«Развитие креативности клиентов социальных служб»





Скачать 167.21 Kb.
Название«Развитие креативности клиентов социальных служб»
Дата публикации07.05.2015
Размер167.21 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
Кафедра социально-педагогических наук, социологии и политологии

Дисциплина (курс) по выбору

«Развитие креативности клиентов социальных служб»

(5 курс, 10 семестр Специальности «Социальная работа»

Отчётность: зачёт. Количество кредитов - 00)

Дисциплина (курс) по выбору

«Развитие креативности клиентов социальных служб»

(4 курс, 8 семестр Специальности «Психология и педагогика»,

дополнительной специальности: Социальная педагогика

Отчётность: зачёт. Количество кредитов - 00)

МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРИСТЕТА: www.new.tsput.ru

Лекции читает

Матвеева Ольга Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент

300026, г. Тула, проспект Ленина, 125

Тульский госпедуниверситет,

корпус 4, каб.517

эл. адрес: ankatula@rambler.ru

служебный телефон: 35-20-90

консультации: понедельник с 12-00 по 14-00 или по договоренности


Семинары ведет

Матвеева Ольга Витальевна,

кандидат педагогических наук, доцент

300026, г. Тула, проспект Ленина, 125

Тульский госпедуниверситет,

корпус 4, каб.517

эл. адрес: ankatula@rambler.ru

служебный телефон: 35-20-90

консультации: понедельник с 12-00 по 14-00 или по договоренности


Описание дисциплины


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Арт-терапия, изначально, будучи строго направленной в сторону изобразительного искусства, со временем расширяет границы областей видов творчества, ориентируясь на новейшие его тенденции. В настоящее время методы арт-терапии охватывают и широко используют достижения музыки, литературы, живописи и кино.

Задачи дисциплины (курса) по выбору «Развитие креативности клиентов социальных служб методами арт-терапии» – познакомить студентов с современной научной информацией о применении методов арт-терапии в социальных учреждениях; развить у них креативность и творческое мышление; сформировать гуманистические социальные установки по отношению к клиентам и научить развивать эти качества у самих участников арт-терапевтических занятий; научить планировать и разрабатывать атр-терапевтические занятия для клиентов социальных служб.

Данный курс предлагается студентам на старших курсах (специальность «Социальная работа» в 10 семестре, осн.специальности «Педагогика и психология», доп. специальности «Социальная педагогика) в 8 семестре и реализуется на лекциях и практических занятиях. По итогам изучения данного курса проводится зачёт.

Предполагается междисциплинарная связь курса с общепрофессиональными дисциплинами.

«Развитие креативности методами арт-терапии» как и другие дисциплины предметной подготовки, имеет практическую направленность.

Требования к изучению дисциплины.

1. Посещение лекций и семинаров обязательно. Отсутствие более чем на двух занятиях будет вести к снижению общей оценки работы студента. Проверка присутствия студентов на занятиях будет проводиться преподавателем и фиксироваться.

2. Студенты читают обязательную и рекомендованную литературу до семинара и готовятся по вопросам его плана.

3. Студенты активно участвуют в обсуждении вопросов семинара в группе. Их активность на семинарах учитывается при итоговой оценке работы.

Студенты, обучающиеся по индивидуальному графику, отчитываются по индивидуальному расписанию.

Итоговая оценка освоения курса (за один семестр) состоит из:


посещения занятий

10 %

активность на занятиях

20 %

презентация, сообщение, изучение случая (кейс-стади)

30 %

ответ на зачете

40 %




100 %



  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА) ПО ВЫБОРУ


2.1 «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ»

(дополнительная специальность: социальная педагогика)


№№

п.п.




Распределение учебного времени (в часах)




Название темы




в том числе:







Всего

лекц.

сем.

зан.

СРС

1.

Феномен креативности. Основные понятия.


13

2




10

2.

Изучение креативности за рубежом и в России.


14

2

2

10

3.

Креативность сегодня. Развитие креативности как явления.

14

2

2

10

4.

Развитие арт-терапии за рубежом и в России. Основные понятия и направления.

13

1




12

5.

Индивидуальная и групповая арт-терапия


13

1

2

10

6.

Виды арт-терапии, их специфика и акценты.


28

8

4

16

7.

Социально-педагогический потенциал

арт-терапии и её использование в социальной работе с клиентами социальных служб.

24

4

4

16

8.

Подготовка и проведение арт-терапевтических сессий (занятий)

26

2

4

20

9.

Контрольная работа

2










ИТОГО

146

22

18

104


2.2. «РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ У КЛИЕНТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ»

(специальность: социальная работа)


№№

п.п.




Распределение учебного времени (в часах)




Название темы




в том числе:







Всего

лекц.

сем.

зан.

СРС

1.

Феномен креативности. Основные понятия.


13

2




6

2.

Изучение креативности за рубежом и в России.


14

2

2

10

3.

Креативность сегодня. Развитие креативности как явления.

14

2

2

10

4.

Развитие арт-терапии за рубежом и в России. Основные понятия и направления.

13

1

2

10

5.

Индивидуальная и групповая арт-терапия


13

1

4

10

6.

Виды арт-терапии, их специфика и акценты.


28

6

6

10

7.

Социально-педагогический потенциал

арт-терапии и её использование в социальной работе с клиентами социальных служб.

24

4

6

10

8.

Подготовка и проведение арт-терапевтических сессий (занятий)

26

2

6

14

9.

Контрольная работа

2










ИТОГО

130

20

28

80


  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ


Семинарские занятия по дисциплине «Развитие креативности социальных служб методами арт-терапии» строятся на базе выделенных по каждой теме основных понятий.

Основные задачи таких занятий:

- закрепление у студентов системы знаний по арт-терапии, специальная работа над арт-терапевтическими понятиями;

- формирование системного подхода к изучению креативности;

- овладение навыками самостоятельной работы при освоении курса развития креативности средствами арт-терапии;

- формирование эмоционально-положительного отношения студентов к изучаемой дисциплине и дальнейшей профессиональной деятельности.

Семинар – это особая форма учебно-теоретических занятий, которая, как правило, служит дополнением к лекционному курсу. Семинар обычно посвящен детальному изучению отдельной темы.

Отличительной особенностью семинара как формы учебных занятий является активное участие самих студентов в объяснении вынесенных на рассмотрение проблем, вопросов; преподаватель, давая студентам возможность свободно высказаться по обсуждаемому вопросу, только помогает им правильно построить обсуждение. Такая учебная цель семинара требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему.

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заранее знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой для изучения данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару (доклады, рефераты, сообщения и т.п.), также предлагаются задания, которые необходимо подготовить для практической самостоятельной работы на семинаре.


4. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарское занятие №1

Изучение креативности за рубежом и в России
Вопросы для рассмотрения

  1. Основные понятия: креативность, творчество, виды творчества.

  2. Творческие способности, особенности и средства их развития.

  3. Креативность в истории. Яркие представители творческих профессий.


Практические задания на занятии

Задание №1

Студентам предлагается принять участие в дискуссии на тему «Креативность в искусстве и науке сегодняшнего дня». Вопросы, выносимые на обсуждение (по выбору студентов):

  • Кино, как передовая область искусства.

  • Наука и креативность.

  • Живопись и её последние тенденции через призму креативного подхода.

  • Музыка и воображение – движущая сила креативности.

  • Литература сегодня и креативный подход.


Задание №2

1.Студентам даётся задание придумать название для несуществующего технического устройства. Смысл выдумать новое, но теоретически реальное устройство.

Все студенты группы собираются вместе за одним общим столом и начинают обсуждение. На выполнение задания отводится 10 минут.

2.Необходимо придумать чертеж, схему (рисунка) этого нового устройства.

На общем столе находится ватман, на котором студенты, общими усилиями рисуют новое устройство. На выполнение задания даётся

30 минут.

3.Необходимо презентовать придуманное устройство.

Один или несколько студентов выступают перед аудиторией и объясняют аудитории практическую ценность и пользу данного устройства. На доклад даётся 15 минут.

4.Необходимо придумать применение выдуманного устройства в сфере социальной педагогики. Обратив внимание на модификацию изобретённого устройства.

На доклад даётся 15 минут. Затем проходит общее обсуждение всего проекта в целом. На обсуждение даётся 25 минут.
Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить доклад на следующие темы:

  • Креативность с точки зрения психологии

  • Креативность с точки зрения философов

  • Креативность с точки зрения педагогов

2.Выбрать одного изобретателя, писателя, художника, музыканта или другую яркую историческую личность и подготовить доклад, доказывающий неоспоримую креативность выбранного исторического лица.

3.Написать реферат о наиболее креативном, по мнению студента, персонаже книги или художественного фильма.
План семинарского занятия №2

Креативность сегодня. Развитие креативности как явления.
Вопросы для рассмотрения

1. Основные понятия: творческая личность, креативные качества.

2. Изучение креативности. Диагностика.

3.Креативность как важный фактор в личной характеристике при трудоустройстве.
Практические задания на занятии

Задание №1.

1.Проведите анализ двух основных направлений арт-терапии - Эдит Крамер и Маргарет Наумбург.

Для этого аудитория разбивается на 2 группы – одна готовит защиту идей Наумбург, другая – Крамер. На подготовку даётся 20 минут. Затем группы выбирают по одному докладчику от каждой, и он выступает перед аудиторией, рассказывая, к каким выводам пришла его группа. На доклад каждого студента даётся 10 минут.

По окончании обсуждения заполнить таблицу, отображающую принципиальные различия и принципиальную общность двух основных арт-терапевтических движений.

Авторы арт-терапевтических движений

Эдит Крамер

Маргарет Наумбург

Различия







Сходства







Задание №2.

Сформулируйте креативные качества, требующиеся для трудоустройства по профессии психолог, социальный педагог, педагог-организатор и социальный работник.
Задания для самостоятельной работы

1.Подготовить доклады по темам:

  • Творческая личность. Какая она?

  • Какие качества можно считать креативными.

  • Качества необходимые для устройства на работу. Какое место среди них занимают креативные качества.

2.Подготовьте доклад по темам:

Креативность и её связь с интеллектом. Тесты IQ.

Креативность и её связь с обучением. Тесты учебных достижений.

3.Подберите тесты, анкеты, методики для диагностики креативности (творческих способностей).
Семинарское занятие №3

Индивидуальная и групповая арт-терапия
Вопросы для обсуждения

1.Специфика и проведение индивидуальной арт-терапевтической сессии.

2.Специфика и проведение групповых (малых и больших) арт- терапевтической сессий.

3.Особенности семейной арт-терапии.
Выполнение заданий на занятии

Задание №1.

1.Студентам предлагается принять участие в групповом арт-терапевтическом тренинге. На ватманском листе студентам предлагается нарисовать Город Мечты. Это может быть любой элемент города – кто-то может рисовать фонтан, кто-то дом, кто-то городской парк. Каждый начинает со своего места и не заходит на рисунки соседей. Затем, через 15-20 минут предлагается начать рисовать мосты, тропинки и дороги от своих рисунков к рисункам других студентов. Во время проведения тренинга звучит арт-терапевтическая музыкальная подборка. Время проведения – 40 минут.

2.Затем проводится, анализ выполненной работы. Студентам предлагается объяснить, что и почему они сами и другие участники тренинга нарисовали. В чём выразилось их творчество и других студентов при «создании» объектов.
Задание для самостоятельной работы

1. Подготовьте доклады по рассматриваемым вопросам на семинарском занятии №3.

Семинарское занятие №4,5

Виды арт-терапии, их специфика и акценты
Вопросы для обсуждения

1.Арт-терапия, её виды. Оснащение занятий: инструменты, технические устройства и приспособления.

2. Сказкотерапия. Общие представления.

3. Изотерапия. Общие представления.

4.Песочная терапия. Общие представления.

5.Музыкальная терапия. Общие представления.

6.Фототерапия (слайд-терапия). Общие представления.
Практические задания на занятии

Задание№1.

Необходимо интропритировать заранее принесенные студентами, преподавателем рисунки из дома.

Задание №2.

Предлагаются различные варианты сказок и работа с ними. Использование оригами в сказкотерапии, кукольное представление.

Задание №3.

Учитывая ключевые характеристики песочных картин, создайте свою страну из песка. Интропритируйте результаты.

Задание №4.

Прослушайте предложенную музыку и определите, какая подходит для релаксации, для отдыха, для сопровождения учебных занятий и т.п.

Задание №5.

Подготовьте презентацию об арт-терапии, учитывая возрастные особенности клиентов, художественные, музыкальные требования.
Задания для самостоятельной работы

1.Подготовить доклад на темы:

  • Изотерапия в психодиагностике, медицине, обучении и развитии.

  • Сказкотерапия с детьми и взрослыми.

  • Мукальная терапия, ритмотерапия, танцетерапия.

  • Песочная терапия.

  • Специфика кинотерапии.

  • Слайд-терапия. Особенности создания презентаций.

2.Попросить кого-то из родных или друзей нарисовать рисунок и интропритировать его самостоятельно, изложив результат в письменном виде.


Семинарское занятие №6,7

Социально-педагогический потенциал арт-терапии и

её использование в социальной работе с клиентами социальных служб.
Вопросы для обсуждения

1.Использование арт-терапии в диагностике; социально-медицинской терапии; в организации досуга; в развитии креативности, эмпатии и др.

2.Применение арт-терапии в социальных службах.

3.Арт-терапии с различными клиентами социальных служб: детьми, подросткам, родителями, пожилыми.

4.Арт-терапевтические упражнения. Требования, структура, содержание.
Практические задания на занятиях

Задание №1.

Выбрав любой вид арт-терапии подготовить сообщение о сущности и особенностях выбранного вида арт-терапии. Основные вопросы, которые должны раскрыться представители каждой группы:

  1. Преимущества данного вида арт-терапии перед остальными арт-терапевтическими практиками в области социальной работы.

  2. Недостатки рассматриваемого вида арт-терапии с точки зрения социального работника.

  3. Возможные инновации, которые группа может предложить в совершенствовании данной арт-терапии.

Студентам, предлагается разделиться на группы по 3-4 человека. По истечении 15-20 минут выступить с сообщением.

Задание №2.

Провести анализ изученного материала и составить список из 3-х наиболее важных для социальной работы видов арт-терапии, пояснив, почему именно данные виды арт-терапии были выбраны.

Задание №3.

Составьте таблицу видов арт-терапии, найдя не менее трёх положительных и трёх отличительных особенностей арт-терапии, применимо к практике социальной работы в России, социальным особенностям её населения, использования арт-терапии с клиентами социальных учреждений.

Арт-терапия в России

Ее плюсы

Ее минусы







Задание №4.

Подберите фильм для арт-терапевтического тренинга с учётом особенностей клиентов социальных служб и заполнить колонки второго столбца наиболее подходящим для этой социальной группы видом арт-терапии. При подборе фильма учесть возраст, интересы , цель арт-терапии и т.п. Результаты предлагается внести в таблицу.

Клиенты

Название кино-, мультипликационных-фильмов

Пожилые-одинокие




Дошкольники, младшие школьники




Подростки-правонарушители




Задание №5.

Разработайте арт-терапевтический комплекс, по возможности универсально подходящий для применения в социальном учреждении, клиентурная база которого не известна. Комплекс должен состоять из тех видов арт-терапии, которые максимально подходили бы, по мнению студента, к любой социальной группе, относящейся к клиентуре социальной службы.

Задание №6.

Студенты разбиваются на группы. Каждой группе необходимо разработать вопросы для беседы и провести беседу с представителем другой группы в роли бездомного, ребёнка-инвалида, наркомана и т.д. Проанализируйте импровизированное выступление.
Задания для самостоятельной работы

1.Подберите упражнения для арт-терапевтических сессий индивидуальные, групповые для различных клиентов социальных служб.

2.Подберите материал для кинотерапии с различными клиентами, определите, кому из клиентов социальных служб Вы порекомендуете данный фильм. Почему?

3.Заполните таблицу, в которой должны быть отображены виды арт-терапии, используемые в арт-терапевтических занятиях с младшими школьниками. Отобразите также, что каждая конкретная арт-терапевтическая методика развивает.


Вид арт-терапии

Что развивает









Семинарское занятие № 8,9

Подготовка и проведение арт-ерапевтических сессий (занятий)
Вопросы для обсуждения

1. Составление арт-терапевтических программ для клиентов социальных служб.

2. Подготовка и проведение арт-терапевтических занятий.

3. Подведение итогов.

4.Ведение документации арт-терапевта.
Практические задания на занятиях

Задание №1.

1.Разработайте программу по арт-терапии (проблемы и клиент на выбор студента). Цель, задачи, подбор видов арт-терапии.

2.Составьте тематический план занятий. Структура занятий.

3.Характеристика базы проведения арт-терапевтических сессий (помещение, инструменты и приспособления, материалы и т.д.).

4.Подготовьте следующую документацию: график работы, договор об оказании услуг, дневник наблюдения за ребёнком (творческий дневник), бланк арт-терапевтического сопровождения ребёнка, журнал групповых арт-терапевтических занятий, инструкции (должностные, по технике безопасности и др.), диагностический инструментарий.
Задание №2.

Защита проектов.

Поделить студентов на группы и распределить роли арт-терапевта, участников арт-терапевтического занятия (дети, родители, семья и т.д.) провести небольшую арт-терапевтическую сессию, используя материалы задания №1.

После проведения арт-терапевтического занятия необходимо его проанализировать как оно прошло; какие результаты были достигнуты членами его группы; с какими трудностями столкнулся студент, будучи в роли арт-терапевта, с какими трудностями столкнулась группа, будучи в роли участников арт-терапевтической сессии.
Задания для самостоятельной работы

Оформление материалов и презентации по данному курсу.

.
6.Требования к уровню подготовки студентов по дисциплине

«Развитие креативности у клиентов социальных служб

средствами арт-терапии» на зачете


  1. Сущность понятий «креативность», «творчество», «творческие способности», креативные качества».

  2. Основные этапы изучения креативности за рубежом и в России.

  3. Сущность понятий: «арт-терапия», «арт-терапевтическая сессия», «методы арт-терапии»

  4. Основные этапы развития арт-терапии за рубежом и в России.

  5. Структура проведения индивидуальных и групповых занятий арт-терапевтических сессий.

  6. Основные характеристики работы арт-терапевта с различными возрастными группами.

  7. Виды арт-терапии, особенности и содержание.

  8. Сущность понятий «мозговой штурм» и «дивергентное мышление» и их использования на арт-терапевтических занятиях.

  9. Использование арт-терапии в диагностике; социально-медицинской терапии; в организации досуга; в развитии креативности, эмпатии и др.

  10. Арт-терапевтические упражнения. Требования, структура, содержание.

  11. Арт-терапевтические программы, их структура и содержание.

  12. Подготовка и проведение арт-терапевтических сессий (занятий).

  13. Оформление и ведение документации арт-терапевта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Экономические...
Вторая выявить особенности социальных служб разных форм собственности (государственных, муниципальных, частных), а также направлений...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconЦымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия
Развитие законодательства о защите детей от жестокого обращения и специализированных социальных служб
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Опыт организационно-административной...
«Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Опыт организационно-административной...
Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций [Текст]: рабочая учебная программа....
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconЛекция «Ретиноиды в косметологии»
Вебинар для косметологов по составлению долгосрочных программ ухода для клиентов: как сочетать линии Christina для эффективного решения...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» icon1 Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов целостного представления об опыте деятельности социальных служб по работе...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconПлан Структура служб в гостинице Виды вспомогательных служб
Целью охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как этого требует Трудовой кодекс...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconПояснительная записка по созданию Центра инноваций в социальной сфере...
Целью проекта является создание в российских регионах инкубатора социальных проектов, задача которого: развитие социального предпринимательства...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconI. Общая характеристика работы
России, обуславливает необходимость для специалистов по социальной работе ориентироваться в религиозной ситуации в стране, понимать...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconГ. Братск
«брошенный вперед», т е прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т п., наиболее распространенный вид интеллектуальной...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconВыбор в пользу служб Google
Описана схема ее реализации, основанная на возможности интеграции распределенных ресурсов и технологий их совместного использования...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconРуководство для партнеров: бизнес-политика и активация служб
В этом руководстве представлен обзор программ лицензирования, бизнес-политик и процедуры активации служб при работе с ключами продукта...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconУчебно-исследовательская мастерская по психологии 2013-2014 уч год...
Развитие творческих способностей школьников (возможна модификация по развитию креативности школьников на материале разных учебных...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие коммуникативной культуры личности в детстве, отрочестве и юности предполагает разработку системы средств, направленных на...
«Развитие креативности клиентов социальных служб» iconПлан работы Управления образования и сервисных служб на октябрь 2013 года Дата
Публичные слушания проекта муниципальной программы «Развитие системы образования Верещагинского муниципального района на 2014 – 2018...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск