1. Предмет





Скачать 479.53 Kb.
Название1. Предмет
страница1/4
Дата публикации19.04.2015
Размер479.53 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Энгельсский технологический институт (филиал) СГТУ


Культурология

Учебно-методические рекомендации

Энгельс 2008

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Введение в программу данного курса обусловлено тем, что культурология как учебная дисциплина – это комплексная учебная дисциплина гуманитарного знания, создающая научную основу формирования остова культурологического знания как теоретического, так и прикладного характера, способствующего более качественному освоению профессиональных и общественных навыков студентами.

Изучение дисциплины осуществляется на основе исследований теории культуры, философии культуры, социологии культуры; естественных и гуманитарных наук, мифологии, религии, искусства, а также мировой и отечественных культур.

Цель культурологии как учебной дисциплины – ознакомить студентов с культурологией как важнейшей отраслью человеческого знания; дать систему знаний о состоянии культурологии как науки и мирочувствования; сформулировать целостный взгляд на мир и человеческую душу как символическое единство человека, природы и общества; овладеть навыками культурологического знания в своей профессиональной и общественной деятельности.

В результате изучения культурологии студенты должны:


знать:

– структуру и состав современного культурологического знания;

– основные понятия культурологии;

– происхождение и употребление понятия «культура»;

– коммуникативные типы культуры и культурные социокоды;

– язык культуры, его функции и структуру: текст, знаки, символ, смысл;

– формы знаковой деятельности: ритуал, магия, культ, эксперимент;

– сущность и основные законы развития культуры;

– современное представление о цивилизации и культуре;

– культурные традиции, обычаи, нормы и ценности как формы институциональных значений;

– восточные и западные типы культур;

– смысл культурного творчества человека;

уметь:

– оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

– осваивать региональные особенности этнической культуры и национальных традиций;

– аккумулировать навыки сохранения и приумножения русского национального культурного наследия;
иметь представление о:

– месте культурологии как гуманитарной науки в системе человеческого знания;

– научных школах и направлениях в культурологии и проблемах, которые поставлены мыслителями-культурологами и имеют актуальное значение в наше время;

– сущности, основных функциях культуры, роли в человеческой жизнедеятельности и закономерностях ее развития;

– типах культуры, социокультурных кодах, способах приобретения, хранения и передачи прасимволов мировых культур;

– своеобразии русской культуры и ее месте в современной цивилизации и среди мировых культур.
ПРОГРАММА дисциплины

Тема 1. Предмет культурологии. Культурология как система знания

Предмет культурологии: сущность, основные функции культуры и закономерности ее развития. Культура как система смысла и способ обращения со словами: Человек и Мир, Рождение, Смерть, Бессмертие, Судьба, смысл индивидуального существования и истории и т.п.

Культурология в широком и узком смысле этого слова. Основное разделы культурологии. Семиотика культуры: прасимволы, социкультурные коды, типы коммуникативных культур. Теория культуры: проблема генезиса, морфологии и динамики культуры. История культуры: генетический, структурный, типологический, компаративный подходы к изучению исторических мировых культур. Синхронный и диахронный подходы к анализу культур.

Культурология и философия культуры: взаимосвязь и различие между ними. Философия культуры как система научного знания, изучающая культуру в контексте философских проблем ценности смысла человеческого бытия.

Антропология культуры как одно из научных направлений в западной этнографии. Основные антропологические школы: школа Британской антропологии и Североамериканская школа культурной антропологии. Вклад культурантропологии в развитие культурологического знания. Социология культуры – научная область знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в творчестве человека.

Научные школы и направления в культурологи. Философская концепция культуры: А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, Н. Бердяев, А. Швейцер, Ж-П. Сартр и др. Историческая концепция культуры: Э. Тайлор, Н. Данилевский, А. Тойнби, К. Ясперс и др. Социологическая концепция культуры: М. Вебер, А. Вебер, П. Сорокин, А. Камю и др. Психологическая концепция культуры: К. Юнг, З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Маркузе и др. Культурологическая концепция культуры: Э. Кассирер, Х. Ортего-и-Гассет, Т. Элиот, И. Хайзенги, Ю.М. Лотман и др.

Методы культурологических исследований. Культура как символическая вселенная: проблемы семиотического анализа. Культура как история и современность: проблемы герменевтического анализа. Истолкование культурных феноменов Х.Г. Гадамером.

Теоретическая и прикладная культурология.

Экология культуры. Памятники в контексте культуры. Памятники мировой и отечественной культуры, их охрана. Архитектурное наследие и проблема реставрации. Проблема восстановления уничтоженных культурных памятников.

Музееведение. Музеи мира и их роль в сохранении культурного достояния человечества. Развитие музееведения в России.

Краеведение в России: история и современность.
Тема 2. Семиотика культуры. Язык культуры

Культура как знаковая форма накопления, хранения и трансляции человеческого опыта. Культурные социокоды и три коммуникативных типа культуры: 1) дописьменная, 2) письменная, 3) экранная.

Культурный социокод как совокупность символов, знаков и знаковой деятельности, обеспечивающих хранение и трансляцию культурной информации. Культурный социокод М.К. Петрова как формально-знаковая основа семиотического истолкования конкретно-исторических явлений человеческой цивилизации.

Универсальность, самодостаточность, открытость к изменению основного культурного социокода. Его предметность, знаковость, идеальность.

Культура как система языков. Языки естественные и искусственные.

Знаковая система и знаковая деятельность. Основные типы знаков: знаки-обозначения, знаки-модели, знаки-символы. Формы знаковой деятельности: ритуал, магия, культ, эксперимент и т.п.

Расшифровка социокодов, прочтение символов культуры – задача культурологии. Код дописьменных культур. Базовые символы мифологического кода. Код письменных культур. От чтения вслух к чтению про себя. Книжность и массовая письменная ментальность. Код экранных культур.

Классификация мировых культур с точки зрения их связи с языком. Семиотическая типология культуры Ю.М. Лотмана. В. Гумбольдт и А.А. Потебня как создатели концепций, согласно которым культура детерминирована языком. Развитие этих представлений о культуре в философии Б. Кроче и в современном неогумбольдтианстве. Концепция Э. Сепира – Б. Уорфа о различиях между культурами, находящимися в зависимости от языковых различий. Языки с преимущественно глагольным (динамическим) изображением действительности в отличие от языков с возможностью именного (статического) обозначения понятий. Роль последнего типа языка для становления индийской, греческой (византийской) и новоевропейской логики и для развития соответствующих областей культуры.
Тема 3. Культура как творчество человека

Культура и человек. Культура как антропологический феномен. Человек как творец и творение культуры. Культура в жизни человека. Культура как процесс самопознания человека. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Взаимодействие человека, общества и культуры.

Культура как определенный тип человеческой деятельности. Человек как сфера культурного творчества. Деятельность человека и процесс генерации новых феноменов культуры. Смысл культурного творчества человека. Психология творчества культуры. Способность к восприятию красоты как необходимый инструмент творчества.

Субъекты культуры: личность, малая контактная группа, социальные слои и классы, этносы, человечество. Соотношение личного и социального в современных концепциях культуры. Культура самоформирования. Философско-религиозное понимание заботы о себе и культура заблаговременного обеспечения существования. Инкультурация и социализация.

Личность и культура. Социальное и индивидуальное в культуре. Роль культуры в социализации личности. Личность как носитель культуры. Культура и нравственность. Интеллигентность – концентрированное выражение культурного генофонда общества. Личность в культуре: пассивный носитель и культуртрегер. Талант и гений – высшие качества культуротворческой деятельности.
Тема 4. Морфология культуры: структура и динамика

Мировая культура как целое. Внебиологичность, технологичность, продуктивность, стереотипичность (способность к воспроизведению) как основные черты мировой культуры. Культура и природа.

Взаимодействие природы и культуры как одна из ключевых тем философии культуры. Натуралистические природоцентристские концепции культуры. Враждебность природы и культуры как проблема. Н.А. Бердяев о двух элементах культуры: техническом и природно-органическом. Организм и организация – сопоставление понятий и принципов. Гармония природы и культуры как проблема. Аристотель о фюзисе. Стоики и идея саморазвития мира. Противоречия в истолковании христианского взгляда на историю. Н.А. Бердяев: «Возврат к природе есть вечный мотив в истории культуры». Отчужденность от природы в современной культуре. Осмысление природы через экзистенциальные предпосылки.

Культура как система. Структурный анализ культуры. Структура культуры. Материальная и духовная культуры в их взаимодействии. Наука, техника и культура: проблема их взаимосвязи.

Техника как феномен не только материального, но и духовного мира. Техника и знание. Виды культуры. Культура хозяйства: культура производства и культура потребления. Искусство и экономика как единое целое. Искусство как форма культуры. Религия как культурный феномен.

Динамика культуры. Социальная закономерность культурно-исторического развития: культурный взрыв, культурный спад и культурный подъем. Рождение новой культуры как осознание кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. Закономерности функционирования и развития культуры. Преемственность в развитии человеческом культур.

Взаимосвязь структуры и функций культуры. Общие и специфические функции культуры. Феноменологический анализ культуры.

Тема 5. Культура и цивилизация

Многозначность понимания культуры. Культурологический, исторический, социологический и философский взгляд на культуру. Культура как поиск смысла человеческого существования. Человеческая деятельность, творчество как попытка устранить противоречие природы и культуры. Культура как социальный и антропологический феномен, как продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированности. Культура как феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия.

Цивилизация и культура. Просветители о соотношении цивилизации и прогресса, эволюционного развития народов на началах «разума» и торжества «универсализма». Цивилизация как процесс.

Многозначность понимания цивилизации. В. Данилевский о культурно-исторических типах. Циклизм культур, их структура и динамика. Европа как поприще романо-германской цивилизации. Цивилизация как завершающая стадия развития культур в концепции О. Шпенглера. Цивилизация как материально-вещное воплощение культуры. Судьба европейской культуры и цивилизации. Жизненные циклы в трактовке О. Шпенглера. Критический анализ концепции О. Шпенглера Н. Бердяевым. Концепция распада великих культур Н.А. Бердяева.

Развитие идей Н. Данилевского и О. Шпенглера в концепции локальных цивилизаций А. Тойнби. А. Тойнби о соотношении культуры и цивилизации, их типологии. Идея преемственности и прерывности в развитии цивилизаций. П. Сорокин об ошибочности взглядов о замкнутости цивилизаций и жизненного органического одновариантного цикла цивилизации.

Современные представления о культуре и цивилизации Ф. Броделя, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, П. Козловски, А. Панарина.
Тема 6. Массовая культура. Элитарная культура

Анализ феномена «массы» Х. Ортега-и-Гассетом, Э. Канетти.

Феномен массового сознания. Цензура коллектива в понимании 3. Фрейда и роль бессознательного в массовой культуре. Исторический характер бессознательного и его эмпирические основания (пример культурного фона сновидений). Подход к культуре и культурным архетипам в глубинной психологии К. Юнга. Проблема психофизиологической интерпретации глубинно-психологических культурных архетипов.

Распространение массовой культуры как исторически нового явления XX века. Массовая культура как феномен. Т. Адорно, Э. Фромм, Н. Бердяев, Ж-П. Сартр, А. Камю как критики массового общества. Два полюса «живой» и «мертвой» массовой культуры. Идея «неофициальной» (карнавальной) и «официальной» культуры по М.М. Бахтину и развитие его взглядов в современной культурологии. «Кич» как атрибут массовой культуры. Модапереходное состояние от массовой культуры к элитарной.

Элиты. Элитарная культура и искусство. Субкультуры. Специфика субъектов субкультур.
Тема 7. Культурная институционализация

Человеческая природа в смысле антропологических констант, определяющих границы и возможности социокультурных образований (контекстуальность человеческого существования). Homo Sapiens как Homo Socius. Истоки институализации (типизация опривыченных действий, историчность, контроль). Институциональный мир в смысле объективированной человеческой деятельности. Культурные традиции, обычаи, нормы и ценности как форма закрепления институциональных значений.

Ретроспектива культурных ценностей и идеалов (гражданская мораль и нормы права античности, конфуцианские нормы поведения благородного мужа, идеал индусского мужчины, ветхозаветные нравоучения, монашеский идеал, идеал добродетельного мусульманина, нравственный рыцарский идеал, древнерусские нравоучения домостроя, нравственность мещанства, принципы этики прав человека). Структурная интерпретация ценностей и проблема посредничества. Роль интеллигенции в достижении социально-ценностного консенсуса. Религиозные ценности и их значение в современном мире. Идеологические ценности и их классификация.
Тема 8. Типология культур

Многообразие подходов к понятию «тип культуры». Проблема типологии культуры: исторические, цивилизационные, формационные, религиозные, этнические, сословно-групповые и другие основания. Выявление культурно го социокода культуры (инварианта), вычитываемого, узнаваемого в символах незнакомых культур как подступ к пониманию и объяснению типа культуры.

Проблема целостности, единства и многообразия мировых культур. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Социокультурная дилемма «Восток–Запад» в русском и европейском самосознании ХIХ–ХХ вв. Концепция смысловой целостности истории К. Ясперса (понятие «осевого времени», выделение исторических эпох). Исторические типы культуры: доосевой «именной» тип – Восток–Запад–Россия. Многообразие современных мировых культур как обусловленность типа культуры религиозной этнической доминантой. Этническая и национальная культуры.

Культурогенез. Культура палеолита (архаичная культура). Синкретический характер первобытной культуры. Памятники первобытной культуры.
Тема 9. Восточные культуры

Конфуцианско-даосистский тип культуры. Культурные прасимволы: дао, семья как семейство и государство, иероглиф – «говорящая графика» как единящее культурное начало. География, культ предков и неба, земледелие как основания традиционализма конфуцианско-даосистской культуры. Даосизм – народная религия традиций и культов. Конфуцианство – государственно-религиозная этика обрядовой справедливости. Рационализм конфуцианства.

Морально-примиренческая нравственность конфуцианско-даосистской культуры как основа религиозного спасения китайского мира. Конфуцианско-даосистская картина мира. Наука и техника: научный гений древнего Китая. Ксилографическое книгопечатание.

Символизация, канонизация реальности как своеобразие конфуцианско-даосистского искусства. Иероглиф не только графема, знак или символ, но и код китайского искусства. Иероглифичность живописи и архитектуры. Пейзажность лирики и архитектуры. Каллиграфия как высокий вид искусства. Живопись ученых: триединство каллиграфии, живописи и архитектуры. Эпичность романа. Символизм китайского классического театра. Китайский театр теней.

Ханьское градостроительство по законам геомантии и архитектура дворцов и усадеб. Танская и Сунская пейзажная лирика, пейзажная живопись Ли Бо, Ван Вэя, Го Си. Храмовое зодчество Пекина минской династии. Садово-парковое искусство Сучжоу. Повествовательная и портретная живопись.

Современная китайская культура ХХ – начала ХХI вв.

Индо-буддийский тип культуры. Культурные прасимволы: дхарма, кастовость, санскрит как единящее начало культуры. География, брахманство, деревня как основание традиционализма индо-буддийской культуры. Брахманизм как древнеарийская религия. Ведическая литература. Индуизм – религия культовой обрядности, общинно бытовых традиций. Буддизм как религиозно-культовое верование. Морально пассивная нравственность индо-буддийской культуры как основа индивидуального спасения верующего.

Индуистская картина мира: «мировое яйцо», «мировое древо», «мировая гора». Космическая цикличность. Буддийская картина мира: «мировая гора», «мировая деревня», «мировой град» небесный. Перевоплощение Будды как символ цикличности жизни человека.

Своеобразие индо-буддистского искусства: боговоплощенность, божественность художественной формы жанров и видов искусства. Музыкальная жестикуляционная хореография как «застывающие чувства» – код к постижению сценического изобразительного искусства, архитектурно-пластических композиций индусского храма и буддийской ступы.

Скульптурная иконография индуистских богов. Гандхарский скульптурный канон Будды и бодисатв. Настенная буддийская живопись Анжанты. Миниатюрная индуистская живопись Кангры. Скульптурность индуистского градостроительства. Сценическое искусство Индии как синтез искусств: поэзии, музыки, танца. Триединство поэтического вдохновения, мелодии настроения и танцевального рисунка. Драматическое искусство как «зримое жертвоприношение» (Калидаса). Классическая драма – «поэзия для слуха и взора». Поэтический театр Калидасы. Классический театр катхакали танца. Стилизация и поэтизация сценических персонажей.

Современная индусская культура ХХ – начала ХХI вв.

Мир исламском типа культуры. Культурные прасимволы: Бог, умма, арабская вязь – «говорящий орнамент» как единящее культурное начало. Ислам как религия личной веры божественного откровения, самоотдачи воле Аллаха и поступков согласно предначертанной им линии поведения. Единобожие. Человек как заместитель Аллаха на земле. Равенство правоверных пред лицом Аллаха, ответственность каждого мусульманина за свои поступки. Труд как «ыбадат» – почитание, поклонение. Нравственные добродетели ислама. Исламская картина мира. Наука и техника. Авиценна как энциклопедист мусульманского мироздания. Астрономические обсерватории.

Геометрическая и растительная орнаментика как своеобразие мусульманского искусства. Арабская графика как код к постижению исламского искусства. Арабская графика как декор архитектуры, декоративно-прикладного искусства, книжной иллюстрации. Искусство арабской каллиграфии.

Градостроительство. Архитектурные ансамбли: мечеть, мавзолеи, дворцы. Философская проза и лирика: Абу-ль-Аля, Омар Хайям. Эпическая поэма Фирдоуси «Шахнаме». Историческая поэма Навои «Искандернаме». Миниатюрная живопись. Искусство книжной иллюстрации. Декоративно-прикладное искусство.

Современная культура исламского мира ХХ – начала ХХI вв.
Тема 10. Западноевропейская культура

Средиземноморская ойкумена – начало европейской культуры. Западная цивилизация и западноевропейская культура. Культурные прасимволы: Бог, гражданскость, слово-понятие как единящее культурное начало и код западноевропейского искусства.

Аполлонический дух античной культуры. Эпос, театр, скульптура, архитектура античного искусства. Фаустовский дух новоевропейской культуры. Христианская традиция и рационализм в западноевропейской культуре. Понятие «гуманизм», значение христианского теизма и деизма, особенности протестантской этики, вклад гуманистов и протестантов-реформаторов в новоевропейскую культуру. Город-площадь как традиция западноевропейского градостроительства.

Культура Возрождения, Реформации и Просвещения. Специфические черты культуры Возрождения: гуманизм, идея самоценности и самодостаточности человеческой личности, универсализация, гедонизм. Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения (Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Р. Рабле). Появление европейских интеллектуалов. Позднее Возрождение и кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация как религиозная, идеологическая, культурная революция (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). Социально-культурные аспекты Реформации. Смысл и значение реформации в западной культуре. Концепция «рационализации М. Вебера. М. Фуко о воспитании рационального индивида. Дисциплина тела, гигиенизированный и частный быт. Мировоззрение и идеология Просвещения. Особенности культуры Просвещения: натурализм, исторический оптимизм, плюрализм философских, этических и эстетических учений. Идеи Просвещения в художественной европейской культуре (литература, театр, изобразительное искусство, музыка).

Культура ХIX–ХХ вв. Основные черты культуры XIX в. Идейные искания романтизма в художественной культуре XIX в. Романтизм как симптом кризиса рационализма Просвещения. Романтизм и реализм (Гете, Стендаль, Моцарт, Бетховен, Курбе, Менцель, Диккенс, Бальзак). Кризис религиозного сознания (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), проявление его в культуре. Натурализм в искусстве. Реализм и модернизм западной культуры ХХ в. Множественность направлений, школ и течений в культуре ХХ в. (кубизм, футуризм, импрессионизм, абстракционизм, дадаизм, примитивизм, сюрреализм, модернизм и постмодернизм).

Культура Запада на рубеже ХХ – начала ХХI вв.
Тема 11. Русская культура

Русско-российская цивилизация и русская культура. Культурные прасимволы: Бог, домострой, слово-образ как единящее культурное начало и код русского искусства.

Своеобразие развития древнерусской культуры. Дионисийский дух древнерусской культуры. Древнерусское искусство как умозрение в красках. Иконопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Матерь-Земля, Царь-город, идея «Москва – третий Рим» как историософское основание русской культуры. Иосифлянство и нестяжательство. «Домострой» как руководство в мирской жизни. Церковная реформа патриарха Тихона, ее значение для русской культуры. Начало «обмирщения» культуры в XVII в. Сближение культового и гражданского зодчества, фресковая живопись. Развитие образования, архитектуры и живописи. Появление театральных представлений. Город-сад как традиция русского градостроительства. Протопоп Аввакум, Симон Ушаков, Симеон Полоцкий, завершители древнерусской культуры и зачинатели русской культуры.

Петровские реформы как эпоха преобразований русской культуры. Европеизация русской культуры и культура народная. Расширение системы образования. Зарождение русской интеллигенции. М.В. Ломоносов – русский энциклопедист. Особенности русского Просвещения: религиозный мистицизм, морализм, принцип христианского социального равенства. Идеи русского Просвещения в художественной культуре (литература, театр, изобразительное искусство). Русский классицизм в литературе и архитектуре. Создание национальной живописной школы.

Золотой и Серебряный века русской культуры XIX – начала XX вв. Аполлонический и морально-религиозный дух русской культуры. Основные черты культуры XIX в. Универсализм русской культуры Александровской эпохи (литература, театр, архитектура, изобразительное искусство, музыка). А.С. Пушкин как создатель русского языка и русской литературы и как выразитель универсализма, аполлонического духа русской культуры. Идейные искания романтизма в художественной культуре XIX в. Романтизм как симптом кризиса рационализма русского классицизма. Романтизм и реализм (А.С. Пушкин, И. Глинка, Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, П.И. Чайковский, М. Антокольский). Натурализм в искусстве. Кризис религиозного сознания (Ф.М. Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев), его проявления в культуре. Серебряный век русской культуры конца XIX – начала XX вв. Основные достижения русской культуры Серебряного века (литература, театр, живопись, скульптура, музыка, архитектура). Смысл и значение русской культуры в развитии мировой культуры XX в. Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, П. Милюков и Н. Бердяев о своеобразии развития русской культуры.

Культура советской эпохи. Авангардизм и его сближение с большевизмом. Социалистический реализм как официальное течение, направление в искусстве советского государства. Культура русского зарубежья, ее роль в сохранении русской культурной традиции.

Русская культура на рубеже ХХ – начала ХХI вв.
Тема 12. Культура и глобальные проблемы человечества

Постиндустриальная перспектива человечества. Информационное общество. Роль средств массовой коммуникации в современной культуре. В чем суть современного глобального социокультурного кризиса? Римский клуб и анализ глобальных проблем современности. Тенденции культурной универсализации человечества. Культурная самоидентичность. Культурная модернизация. Культурная соборная глобализация.

Эпоха постмодерна. Критика проектов эпохи Возрождения и Просвещения (Р. Гвардини). Специфика постмодернистского понимания «нового» Ж.Ф. Лиотаром. Концепция современности П. Козловски как периода всемирно-исторической смены эпох, смены модерна постмодермом как границы нового и пост-Нового времени. Критика постмодерна Ю. Хабермасом.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Западноевропейская культура (тема 10) Время – 2 часа
Вопросы для обсуждения

1.Западная цивилизация: ее культурные прасимволы. Средиземноморская ойкумена – начало европейской культуры.

2.Христианская традиция и рационализм в западноевропейской культуре.

3.Культура итальянского Возрождения и реформация. Вклад гуманистов и реформаторов-протестантов в европейскую культуру.

4.Культура Просвещения. Реализм и модернизм западной культуры ХХ в.

5.Постмодернистское понимание «нового» в западной культуре конца ХХ – начала ХХI вв.

Семинар 2. Русская культура (тема 11) Время – 2 часа
Вопросы для обсуждения

  1. Русско-российская цивилизация: ее культурные прасимволы.

  2. Своеобразие развития русской культуры. Идея «Москва – третий Рим» как историософское основание русской культуры. Петровские реформы как эпоха преобразования русской культуры.

  3. Золотой и Серебряный века русской культуры ХIХ – начала ХХ века, их значение для развития современной мировой культуры.

  4. Культура советской эпохи. Культура русского зарубежья, ее роль в сохранение русской культурной традиции. Современные дискуссии о судьбе русской цивилизации и культуры.

5.ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОго изучения дисциплины




№ темы

Вопросы для самостоятельного изучения

Форма контроля

1.

Предмет культурологии. Культурология как система знания

Культурно-исторические типы Н. Данилевского.

Концепция организмов-культур О. Шпенглера.

Локальные цивилизации А. Тойнби.

Идея Н. Бердяева о распаде великих культур.

зачет

2.

Семиотика культуры. Язык культуры

Языковые символические формы культуры: знаки, символы, смысл, текст.

Знаковая деятельность культуры: ритуал, магия, культ, эксперимент.

опрос

3.

Культура как творчество человека

Роль бессознательного в массовой культуре (по З. Фрейду).

Культурные архетипы в массовой культуре (по К. Юнгу).

Культурные традиции, обычаи, нормы и ценности как формы закрепления институциональных значений. Идеологические и религиозные ценности и их значение в современном мире.

реферат

4.

Морфология культуры: структура и динамика

Н.А. Бердяев о двух элементах культуры: техническом и природно-органическом. Организм и организация – сопоставление понятий и принципов. Гармония природы и культуры как проблема. Аристотель о фюзисе. Стоики и идея саморазвития мира.


зачет

5.

Культура и цивилизация

Развитие идей Н. Данилевского и О. Шпенглера в концепции локальных цивилизаций А. Тойнби. А. Тойнби о соотношении культуры и цивилизации, их типологии. Современные представления о культуре и цивилизации Ф. Броделя, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, П. Козловски, А. Панарина.

опрос

6.

Массовая культура. Элитарная

культура

Массовая культура как феномен. Т. Адорно, Э. Фромм, Н. Бердяев, Ж-П. Сартр, А. Камю как критики массового общества. Мода – переходное состояние от массовой культуры к элитарной.

опрос

7.

Культурная институционализация

Homo Sapiens как Homo Socius. Истоки институализации (типизация опривыченных действий, историчность, контроль). Структурная интерпретация ценностей и проблема посредничества. Роль интеллигенции в достижении социально-ценностного консенсуса. Религиозные ценности и их значение в современном мире.


зачет

8.

Типология культур

Проблема целостности, единства и многообразия мировых культур. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Социокультурная дилемма «Восток–Запад» в русском и европейском самосознании ХIХ–ХХ вв. Концепция смысловой целостности истории К. Ясперса (понятие «осевого времени», выделение исторических эпох).


реферат

9.

Восточные культуры

Конфуцианско-даосистская культура. Роль конфуцианства в культуре Китая.

Индо-буддийская культура. Веды в системе индо-буддийской культуры.

Иудейская культура. Тора и Талмуд в иудейской культуре.

Исламская культура. Коран в системе мусульманских ценностей.


реферат

10.

Западноевропейская культура

Развитие науки и искусства в эпоху Возрождения (Данте, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Р. Рабле). Появление европейских интеллектуалов. Позднее Возрождение и кризис гуманизма (Шекспир, Сервантес). Утопизм как элемент культуры эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла). Реформация как религиозная, идеологическая, культурная революция (М. Лютер, Ж. Кальвин, Т. Мюнцер). Социально-культурные аспекты Реформации.


опрос

11.

Русская культура

Искусство в системе русской культуры. Золотой и Серебряный века русской культуры ХIХ – начала ХХ века. Культура советской эпохи. Культура русского зарубежья. Современная культура России: упадок или возрождение?


реферат
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Предмет iconПредмет и методы анализа Предмет и подходы
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
1. Предмет iconКонтрольно-оценочные средства (тесты)
Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению...
1. Предмет iconПлан конспект урока с использованием интерактивной доски Предмет
...
1. Предмет iconЛ. В. Шабунина Описание предмета
Домашнее задание к уроку: У. 129 ( «Русская речь 5-7»,Никитина Е. И.) Выбрать предмет, который особенно дорог, рассмотреть его, записать...
1. Предмет iconЛитература по курсу 12 Основная литература 12
Социальная работа как предмет социологического анализа с позиции (Ж. Тощенко, М. Н. Руткевич. А. О. Бароноева, В. Я. Ельмеева, В....
1. Предмет icon1 Предмет учебной дисциплины
...
1. Предмет icon1 Предмет учебной дисциплины
...
1. Предмет iconПояснительная записка Предмет «Русский язык»
«Русский язык» в средней школе – это предмет, максимально приближенный к потребностям выпускника. Он отражает жизненные ориентиры...
1. Предмет icon1 Предмет и задачи нейропси
ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т е комплексы расстройств...
1. Предмет iconРабочая программа состоит из пояснительной записки и следующих разделов
Предмет экономика в 10-11 классах входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом...
1. Предмет iconПояснительная записка Предмет изучения
Предмет изучения. Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с...
1. Предмет iconАннотация к рабочим программам по русскому языку
Предмет русский язык в 5 классах-11классах (ооо)входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный предмет на...
1. Предмет icon1. Предмет и задачи курса «История государства и права Беларуси»
Лекция Предмет «Истории государства и права Беларуси»: сущность, содержание, особенности
1. Предмет iconТема № «Предмет гражданского процесса»
Задание №3: подготовить рефераты: а. Соотношение гражданского процесса с другими отраслями права; б. Предмет и система науки гражданского...
1. Предмет iconТема Введение
Тема Прямое и переносное значение слов. Богатство русского языка, позволяющее не только назвать тот или иной предмет, его признаки,...
1. Предмет iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «иностранный язык» входит в образовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения. Иностранный язык...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск