, всеобщности и национальных особенностей. В связи с этим, становится востребована новая философия этики, культуры, безопасности, экономики и духовности, которая руководствуется следующими императивами:

1-Работа над созданием универсальной этики в отношениях между индивидуумами, обществами, народами и цивилизациями. В рамках этой этики формируются принципы взаимоуважения, взаимной ответственности, сотрудничества, солидарности и социальной справедливости. Для этого требуется, как отмечают авторы книги («Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизации»), «осуществить очередную этическую революцию, встав на пути формирования, распространения, а затем преобладания гуманистически-ноосферной этики» (9).
2-Поддержка и пропаганда идеи о культурном, религиозном и духовном многообразии. Мир человека должен быть таким же разнообразным и многоцветным, как растительный и животный миры.

3-Создание механизмов и двигательных сил для достижения сосуществования, взаимодействия и взаимообмена между всеми цивилизациями и культурами для превращения планеты Земля в общую, приветливую для всех родину.

4-Избавление от иллюзий о необходимости сохранения закрытой национальной самобытности и фундаментализма. Приверженность общечеловеческим ценностям и идеалам.

5-Недопущение растворения национальных особенностей в переходе на один шаблон. Утверждение не только индивидуальности каждого народа, но и каждой личности при сохранении личностных качеств, и одновременно взаимодействия между отдельными индивидуумами и универсальностью национальной индивидуальности.

6-Если поступательное движение глобализма с технологическим и информативным прогрессом – реальный и предопределённый факт, то сбережение здорового аксиологического ядра в культурной самобытности народов – это нравственный человеческий долг для сильного и слабого, начальника и подчинённого, для элит и для масс.

7-Если реакция элит и народов на материальный экстремизм и попытку установления гегемонии вещизма и торжества потребительской культуры означает ориентацию на духовное измерение человеческой личности, то реализация этой непростой задачи должна быть возложена на религиозные элиты и клир. От этих элит, с учетом священности религиозной миссии и непреходящей вечности духовного начала в жизни, востребовано большее внимание к распространению духовной пищи с наиболее высокой концентрацией нравственности и отстранённость от мирских искушений, отказ от соблазна погрязания в политических и материальных играх, чем грешат некоторые представители религиозных институтов.

8-Мир не перенесёт новую ужасную волну войн и конфликтов, столкновения цивилизации.

Судьба обладателей финансов, силы, знаний будет катастрофична, человечество не будет мириться с потоками крови и садистской жестокостью на экранах местного и всемирного телевидения, не преуспеют теории о превосходстве какого-то одного мировоззрения, образа жизни или религиозного и духовного выбора над другим. Сегодня востребовано возрождение высоко нравственной созидательной энергии в каждой личности, каждом обществе и правительстве, в каждой цивилизации. И эта энергия может возродиться лишь в процессе сосуществования, диалога, взаимодействия, сближения и творческого партнёрства, совместной работе по углублению и распространению культуры мировой любви между всеми народами и цивилизациями.

*****
Культура диалога между цивилизациями, словно кислород для живого существа. Она необходима каждому человеку и каждому народу. Хочется надеяться, что эта серия, издаваемая факультетом международных отношений Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобаческого, в сотрудничестве с Международным Общественным Форумом «Диалог цивилизаций», который обогатил эту серию мыслями и теоретическими изысканиями ученых с пяти континентов, в содружестве с другими университетскими кругами, в частности философским факультетом Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Ливанским университетом, найдёт благодарного читателя.

Прежде всего, выражу своё восхищение подходами и позицией авторов этого сборника, которые отражают богатейший опыт ведущих культурологов, философов, историков, социологов, религиозных и общественных деятелей из разных стран мира. Хотелось бы выразить искреннюю благодарность всем принявшим участие в различных этапах подготовки издания этой серии. Особая благодарность – господам Владимиру Якунину, Олегу Атькову, Владимиру Куликову и Владимиру Миронову. Выражаю горячую признательность академику Олегу Колобову и его коллегам, которым принадлежит основная заслуга в том, что эта книга появилась на свет.

Надеюсь, что эта серия под общим названием «Диалог цивилизаций», первая часть которой уже была издана под названием «Диалог цивилизаций: базовые концепты, идеи, технологии», а эта часть выходит под тем же общим заголовком с добавлением к нему актуального подзаголовка «Международные отношения», и последующие части этой серии с не менее ёмкими заголовками, явятся нашим скромным вкладом в дальнейшее философское насыщение и обогащение языка диалога между различными сферами знаний, выборами, религиями и цивилизациями.
Библиография

1-Jean-Claude Guillebaud. “ la fin du monde occidental ? », Politique internationale, No 69, 1995, p. 400.

2-Edgar Morin. Communications, no 57, 1993, p. 136.

3-Kal J. Holsi. “ L’Etat et L’Etat de guerre ». Etudes internationales, Vol. 21, no 4, 1990, p. 14.

4-Hintington S. «  The erosion of American National interests », p. 31.

5-Jean Guelle. Relations internationales. Naissance du troisième millenaire, Paris, Marketing, 1994, p. 194

6-Jean-Claude Guillebaud, « La fin du monde occidentale ? ». p. 382 : 389.

6-Ibiden. P. 381.

8-П.А. Сорокин. Главные тенденции нашего времени.- Москва, Наука, 1997. - С. 241-142.

9-Г.В.Осипов, Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. Перспективы социокультурной динамики и партнерства цивилизации. - Москва, 2007. - С.360.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconРеферат Отчет 265 с., 2 раздела, 948 источников, 17 прил
Цивилизация, язык, диалог, межкультурная коммуникация, глобализация, исламоведение, этнолингвистика, образование, религия, сакральные...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconТематика рефератОВ
Взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация». Цивилизация как синоним культуры и как её противоположность
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconРеферат: Религия в философии Фейербаха
Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconЭлективный курс «Металлы и цивилизация» Крючкова Н. Н
«Металлы и цивилизация» предназначена для учащихся 9 классов, носит межпредметный характер и способствует развитию познавательного...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconБилеты по обществознанию 9 класс с ответами
Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconЭкзаменационные вопросы по философии для студентов
Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего icon1. Религия, её роль в жизни современного общества
Религия (от латинского religio святыня, набожность, предмет культа) внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconЗанятие № Основные факторы здоровья Учебные вопросы занятия
Перечень основных претензий к валеологам, изложенных в открытом «Письме 140» и в статье «Валеология – религия XXI века»
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Домашнее задание включает перевод на английский язык вопросов будущего собеседования и продумывание своих ответов на них; для «менеджеров»...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconУчебная программа Intel® Обучение для будущего Визитная карточка проекта Автор проекта
В проекте рассматриваются вопросы пользы и вреда отрицательных эмоций, в частности, гнева. Учащиеся пытаются ответить на вопросы:...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconКонтрольные вопросы для самопроверки: Что обозначает термин «философия»?...
Правомерно ли считать, что религия, искусство, наука – духовные истоки философии? Обоснуйте свой ответ
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего icon«История нравов России». Пояснительная записка
«Человек и общество» в 10-11 классах, в разделе «Духовные ценности современной цивилизации» или фрагментарно, в разделе «Цивилизация...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconРелигия Древней Греции Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических...
Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди­земноморских народов. Но ни эта мифология, ни...
Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconСочинение ученика 5 класса Федорова Кирилла на тему «Роль моей семьи...

Цивилизация и религия: вопросы ностоящего и будущего iconВашего профессионального будущего будет исполнено, стоит только его...
Если сегодня сделать выбор будущего профессионального обучения, то Вы поступили бы учиться


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск