РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт Психологии и педагогики
Кафедра музыкального образования
С.А. Тяглова
Хороведение и хоровая аранжировка Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов ОДО специальности 050601.65«Музыкальное образование»
Тюменский государственный университет
2013
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО специальности «Музыкальное образование». Тюмень, 2013, 19 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования.
Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. заведующего кафедрой
Дьяченко И.Ю.
© Тюменский государственный университет, 2013.
© С. А. Тяглова, 2013.
Пояснительная записка В ГОС по данному курсу предложено: «Значение хороведения в системе профессиональной подготовки учителя музыки. Структура курса, его объект, предмет, методологическая основа, ведущие принципы, основные категории. Роль учителя музыки в формировании вокально-хоровой культуры детей. Принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию. Хор как совокупный субъект художественно-исполнительского процесса. Задачи хоровой аранжировки. Методы анализа вокально-хоровой партитуры. Основополагающие принципы и методы хоровой аранжировки и творческое их применение».
Главная особенность курса «Хороведение и хоровая аранжировка» – широкий охват всех основных сторон хоровой работы. Поэтому весь цикл специальных дисциплин, как практических, так и теоретических, в той или иной степени находит здесь свое отражение:
История музыки.
Теория музыки (сольфеджио, гармония, полифония).
Хоровой класс и практическая работа с хором.
Развитие голоса.
Класс сольного пения.
Дирижирование.
Педагогика
Возрастная психология.
Цель курса – изучение студентами теоретических основ хорового искусства и вооружение их практическими навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности, включающей навыки переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора. Задачи курса:
усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;
ознакомление учащихся с историей хорового исполнительства;
овладение студентами навыками работы в хоровом коллективе невысокого уровня музыкальной подготовки;
усвоение студентами главных принципов самостоятельной работы над хоровой партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов построения репетиционной работы;
формирование системы композиционных знаний;
нахождение оптимального варианта аранжировки сообразно художественно-образным задачам;
знакомство с аранжировками, выполненными выдающимися мастерами хорового искусства;
выработка собственного индивидуального стиля в аранжировке произведений для любого состава хора.
Трудоемкость дисциплины: 108 часов из них – 17 – лекционных,
17 практических, 74 – самостоятельной работы в 4 семестре.
4 семестр
Таблица 1
№
|
| Недели семестра
| Виды учебной и самостоятельной работы
| Итого часов по теме
| В интерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоятельн ая работа
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| 5
| 6
| 7
| 8
| Модуль 1.
|
| 1.
| Введение. Хоровое искусство. Хоровое творчество Хоровой коллектив. Хоровые партии
| 3
| 3
|
| 18
| 21
|
| 0-20
| 2.
| Ансамбль хора Строй хора Дикция хора
| 3
| 2
| 1
| 18
| 21
| 1
| 0-20
|
| Всего
| 6
| 5
| 1
| 36
| 42
| 1
| 0-40
| Модуль 2.
|
| 3.
| Методика работы с хором Вокальная работа с хором Работа над хоровым произведением
| 6
| 6
|
8
| 19
| 33
| 6
| 0-40
|
| Всего
| 6
| 6
| 8
| 19
| 33
| 6
| 0-40
| Модуль 3.
|
| 4.
| Методика детского хорового воспитания Хоровая аранжировка
| 5
| 6
| 8
| 19
| 33
| 6
| 0-20
|
| Всего
| 5
| 6
| 8
| 19
| 33
| 6
| 0-20
|
| Итого (часов, баллов):
| 17
| 17
| 17
| 74
| 108
| 13
| 0-100
|
| Из них в интерактивной форме
|
| 17
|
|
|
| 13
|
|
Таблицы виды и формы оценочных средств, планирование самостоятельной работы студентов см. Приложение
CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ В результате изучения предмета «Хороведение и хоровая аранжировка», входящего в комплекс других специальных дисциплин, студент должен:
иметь предоставление о методологии управлением хором, технологии и способах хоровой работы, стили хоровой работы, стили художественного общения, функции дирижера;
знать приемы и методы работы дирижера над партитурой;
знать методические принципы организации хорового коллектива (в том числе детского хора, ансамбля);
уметь классифицировать певческие голоса и необходимые элементы хоровой партитуры;
владеть навыками специфических особенностей школьной хоровой работы, возрастные особенности детей, их психологию и физиологию;
знать методы анализа вокально-хоровой партитуры, методы и типы хоровой аранжировки;
знать приемы хоровых переложений, их преломление в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения, характером мелодики, метроритмического рисунка, гармонического языка, принципов формообразования.
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ХОРОВОЕ ИСКУССТВО. ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО. ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ. ХОРОВЫЕ ПАРТИИ.
Понятие о хоровом искусстве как о совокупности различных сторон хоровой работы: хорового творчества, исполнительства, педагогики.
Хоровое искусство как наиболее демократичный вид музыкального искусства.
Эстетическая природа хорового искусства.
Виды хорового творчества.
Жанры хоровой музыки.
Значение песенного творчества в русском народном музыкальном искусстве.
Хоровые обработки народных песен в творчестве русских композиторов (М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, и др.).
Основные направления развития русского хорового творчества XIX-XX вв.: оперно-хоровое, кантатно-ораториальное, песенно-хоровое, жанры хоровой музыки a'cappella: светские и духовные.
9. Основные направления развития зарубежного хорового искусства в творчестве старых мастеров-полифонистов нидерландской и итальянской школ, композиторов эпохи барокко и классицизма, романтиков композиторов XX века.
10. Типы современного хорового исполнительства. (Хоры профессиональные и самодеятельные, академические и народные, взрослые и детские, являющиеся самостоятельной исполнительской единицей или частью более крупного исполнительского ансамбля).
Характерные черты русского народного хорового исполнительства (диалектные особенности исполнения; специфический характер певческого звука; импровизационность; наличие ведущего певца).
Русское дореволюционное хоровое исполнительство (хоры императорские, церковные, частные, любительские).
Хоровое профессиональное исполнительство XX в. (хоры всесоюзные, республиканские, местные).
Дирижерско-хоровое образование в дореволюционной России. Педагогические училища и семинарии, регентские классы при Придворной певческой капелле. Московское синодальное училище.
Значение открытия Петербургской и Московской консерваторий для развития дирижерского образования в России.
Виды и формы дирижерско-хорового образования.
Совокупность дисциплин, составляющих основу дирижерско-хорового образования. Учебно-методическая литература по истории хоровой культуры, хоровой теории, по методике работы с профессиональным хором.
Педагогическая деятельность П. Чеснокова, Г. Дмитревского и А. Егорова. Их работы по теории хороведения, хоровому дирижированию и хоровой педагогике.
Понятие о хоре как организованном для совместного исполнительства коллективе певцов, понятие об элементах хоровой звучности.
Состав хора: структурный, количественный, качественный
Самостоятельное значение хоровых партий и их эпизодическое разделение.
Типы и виды хоров, состав и исполнительские возможности каждого из них.
Расстановка (размещение) хора.
Понятие о хоровой партии как о группе певцов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазона и родственного тембра.
Диапазон хоровой партии (общий, рабочий). Тембр. Тесситура. Количественный состав партии.
Группа детских голосов, их исполнительские возможности: дисканты (сопрано), альты. Мутационный (переходный) период в развитии детских голосов.
Группа женских голосов: сопрано, альты, составляющие их голоса и исполнительские возможности.
Группа мужских голосов: тенора, басы, составляющие их голоса и исполнительские возможности.
Запись хоровых партий в специальных вокальных ключах.
Тема 2. АНСАМБЛЬ ХОРА. СТРОЙ ХОРА. ДИКЦИЯ ХОРА
Понятие о хоровом ансамбле как о соотношении звучности между всеми участниками хорового исполнения. Условия хорового ансамбля количественное соотношение между составами хоровых партии; качественное соотношение между составами хоровых партий.
Виды хорового ансамбля: частный и общий
Элементы хорового ансамбля: тембровый, интонационный, дикционный, орфоэпический, метроритмический, темповый, динамический.
Взаимосвязь расположения хора на сцене и звучание исполняемого произведения.
Соотношение между певцами хора, хоровыми партиями, хором и дирижером, хором и другими участниками исполнения, хором и слушателями.
Влияние тесситурных условий на ансамбль хора. Взаимосвязь динамики с тесситурой. Виды хорового ансамбля в зависимости от тесситурных условий хоровых партий: естественный, искусственный, смешанный.
Влияние фактурных особенностей произведения на ансамбль хора. Понятие о фактуре как о совокупности средств изложения музыкального материала. Ансамбль хора при различных видах музыкальной фактуры.
Влияние состава исполнителей на ансамбль хора.
Понятие о хоровом строе как о процессе интонирования в хоровом пении, связанном с отсутствием темперации, условия хорового строя.
Виды и закономерности хорового строя: мелодический, гармонический
Зависимость интонации от вокальных навыков хора и особенностей произведения.
Влияние на строй метроритмической структуры, темпа, ладотональности, характера мелодии и голосоведения, гармонической структуры, фактуры, состава исполнителей, тесситуры, динамики, дыхания, орфоэпических особенностей литературного текста, ладогармонических факторов.
Тональность хорового произведения. Наиболее часто встречающиеся тональности хоровых произведений a'cappella и редко употребляемые тональности.
Приемы задавания тона. Камертон; виды камертонов, эталон высоты современного камертона. Настройка во всех тональностях (задавание тона голосом) от звуков «ля» и «до».
. Понятие о хоровой дикции как о навыке осмысленного, грамотного и отчетливого произношения слов в пении.
Классификация литературно-текстового материала, используемого в хоровой музыке.
Характер произношения литературного текста в пении: распев, декламация, вокализация, скороговорка.
Способы работы над литературным текстом в хоре: смысловой (выявление и выражение смысла и характера литературного текста: знание и понимание общего содержания литературного текста) и технический (работа над техникой правильного и отчетливого произношения литературного текста).
Понятие об орфоэпии.
Установление логики поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов).
Иноязычные тексты. Случаи бестекстового хорового пения (закрытым ртом, на гласный звук, слог и т. д.).
|