Утверждено





Скачать 471.45 Kb.
НазваниеУтверждено
страница1/4
Дата публикации01.05.2015
Размер471.45 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > Культура > Задача
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ДЮЦ:_____________

С.Э.Воздвиженский
УТВЕРЖДЕНО

Методический совет _____________

№ протокола, дата


Образовательная программа

«Основы культуры чтения»
Возраст учащихся - 6-11 лет

Срок реализации – 4 года

2009-2010 учебный год

Педагог дополнительного образования:

Лящук Ядвига Трофимовна

1947 года рождения

Педагогический стаж – 19 лет
Учебная нагрузка:

4 г. обуч.:

группа № 5: 14 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

группа № 6: 14 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

1 г. обуч.:

группа № 1: 12 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

группа № 2: 13 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

группа № 3: 12 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

группа № 4: 13 чел. 2 часа/нед. Всего 72 ч.

Итого: 6 групп, 78 чел. 432ч.

Петрозаводск, 2009 г.

Пояснительная записка
«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет

ни одного дня, когда бы вы не прочли

ни одной строчки, хоть одной странички

из новой книги»

К.Паустовский
Программа «Основы культуры чтения» разработана с целью создания условий для социальной адаптации и творческого развития детей 6-11 лет игровыми средствами в процессе развития интереса к познанию, общению, творчеству через книгу, литературные и поэтические тексты, музыку, игры и т.д.

Программой представлен широкий спектр литературного материала и творческих заданий, направленных на осмысление воспитанниками нравственных ценностей жизни.

Цель программы – помочь воспитанникам в момент становления личности осознать себя полноценными, интересными людьми, имеющими право на собственную точку зрения. Формировать в детях навыки изложения своих мыслей в творческой форме.

Использовать психологические игры, вопросы и задания такие, которые учат детей позитивно воспринимать действительность, не позволяют им замыкаться в себе, подталкивают к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем. Программа предлагает цикл практических уроков-бесед о тех проблемах нравственного выбора, с которыми ежедневно сталкиваются дети в подростковом возрасте. Для этого используются философские «Диалоги для размышления».

Разборчивость в чтении воспитывается с детства. Надо очень тактично подталкивать ребенка к чтению истинно хороших книг. Нужно отбирать в книгах все самое ценное и доводить эту ценность до ума и сознания детей. Книга – это образование, и отдых и развлечение.

Задача программы,– научить детей создавать свои книги, анализировать и выражать свои мысли и чувства в творческой форме. Помочь подросткам задуматься над проблемами, которые наиболее остро встают перед человеком в момент его взросления, становятся актуальными для их жизни темами, например: Поиск истины; Сила характера; Разговор с совестью; Как поверить в свои силы и т. д.

Программа предусматривает формирование интереса к детской книге, побуждает детей к такой деятельности, как чтение, с целью образования, расширение кругозора, а возможно и выбора собственного пути в профессию. Путем проведения бесед, дискуссий, обсуждений книг побуждать и направлять мысли ребенка к сопереживанию и состраданию. Обсуждение – это размышление над книгой. И как следствие воспитывается наблюдательность, развивается литературный вкус. Когда книга затрагивает душу, когда она талантливо написана – она всегда волнует. Говорить с ребятами обо всем, не только о книгах – об учебе, дружбе, обо всем, что им интересно, в результате из таких бесед складывается характер взаимоотношений, уважение. Участвуя в беседах о книгах, ребята учатся более сознательно, вдумчиво относится к книге. Электронная культура, в том числе видеопродукция, является конкурентом печатному слову. Книга не уйдет, и чтение тоже. Программа «Основы культуры чтения» ставит своей целью не только развитие навыков чтения, а также повышения престижа чтения и как результат – «Читающий ДЮЦ».

В основе программы лежат культурологические аспекты по развитию речи и основам культуры чтения. Она интересна тем, что имеет три ступени реализации:

- сказкотерапия – 1- ый год обучения;

- этика, культура общения и самовоспитание – 2 –ой год обучения;

- «Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?» (межличностные отношения) – 3, 4 – год обучения.

Программа даёт возможность создания ситуации успеха для каждого ребёнка, помогает формировать у воспитанников гражданскую ответственность, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

А.В.Сухомлинский считал, что самое страшное горе, самая опасная болезнь, если человеку не хочется читать. Без книги наступает мрак, убогость умственной жизни, а это ведет к бездуховности.

Довести до ребят огромную роль книги как источника информации и знания, важнейшего средства сохранения веками накопленного опыта, памяти человечества, средства духовного общения личности. Учить вслушиваться в то, что читаешь, учиться слушать и слышать книгу. Пропускать через свое сердце чувства героев книги, и мир станет богаче.
Три ведущих направления познания мира (научное, духовное и художественное) легли в основу разработки учебно-тематического и воспитательного плана программы.

Воспитательные аспекты осваиваются в процессе игры, когда придуманные детьми персонажи включаются в ситуации, связанные с основами безопасности жизнедеятельности. И действуют в диапазоне значений «правильно - неправильно», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво», «полезно – вредно».

Цель программы для детей 6-7 лет – сугубо нравственная – формирование у детей стремления получать радость через общение с книгой. Для этого необходимо, чтобы у детей накапливался опыт пребывания в атмосфере радости, творчества, игры.

Рассуждения и диалоговое общение пробуждают творческие способности, активизируют умственные способности (ребенок должен ответить на вопросы педагога, привести какую-либо аргументацию и т.д.) – все то способствует развитию ребенка.

Актуальность воспитательных задач: предупреждение и преодоление отрицательных влияний в воспитании и развитии индивидуальности в коллективе путем работы с книгой, через анализ литературных произведений, включение детей в творческую деятельность и диалоговое общение, что развивает единый культуротворческий процесс в воспитании.

Основными положениями программы являются:

  • принцип реализации разнообразных детских интересов;

  • принцип развития в каждом ребенке желания стать лучше, знать больше, познать себя;

  • принцип качественных изменений, происходящих с каждым в детском коллективе.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Тип воспитательной системы: социальная ориентация.
В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив, демократия, семья, совместный труд и т.д.

В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.
Вид воспитательной системы:


Основные компоненты ценностно – смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

  1. личность

Воспитательная система развития личности

Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.

  1. коллектив

Воспитательная система -коллектив

Создание коллектива.

  1. справедливость и внимание

Воспитательная система – справедливое сообщество

Обеспечение внимания к каждому учащемуся, разрешения возникающих конфликтов по справедливости, оперативное рассмотрение детских обид.

  1. пример

Воспитательная система коллективной творческой деятельности

Педагоги становятся старшими товарищами, создается актив из учащихся, способных быть примером для других.

Цель воспитания:

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:

  • Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии;

  • Справедливый по отношению к людям;

  • соблюдающий принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

  • соблюдать принципы экологической культуры;

  • социально-активный, законопослушный;

  • гражданин и патриот своей страны;

  • успешно выполняющий весь спектр социальных ролей: ученика, семьянина, жителя своего города, члена детского сообщества, гражданина своей страны, человека мира;

Компоненты воспитательной системы

Используются педагогические технологии: ролевой игры, начальная ступень социального проектирования, тренинга, участие в общественно-полезных акциях и другие.

Ключевыми направлениями работы являюся:

  • социальная адаптация учащихся, направленная на формирование умение выполнять социальные требования и решать различные социальные проблемы;

  • социальное творчество учащихся, направленное на преобразование самих себя.

Компоненты воспитательной системы:

  • создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;

  • социально-психологические тренинги;

  • организация литературных праздников по тематическим периодам;

  • система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация)

  • система взаимодействия с семьей;

  • участие в различных социальных проектах и акциях.

Работа с родителями включает в себя:

  • включение родителей в учебно-воспитательный процесс, совместные дела учащихся, педагогов, родителей;

  • социально-педагогическое просвещение родителей;

  • создание условий для проявления социальной активности родителей и их детей.

Диагностика достижения воспитательных результатов.
Для исследования результатов педагогической деятельности используются социально-педагогические диагностики. Исследуя группы воспитанников занимающихся по программе, использовать следующие методики:

* исследование смысловой памяти методом запоминания двух рядов слов;

* методика «Какой Я?» - определения уровня самооценки для младших школьников;

* тест «Незаконченных предложений»;

* тест «Необычное использование» (исследование творческой одарённости);

* анкета «Считаешь ли ты себя культурным человеком?»;

* заполнение пропущенных в тексте слов (методика Эббингауза);

* зачёты и собеседования по пройденному материалу, участие в викторинах, конкурсах, выставках;

* беседы с участниками программы и их родителями;

* непрерывное наблюдение.

Основными результатами воспитательной деятельности являются:

  • достижения учащихся в различных социальных сферах;

  • развитие организаторских навыков;

  • высокий уровень сформированности коммуникативной культуры;

  • сплоченность коллектива;

  • экологическое воспитание, практические навыки поведения в естественной природной среде, связанные с безопасностью жизнедеятельности,

  • создавать условия для освоения учебного плана детьми разного уровня развития, имеющих проблемы в обучении;

  • Обеспечить сохранение контингента обучающихся;

  • Владеть техниками, позволяющими оказывать ребёнку помощь и поддержку.


Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:


  • изменение статуса воспитанника в объединении (например, присвоение очередного ранга);

  • тестирование уровня социальной адаптации и сформированности ценностных ориентаций;

  • набор достижений воспитанника (успешно осуществленные проекты и т.п.);

  • оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (классный руководитель, родители и пр.)


Отбор содержания программы основывается на современных образовательных литературных текстах и на следующих главных педагогических принципах:

  • целостности – в программе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой;

  • гуманизации – личностно-ориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания;

  • интеграции – этот принцип позволяет совместить в программе аспекты общечеловеческих знаний: литературу, музыку, театральное искусство, культурологию, языкознание страноведение и др.

  • возрастного и индивидуального подходов, предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с возрастом детей.

В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих социально важных проблем:

  • внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем;

  • значение языка, как основы человеческих взаимоотношений;

  • деятельность, как способ выражения себя, стремление приносить пользу;

  • Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни;

  • Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного процесса в соответствии с этим уровнем;

  • Обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, культурно-экологического, социально-психологического и др. компонентов;

  • Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры;

  • Становление высоко нравственных, этических норм поведения.

Итогом реализации программы по каждому году обучения является игровое путешествие по станциям, в процессе которого ребенок наблюдает и оценивает вместе с другими детьми собственное перевоплощение. Игра-путешествие – это определенная точка опоры в развитии интересов детей 6-11 лет, демонстрирование детьми своих достижений перед «единомышленниками» при одобрении детской аудитории, что придает детям уверенность в себе, стимулирует потребность роста интереса.

Актуальность и новизна данной программы – это свобода выбора и свобода последующей деятельности личности в ее интеллектуальном, личностном планах с целью расширить свой кругозор, а также отдохнуть душой от повседневных уроков и суеты, испытать радость общения с «единомышленниками».

Продолжительность образовательного процесса и срок реализации данной программы в течение четырёх лет.

Формами, методами, средствами и технологиями в усвоении программы «Основы культуры чтения» являются: чтение, беседы, интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, праздники, дискуссии, деловые игры, психологические игры, вопросы и задания, путешествия и экскурсии в музей, театры, др. библиотеки. Перечисленные формы выстраиваются на исторических культурных традициях, краеведческом материале.

В основе программы лежит общение с детьми через лучшие литературные и поэтические тексты, знакомство с вершинными творениями человеческого духа, которые способны пробудить все самое лучшее из заложенного в ребенке природой. Делается акцент в первую очередь не на освоение определенной суммы знаний, а на их воспитание, развитие, на «рост души» ребенка!

Помочь ребенку открыть и развить заложенное в нем природой.

Основными задачами воспитания являются: формирование у воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Образовательная программа «Основы культуры чтения» и по содержанию, и по принципам изучения разительно отличается от программ по литературе.

Подходы к изучению в методологическом отношении важно не столько интеллектуальное освоение детьми текстов, сколько эмоциональное и эстетическое усвоение ими гуманистического, духовного, высоконравственного потенциала этих предлагаемых лучших текстов, отработка общения ребенка с искусством; в методическом смысле – это организация проживания с детьми вместе с писателем его творчества, а в результате рождается творчество и сотрудничество. Дети становятся сотворцами великих писателей и поэтов, т.е. при чтении произведений вслух. Я пытаюсь растить из своих воспитанников талантливых читателей: вдумчивых, читающих с удовольствием, размышляющих о прочитанном, развивающихся как личность.

Образовательные и развивающие задачи для учащихся 6-11 лет:

- помочь воспитанникам позитивно воспринимать действительность;

- не позволять им замыкаться в себе;

- подталкивать к активному обсуждению и решению своих внутренних проблем;

  • приучать детей к правильной русской речи;

  • развивать монологическую речь;

  • помогать расширять запас слов;

  • осваивать приемы аргументации, методику речевого общения;

  • развивать у детей внимание к их творческим способностям и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

  • изучение этикета, этики поведения;

  • освоение навыков экологически грамотного поведения, чувства личной ответственности за судьбу природы;

  • усвоение основ безопасного образа жизни через соблюдение правил и культуры личностного поведения в следующих жизненных ситуациях:

а. - во время передвижения (особенно по пути на занятия и обратно);

б. - в транспорте;

в. - культурно-экологическое поведение в естественной природной среде (тур. походы, экскурсии на природу).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждено iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Утверждено iconУчебная программа дисциплины дпп. 02. Картография с основами топографии...
Утверждено на заседании Утверждено на заседании Совета егф кафедры географии егф (протокол №9 от 17. 06. 2010 г.)
Утверждено iconПоложение утверждено на заседании Ученого Совета
Данное «Положение о магистерской подготовке на Архитектурном факультете спбгасу» разработано в соответствии с «Положением о магистратуре»...
Утверждено iconУчебно-методическое пособие Глазов 2010 ббк63. 3(2)я73 о-82 Утверждено...
Утверждено на заседании кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины» гиэи (филиала) гоу впо ижгту, протокол №1 от 19....
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconОбщие рекомендации к написанию курсовой работы и выпускной квалификационной...
Электронное учебное пособие утверждено на заседании кафедры №4 от 13 ноября 2012 г
Утверждено iconПоложение о самостоятельной работе студентов (Утверждено на заседании...
Утверждено на заседании умс рэа им. Г. В. Плеханова, протокол №11 от 28 апреля 2003 г
Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconРабочая программа Изобразительное искусство
«Согласовано» «Утверждено»
Утверждено iconМиннибаевская средняя общеобразовательная школа рассмотрено согласовано утверждено

Утверждено iconУтверждено
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск