Рабочая учебная программа
по ИЗО (искусство) в 7 классе
Срок реализации программы - 2014-2015 учебный год
Составлена на основе
Федерального компонента государственного общего образования 2004 года
Программа: по изобразительному искусству 1-9 классы для ОУ . Автор Б.М.Неменский . М. «Просвещение» 2010 год
Учебник: Изобразительное искусство «Изобразительное искусство в жизни человека» 7класс. Автор Б.М.Неменский М. «Просвещение» 2010 год
Пояснительная записка для 7 класса
Назначение программы:
Программа курса «Изобразительное искусство» предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству.
Цель:
формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
формирование художественно-творческой активности.
Специфика программы:
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира Основное содержание тем учебного курса (34)
Изображение фигуры человека (8ч)
Изображение фигуры человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Пропорции, постоянные для фигуры, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, скульптуре Средневековья.
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков.
Главное и второстепенное в изображении. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый – духовная красота человека в античном искусстве; второй – духовная красота в искусстве средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы. Драматический образ человека. Поэзия повседневности (7ч)
Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изо Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, исторический, мифологический жанры и тематическое богатство внутри них. Бытовой жанр в искусстве.
Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изо. Разница между сюжетом и содержанием. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Умение видеть значимость каждого момента жизни.
Бытовые сюжеты на темы жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.
Сюжеты праздника. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник – это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, т.е превращение обычного в необычное. Великие темы жизни (10ч)
Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи – фрески. Фрески в эпоху Возрождения. Мозаика. Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; станкового к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись.
Значение станковой картины в русском искусстве. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Русские живописцы 19 столетия.
Этапы создания картины6 эскизы – поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды – сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Обобщение и детализация. Выразительность детали.
Венные темы в искусстве. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков.. древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы А.Рублев, Феофан Грек, дионисий.
Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном сознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.
Множественность направлений и языков изображения в искусстве 20 века. Искусство светлой мечты и печали. Искусство протеста и борьбы. Драматизм изо. Трагические темы в искусстве середины века. Реальность жизни и художественный образ (9ч)
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.
Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Зрительная и смысловая организация пространства картины.
Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изо: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживание; уровень ценностных представлений художника о мире в целом.
Произведения искусства – свенья культурной цепи.
Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль17 века, барокко и классицизм, модерн.
Примеры художественных направлений 20 века.
Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Великие художники в истории искусства и их произведения.
Музеи мира: Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей, Лувр, Прадо, Метрополитен.
Местные музеи. Главная роль художественного музея в национальной и мировой культуре. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса Учащиеся должны знать:
- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;
- о роли и истории тематической картины и ее жанровых видах;
-о процессе работы художника над картиной;
- о композиции как целостности и образном строе произведения;
- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;
- о роли искусства в создании памятников в честь о больших исторических событиях; о влиянии образа на понимание событий истории;
- о роли художественных образов изо в понимании вечных тем жизни, создании культурного контекста между поколениями, между людьми;
- о роли художественной иллюстрации;
- наиболее значимый ряд великих произведений изо на исторические и библейские темы в отечественном искусстве. уметь:
- применять на практике первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;
- владеть материалами живописи графики и лепки на доступном возрасту уровне;
- развивать навыки наблюдательности, способности образного видения окружающей жизни;
- получить творческий опыт в построении тематических композиций;
- получит навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.
Учебно-методическое обеспечение
1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд»,
Москва «Просвещение», 1991 год; 2. Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства
изобразительной деятельностью детей», Москва «Просвещение», 1981 год; 3. Шматова О. «Самоучитель по рисованию акварелью», Москва «Эксмо», 2007 год; 4. Журавлева В.В. «Юному художнику», Москва «Академия художеств», 1963 год.
7 класс № п/п
| Раздел программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования
к уровню подготовки учащихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
|
| Дата проведения
| д\з
| план
| факт
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 1
| Р а з д е л 1. Изображение фигуры человека и образ человека (10 часов)
| Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств
| 1
| Изучение нового материала
| Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное
и безобразное в жизни
и искусстве
| Знать:
– о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;
– роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах;
– процессе работы художника над картиной, о роли эскизов
и этюдов.
Уметь:
– изображать пропорции человека с натуры и по представлению;
– владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями
| Изображение древних людей
| фриз
|
|
|
| 2-3
| Пропорции и строение фигуры человека
| 2
| Изучение нового материала, повторение и закре-
пление
| Зарисовки схем фигуры человека в движении
|
|
|
|
| 4-5
| Лепка фигуры человека
| 2
| Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира
| Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски
с натуры фигуры ученика
|
|
|
|
| 6-7
| Наброски фигуры человека с натуры
| 2
|
|
|
|
| 8-9
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
| 2
| Изучение нового материала
| Значение понятий:
– пропорции фигуры человека;
– строение фигуры человека;
– красота движения фигуры человека
| Портреты литературных героев
|
|
|
|
|
1
| Р а з д е л 2. поэзия повседневности (7 часов)
| Обычная жизнь каждого дня- большая тема в искусстве.
| 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с работой скульптора
| Знать:
– о композиции, особенностях построения произведения искусства;
– роли формата;
– выразительном значении размера произведения
| Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов»
|
|
|
|
| 2
| Мой дом- моя семья
| 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)
| Знать:
– о поэтической красоте повседневности;
– роли искусства в жизни человека;
– роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюдательности, способности образного видения.
Уметь:
– строить тематические композиции;
– осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы
| Композиция по теме «Семейный завтрак» или «Уборка урожая»
|
|
|
|
| 3
| Жизнь моей улицы, моего села
| 2
| Изучение нового материала, повторение
| Ознакомление с сюжетной композицией
|
|
|
|
|
| 4
| Жизнь разных народов похожа ине похожа на нашу
| 1
| Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов
| Рисунок по теме «Продавец цветов»
|
|
|
|
| 5
| Как жили в моем селе сто лет назад.
| 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией
| Композиция «Жизнь людей в прошлом»
|
|
|
|
| 6
| Быт- это не только будни, нои праздники
| 1
| Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа)
|
|
|
|
| 1
| великие темы жизни (10 часов)
| Картины на темы истории
| 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно)
| Знать:
– о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям;
| Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства
|
|
|
|
| 2
| Композиция- обощение своих знаний и отношений.
| 1
| Изучение нового материала,
повторение и закрепление
| Ознакомление с истори-
ческими батальными жанрами
| – роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре;
– о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства.
Уметь:
– чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность;
– соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы
| Композиционные, поисковые эскизы
|
|
|
|
| 3
| Создание исторической картины невозможно без изучения материальной культуры времени
| 2
| Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)
| Исполнение выбранной исторической композиции
|
|
|
|
| 4
| Картины на библейские темы.
| 2
| Изучение нового материала, повторение и обобщение
| Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы
| Композиции на библейские темы
|
|
|
|
| 5
| В каждой картине есть главный герой
| 1
| Анализ эскизов Сурикова, Перова, Решетникова к произведения (Боярыня Морозова, Опять двойка)
| Эскиз главного героя, образа, посвященного выбранному историческому событию
|
|
|
|
| 6
| Исторические события происходят в среде природы и архитектуры своего времени.
| 2
| Изучение нового материала
| Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)
| Знать творчество выдающихся художников XX века.
Уметь различать картины художников данной эпохи
| Выражение в рисунках своих переживаний.
Выставка работ, выполненных по данной теме
|
|
|
|
| 7
| Обобщение темы- мир изобразительного искусства
| 1
| обощение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| реальность жизни и художественный образ (9 часов)
| Конструктивное
и декоративное
начало в изобразительном искусстве
| 1
| Изучение нового материала
| Представление о работе художника в различных отраслях производства
| Иметь представление:
– об историческом художественном процессе;
– о роли творческой индивидуальности художника;
– сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.
Уметь:
– иллюстрировать литературные произведения;
– показать в работе навыки дизайна;
– анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы;
– представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении
| Конструкции и декор предметов быта
|
|
|
|
| 2
| Зрительские умения и их значение для современного человека
| 1
| Изучение нового материала
| Представление о зрительских умениях
|
| Дизайн моды
|
|
|
|
| 3
| История искусств
и история человечества
| 1
| Изучение нового материала
| Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве
|
| Анализ и эскизы предметов быта
(принадлежность
их стилю)
|
|
|
|
| 4
| Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)
| 1
| Изучение нового материала
| Представление о стилях и направлениях в искусстве
|
| Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме
|
|
|
|
| 5
| Личность художника и мир его
времени в произведениях искусства
| 1
| Изучение нового материала
| Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени
|
| Произведения,
выбранные для беседы о художниках
|
|
|
|
| 6
| Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре
| 1
| Урок-выставка
| Ознакомление с хранилищами мирового искусства
|
| Путешествие в музеи мира
|
|
|
|
| 7
|
| Альбом по искусству.
| 3
| Изучение нового материала
| Искусство оформления книги
| Знать:
– о роли художественной иллюстрации;
– выдающиеся произведения изобразительного искусства;
– о роли русской тематической картины XIX–XX столетий.
| Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению
|
|
|
|
| |