Скачать 189.83 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДПП.Ф.12 ХОРОВЕДЕНИЕ И ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА 1. Цели и задачи дисциплиныЦель курса «Хороведение и хоровая аранжировка» – подготовить будущего учителя к профессиональной работе с хоровыми коллективами различного вида, сформировать у студентов теоретические и практические знания основ хорового искусства, научить студента практическим навыкам переложения вокальных, хоровых произведений с одного типа хора на действующий хоровой коллектив или ансамбль. Задачи курса:
«Хороведение и хоровая аранжировка» тесно связана со всеми предметами учебного плана и наряду с курсами сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки является теоретическим и практическим предметом, дающим общие знания в области работы с хором и хорового письма. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Осмысление вокально-хорового исполнения как творческой деятельности. Знание типов хоровых ансамблей, технологий и методов работы с хоровыми коллективами. Знание специфики детского хорового пения. Знание основ управления музыкальной деятельностью хоровых коллективов в школе и системе дополнительного образования. Овладение методами анализа хоровой партитуры. Умение правильно организовать учебный или репетиционный процесс, поставить перед певцами четкую задачу и добиться ее выполнения. Дирижер детского хора обязан знать природу хорового пения и уметь работать с хоровым коллективом. Овладение навыками комплексного анализа и различных форм переложения хоровых произведений. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины Содержание дисциплины по ГОС Значение хороведения в системе профессиональной подготовки учителя музыки. Структура курса, его объект, предмет, методологическая основа, ведущие принципы, основные категории. Принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию. Хор как совокупный субъект художественно-исполнительского процесса. Жанры хорового исполнительства; профессиональное и любительское творчество. Хоровой коллектив. Тип, вид, вокальная организация хора. Ансамбль, строй, интонация, дикция в хоре. Функции, художественно-выразительные средства вокально-хорового исполнения, его стилистические закономерности, противоречия. Вокально-хоровые технологии, их художественно-коммуникативная природа. Сущность, организационные формы, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в хоре. Направленность познавательных процессов в хороведении. Роль учителя музыки в формировании вокально-хоровой культуры детей. Личностный, рефлексивно-деятельностный подход к художественному руководству хором, его системный, ситуативный характер. Технологии и способы управления хором, стили художественного общения, функции дирижера. Задачи хоровой аранжировки. Методы анализа вокально-хоровой партитуры. Основополагающие принципы и методы хоровой аранжировки и творческое их применение. Конкретные приемы хоровых переложений, их преломление в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения, характером мелодики, метро-ритмического рисунка, гармонического языка, принципов формообразования. Типы предложений. Свободные обработки народных мелодий. 4.1. Тематический план дисциплины
4.2. Содержание разделов дисциплины: Раздел I. ХОРОВЕДЕНИЕ Тема 1. Хоровое исполнительство
а) синтетический характер (связь со словом); б) специфика инструмента человеческого голоса как инструмента хорового искусства; в) коллективный характер хорового исполнительства; г) значниие и функции дирижера. Тема 2. Хоровой коллектив Понятие о хоре, как о коллективе певцов, организованных для совместного исполнения. Определение хора разными деятелями хоровой культуры. Хор – ансамбль унисонов. Элементы хоровой звучности, как основные компоненты хорового исполнения (ансамбль, дикция, строй). Краткая характеристика. Типы и виды хоров. Вокальная организация хора. Хоровые партии и составляющие их голоса. Диапазоны хоровых партий (общий, рабочий, регистры). Партия детских голосов (дисканты, сопрано). Партии сопрано (колоратурные, лирико-колоратурные, лирические, лирико- драматические, драматические). Партии альтов (меццо-сопрано, контральт). Партии теноров (альтино, лирические, драматические). Партии басов (баританы лирические, драматические, басы высокие, центральные, октависты). Тема 3. Вокально-хоровые технологии и методика работы с хором Подготовительная работа дирижера над партитурой Подготовительную работу дирижера над партитурой можно условно разделить на три этапа Краткая характеристика трех этапов подготовительной работы дирижера над партитурой: Начальное представление о хоровом произведении. Анализ хорового произведения. Средства художественного воплощения. Сущность каждого этапа: а) начальное представление о хоровом произведении; б) анализ хорового произведения; в) средства художественного воплощения. Репетиционная работа с хором Общее знакомство хорового коллектива с хоровой партитурой. Сведения о композиторе, авторе слов, время написания, о конкретных событиях и фактах связанных с созданием произведения, характер, настрое. .Музыкальное прочтение текста. Разбор произведения на «куски». Фразировка, опорные точки к которым стремится мелодия, работа над отдельными, особо трудными оборотами. Приемы, рекомендованные для работы над особо трудными эпизодами (пропевание в замедленном темпе, остановки на звуках и аккордах, ритмическое дробление). Вокально-хоровая работа в хоре Значение и основные принципы вокальной работы с хором. Принципы дыхания в хоровом пении, цепное дыхание. Звукообразование; атака звука и ее типы. Резонаторы, регистры. Позиции звука, опора. Различные типы звуковедения: легато, нон легато, стаккато. Основные задачи распевания хора. Формы и методы распевания хора. Задачи упражнений.
Использование распевок на основе хоровых и инструментальных произведений. Принципы отбора вокальных упражнений в работе с детьми. Варианты порядка хоровых распевок. Работа над ансамблемОбщее понятие об ансамбле. Естественный ансамбль (хоровые партии находятся в равномерных динамических и тесситурных условиях);искусственный ансамбль (неравномерные динамические и тесситурные условия);смешанный ансамбль . Элементы хорового ансамбля (тембровый, интонационный, дикционный, ритмический, динамический). Ансамбль в зависимости от фактуры изложения музыкального произведения (гомофонно-гармоническая, полифоническая). Ансамбль в звучности между солирующим голосом и аккомпанементом хора. Ансамбль между хором и инструментальным сопровождением. (хоровая звучность доминирует над инструментальной, хоровые и инструментальные части имеют одинаковое значение, инструментальная часть доминирует над хоровой). Работа над строем Понятие «строй» в музыке. Строй, как настройка звукоряда по тому или иному принципу точных высотных соотношений: пифагорийский; чистый; темперированный; зонный. Интонация. Зависимость интонации от правильного звукообразования, дыхания, вокальной позиции. Виды хорового строя:
Зависимость строя от метро-ритмической структуры, темпа, характера мелодии и голосоведения, фактуры, динамики, дикции, дыхания (короткое, длинное, цепное), ладо-гармонических факторов. Работа над дикцией Хоровое пение, как искусство объединяющее музыку и поэзию; дикция (произношение гласных и согласных звуков); орфоэпия – соблюдение произносительных норм (фонетических и грамматических). Основные принципы ритмической организации стиха. Работа над техникой правильного и отчетливого произношения. Работа над гласными и согласными; типы гласных (чистые, сонорные);типы согласных, приемы работы Логически правильное произношение текста. Речевой такт и логические ударения; логические паузы; без текстовое пение. Тема 4. Детский хор. Своеобразие вокально-хоровой работы с детьми Особенности детского голоса: Устройство и работа голосового аппарата. Фонационное дыхание. Недостатки голосового аппарата в мутационный период: а) у девочек, б) у мальчиков. Работа по активации отдельных частей детского организма, влияющих на работу голосового аппарата. Специализированные упражнения по работе над голосовым аппаратом в мутационный период. Возрастные особенности: Младшие школьники. Трудности работы с подростками; мутационный период. Начальный период обучения пению. Принципы отбора вокальных упражнений в работе с детьми. Упражнения на одном звуке с закрытым и открытым ртом, упражнения с поступенным расположением звуков, упражнения на интервалы, упражнения на легато, упражнения на стаккато. Методика обучения детей двухголосному пению Отбор вокальных упражнений в работе над двухголосием. Попевки или фрагменты из детских песенок, как способ работы над сложными местами; активизация мягкого неба; организация правильной атаки, четкой, активной, но не грубой; о пользе скороговорок. Слуховой аналих двухголосных мелодий. Простейшие полифонические формы в работе над двухголосием (секвенции, канон). Особое место двухголосных песен-игр в работе над двухголосием. Тема 5. Средства дирижерской выразительности Значение дирижерского жеста в хоровом искусстве. Две функции дирижерского жеста (функция тактирования, функция экспрессивная). Специфика искусства дирижера. Взаимосвязь музыки и движения. Назначение дирижерского жеста, его выразительность (ауфтакт вступления, ауфтакт снятия). Жесты, где творческая свобода дирижера сказывается наиболее ярко; темп и жемт; фермата, пауза, замедления, ускорения; динамика и жест; большая или меньшая величина взмаха; широта и глубина жеста; sub.f и sub. P. Темп и жест. Фактура и жест, артикуляция и жест, фразировка и жест (мелодические линии). Совпадение слухового и зрительного восприятия жеста. Раздел II. ХОРОВАЯ АРАНЖИРОВКА Тема 1. Введение. Аранжировка с четырехголосного женского хора на четырехголосный мужской и наоборот
Тема 2. Аранжировка с четырехголосных однородных хоров для четырехголосного смешанного хора и наоборот
Тема 3. Превращение четырехголосного склада изложения однородных хоров в трехголосный
Тема 4. Аранжировка четырехголосного смешанного хора на трехголосный смешанный
Тема 5. Аранжировка многоголосных смешанных хоров для четырехголосных смешанных
Тема 6. Фортепианная фактура вокального произведения как основа хоровой фактуры
а) аккордово-гармонический склад сопровождения б) полифонический склад сопровождения в) фигурационный склад сопровождения г) смешанный склад сопровождения Тема 7. Переложение для двухголосного детского хора 1. С трехголосного женского хора Переложение связано с уменьшением числа голосов. Два способа переложения: а) исключение среднего голоса с сохранением нижнего б) верхний голос остается без изменения, нижний строится на мелодических оборотах среднего и нижнего голосов. 2. С трехголосного мужского хора Переложение основано на транспонировании на октаву вверх и далее по принципу переложения с трехголосного женского хора. 3. С четырехголосного женского хора Переложение осуществляется теми же приемами, что и аранжировка трехголосных партитур. В основном используется второй способ (варьированное построение голоса из трех нижних). 4. С четырехголосного мужского хора Осуществляется при помощи транспонирования на октаву вверх. Выбор удобной тональности, и далее по принципу переложения с четырехголосного женского хора. 5. Со смешанного хора без сопровождения Способы переложения: а) исключить Т и Б, если А мелодически развит и образует с С двухголосие; б) сохранить Т, а А и Б сократить; в) составить самостоятельную партию на основе АТ, Б с применением предыдущих способов. 6. Переложение со смешанного хора с сопровождением Основано на приемах переложения со смешанного хора без сопровождения. При высокой тесситуре подбирается удобная тональность. 7. Переложение одноголосного произведения с сопровождением для двухголосного детского хора Переложение с основных разновидностей аккомпанемента: а) аккордовый склад и гармоническая фигурация, мелодия не меняется: второй голос в аккомпанементе переходит путем комбинирования; б) ритмическая фигурация: применяется прием переложения как с обычных гармонических изложений. Тема 8. Переложение для трехголосного хора 1. С четырехголосного женского хора осуществляется двумя способами: а) нижний голос удвоен в одном из верхних голосов (исключается А1) б) крайние голоса (С1 , А2) без изменений, средний из С2 , А1 путем комбинирования. 2. С четырехголосного мужского хора основана на транспонировании на октаву вверх и далее по принципу переложения с четырехголосного женского хора. 3. Со смешанного хора без сопровождения: а) С-С1 , А- С2 , Б-А (Б переносится на октаву вверх, Т исключается) б) С-С1 , Т- С2 , А комбинируется из Б и А. 4. Со смешанного хора с сопровождением основано на способе переложения со смешанного хора без сопровождения. 5 Переложение с одноголосного произведения с сопровождением для трехголосного детского верхний голос остается без изменения, второй и третий голоса формируются на основе аккомпанемента путем комбинирования. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Средства обеспечения освоения дисциплины предусматривает наличие видеотеки. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Техническое обеспечение дисциплины предполагает наличие музыкального инструмента, средств звукозаписи (проигрыватель, магнитофон, музыкальный центр), видеомагнитофона, аудио- и видеозаписей. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю Преподавателю курса «Хороведение и хоровая аранжировка» необходимо охватить все основные стороны работы с хором и дирижерско-хоровой специальности; его основной задачей является приобретение студентами глубоких и разносторонних знаний по вопросам дирижерско-хоровых дисциплин. Преподавателем рассматриваются вопросы истории русской и зарубежной хоровой культуры, теории хорового искусства, обобщает все стороны хоровой работы, анализируя методические разработки известных деятелей культуры хорового исполнительства и преподавания хоровых дисциплин, используя их знания и опыт. Данный курс тесно связан со всеми предметами учебного плана и наряду с курсами сольфеджио, гармонии, полифонии, истории музыки и хоровой аранжировки, является предметом, дающим знания в области методики и практики работы с хоровыми коллективами как детскими, так и взрослыми. Курс рассчитан также на углубленное раскрытие вопросов, изучаемых при подготовке специалиста-дирижера, отличается постановкой и разработкой ряда новых тем, новым подходом к уже известным методическим разработкам, вопросы освещаются шире и подробней. 8.2. Методические указания для студентов Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерный перечень вопросов и заданий к экзамену
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030700 (050601.65) «Музыкальное образование». |
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо с учетом рекомендаций и Прооп впо по специальности | Тема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа дисциплины дпп. Ф. 07 Цитология цели и задачи дисциплины: Цель курса «Цитология» Цель курса «Цитология»: дать студентам на современном уровне знания о клетке как элементарной единице строения, функционирования... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 06. Историография (дпп. Ф. 06. 2 Зарубежная... Становление и эволюция направлений и школ в зарубежной историографии XX в. Творческое наследие крупнейших историков | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Аналитическая химия цели и задачи... Цель дисциплины «Аналитическая химия»: научить студентов основам количественного анализа | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 19 Муниципальное право Цели и задачи... Цель преподавания данной дисциплины усвоение студентами комплекса общих знаний о муниципальном праве | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов с особенностями и основными тенденциями развития стран Азии... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Цель дисциплины «Новая история стран Азии и Африки» ознакомить студентов озо с особенностями и основными тенденциями развития стран... | Программа дисциплины дпп. Дс. 04. История украинской литературы.... Таким образом, изучение творчества украинских писателей позволяя глубже познакомиться с национальной культурой и историей, в то же... | ||
Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... | Программа дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных... Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического... |