Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №50»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим объединением приказом директора
Учителей МБОУ «Гимназия №50»
______________________________ Тангалычева Р.Х.
МБОУ «Гимназия №50» от «____»_________20__
От «____»____________20 №_______
Протокол №________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МХК
Ступень обучения – основное общее образование
Класс 9-11
Количество часов 68/34
Составитель: Сальникова О.В., учитель МХК высшей категории
Программа разработана на основе:
Программы «Искусство», 5-11классы, Данилова Г.И., М. «Дрофа», 2013
Нижний Новгород
2014
Пояснительная записка
Цель изучения - приобщение к восприятию, познанию и усвоению духовно-нравственного и эстетического опыта человечества через общение с искусством во всем комплексе его видов и развитие активно «мыслящего мировоззрения», формирование на основе знакомства с артефактами мировой художественной культуры умения свободно ориентироваться в ее пространстве от истоков (первобытное искусство) до Новейшего времени (вторая половина XX в.); акцентирование внимания при анализе художественно-образного содержания памятников мировой художественной культуры на общечеловеческих ценностных ориентациях, составляющих основу для формирования личностных индивидуальных мировоззренческих позиций; формирование внутренней открытости и лояльности к незнакомому и новому в сочетании с устойчивыми индивидуальными мировоззренческими позициями.
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9-11 класса разработана на основе:
• Федерального компонента государственного стандарта общего образования
• авторской программы под редакцией Даниловой Галины Ивановны «Искусство». 5—11 кл. / сост. Г. И. Данилова.- М. : Дрофа, 2013.»
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием «Мировая художественная культура. 7-9 классы. Данилова Г.И – М.: Дрофа, 2013», «МХК» 10 и 11 кл. , включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Цели и задачи учебного предмета МХК
Образовательные цели и задачи курса:
изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
—формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
—осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
—постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
—освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
—знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели и задачи курса:
— помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
—способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
—подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
—развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
—создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит объём знаний за четыре года (8-11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части. Курс обучения в 8 классе составляют темы: «Художественное представление о мире» , «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыка».
В курсе для 9 класса представлены темы: «Синтетические искусства», «Под сенью дружных муз».
Место предмета в учебном плане.
Предмет относится к образовательной области «Искусство». В соответствии с учебным планом школы на 2014-2015 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 ч.в год в 9 классе и 34 часа в год (1 час в неделю)в 10-11.
Результы обучения и воспитания:
Личностные:
— формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия искусства;
— развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство;
— накопление разнообразного и неповторимого опыта эстетического переживания;
— формирование творческого отношения к проблемам;
— развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
— гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
— подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные:
- формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
- выявление причинно-следственных связей;
- поиск аналогов в искусстве;
- развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
- применение методов познания через художественный образ;
- использования анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
- определение целей и задач учебной деятельности;
- выбор средств реализации целей и задач и их применения на практике.
Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся):
учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
знать/понимать
• особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
• шедевры мировой художественной культуры;
• основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
• роль знака, символа, мифа в художественной культуре;
уметь
• сравнивать художественные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
• понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
• осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
• уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
• уметь выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии) использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• определения путей своего культурного развития и профессионального самоопределения;
• ориентации в классическом наследии и современном культурном процессе;
• организации личного и коллективного досуга;
• самостоятельного художественного творчества.
- межпредметные связи раскрытые в ходе изучения курса- в данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)
Раздел 1.Древние цивилизации - 6 часов
Знания и умения учащихся:
-знать значение понятия " древние цивилизации" и обозначение их роли в системе современных ценностей;
-знать о географических и художественных особенностях памятников культуры- Древнего Египта, Междуречья, доколумбовой Америки;
-уметь анализировать художественные произведения, убедительно и ярко излагать подготовленный материал;
- уметь самостоятельно работать со справочной литературой
Краткое описание содержания
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец.
Мировое значение Древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света. Скальные гробницы и храмы Нового и Среднего царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре.
Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельефы и фрески по выбору). Музыкальное искусство Древнего Египта.
Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. Изобразительное искусство и музыка.
Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах.
Раздел 2 Культура Античности- 7 часов
Знания и умения учащихся:
-знать характерные художественные особенности памятников культуры- Древней Греции и Рима,
-уметь анализировать художественные произведения, убедительно и ярко излагать подготовленный материал;
- уметь самостоятельно работать со справочной литературой
Краткое описание содержания
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города».
Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.
Раздел 3. Средние века- 8 часов
Знания и умения учащихся:
-знать характерные художественные особенности памятников культуры- Византийской империи, искусство мозаики и иконописи.
-знать архитектурные особенности Древнего Киева, Великого Новгорода, Владимиро-Суздальского, Новгородского и Московского княжества
-знать творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева
-знать особенности музыкальной культуры Древней Руси.
-уметь определять стилевые особенности романского и готического стиля
-уметь анализировать художественные произведения, убедительно и ярко излагать подготовленный материал;
- уметь самостоятельно работать со справочной литературой
Краткое описание содержания
Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Искусство мозаики и иконописи.
Древне-русский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских». Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности.
Храм Софии Новгородской.
Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров, обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор как его главное украшение.
Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека и Андрея. Рублева.
Музыкальная культура Древней Руси.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира.
Скульптура романского стиля и ее связь с архитектурой. Искусство витража. Понятие о литургической драме в средневековом фарсе.
Раздел 4.Культура Востока- 5 часов
Знания и умения учащихся:
-знать характерные художественные особенности памятников культуры- Древней Индии, Китая, Японии, ислама.
-знать шедевры архитектуры, изобразительного искусства, литературы , музыки Древнего Востока
-уметь анализировать художественные произведения, убедительно и ярко излагать подготовленный материал;
- уметь самостоятельно работать со справочной литературой
Краткое описание содержания
Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.
Значение и уникальность художественной культуры Китая.
Шедевры архитектуры.
Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры.
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.
Раздел 5. Возрождение- 8 часов
Знания и умения учащихся:
-знать характерные художественные особенности , периоды эпохи Возрождения.
-знать шедевры архитектуры, изобразительного искусства, литературы , музыки Возрождения
-уметь анализировать художественные произведения, убедительно и ярко излагать подготовленный материал;
- уметь самостоятельно работать со справочной литературой
Краткое описание содержания
Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.
Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.
Микеланджело Буаноротти. Скульптурные и живописные шедевры художника. Судьба художника, основные этапы его творчества.
Портретное творчество художника
Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творчества
Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ Вселенной, гармонии человека с жизнь природы. Мастерство Дюрера - гравера
Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.
Проведение семинарского занятия, выполнение учебных и творческих заданий и их защита.
Содержание программы ,11 класс
Раздел 1. Художественная культура 17-18 вв.-13ч
Знания и умения учащихся -знать художественные стили и направления в искусстве
-уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха»
-знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма
-знать характерные черты архитектуры барокко ,шедевры итальянского, русского барокко
-знать особенности живописи барокко, основную тематику
-знать характерные черты архитектуры классицизма
-знать шедевры классицизма в архитектуре России
-знать архитектурные памятники Санкт-Петербурга.
-знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо
-знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров
-знать шедевры музыкальной культуры барокко
-знать разнообразие наследия Венской классической школы
-знать шедевры театрального искусства XVII – XVIII вв.
-уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем
Краткое описание раздела Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятия «стиль» и «Историческая эпоха» в искусстве.
Возникновение новых стилей . Черты маньеризма. Барокко. Классицизм. Рококо; Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры
итальянского барокко. Архитектурные творения Растрелли. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение
шедевры Бернини. Живопись барокко. Рубенс – «король живописи» , Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю
«Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). «Строгий, стройный» вид Петербурга, Н. Пуссен – основоположник классицизма.
Скульптурные шедевры классицизма. Мастер «галантного жанра» (живопись рококо). Ф. Буше – «художник граций» и «королевский живописец»,
Многообразие жанров голландской живописи. Творчество Рембрандта, У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов. Мастера
скульптурного портрета, Взволнованный стиль» в итальянской опере. Бах и Гендель – музыканты барокко. Русская музыка барокко.
Глюк – реформатор оперного стиля. Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. Музыка, высекающая огонь из людских сердец . Бетховен .
Раздел 2. Художественная культура 19 в.-9ч
Знания и умения учащихся
-знать особенности художественного стиля романтизм
-знать шедевры изобразительного искусства романтизма
-знать особенности художественного стиля реализм
-знать шедевры изобразительного искусства реализма
-знать художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.
- знать западноевропейскую музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза.
-знать музыку импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.
-знать русскую музыку романтизма, классицизма. композиторов " Могучей кучки"
-знать особенности зарубежного театра романтизма, реализма
-знать знаменитых актеров и драматургов реалистического, национального театра (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин)
- знать особенности театра А. П. Чехова, МХТ
Краткое описание раздела
Романтизм. История происхождения термина. Значение романтизма. Герой романтической эпохи: портретная живопись. История глазами
романтиков. Реализм. Эволюция понятия. Художественные принципы реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличие. Реализм и натурализм.
Реализм и художественная фотография.(Г.Курбье, О.Домье, Интерес к жизни простого сословия. Бытовые картины жизни. Мастера реалистического пейзажа. История и реальность. (Художники-передвижники), «Салон Отверженных».. Пейзажи впечатления. Жизнь и человек в произведениях импрессионистов. Последователи импрессионистов. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. Русская музыка романтизма.
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.
«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре
Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги.
М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А. Н. Островского.
Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ
Раздел 3. Художественная культура 20 в.-12ч
Знания и умения учащихся
-знать художественные принципы символизма и его известные мастера.
-знать шедевры творчества М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова
-знать художественные особенности стиля -Модерн в различных видах искусства.
-знать идеи и принципы архитектуры начала XX в., мастеров и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер, архитектурные достижения России, творчество Ф. О. Шехтеля
-знать разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм-А. Матисса, кубизм- П. Пикассо. Сюрреализм -С.Дали
-знать абстракционизм В. Кандинского, супрематизм К. Малевича, «Аналитическое искусство» П. Филонова.
-знать музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений, мастеров музыкальной классики, искусство джаза и его истоки, рок-музыка. мюзиклы Э. Ллойда Уэббера.
-знать традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина., многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского, творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке
-знать основные пути развития зарубежного театра,интеллектуальный театр Б. Шоу, экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене, театр абсурда, эпический театр Б. Брехта, творческие эксперименты П. Брука.
-знать основоположников русского театрального искусства, понятие о «системе Станиславского». театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова, мастеров современного отечественного театра
-знать первые шаги кинематографа. рождение звукового кино, национального кинематографа, киноавангард XX в.,шедевры отечественного кино, его режиссеров и исполнителей
Краткое описание раздела
Искусство символизма. Художественные принципы символизма. Мастера живописи символизма. Символизм в творчестве М.А. Врубеля. Чюрлёнис. В.Э. Борисов – Мусатов. От символизма к модернизму. Модерн в изобразительном искусстве. Фовизм Матисса. Кубизм Пикассо. Сюрреализм Дали. Абстракционизм Кандинского. Супрематизм Малевича. «Аналитическое искусство» Филонова Музыка модернизма. Становление национальных школ музыки. Искусство джаза и его истоки. Рок - и поп – музыка. Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений. К.С. Станиславский и В.И. Немирович – Данченко как основоположники театрального искусства. Модерн в балете М.М. Фокина. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда. Камерный театр А.Я. Таирова – театр преображённой действительности. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий Чаплин, рождение звукового кино
|