Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства





Скачать 446.95 Kb.
НазваниеАппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства
страница1/3
Дата публикации20.04.2015
Размер446.95 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Право > Закон
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Аппарат Государственной Думы

Аналитическое управление

Отдел аналитического сопровождения законодательства

Аналитический вестник № 11

«Проблема бедности в Российской Федерации»

Серия: социальная политика

Москва

2009

Аналитический вестник подготовили: главный советник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Оробец В.М, доктор юридических наук, профессор; Баринов Д.О., стажёр - практикант юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Сливкин И.В., стажёр - практикант юридического факультета Международного юридического института при Минюсте РФ.

Ответственный за выпуск - главный советник отдела аналитического сопровождения законодательства Аналитического управления Оробец В.М.

тел. 692-20-80, Hi-com 2-20-80, e-mail: orobets@duma.gov.ru

Подписано к размещению в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы 2.07.2009 г.

© При перепечатке и цитировании ссылка на настоящие материалы обязательна
Введение

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года были отмечены наиболее значимые ценности современного Российского общества. Одной из таких ценностей является справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Для реализации справедливости необходимо преодоление бедности и коррупции. Борьба с бедностью становиться особо актуальной в период непростого и, к сожалению, усложняющегося состояния российской и мировой экономики.

_________________________

Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года.

Бедность является крайне опасным явлением, «язвой на теле» социума. Соизмеряя запросы современного общества с существующими темпами роста населения планеты, можно сделать вывод о том, что бедность может стать «эпидемией» двадцать первого века. Этой болезнью заражены регионы, страны, континенты. Вакциной от неё может стать лишь незамедлительные, комплексные меры, принятые мировым сообществом.

Как состояние голодной жизни, бедность существовала испокон веков, считаясь сопутствующим явлением развивающихся обществ. Социальная стратификация воспринималась как данность - бедным и «голодным» становились при рождении. Первобытное племя взрастило абсолютную бедность, капиталистическое общество - относительную. Деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума.

В капиталистическом обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость. Несправедливое распределение капиталов порождает недовольные, агрессивные настроения обделённых. Как показывает мировая история, процессы обнищания населения зачастую катализируют общественные волнения, революции. Восприятие социумом материального расслоения не раз вносило коррективы в общественно-экономическую формацию общества.

Если в Западной Европе в новое время сложилось преимущественно негативное отношение к бедным, которые якобы сами виновны в своих бедах, то в дореволюционной (1917 года) России бедность рассматривалась как горе, в котором виновно скорее общество, чем конкретный индивид. Эта трактовка бедности как порождения несправедливого социального строя способствовала широкому распространению социалистических воззрений. Кулаком социалистической революции стало именно малообеспеченное население, жаждущее изменения собственного социального статуса, но получившее, в большинстве случаев, лишь изменение трактовки этого статуса.

В советские времена понятие «бедность» практически не применялось. На смену ему пришло понятие «малообеспеченные», призванное подчеркнуть, что в Советском Союзе нет людей, которые не обеспечены всем необходимым для жизни, а население делится на тех, кто обеспечен в большей или меньшей степени.

В постсоветской России произошло, как считают многие исследователи, массовое обнищание населения. К 1992, по данным Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, за чертой бедности проживало примерно 90% населения России. Столь ужасающее финансовое положение незамедлительно сказалось на росте преступности, криминализации общественных отношений. Как говорил Аристотель, бедность - источник возмущений и преступлений.

Проблема бедности в современной России является одной из острейших социальных проблем. Построение правового и социального государства невозможно без формирования стабильного среднего класса. В России это процесс наиболее трудоёмок, т.к. до сих пор значительная часть населения проживает за чертой бедности. Финансовая несостоятельность является причиной ограниченности доступа к различным общественным благам. Бедность вызывает социальную напряженность, приводит к социальному надлому общества.

Курс на борьбу с бедностью провозглашался главными лицами государства неоднократно. Нельзя недооценивать значимости принятия необходимых мер, хотя многими гражданами такая борьба воспринимается со скептицизмом. Возникает вопрос: хирургическими или терапевтическими должны быть принятые меры? Ясно одно - для решения этой проблемы требуется незамедлительное и максимально эффективное вмешательство высшего руководства.

Глава I. Бедность как социальное явление и её проявление в Российской Федерации

§ 1.1. Понятие, причины, концепции и негативные последствия бедности.

В различные времена, в различных кругах бедность воспринимали и определяли по-разному. Яков Княжнин говорил о бедности, как о полной деструкции человеческой души: «Бедность - уничтожение всех наших дарований». Сенека же воспринимал бедность как плацдарм для развития человеческого потенциала: «не тот беден, у кого мало, а тот, кто хочет большего». Существует множество современных подходов к определению понятия бедности и сейчас. Назовём лишь некоторые из них.

В представлениях обывателя бедность - есть состояние, при котором ограничены возможности потребления человека, доступа к социальным благам. Проще говоря, желание получить, и возможность за это заплатить не совпадают. Совсем же упрощенное понятие бедности - это нехватка денежных средств.

Социология различает понятие «бедность» и «нищенство», говоря, что последнее - крайняя форма бедности. Нищий - человек, не имеющий, в отличии от бедного, собственных средств к существованию, нищий, живущий подаянием. В дальнейшем будем рассматривать бедность, как более обширное понятие, включающее в том числе и нищенство, своеобразное нахождение «за чертой».

Большой толковый словарь Владимира Чернышева даёт следующую дефиницию: «Бедность (англ. poverty - нужда) - низшее экономическое и социокультурное состояние людей, обладающих минимальным количеством ликвидных ценностей и ограниченны набором социально-экономических благ. Экономически это представляет собой крайнюю недостаточность имеющихся у человека (семьи, предприятия, региона, страны) материальных средств для нормальной жизнедеятельности и развития. Бедность в виду отсутствия ресурсов представляет собой относительную деградацию.

_________________________

http://www.e-slovar.ru/dictionary/2/3126/

Энциклопедия «Кругосвет» определяет бедность как состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи.

_________________________

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/a/af/1012515.htm

В свою очередь «Энциклопедия социологии» определяет бедность как отсутствие достаточных материальных ресурсов для поддержания здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни людей, обусловливающее их существование ниже официального уровня прожиточного минимума.

_________________________

Энциклопедия социологии Yandex.ru

Вероятно, наиболее удачной является формулировка, данная свободной интернет-энциклопедией «wikipedia», согласно которой бедность - это характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут сами обеспечивать себя необходимыми благами. При этом бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

_________________________

ru.wikipedia.org

Мало озвучить и назвать проблему - важно узнать её первопричины. Важнейшей задачей является установление детерминанты бедности. Существует множество подходов и взглядов на возникновение бедности, обобщив их, можно выделить два подхода к объяснению причин возникновения и воспроизводства бедности как социального явления:

1. Культурологический подход. Одно из ключевых понятий в рамках этого подхода - культура бедности. Сторонники этого подхода доказывают, что для среды бедняков характерна особая культура, в основе которой лежат смирение, фатализм, неумение строить свое будущее. В процессе первичной социализации эти ценности передаются от одного поколения к другому, приводя к "наследованию" бедности.

Другое культурологическое объяснение бедности использует понятие культуры зависимости. Если в теориях культуры бедности сами бедняки рассматриваются в качестве источника своих бед, то в концепциях культуры зависимости таким источником выступает государство с его программами социального обеспечения. Как полагают многие либеральные исследователи, именно эти программы приводят к тому, что бедные перестают полагаться на свои собственные силы и паразитируют за счет общества. В основе социальной несостоятельности лежит лень, слабохарактерность и приспособленческий образ жизни, человек сознательно идет к маргинальному образу жизни. Приверженцы данного подхода выступают за развитие в людях таких качеств как упорство, работоспособность и честолюбие. По их мнению, один из вариантов решения проблемы бедности - ликвидация государственной помощи либо ее существенное видоизменение, результативным мог бы стать переход от безвозмездных пособий к таким пособиям, которые человек должен был бы отработать на общественных работах. Подобная система активно применялась в Англии при Елизавете I. В соответствии с Законом о Бедных 1601 года под юрисдикцией исправительной системы создавались работные дома - учреждения, куда помещались бедняки и нищие, если они не могли себя обеспечить. Так как условия в подобных домах были достаточно суровыми, их обитатели не считали пребывание там доступной альтернативой самостоятельному труду.

2. Структурологический подход. Сторонники данной концепции связывают её возникновение со структурными особенностями общества. Социальная стратификация и экономическое неравенство является базисом так называемого общества двух третей - общества капиталистического. Бедность - та самая одна треть, которая, являясь «язвой» общества, является, в том числе, и дешевой рабочей силой. Структурная бедность, по мнению многих исследователей, обязательный элемент капиталистического общества и даже, своего рода, полезный. Сытый гражданин всегда должен пред глазами видеть реальный пример «выброшенного» обществом человека. Бедняк способен браться за любую мало оплачиваемую работу, кроме того, бедняк является еще и потребителем, потребителем товаров для бедных, товаров, которые небедный человек не станет покупать. Такое положение вещей можно назвать легализованным рабством, юридически давно отмененным всеми цивилизованными странами, фактически выгодным большинству современных обществ.

Эта бедность не проходит с возрастом, по мере продвижения по карьерной лестнице или накопления материальных благ. Структурная бедность является пороком общества. Общество несет коллективную ответственность за наличие структурной бедности.

В России и США доля структурной бедности чрезвычайно высока. В США это связанно с высочайшим уровнем медицинских расходов, которые всегда приходят с наступлением старости, а в России с тем, что в связи с недавним изменением экономической реальности, пенсионеры потеряли накопления - как реальные, утраченные на вкладах в сбербанке, так и косвенные - государство делает вид, что проблема бедности стариков это их личное дело.

_________________________

http://www.reactioner.com/reaction/articles/268.htm

В результате исследования проблемы бедности сложилось три основных концепций определения бедности:

1. Абсолютная концепция бедности. Она базируется на установлении минимального перечня основных потребностей (прожиточного минимума) и размера ресурсов, требуемых для их удовлетворения.

Абсолютная концепция бедности возникла хронологически первой и проведенные в конце 19 в. - начале 20 в. эмпирические исследования бедности в Великобритании опирались именно на неё.

Для определения абсолютно бедного человека необходимо установление границы абсолютной бедности, выраженной в конкретно установленной цифре. Уровень абсолютной бедности определяется с точки зрения наличия у члена общества минимальных средств, необходимых для физического существования. Теоретически, абсолютную бедность реально побороть, но на настоящий момент подобным достижением не может похвастать ни одно общество.

2. Относительная концепция бедности. Она базируется на соотношении показателей благосостояния с уровнем материальной обеспеченности, преобладающим в конкретной стране.

Основоположником относительной концепции бедности является П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».

_________________________

Таунсенд П.//Townsend P. Measuring Poverty // British Journal of Sociology. - 1954.- №5(a).

Депривация (лат.Deprivativo - лишение) - социальный процесс сокращения и/или лишения возможностей удовлетворения основных жизненных потребностей индивидов или групп.

_________________________

http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RBlktuxy;

Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, они использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.

В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.

В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного дохода. Медианный доход можно определить не как «средняя зарплата человека», а как «зарплата среднего человека». В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы - 50 %, в Скандинавии - 60 %. В Российской Федерации при средней заплате в 4500 рублей, медианная зарплата равна всего 3200 рублям.

_________________________

www.gks.ru

В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривается, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества на основании определенных базовых наборов учитываемых лишений, доступны ли человеку, гражданину такие социальные благи, как возможность оплаты услуг образования, здравоохранения, насколько полна продовольственная корзина члена общества.

Необходимо отметить один важный момент, связанный с абсолютной и относительной концепцией бедности. Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.

3. Субъективная концепция бедности. Она базируется на оценках материального положения и уровня жизни, сделанных самими опрашиваемыми. С психологической точки зрения, эта оценка крайне важна.

Субъективная концепция предполагает установление черты бедности на основе анализа представлений населения о том, какой объем ресурсов необходим для удовлетворения минимальных потребностей. Оценка субъективной бедности принципиальна для социальной политики, поскольку те, кто субъективно относят себя к бедным, как правило, претендуют на участие в социальных программах для бедных даже в том случае, если объективно таковыми не являются. При расчете показателя субъективной бедности обычно ориентируются на субъективную оценку денежных средств семьи и субъективную оценку принадлежности семьи к определенной социальной группе (крайне бедные, бедные, средний класс и пр.). К категории бедных по первому индикатору относят себя 38,6% семей, по второму- 36,1%. Основным критерием субъективной бедности считают пересечение этих двух оценок: оно наблюдалось у 26,1% домохозяйств, или 22,1% населения.

_________________________

www.gks.ru

Комбинирование трех концепций бедности позволяет в значительной степени уточнить контингент бедного населения, поскольку статус бедных получают семьи или индивиды, одновременно соответствующие всем трем вышеназванным критериям бедности, в данном случае - бедные по доходам, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными. Таковыми в Ленинградской области являются 5,6% домохозяйств, или 6,1% населения. Комбинированный подход к измерению бедности лишает статуса бедных, с одной стороны, семьи, которые не испытывают лишений или не считают себя бедными при низком уровне текущего благосостояния, что подтверждает тезис о сокрытии и нестабильности получаемых доходов, с другой - значительную долю семей, признанных бедными только по депривационной или субъективной концепциям, но с уровнем благосостояния, обеспечивающим им минимальные средства к существованию. Таким образом, многокритериальная черта бедности устраняет погрешности идентификации бедных, неизбежные при использовании каждого метода в отдельности.

_________________________

Бурдяк А.Я., Попова Д.О., "SPERO" №6, весна-лето 2007, с. 31-56.

Рассмотрим некоторые негативный последствия, который порождаются бедностью.

Во-первых, бедность является фактором социальной напряженности. Борясь с несправедливым, по их мнению, распределением доходов, бедные склонны к совершению преступлений и к насильственным методам политической борьбы. История показывает, что во время революций и иных политических потрясений именно бедные были "горючим" материалом социальных переворотов и стремились "грабить награбленное".

Во-вторых, бедность отрицательно сказывается на человеке, не позволяя реализовывать свои способности. Бедный человек не может полноценно участвовать в жизни общества, его творческий потенциал не раскрывается и пропадает бесплодно. Особенно трагична "наследуемая" бедность, когда дети бедняков при одинаковых способностях имеют гораздо меньше шансов самореализоваться, чем их сверстники, родившиеся в семьях с нормальным достатком. Смирение с недостатком средств к существованию прививается детям в семьях с рождения. Вырастая в атмосфере бедности, они не представляют себе иного образа жизни.

В-третьих, живущие в странах "третьего мира" бедняки страдают от антисанитарии, в их среде распространены эпидемические заболевания, лишая работоспособное население возможности трудиться.

Конечно же негативных последствий, которые связаны с бедностью гораздо больше. Перечисленные выше являются самыми опасными и губительными для существования любого современного государства.
§ 1.2. Проявление бедности в современной России

Прежде всего необходимо отметить, что официальный подход к определению бедности в Российской Федерации базируется на концепции абсолютной бедности: к бедным относятся домохозяйства и одиноко проживающие граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума.

Согласно статье 1 Федерального закона “О прожиточном минимуме в Российской Федерации” (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина - это минимальный набор (в натуральном выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.

По данным Госкомстата России в 2003 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляла 29,3 млн. человек, в 2004 и 2005 году - 25,2 млн. человек, в 2006 году - 21,6 млн. человек, в 2007 году - 18,9 млн. человек, а в первом полугодии 2008 года она составила 20,7 млн. человек. Анализ вышеуказанных данных позволяют сделать вывод о том, что число бедных граждан РФ постепенно падает.

_________________________

www.gks.ru

Положительной тенденцией является постепенное увеличение прожиточного минимума. Статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ предусмотрено, что величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации определяется Правительством РФ ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.

По данным Госкомстата России в четвёртом квартале 2000 года прожиточный уровень был равен 1285 рублей в месяц, а в первом квартале 2009 года он составил 4693 рублей в месяц. Несмотря на положительные сдвиги, не стоит идеализировать эту цифру, так как она не соответствует стандартам высокоразвитых стран, к которым стремится Россия и она не соответствует потребностям граждан РФ и нуждается в значительном увеличении.

_________________________

http://www.gks.ru/gis/tables/urov-6.htm www.gks.ru

Ещё одним аспектом проявления бедности в РФ является разрыв доходов между бедными и богатыми. По данным Росстата за 2007 год, которые приводит РБК daily, на долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходился 31% общего объема денежных доходов против 30,6% в 2006 году, а на долю 10% наименее обеспеченных - 1,9% (1,9% в 2006-м).

Осенью 2007 года Росстат пересчитал распределение доходов в 2006 году. В своей новой оценке статслужба признала, что дифференциация в 2006 году была более существенной: по предварительной оценке, отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к 10% наименее обеспеченных было 15,3, а после пересчета превысило 16. К сожалению, обновленные данные по этой статистике отсутствую, но, учитывая непростую экономическую ситуацию, нельзя предположить наличие положительной динамики.

"Прибавилось еще 0,8 процентного пункта: доходы 10% наиболее богатых превышали 10% наиболее бедных уже в 16,8 раза", - комментирует эти данные эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Игорь Поляков.

Реальные располагаемые денежные доходы россиян (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в 2007 году выросли на 10,4 против 13,3% (первоначальная оценка была 10,5%) в 2006 году. Таким образом, экономика развивается в большей степени в пользу наиболее обеспеченных групп населения.

_________________________

www.newsru.com

Данные о значительном расслоении общества по уровню достатка говорят об опасных тенденциях, которые могут подорвать политическую устойчивость в стране, необходимую для продолжения процесса экономических реформ. Столь значительное расслоение по уровню доходов вызывает в обществе социальное напряжение. Официальная статистика свидетельствует, что в последние годы в результате улучшения экономической ситуации в стране, роста реальных доходов населения наблюдается снижение числа выступлений трудящихся за свои права, что свидетельствует о возрастающей социальной стабильности общества. Однако, по данным опроса, проведенного социологами из "Левада-центра", 28% россиян признались, что считают возможными массовые выступления в защиту прав в своем городе или районе. Пять лет назад таких признаний было в два раза меньше - 15%. Вызванное недостаточно эффективными способами реформирования экономики падение уровня жизни в последние годы стало едва ли не главным препятствием к осуществлению необходимых реформ и обеспечению высоких темпов экономического роста. Социальные противоречия в обществе на сегодняшний день еще не приняли острой и открытой формы благодаря двум группам факторов: компенсирующему эффекту ряда институциональных нововведений и силе социальной инерции, позволяющей в течение определенного времени избегать открытого кризиса системы.

_________________________

О. Рудакова, Н. Шатунова. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России. "Управление персоналом", N 10, май 2008 год.

Проявлением бедности в современной России является также возросшая территориальная дифференциация уровня жизни. Различие между максимальным (в г.Москве) и минимальным (в Ингушетии) размерами среднедушевых денежных доходов населения РФ составило 9,5 раза. Такие данные приводит Федеральная служба статистики (Росстат). Коэффициент вариации денежных доходов на душу населения по разным субъектам РФ по итогам I квартала 2007г. зафиксирован высокий - 43,9%.

По данным статистического ведомства, реальные денежные доходы населения в I квартале 2007г. по сравнению с I кварталом 2006г. увеличились практически во всех субъектах РФ (за исключением Ненецкого и Корякского автономных округов).

Наибольший прирост денежных доходов (более чем на 20%) отмечен в республиках Дагестан, Ингушетия и Калмыкия, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе и Кировской, Волгоградской областях.

Во всех субъектах РФ (за исключением Магаданской области и Корякского автономного округа) увеличился реальный размер начисленной заработной платы. Наибольший ее прирост (более чем на 25%) отмечен в Воронежской, Московской областях, Усть-Ордынском Бурятском автономном округе. Коэффициент вариации темпов роста реальной начисленной заработной платы по субъектам РФ составил 4,1%.

_________________________

www.top.rbc.ru

Как показали расчеты, бедность в Москве гораздо выше, чем в среднем по стране. По данным Мосгорстата, в четвертом квартале 2007 года величина прожиточного минимума в столице составляла 5855 руб., в целом за год - 5758 руб. Из данных Мосгорстата о распределении по доходам за 2007 год следует, что в столице за чертой бедности живут 23% москвичей. По словам министра экономики Московской области Вячеслава Крымова , ситуация в Подмосковье чуть лучше: доходы ниже прожиточного минимума сейчас имеют 10,5% жителей.

Отметим, что картина социально-экономического положения в столице всегда традиционно резко контрастирует с ситуацией по стране. К примеру, соотношение доходов 10% самых богатых к 10% самых бедных, согласно данным Мосгорстата, в 2007 году в столице составил 41,6%.

_________________________

www.kommersant.ru

Еще одним критерием бедности является структура потребительских расходов. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная закономерность была выведена в конце XIX века бельгийским ученым Э. Энгелем. Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов. По оценкам, 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. По данным Росстата, в 2006 г. один россиянин тратил на приобретение продовольственных товаров более 42,7% своего заработка. С точки зрения развитых государств это очень много. Приведенная структура семейных расходов свидетельствует о бедности значительной части россиян. Для сравнения: население Японии расходует на питание в среднем 15,5%, Германии - 12,4%, в Швеции - 11,8%, в США - 8,7%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР доля расходов на питание составляла в 70-х гг. - 35-40%, в 80-х гг. - 25-30%.

_________________________

О. Рудакова, Н. Шатунова. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России. "Управление персоналом", N 10, май 2008 год.

Говоря о проявлениях бедности в РФ, нельзя не упомянуть о группах социального риска по попаданию в бедные. К ним относятся неполные и многодетные семьи, многодетные семьи, одинокие пенсионеры старших возрастов, семьи, имеющие в своём составе инвалидов, безработных, семьи беженцев и вынужденных переселенцев. Необходимо усилить заботу государства за вышеперечисленными социальными группами.

Весьма важен и состав бедных. Одно дело, если это безработный, или молодой квалифицированный человек, другое дело ребенок, учащийся или престарелый пенсионер. В первом случае есть перспектива найти хорошо оплачиваемую работу, во втором случае такой перспективы может не оказаться. Специалисты разных стран пришли к выводу, что действительно нуждающихся, отчаянно бедных, а вернее нищих в обществе в среднем бывает не более 7%.

_________________________

http://www.tspu.tula.ru/res/geosid/liveinrussia/g4_3.htm

Очень интересной представляется точка зрения о феминизации бедности. Более низкая конкурентоспособность женской рабочей силы связана с репродуктивными функциями и “двойной” занятостью женщин (на производстве и в домашнем хозяйстве), национальным менталитетом, негативно относящимся к женской карьере.

_________________________

Федотовская Т.А. Проблема бедности в современной России/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 20.

Необходимо также отметить, что более высокий риск попадания в бедные существует для сельских жителей. Это объясняется более высоким уровнем безработицы и низким уровнем оплаты труда в сельской местности.

Между тем эксперты указывают на такую проблему, как работающие бедные - люди, которые хоть и работают, но зарабатывают очень мало. Еще одна проблема - застойная бедность, при которой часть трудоспособного населения отчаялась найти работу и поэтому психологически ориентирована лишь на помощь государства. "Инициатива В.Путина на посту премьер-министра - повышение минимальной зарплаты с 1 января 2009 года до 4330 руб. вряд ли сможет существенно повлиять на уровень бедности работающего населения, поскольку свое назначение как регулятора МРОТ потерял в 1990-х годах, и не обрел, и вряд ли обретет. Работодателям поставлены низкие целевые параметры, поэтому им выгоднее использовать дешевый труд, не растрачиваясь на переоснащение и повышение зарплат",- отмечает главный научный сотрудник Института экономики РАН Людмила Ржаницына.

_________________________

www.kommersant.ru

В период финансовой напряжённости отмечается рост безработицы, который является одной из главных причин возникновения бедности. По данным от 21 января 2009 года, уровень безработицы в РФ составил более 1,5 млн. человек. Минздравсоцразвития РФ прогнозирует, что безработных в России в 2009 году будет более двух миллионов - при том, что федеральный бюджет формировался из расчета, что уровень безработицы в этом году составит 1,6 миллиона человек.

_________________________

www.ews.yandex.ru

Наша бедность часто носит искусственный характер. Не может ученый получать 1500 или даже 2000 руб. создавая уникальные аппараты и методики. Ведь известно, что в наше время почти любой сложный товар на 90% состоит из интеллектуальной составляющей и лишь на 10% из материала и энергии. На Западе давно это поняли и достойно оплачивают труд специалистов. Выше сказанное относится и к учителям, врачам и другим специалистам. Знания и здоровье бесценно. А пока наши специалисты предпочитают выучиться дешево в России и дорого продать себя на Западе.

_________________________

http://www.tspu.tula.ru/res/geosid/liveinrussia/g4_3.htm

Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла существенные масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить, прежде всего, из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования - государственный бюджет. Ведущая роль государственного регулирования доходов в переходный период находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффективности и социальной защиты населения. Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После пятнадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. В работах современных отечественных и зарубежных экономистов преобладает мнение, что основным признаком такой структуры является рост, расширение среднего класса, средних слоев.

_________________________

Рудакова О., Шатунова Н.. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России. "Управление персоналом", N 10, май 2008 год.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconРеферат на научно-практическую конференцию «История выборов депутатов...
История становления Государственной Думы как законодательного органа в России стр
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconОтчёт Правительства о результатах деятельности за 2012 год
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич (С. Нарышкин – Председатель Государственной Думы)! Добрый день, уважаемые депутаты Государственной...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconФедерального собрания российской федерации аналитическое управление аппарата совета федерации
О государственной политике в области средств массовой информации и правовом регулировании отношений в информационно-коммуникационной...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconА. И. Зенкевич Консультант отдела международного права и анализа...
Аспирантка кафедры Международного публичного права Государственного университета – Высшей школы экономики
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconОбзорно-аналитическая справка об итогах выборов депутатов Государственной...
Предвыборная кампания кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconДепутат Государственной Думы Федерального собрания РФ м. В. Слипенчук...
Бро впп) «Единая Россия», Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия, Региональной общественной организации «Ассоциация...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconПриглашаем Вас принять участие в Первом Съезде многодетных семей города Москвы!
На Съезд приглашены депутаты Московской городской Думы, Государственной Думы, Префекты округов, Главы Департаментов и ведомств, мэр...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconАнализ медиамониторинга обсе/бдипч по выборам депутатов государственной думы 4 декабря 2011 года
Абря 2011 года: Итоговый отчет Миссии по наблюдению за выборами обсе/бдипч, в 9 разделе которого представлена информация, посвященная...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconВыступление на «Круглом столе», проводимом Комитетом Государственной...
Комитетом Государственной Думы по образованию (председатель Комитета Г. А. Балыхин) «Несчастные случаи с обучающимися: правовые аспекты»...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconСодержани е
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconОтчет о работе депутата Тюменской областной Думы пятого созыва по...
Свою деятельность депутата и заместителя председателя Тюменской областной Думы планировал в отчетном периоде с учетом не только Стратегии...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconЕ. А. Сычева Управление и оценка имущества организаций
«Государственное и муниципальное управление», специализация «Управление государственной и муниципальной собственностью»
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconПлан культурно-массовых мероприятий на территории Петродворцового...
В день выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconПреподаватель Духовно Перервинской семинарии и Российского Православного...
Аналитическое исследование документов внутреннего пользования харизматической секты «Новое поколение» (Лидер А. Ледяев)
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconПрограмма дисциплины "Управление персоналом"
Рабочая программа дисциплины «Управление персоналом» для студентов экономического факультета по специальности 080502 «Экономика и...
Аппарат Государственной Думы Аналитическое управление Отдел аналитического сопровождения законодательства iconОб итогах мониторинга в области реализации государственной национальной...
Государственной Думы и Совета Федерации удалось предусмотреть на 2008-2010 гг ежегодное выделение из федерального бюджета финансовых...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск