Учебно-методический комплекс





НазваниеУчебно-методический комплекс
страница1/7
Дата публикации29.04.2015
Размер0.81 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.1.2. Организация досуговой деятельности детей

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050401.65 История


Утверждено на заседании кафедры

общей и специальной педагогики ППИ

(протокол №1от 26.09.2011 г.)
Зав. кафедрой

_____________Н.А. Рычкова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: Радевкина Алла Валентиновна, старший преподаватель кафедры ДиНО МГПУ

1.2. Рецензенты:

Малеева Е.И., зам. директора по учебно-воспитательной и методической работе Дома детского и юношеского творчества им. А. Бредова, учитель высшей категории, Отличник народного образования;
Смага А.А., к.п.н., доцент МГПУ.

1.3. Пояснительная записка

Программа курса разработана в соответствии с ГОС ВПО и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».

По своему содержанию программа курса относится к психолого-педагогическим дисциплинам и направлена на теоретико-практическое освоение студентами различных форм и видов досуговой деятельности детей и подростков, овладение основами игровой досуговой культуры современного педагога, формирование готовности к педагогическому творчеству.

Коренная трансформация российского общества затронула не только политику и экономику, но и воспитание. Однако процесс формирования новых систем воспитания в динамично развивающемся обществе неоднозначен и противоречив. В настоящее время, когда наступает век полной компьютеризации, на первый план выходят проблемы организованного досуга детей и подростков.

Данный учебный процесс предполагает, что досуговая педагогика – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в самореализации и контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Досуг следует рассматривать как совокупность различных видов занятий, деятельности, осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит развитие личностных качеств ребенка, удовлетворяются его духовные, физические и другие социально приоритетные потребности. В культурно-досуговой деятельности реализуются такие важные социально-педагогические функции, как рекреация, компенсация, коммуникация. Поэтому, так важна система целенаправленного организованного досуга детей и подростков в наши дни.

Ведущей целью программы курса является обеспечение возможностей для самообразования и самовоспитания студентов через самостоятельный и ответственный выбор ими различных видов и форм досуговой деятельности детей и подростков.

Приоритетные направления программы помогут студентам активно включиться в различные сферы досугового общения через сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности, углубят и разнообразят содержательный аспект досуговой деятельности, предоставят возможность проверки своих творческих, лидерских и организаторских способностей, помогут сформировать способы практической реализации игровых проектов и программ для детей и подростков.

Также следует отметить, что с учетом разного психологического содержания различных периодов развития личности ребенка в программу введены задачи и технологии для каждой возрастной группы (младший школьник, подросток).

В программном обеспечении курса предусмотрено проведение занятий в различных формах: игра, творчество, открытая защита программы (проекта), обсуждение и просмотр видеоматериалов. Основная цель которых – посредством игровой деятельности развивать у студентов потребность в усвоении новой активной информации, стремление к саморазвитию и самообразованию.

В процессе освоения курса студент должен знать:

  • методологические основы организации досуговой деятельности детей и подростков;

  • психолого-педагогический потенциал игры как элемента досуговой структуры, современные подходы к ее изучению и реализации;

  • значение игры для психического развития и формирования личности ребенка, а также модели игр, развивающие психические качества детей и подростков;

  • современные основополагающие концепции социализации детей и подростков и их развитие; социально-ориентированные модели досуговой деятельности;

  • назначение и принципиальные особенности игрового взаимодействия для развития и социального становления детей и подростков, структурно-функциональные основы программирования процесса игрового взаимодействия (ИВ);

  • научно-методические подходы к использованию современных игровых проектов и программ в педагогике досуга детей и подростков.

Кроме этого студент должен приобрести умения:

  • ориентироваться в системе психолого-педагогических основ организации досуговой деятельности детей и подростков, современных игровых досуговых технологиях;

  • анализировать современные игровые формы, проекты и программы для детей и подростков, используя подходы и средства, отвечающие потребностям детей, адекватных новым условиям жизни;

  • определять цели, задачи, методы, формы и средства педагогики досуга в работе с детьми и подростками;

  • выявлять и развивать личностный и творческий потенциал детей и подростков в досуге;

  • овладевать инструментарием педагогической диагностики, умением прогнозировать развитие личности ребенка в конкретной деятельности, досуговой среде;

  • создавать условия для самореализации и самообразования, социального самоопределения участников досуговой деятельности;

  • проводить игровое моделирование с учетом психо-педагогических и возрастных особенностей детей и подростков;

  • осуществлять структурно-функциональное программирование процесса игрового взаимодействия детей и подростков, связанных с жизнедеятельностью детских объединений (клубов), а также особенностями их социального становления;

  • применять специфические игровые средства взаимодействия: создание ситуации успеха для каждого; конкурсы, сочетающие коллективный и личный результат; ролевые, деловые, социально-ориентированные игры; совместная постановка и решение проблем; занимательные формы работы «кто лучше?», «кто быстрее?» в сочетании с общими педагогическими средствами (наглядность, ТСО, схемы, карточки, задание по свободному выбору) и пр.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

- Вузовский компонент

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-

емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050401.65 История

3

5

100

40

26

14




60

зачет



1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.


Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема.

Понятийно- терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков.

6

4

2




10


2.


Психолого-педагогический потенциал детской игры как элемента досуговой структуры: ретроспектива и современный подход.

Игровая досуговая деятельность детей и подростков: находки и проблемы.

6

4

2




10


3.



Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков.

6

4

2




10


4.


Организация досуговой деятельности и социальное становление личности ребенка.

Досуговая деятельность детей и подростков – «арифметика социальных отношений».


6

4

2




10

5.



Игровое взаимодействие – содержательный аспект детской досуговой деятельности.


8

5

3




10

6.

Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков.

Игровые досуговые технологии детей и подростков и их возможности.

Интеллектуально-творческие формы работы по организации детского досуга.

Педагогические технологии эколого-краеведческой работы с детьми и подростками во внеурочное время.

Педагогические технологии активного досугового отдыха детей и подростков.

8

5

3




10




Итого:

40

26

14




60


1.6.2. Содержание разделов дисциплины

1. Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема.

Свободное время, отдых, досуг – общее и разница. Главные потенциалы детского досуга (ДД). Понятие досуговой среды. Структура досуга. Классификация ДД по содержанию (С.А. Шмаков). Законы педагогики досуга: сочетания продуктивного и непродуктивного; творческой энергетики; диалектического соотношения времени, пространства и содержания; «зеркальности» и универсальности.

Принципы организации досуга: «красной линии», «могучей кучки», «фельдмаршала Кутузова», «горы», «антиканонов», «камня, брошенного в воду», опоры на положительные эмоции детей и подростков.

Основные методы досуговой педагогики: игры и игрового тренинга, театрализации, состязательности, равноправного духовного контакта, воспитывающих ситуаций, импровизации.

Параметры ДД: пространство времени и места, структура и содержание, организаторы. Тенденции и основные требования отбора форм и содержания ДД. Условия эффективности детской досуговой деятельности (ДДД): разновозрастный и разнополовый состав участников ДД, культура досуга, бесконфликтность организации досуга как гарантия творческого досуга, сбалансированность педагогического «багажа» и базы досуга.

2. Психолого-педагогический потенциал детской игры как элемента досуговой структуры: ретроспектива и современный подход.

Актуальные вопросы педагогической теории игры. Происхождение и социально-педагогическое значение игры. Основные научные подходы (теории), объясняющие причинность появления игры:

  • избыток нервных сил, функция движения (К. Гросс);

  • функциональное удовлетворение, реализация врожденных влечений (З. Фрейд, А. Адлер);

  • духовное развитие ребенка в игре (К.Д, Ушинский, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б. Эльконин);

  • воздействие на мир через игру (С.Л. Рубинштейн, А.А. Леонтьев);

  • связь с эстетическими культурами (Платон, Г. Спенсер);

  • труд-источник появления игры (Плеханов, Лафарг).

Воспитывающие и развивающие функции игры. Функции игровой деятельности как педагогический феномен «культуры»: социокультурное назначение, межнациональная коммуникация, самореализация детей и подростков в игре на базе человеческой практики, коммуникативная, диагностическая, игротерапевтическая, коррекционная, развлекательная.

Структура игры, соотношение социальных и досуговых ролей.

Виды игр, критерии их классификации (С.А. Шмаков). Игровые условности досуговой практики детей и подростков. Педагогические требования к игровой ДД.

Воспитательный потенциал игровой деятельности. Особенности педагогического руководства игровой досуговой деятельностью детей и подростков.

Игра – многоликая данность человечества; социально-педагогическое явление; самостоятельная, добровольная, творческая деятельность; важный компонент технологии, метод и средство воспитания детей и подростков; форма и средство организации жизнедеятельности детей; сфера «самости»; «арифметика социальных отношений» (Д.Б. Эльконин).

Современные представления об игровых досуговых проектах и программах.

Характеристика вариантов социально-ориентировочных игр: сюжетно-ролевые игры, игры-эпопеи, инновационные, полидеятельностные, игры-путешествия и др.

3. Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков.

Понимание единицы игры. Гипотеза об историческом происхождении игры и периодах детства. Условия возникновения и функции игры в психическом развитии ребенка. Социальная природа игры.

Теории и проблемы исследования детской игры: К. Д. Ушинский, А.И. Сикорский, К. Гросс, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Игра и развитие мотивационно-потребностной сферы. Познавательная и эмоцильная «децентрация» ребенка в игре. Развитие общих механизмов интеллектуальной деятельности в игре (П.Я. Гальперин, Дж. Брунер). Игра и развитие произвольного поведения (А.В. Запорожец). Игры, развивающие психические качества личности ребенка (С.А. Шмаков).

4. Организация детской досуговой деятельности и социальное становление личности ребенка.

Социализация детей и подростков как многоаспектное явление. Авторитарный и демократический подходы в теории и практике социализации личности. Историко-педагогический анализ проблемы социализации человека. Концепции социализации детей и подростков и их развитие: А.В. Мудрик, А.А. Бодалев, В.А. Караковский, А.М. Новикова, Б.З. Вульфов, Б.А. Смирнов и др.

Социализация детей и подростков – двусторонний, диалектический процесс приобретения опыта социальных отношений и освоения новых социальных ролей, происходящих в сферах деятельности, общения и самопознания путем узнавания освоения, присвоения, обогащения и передачи ребятам опыта социального взаимоотношения детей и взрослых.

Критерии эффективности процесса социализации: адаптированность, автономизация и активность. Процесс социализации и единство трех сфер становления личности: деятельности, общения и самопознания. Социальное самоопределение личности одна из главных задач воспитания и досуговой педагогики.

5. Игровое взаимодействие (ИВ) – содержательный аспект детской досуговой деятельности.

Социально-историческая обусловленность ИВ.

ИВ – особый вид объективных общественных отношений.

Игровая деятельность – результат, условия и средство развития ребенка. Двусторонний, диалогичный характер ИВ. Функции ИВ: социально-психологическое регулирование отношений участников ИВ, компенсаторная, предупредительная или коррекции детских комплексов, стимулирования инициативы; их динамизм реализации.

Закономерности ИВ: единство и взаимосвязь успешности ИВ и социального становления детей и подростков; взаимозависимость результатов ИВ и включенность участников в разнообразную и общественно полезную деятельность; обусловленность эффективности ИВ и характера мотивов общения личности с окружающим миром; дифференциация функции ИВ в процессе социального становления личности.

Условия эффективности основополагающих принципов ИВ:

  • принцип ориентации на гуманистический характер взаимодействия в игре;

  • принцип индивидуальной избирательности способов взаимодействия с учетом возрастных особенностей детей;

  • принцип адекватности способов взаимодействия в системе социальных отношений в обществе;

  • принцип рефлексивного характера игровой деятельности субъектов;

  • принцип паритетного соотношения управления и самоуправления в игровой деятельности;

  • субъективизм – совокупный принцип организации игрового взаимодействия.

Основные критерии педагогической эффективности игрового взаимодействия: эмоциональный, мотивационный и поведенческий.

6. Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков.

Психолого-педагогические условия организации досуговых технологий, их организационная основа. Особенности игровых технологий в младшем школьном и подростковом возрасте.

Подходы к определению содержания ДД. Критерии отбора форм и основных методов.

Классификация досуговых форм работы с детьми и подростками (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова). Принципы досугового воспитания детей и подростков. Особенности досугового взаимодействия детей различных возрастных групп и пути их развития.

Структурно-функциональное программирование процесса игрового взаимодействия, основные этапы игровых проектов (программ): анализа мотивационно-потребностной сферы личности ребенка; целеполагания; технологический этап; прогнозирования результата и коррекции программы (проекта). Педагогические (воспитательные) возможности игровых досуговых технологий.

Методика организации КТД. Технология клубной работы с детьми и подростками: назначение процесса ИВ, связанного с жизнедеятельностью детского объединения и особенностями его социального становления.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

2.

3.

4.

5.


6.

Досуг детей и подростков как социально-педагогическая проблема.

Понятийно-терминологическое занятие как средство развития умений осваивать теоретическую информацию по организации досуговой деятельности детей и подростков.
Психолого-педагогический потенциал детской игры как элемента досуговой структуры: ретроспектива и современный подход.

Игровая досуговая деятельность детей и подростков: находки и проблемы.

Значение игры для психического развития и формирования личности детей и подростков.

Организация досуговой деятельности и социальное становление личности ребенка.

Досуговая деятельность детей и подростков – «арифметика социальных отношений».
Игровое взаимодействие – содержательный аспект детской досуговой деятельности.
Концептуальные основы игровых досуговых технологий детей и подростков.
Игровые досуговые технологии детей и подростков и их возможности.

Интеллектуально-творческие формы работы по организации детского досуга.
Педагогические технологии эколого-краеведческой работы с детьми и подростками во внеурочное время.

Педагогические технологии активного отдыха детей и подростков.

Рабочий словарь
Терминологическая карта

Аннотация статьи

Кр. Заметки

Подбор вариантов диагностики интереса, возможностей, требований участников игровой ДД во временном коллективе.

Составление таблицы. Тестирование и анкетирование. Письменный комментарий положений.
Краткий план статьи

Письменный комментарий высказываний

Подбор игр и упражнений
Рабочий словарь

Краткие заметки

Разработка конспекта игры
Вопросы для самоконтроля

Подбор игр с коррекционно-развивающими технологиями

Составление схемы классификации.

Разработка технологического алгоритма

Разработка программы работы клуба

Самотестирование

Раб. выписки

Разработка программы Дня творчества

Конспект «Положения об областном туристко-краеведческом движении учащихся».

Разработка комплексной экскурсии или экологической игры-путешествия.

Краткие заметки

Разработка конспекта

Похода выходного дня

Подбор игр активного досуга

Просмотр и обсуждение видеоматериала


4
6

4

12


4

2

10


4


4


2,5

2,5


2,5


2,5

Проверка на ПР
Творческое представление микрогруппы

Зачет

Пед. игра на ПР

Отработка на ПР

Зачет

Отработка на ПР

Зачет


Зачет


Зачет


Отработка на ПР

Защита программы
Зачет

Защита программы

Творческое представление микрогруппы

Проверка на ПР

Проверка на ПР

Зачет

Защита разработки


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс...
Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Электроника
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки»
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов
...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009...
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине...
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека...
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c
Учебно-методический комплекс iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск