Скачать 0.81 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.В.1.2. Организация досуговой деятельности детей Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050401.65 История Утверждено на заседании кафедры общей и специальной педагогики ППИ (протокол №1от 26.09.2011 г.) Зав. кафедрой _____________Н.А. Рычкова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы: Радевкина Алла Валентиновна, старший преподаватель кафедры ДиНО МГПУ 1.2. Рецензенты: Малеева Е.И., зам. директора по учебно-воспитательной и методической работе Дома детского и юношеского творчества им. А. Бредова, учитель высшей категории, Отличник народного образования; Смага А.А., к.п.н., доцент МГПУ. 1.3. Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с ГОС ВПО и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». По своему содержанию программа курса относится к психолого-педагогическим дисциплинам и направлена на теоретико-практическое освоение студентами различных форм и видов досуговой деятельности детей и подростков, овладение основами игровой досуговой культуры современного педагога, формирование готовности к педагогическому творчеству. Коренная трансформация российского общества затронула не только политику и экономику, но и воспитание. Однако процесс формирования новых систем воспитания в динамично развивающемся обществе неоднозначен и противоречив. В настоящее время, когда наступает век полной компьютеризации, на первый план выходят проблемы организованного досуга детей и подростков. Данный учебный процесс предполагает, что досуговая педагогика – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в самореализации и контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Досуг следует рассматривать как совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств ребенка, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально приоритетные потребности. В культурно-досуговой деятельности реализуются такие важные социально-педагогические функции, как рекреация, компенсация, коммуникация. Поэтому, так важна система целенаправленного организованного досуга детей и подростков в наши дни. Ведущей целью программы курса является обеспечение возможностей для самообразования и самовоспитания студентов через самостоятельный и ответственный выбор ими различных видов и форм досуговой деятельности детей и подростков. Приоритетные направления программы помогут студентам активно включиться в различные сферы досугового общения через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности, углубят и разнообразят содержательный аспект досуговой деятельности, предоставят возможность проверки своих творческих, лидерских и организаторских способностей, помогут сформировать способы практической реализации игровых проектов и программ для детей и подростков. Также следует отметить, что с учетом разного психологического содержания различных периодов развития личности ребенка в программу введены задачи и технологии для каждой возрастной группы (младший школьник, подросток). В программном обеспечении курса предусмотрено проведение занятий в различных формах: игра, творчество, открытая защита программы (проекта), обсуждение и просмотр видеоматериалов. Основная цель которых – посредством игровой деятельности развивать у студентов потребность в усвоении новой активной информации, стремление к саморазвитию и самообразованию. В процессе освоения курса студент должен знать:
Кроме этого студент должен приобрести умения:
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - Вузовский компонент 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины 1. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема. Свободное время, отдых, досуг – общее и разница. Главные потенциалы детского досуга (ДД). Понятие досуговой среды. Структура досуга. Классификация ДД по содержанию (С.А. Шмаков). Законы педагогики досуга: сочетания продуктивного и непродуктивного; творческой энергетики; диалектического соотношения времени, пространства и содержания; «зеркальности» и универсальности. Принципы организации досуга: «красной линии», «могучей кучки», «фельдмаршала Кутузова», «горы», «антиканонов», «камня, брошенного в воду», опоры на положительные эмоции детей и подростков. Основные методы досуговой педагогики: игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации. Параметры ДД: пространство времени и места, структура и содержание, организаторы. Тенденции и основные требования отбора форм и содержания ДД. Условия эффективности детской досуговой деятельности (ДДД): разновозрастный и разнополовый состав участников ДД, культура досуга, бесконфликтность организации досуга как гарантия творческого досуга, сбалансированность педагогического «багажа» и базы досуга. 2. Психолого-педагогический потенциал детской игры как элемента досуговой структуры: ретроспектива и современный подход. Актуальные вопросы педагогической теории игры. Происхождение и социально-педагогическое значение игры. Основные научные подходы (теории), объясняющие причинность появления игры:
Воспитывающие и развивающие функции игры. Функции игровой деятельности как педагогический феномен «культуры»: социокультурное назначение, межнациональная коммуникация, самореализация детей и подростков в игре на базе человеческой практики, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, коррекционная, развлекательная. Структура игры, соотношение социальных и досуговых ролей. Виды игр, критерии их классификации (С.А. Шмаков). Игровые условности досуговой практики детей и подростков. Педагогические требования к игровой ДД. Воспитательный потенциал игровой деятельности. Особенности педагогического руководства игровой досуговой деятельностью детей и подростков. Игра – многоликая данность человечества; социально-педагогическое явление; самостоятельная, добровольная, творческая деятельность; важный компонент технологии, метод и средство воспитания детей и подростков; форма и средство организации жизнедеятельности детей; сфера «самости»; «арифметика социальных отношений» (Д.Б. Эльконин). Современные представления об игровых досуговых проектах и программах. Характеристика вариантов социально-ориентировочных игр: сюжетно-ролевые игры, игры-эпопеи, инновационные, полидеятельностные, игры-путешествия и др. 3. Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков. Понимание единицы игры. Гипотеза об историческом происхождении игры и периодах детства. Условия возникновения и функции игры в психическом развитии ребенка. Социальная природа игры. Теории и проблемы исследования детской игры: К. Д. Ушинский, А.И. Сикорский, К. Гросс, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Познавательная и эмоцильная «децентрация» ребенка в игре. Развитие общих механизмов интеллектуальной деятельности в игре (П.Я. Гальперин, Дж. Брунер). Игра и развитие произвольного поведения (А.В. Запорожец). Игры, развивающие психические качества личности ребенка (С.А. Шмаков). 4. Организация детской досуговой деятельности и социальное становление личности ребенка. Социализация детей и подростков как многоаспектное явление. Авторитарный и демократический подходы в теории и практике социализации личности. Историко-педагогический анализ проблемы социализации человека. Концепции социализации детей и подростков и их развитие: А.В. Мудрик, А.А. Бодалев, В.А. Караковский, А.М. Новикова, Б.З. Вульфов, Б.А. Смирнов и др. Социализация детей и подростков – двусторонний, диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания освоения, присвоения, обогащения и передачи ребятам опыта социального взаимоотношения детей и взрослых. Критерии эффективности процесса социализации: адаптированность, автономизация и активность. Процесс социализации и единство трех сфер становления личности: деятельности, общения и самопознания. Социальное самоопределение личности одна из главных задач воспитания и досуговой педагогики. 5. Игровое взаимодействие (ИВ) – содержательный аспект детской досуговой деятельности. Социально-историческая обусловленность ИВ. ИВ – особый вид объективных общественных отношений. Игровая деятельность – результат, условия и средство развития ребенка. Двусторонний, диалогичный характер ИВ. Функции ИВ: социально-психологическое регулирование отношений участников ИВ, компенсаторная, предупредительная или коррекции детских комплексов, стимулирования инициативы; их динамизм реализации. Закономерности ИВ: единство и взаимосвязь успешности ИВ и социального становления детей и подростков; взаимозависимость результатов ИВ и включенность участников в разнообразную и общественно полезную деятельность; обусловленность эффективности ИВ и характера мотивов общения личности с окружающим миром; дифференциация функции ИВ в процессе социального становления личности. Условия эффективности основополагающих принципов ИВ:
Основные критерии педагогической эффективности игрового взаимодействия: эмоциональный, мотивационный и поведенческий. 6. Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков. Психолого-педагогические условия организации досуговых технологий, их организационная основа. Особенности игровых технологий в младшем школьном и подростковом возрасте. Подходы к определению содержания ДД. Критерии отбора форм и основных методов. Классификация досуговых форм работы с детьми и подростками (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова). Принципы досугового воспитания детей и подростков. Особенности досугового взаимодействия детей различных возрастных групп и пути их развития. Структурно-функциональное программирование процесса игрового взаимодействия, основные этапы игровых проектов (программ): анализа мотивационно-потребностной сферы личности ребенка; целеполагания; технологический этап; прогнозирования результата и коррекции программы (проекта). Педагогические (воспитательные) возможности игровых досуговых технологий. Методика организации КТД. Технология клубной работы с детьми и подростками: назначение процесса ИВ, связанного с жизнедеятельностью детского объединения и особенностями его социального становления. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |