Скачать 471.45 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Дополнительного образования детей Детско-юношеский центр г. Петрозаводска УТВЕРЖДАЮ: Директор ДЮЦ:_____________ С.Э.Воздвиженский УТВЕРЖДЕНО Методический совет _____________ № протокола, дата Образовательная программа «Основы культуры чтения» Возраст учащихся - 6-11 лет Срок реализации – 4 года 2009-2010 учебный год Педагог дополнительного образования: Лящук Ядвига Трофимовна 1947 года рождения Педагогический стаж – 19 лет Учебная нагрузка: 4 г. обуч.: группа № 5: 14 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. группа № 6: 14 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. 1 г. обуч.: группа № 1: 12 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. группа № 2: 13 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. группа № 3: 12 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. группа № 4: 13 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч. Итого: 6 групп, 78 чел. 432ч. Петрозаводск, 2009 г. Пояснительная записка «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли ни одной строчки, хоть одной странички из новой книги» К.Паустовский Программа «Основы культуры чтения» разработана с целью создания условий для социальной адаптации и творческого развития детей 6-11 лет игровыми средствами в процессе развития интереса к познанию, общению, творчеству через книгу, литературные и поэтические тексты, музыку, игры и т.д. Программой представлен широкий спектр литературного материала и творческих заданий, направленных на осмысление воспитанниками нравственных ценностей жизни. Цель программы – помочь воспитанникам в момент становления личности осознать себя полноценными, интересными людьми, имеющими право на собственную точку зрения. Формировать в детях навыки изложения своих мыслей в творческой форме. Использовать психологические игры, вопросы и задания такие, которые учат детей позитивно воспринимать действительность, не позволяют им замыкаться в себе, подталкивают к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем. Программа предлагает цикл практических уроков-бесед о тех проблемах нравственного выбора, с которыми ежедневно сталкиваются дети в подростковом возрасте. Для этого используются философские «Диалоги для размышления». Разборчивость в чтении воспитывается с детства. Надо очень тактично подталкивать ребенка к чтению истинно хороших книг. Нужно отбирать в книгах все самое ценное и доводить эту ценность до ума и сознания детей. Книга – это образование, и отдых и развлечение. Задача программы,– научить детей создавать свои книги, анализировать и выражать свои мысли и чувства в творческой форме. Помочь подросткам задуматься над проблемами, которые наиболее остро встают перед человеком в момент его взросления, становятся актуальными для их жизни темами, например: Поиск истины; Сила характера; Разговор с совестью; Как поверить в свои силы и т. д. Программа предусматривает формирование интереса к детской книге, побуждает детей к такой деятельности, как чтение, с целью образования, расширение кругозора, а возможно и выбора собственного пути в профессию. Путем проведения бесед, дискуссий, обсуждений книг побуждать и направлять мысли ребенка к сопереживанию и состраданию. Обсуждение – это размышление над книгой. И как следствие воспитывается наблюдательность, развивается литературный вкус. Когда книга затрагивает душу, когда она талантливо написана – она всегда волнует. Говорить с ребятами обо всем, не только о книгах – об учебе, дружбе, обо всем, что им интересно, в результате из таких бесед складывается характер взаимоотношений, уважение. Участвуя в беседах о книгах, ребята учатся более сознательно, вдумчиво относится к книге. Электронная культура, в том числе видеопродукция, является конкурентом печатному слову. Книга не уйдет, и чтение тоже. Программа «Основы культуры чтения» ставит своей целью не только развитие навыков чтения, а также повышения престижа чтения и как результат – «Читающий ДЮЦ». В основе программы лежат культурологические аспекты по развитию речи и основам культуры чтения. Она интересна тем, что имеет три ступени реализации: - сказкотерапия – 1- ый год обучения; - этика, культура общения и самовоспитание – 2 –ой год обучения; - «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» (межличностные отношения) – 3, 4 – год обучения. Программа даёт возможность создания ситуации успеха для каждого ребёнка, помогает формировать у воспитанников гражданскую ответственность, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе. А.В.Сухомлинский считал, что самое страшное горе, самая опасная болезнь, если человеку не хочется читать. Без книги наступает мрак, убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности. Довести до ребят огромную роль книги как источника информации и знания, важнейшего средства сохранения веками накопленного опыта, памяти человечества, средства духовного общения личности. Учить вслушиваться в то, что читаешь, учиться слушать и слышать книгу. Пропускать через свое сердце чувства героев книги, и мир станет богаче. Три ведущих направления познания мира (научное, духовное и художественное) легли в основу разработки учебно-тематического и воспитательного плана программы. Воспитательные аспекты осваиваются в процессе игры, когда придуманные детьми персонажи включаются в ситуации, связанные с основами безопасности жизнедеятельности. И действуют в диапазоне значений «правильно - неправильно», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво», «полезно – вредно». Цель программы для детей 6-7 лет – сугубо нравственная – формирование у детей стремления получать радость через общение с книгой. Для этого необходимо, чтобы у детей накапливался опыт пребывания в атмосфере радости, творчества, игры. Рассуждения и диалоговое общение пробуждают творческие способности, активизируют умственные способности (ребенок должен ответить на вопросы педагога, привести какую-либо аргументацию и т.д.) – все то способствует развитию ребенка. Актуальность воспитательных задач: предупреждение и преодоление отрицательных влияний в воспитании и развитии индивидуальности в коллективе путем работы с книгой, через анализ литературных произведений, включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение, что развивает единый культуротворческий процесс в воспитании. Основными положениями программы являются:
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА Тип воспитательной системы: социальная ориентация. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, семья, совместный труд и т.д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений. Вид воспитательной системы:
Цель воспитания: Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:
Компоненты воспитательной системы Используются педагогические технологии: ролевой игры, начальная ступень социального проектирования, тренинга, участие в общественно-полезных акциях и другие. Ключевыми направлениями работы являюся:
Компоненты воспитательной системы:
Работа с родителями включает в себя:
Диагностика достижения воспитательных результатов. Для исследования результатов педагогической деятельности используются социально-педагогические диагностики. Исследуя группы воспитанников занимающихся по программе, использовать следующие методики: * исследование смысловой памяти методом запоминания двух рядов слов; * методика «Какой Я?» - определения уровня самооценки для младших школьников; * тест «Незаконченных предложений»; * тест «Необычное использование» (исследование творческой одарённости); * анкета «Считаешь ли ты себя культурным человеком?»; * заполнение пропущенных в тексте слов (методика Эббингауза); * зачёты и собеседования по пройденному материалу, участие в викторинах, конкурсах, выставках; * беседы с участниками программы и их родителями; * непрерывное наблюдение. Основными результатами воспитательной деятельности являются:
Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:
Отбор содержания программы основывается на современных образовательных литературных текстах и на следующих главных педагогических принципах:
В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:
Итогом реализации программы по каждому году обучения является игровое путешествие по станциям, в процессе которого ребенок наблюдает и оценивает вместе с другими детьми собственное перевоплощение. Игра-путешествие – это определенная точка опоры в развитии интересов детей 6-11 лет, демонстрирование детьми своих достижений перед «единомышленниками» при одобрении детской аудитории, что придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность роста интереса. Актуальность и новизна данной программы – это свобода выбора и свобода последующей деятельности личности в ее интеллектуальном, личностном планах с целью расширить свой кругозор, а также отдохнуть душой от повседневных уроков и суеты, испытать радость общения с «единомышленниками». Продолжительность образовательного процесса и срок реализации данной программы в течение четырёх лет. Формами, методами, средствами и технологиями в усвоении программы «Основы культуры чтения» являются: чтение, беседы, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, праздники, дискуссии, деловые игры, психологические игры, вопросы и задания, путешествия и экскурсии в музей, театры, др. библиотеки. Перечисленные формы выстраиваются на исторических культурных традициях, краеведческом материале. В основе программы лежит общение с детьми через лучшие литературные и поэтические тексты, знакомство с вершинными творениями человеческого духа, которые способны пробудить все самое лучшее из заложенного в ребенке природой. Делается акцент в первую очередь не на освоение определенной суммы знаний, а на их воспитание, развитие, на «рост души» ребенка! Помочь ребенку открыть и развить заложенное в нем природой. Основными задачами воспитания являются: формирование у воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Образовательная программа «Основы культуры чтения» и по содержанию, и по принципам изучения разительно отличается от программ по литературе. Подходы к изучению в методологическом отношении важно не столько интеллектуальное освоение детьми текстов, сколько эмоциональное и эстетическое усвоение ими гуманистического, духовного, высоконравственного потенциала этих предлагаемых лучших текстов, отработка общения ребенка с искусством; в методическом смысле – это организация проживания с детьми вместе с писателем его творчества, а в результате рождается творчество и сотрудничество. Дети становятся сотворцами великих писателей и поэтов, т.е. при чтении произведений вслух. Я пытаюсь растить из своих воспитанников талантливых читателей: вдумчивых, читающих с удовольствием, размышляющих о прочитанном, развивающихся как личность. Образовательные и развивающие задачи для учащихся 6-11 лет: - помочь воспитанникам позитивно воспринимать действительность; - не позволять им замыкаться в себе; - подталкивать к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем;
а. - во время передвижения (особенно по пути на занятия и обратно); б. - в транспорте; в. - культурно-экологическое поведение в естественной природной среде (тур. походы, экскурсии на природу). |
Утверждено утверждено Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования | Учебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии... Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.) | ||
Положение утверждено на заседании Ученого Совета Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»... | Учебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено... Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19.... | ||
Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | Общие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной... Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г | ||
Положение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании... Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» | Рассмотрено согласовано утверждено | ||
Рассмотрено согласовано утверждено | Рабочая программа Изобразительное искусство «Согласовано» «Утверждено» | ||
Миннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено | Утверждено Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |