МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
______________Морозова Е.В.
Председатель ШМО
_______________Федорцова Н.И.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ средней школы №12
__________________ Власова М.С.
Приказ №_______от_____________
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 6 класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель физической культуры:
Федорцова Наталья Ивановна
г.Жуковский 2014г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР
______________Морозова Е.В.
Председатель ШМО
_______________Федорцова Н.И.
| «УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ средней школы №12
__________________ Власова М.С.
Приказ №_______от_____________
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре для 10 класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель физической культуры:
Яковенко Нина Павловна
г.Жуковский 2014г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» для 6 классов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта утвержденного Федеральным законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 года №329-Ф3. и на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов Программы Министерства образования РФ: Авторская программа А.П.Матвеева 5-9 классы, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в 6 классе является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе овладения этой деятельностью у школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность. Учитывая эти особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
Формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приёмами базовых видов спорта;
Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
Обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
Воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, бассейн), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека и включает в себя следующие учебные темы: «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры», «Физическая культура человека».
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся. Индивидуальный подход.
Деление детей на медицинские группы: основная, подготовительная, специальная медицинская группа(СМГ) и освобождённые от урока физкультуры вообще. На группы дети делятся по заболеваниям. Чтобы реализовывать дифференцированный подход было легче, списки детей, отнесённых к разным медицинским группам находятся на рабочем столе учителя. Индивидуальный подход по видам программы. Программа по физкультуре для общеобразовательных школ разделена на IV вида: лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная или заменяющая таковую подготовка и спортивные или подвижные игры. И здесь так же учитель должен знать у какого ученика ограничения и в каком виде двигательной деятельности и, исходя из его индивидуальных возможностей и медицинских показаний давать ему определённый режим нагрузки с определённой дозировкой. Учитель перед началом каждой новой темы проводит теоретический курс, отражающий необходимый для учащихся материал. В процессе урока ученики, по какой-то причине не занимающиеся, могут «заработать» оценку, ответив на вопросы, прописанные в карточках. Так же карточки используются и в практической части урока. Например: есть дети с диагнозом НШОП (нестабильность шейного отдела позвоночника) и им, соответственно, противопоказано выполнение кувырков. Для таких детей отводится отдельное рабочее место и раздаются карточки с графическим изображением рабочего материала, который они должны отработать. При этом обязательно назначается ответственный за эту группу детей (можно из освобождённых от практических занятий), который следит за дисциплиной и выполнением задания.
Индивидуальная работа для временно освобождённых от урока физкультуры. Практически на каждом уроке есть временно освобождённые по каким-либо объективным причинам, но, как правило, с огромным желанием заниматься. Таких ребят можно привлечь к помощи в организации урока. Это может быть и подготовка инвентаря и оборудования и контроль за определённой группой учащихся и помощь в оценивании и даже помощь в процессе проведения урока. Такой способ работы очень мобилизует ребят и даёт им возможность с пользой отработать урок, не занимаясь практикой. Личностно-ориентированный подход в виде реферата. Этот метод применим к учащимся среднего и старшего звена. Некоторым из ребят, особенно старшим девушкам, с трудом «даются» некоторые виды программы. Почему бы не дать таким ученикам возможность «заработать» оценку за знание теоретического материала по программе и умение отстоять свою точку зрения, т.к. реферат не просто сдаётся учителю на проверку, а защищается его автором.
Место предмета в учебном плане
Курс «Физическая культура» изучается в 6 классах из расчёта 3 часа в неделю. Третий час учебного предмета «Физическая культура» используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания». Курс обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития основных физических качеств и способностей; укрепление здоровья; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание устойчивых интересов и положительного эмоциональнооценностного отношения к физической культуре; освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли и формировании здорового образа жизни.
В соответствии с годовым учебным графиком продолжительность учебного года в 5 классах 34 учебных недель. Итоговое количество часов в год на изучение предмета составляет 102 часа.
В результате освоения содержания учебного материала по физической культуре учащиеся по окончании пятого класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры. Личностные результаты: – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; Метапредметные результаты: – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты: – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
– выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
– выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности. Планируемые результаты По окончании 6 класса учащиеся должны уметь:
– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизни человека;
– использовать физическую культуры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств;
– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
– соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
– организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
– выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
– выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
– выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
знать (понимать):
-исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения;
-основные показатели физического развития.
-правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ.
-правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
Контрольные упражнения и примерные учебные нормативы для 6-го класса
| Контрольные упражнения
| Нормативы и оценка за выполнение
| мальчики
| девочки
| 5
| 4
| 3
| 5
| 4
| 3
| Бег на 60 м (сек.)
| 9,8
| 10,3
| 10,8
| 10,0
| 10,5
| 11,0
| Прыжки в длину с разбега (см)
| 350
| 330
| 300
| 310
| 290
| 270
| Прыжки в высоту с разбега (см)
| 115
| 110
| 105
| 105
| 100
| 95
| Метание малого мяча весом 150 г (м)
| 32
| 28
| 24
| 21
| 18
| 15
| Бег на 1500 м (мин., сек.)
| 7.30
| 8.15
| 9.00
| 8.00
| 8.45
| 9.30
| Прыжки через скакалку за 1 мин. (кол-во раз)
| 110
| 100
| 90
| 120
| 110
| 100
| Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз)
| 20
| 15
| 12
| 15
| 10
| 7
| Поднимание прямых ног до угла 90° в висе на гимнастической стенке (кол-во раз)
| 8
| 6
| 4
| 6
| 5
| 3
| Лазание по канату (м)
| 4,00
| 3,50
| 3,10
| 3,00
| 2,80
| 2,50
| Ведение баскетбольного мяча 20 м (сек)
| 9,5
| 10,0
| 10,5
| 10,2
| 10,7
| 11,2
| Бег на лыжах 2 км (мин., сек.)
| 12.30
| 13.00
| 14.00
| 13.30
| 14.00
| 15.00
| Критерии и нормы оценки знаний обучающихся При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения. Характеристика цифровой оценки (отметки) Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
В 5 классе оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
|