Скачать 291.57 Kb.
|
Яковлева Мотрена Петровна Учитель национальной культуры народов Республики Саха (Якутия) МОУ Черкехская средняя общеобразовательная школа имени П.А. Ойунского МР «Таттинский улус» Педагогический стаж работы: 10 лет УПД: высший Образование: высшее Автор учебника «Төрүт культура» 8 класс, 2005г. Автор пособия для старшеклассников «Сиэр – туом, үгэстэр», 2002 г. Организатор I республиканского литературного чтения «Омоллоон түһүлгэтэ», июнь, 2006 г. Год рождения: 11 марта 1958 года Тема аналитического отчета: Формирование национального достоинства у подростков посредством учебного предмета «Национальная культура народов Якутии» Актуальность: Концепция обновления и развития национальной школы толчком к глубокому массовому изучению корней сути, особенностей народной педагогики. В республике всемерно решаются проблемы возрождения и самоопределения не только коренных народов, но и многих этнических групп, сообществ. Как показывает практика, духовное обнищание человека связано с отрывом обучения и воспитания от народных корней, которые питают формирование, развитие национального достоинства, гражданство, физическое становление личности. В связи с этим в школах республики введена новая учебная дисциплина «Национальная культура коренных народов республики Саха( Якутия)». Целью является: обеспечение интеллектуального, личностного развития учащихся, приобщение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям. На уроках национальной культуры учащиеся изучают основные жанры фольклора, знакомятся с историей, культурой, искусством, верованием, традициями, обычаями народов Севера. Содержание учебной дисциплины «Национальная культура коренных народов Якутии» охватывает широкий круг вопросов перекликающимся с содержанием других учебных дисциплин ( родная литература, история, география, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение, физическая культура). Имеется связь с этнографией, народной педагогикой, этнопсихологией. Исходя из вышеизложенного, особую значимость приобретает педагогическое осмысление сущности формирования национального достоинства у подростков посредством учебной дисциплины «Национальная культура коренных народов Якутии».Необходимость исследования обуславливается тем. Что проблема формирования национального достоинства у подростков еще не была предметом специального изучения. Цель: Создание оптимальных условий для системного решения вопросов формирования национального достоинства у подростков средствами урочной и внеурочной деятельности. Задачи:
1. Позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года 1.1 Национальная культура как предмет изучается с 1990-91 учебного года. Тогда в республике началась работа по реализации положений Концепции обновления и развития национальных школ Якутии. В Базовом учебном плане якутской общеобразовательной школы 1991-1992 учебного года (по концепции) в области « Предметы школьной компетенции» значится учебный предмет « Национальная культура народов республики Саха ( Якутия)», где отведено всего 21 час с 1 по 11 классы. В1990-х годах появились первые проекты программ по национальной культуре. За 1990-2006 учебные годы программы не изменились. В 2000 г. Автор Баишев И.Г. составил новую программу «Целостность личности» В содержании программы учебного предмета «Национальная культура» основными разделами являются: 1. Вводные темы 2. Материальная культура якутов 3.Традиции, обычаи, обряды, религия 4. Исторический экскурс 5. Современная якутская культура и искусство 6. Быт и культура народов Севера 7. Подведение итогов Программа придерживается следующих принципов:
Уроки национальной культуры в якутской школе призваны решать задачи, которые дают возможности для духовного, нравственного, физического развития, формирует его национального самосознания и достоинство:
1.2 Установлен приоритет национально-регионального компонента, который становится определяющим ядром содержания образования. Школьное образование обеспечивает систематическое приобщение учащихся к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа , к его духовно- нравственным ценностям. Во взаимодействии с уроками родного языка и литературы, предметами эстетического, трудового, физического воспитания предмет не только дает учащимся широкий круг знаний и представлений о материальной и духовной культуре родного народа, но и содействует осмыслению способов выживания этноса. Духовность- цель и основное содержание уроков национальной культуры.
Участие во внутришкольной олимпиаде по Национальной культуре народов Якутии: 2004г. – 20 учащихся, 2005г. – 25 учащихся, 2006г. – 37 учащихся; 37 Участие в олимпиадах муниципального уровня: 2004г. – 3, 2005г. – 3, 2006 – 6 учащихся. 6 Количество учащихся и повышение качества творческих работ учащихся по предмету НКНЯ: реферат как форма экзамена в 9-х классах – 2004г. – 6 учащихся, 2005г. – 8 учащихся, 2006 – 12.
2.1. Введение кружков, секций, факультативов Организация внеурочных занятий . Пробные группы «Эйгэ» (5-6 класс). Целью пробных групп «Эйгэ» является поиск путей создания эффективных условий для определения интересов и образовательных потребностей учащихся 5-6 классов. Пробуя себя в группах «Эйгэ» , ученик совместно с учителем пытается определить основное направление вида деятельности, готовится к выбору своего дальнейшего образовательного маршрута. После анализа интересов и образовательных потребностей участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей) была создана группа «Чэбдигирии» -физическая культура с национальным компонентом. Программа этой группы составлялась совместно с учащимися. Совместная деятельность по разработке образовательной программы пробной группы «Чэбдигирии» выявила следующие этапы деятельности: 1.Этап мотивации. 2. Этап определения образовательных потребностей. 3. Этап пересечения образовательных потребностей участников образовательного процесса. 4. Этап совместной разработки программы. 5. Этап реализации. 6. Этап самоанализа. Самореализация личности происходит в том случае, если организационно-педагогические условия учитывают потребности всех субъектов образовательного процесса и индивидуальные особенности умственного, психического и физического развития личности, образовательные программы и педагогические технологии соответствуют принципам самореализации.
При выборе формы проведения учитывали интересы учащихся, выявленные путем анкетирования, а также встреча проектов: потребности, возможности, желания. Результаты показывают, что большинство учащихся предпочитает игровую форму проведения «Эйгэ», «Чэбдигирии». Это учитывалось при проведении занятий. Из учащихся 5-6 классов были созданы группы, занятия проводились один раз в неделю и каждый ученик может посетить выбранную пробную группу. Целью «Чэбдигирии эйгэтэ» является формирование у учащихся национальных компонентов физического развития и создание эффективных условий для определения интереса и образовательных потребностей. Во время занятий проводится ознакомление традициями и обычаями народа саха , где учащиеся приобретают навыки физического развития. Пробуют себя в различных видах национальных состязательных игр. Вся работа строится на «субъект-субъектных» отношений участников. Результаты мониторинга помогли учителям совершенствовать технологию проведения занятий и коррекцию программы. Таким образом, занятия «Чэбдигирии эйгэтэ» создают условия удовлетворения образовательных потребностей, помогают учащимся при выборе вида деятельности и знакомят их с профессиональными намерениями по физической и национальной культуре. 2003-2004гг. – детская телестудия «Саьар5а», предпрофильные занятия в среднем звене совместно с методическим объединением учителей физической культуры «Чэбдигирии», 2005-2006гг. – клуб «Байанай» для мальчиков среднего звена, спецкурс для мальчиков среднего звена «Саха ньургун уола», 2000г. 2.2. Внеурочная деятельность учащихся:
Сабарайкин Аян, 10 кл., доклад «Уол о5ону эт-хаан сайдыытыгар саха иитэр угэстэрин туьаныы», 2 место в республиканской НПК «Дети Севера в культуре мира» (2005г.), участие в Международной конференции «Тюркский мир», 2004г., 2 место в улусной НПК «Шаг в будущее» (2006г.), 1 место в первых республиканских мординовских чтениях (2006г.)
Ежемесячные тематические вечера по якутскому календарю: «Байанай ыйа», 5 класс (2005г.), «Остуоруйа ыйа», 6 класс, (2006г.), 1 место в вечере «Дьоьогой ыйа», 6 класс (2006г.). 1 место в конкурсе «Кэрэчээнэ Куо», Захаркина Дуня, 6 кл., (2006г.) Внутришкольный конкурс песни, ансамбль мальчиков 5 класса, 1 место (2005г.), ансамбль девочек, 1 место, 5 кл., (2005г.). 2.3. Перечень наград обучающихся
Олимпиады по национальной культуре.
3.1. Содержание предмета национальная культура должно ориентироваться не на пассивное усвоение разрозненных предметов, а на активное цельное постижение мира на основе личностной деятельности. На уроках национальной культуры и во внеурочное время вырабатывается главная ценность в образовании - индивидуальность человека, так как она является предельным началом всего человеческого в человеке и осознает себя в процессе человеческой жизни посредством саморазвития и взаимодействия со средой.(Н.Г.Краснов) Благоприятный психологический климат в классе
Тема воспитательной работы класса: Создание условий для правильного выбора профиля учащимися посредством использования традиций воспитания народа саха Цель: Формирование позитивной установки учащегося на выбор профиля обучения посредством воспитательных традиций народа саха Задачи: - поиск воспитательных методов народа саха, нацеленных на выбор будущей профессии учащегося;
|
Методическое письмо подготовлено на основе аналитического отчета... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Основные правила оформления отчета Изложение текста и оформление отчета выполняют в соответствии с требованиями госта 32 ( см раздел 6). Текст отчета следует печатать,... | ||
Реферат отчета по нир на тему: Разработка и внедрение прогнозно-аналитического... ... | Реферат отчета по нир на тему: Развитие и сопровождение информационно-аналитического... Прогнозно-аналитический комплекс, регион–субъект рф, ситуационное прогнозирование, коллективная работа над сценарием, верификация... | ||
Зато александровск муниципальное бюджетное дошкольное образовательное... На ваш запрос «О подготовке аналитического отчета по итогам 2011-2012 учебного года» направляем аналитический отчет о работе учреждения... | Методическое письмо Об использовании результатов государственной... В. С. Рохловым, к п н. Г. И. Лернером по материалам аналитического отчета по результатам проведения экзамена в 2008 г для выпускников... | ||
Самостоятельная работа студента. Оформление текста рукописи сто 0493582-004-2009... Уирс; отчета по научно- исследовательской работе студента нирс; отчета по учебной практике; отчета по производственной практике;... | Открытое акционерное общество «российские железные дороги» Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества | ||
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического... Аналитического управления Оробец В. М, доктор юридических наук, профессор; Баринов Д. О., стажёр практикант юридического факультета... | Заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального... Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества | ||
Протокол №6 годового Общего собрания акционеров открытого акционерного... Об утверждении годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчета о прибылях и убытках Общества | Реферат Отчета по проекту №1812 Отчета по проекту №1812 «Управляемая спиновая динамика квантово размерных полупроводниковых наноструктур». Руководитель проекта:... | ||
Отчета высылается по адресу: unis@tversu Отчет представляется до 20 декабря отчетного года на бумажном носителе в уни (корпус Б, ком. 203, 204, 220). Электронная версия отчета... | Производственная практика указания по составлению отчета группы 3-мд-9,... Отчет должен быть оформлен в соответствии с формами, приведенными на сайте кафедры pmi sutd ru в методических указаниях для дипломной... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: обучить приёмам обработки данных базы. Получить навыки работы в субд ms access. Дать необходимые знания по конструированию... | Урок Семинар. (9 класс) Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин»... Тема: Роман А. С. Пушкина. «Евгений Онегин» (итоговое занятия после аналитического прочтения) |