С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка





Скачать 317.9 Kb.
НазваниеС. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка
страница1/3
Дата публикации22.02.2015
Размер317.9 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт Психологии и педагогики

Кафедра музыкального образования


С.А. Тяглова

Хороведение и хоровая аранжировка
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов ОДО специальности 050601.65«Музыкальное образование»

Тюменский государственный университет

2013


С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов ОДО специальности «Музыкальное образование». Тюмень, 2013, 19 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по специальности.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой музыкального образования.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: и.о. заведующего кафедрой

Дьяченко И.Ю.

© Тюменский государственный университет, 2013.

© С. А. Тяглова, 2013.

Пояснительная записка
В ГОС по данному курсу предложено: «Значение хороведения в системе профессиональной подготовки учителя музыки. Структура курса, его объект, предмет, методологическая основа, ведущие принципы, основные категории. Роль учителя музыки в формировании вокально-хоровой культуры детей. Принципы антропоцентрического подхода к вокально-хоровому воспитанию. Хор как совокупный субъект художественно-исполнительского процесса. Задачи хоровой аранжировки. Методы анализа вокально-хоровой партитуры. Основополагающие принципы и методы хоровой аранжировки и творческое их применение».

Главная особенность курса «Хороведение и хоровая аранжировка» – широкий охват всех основных сторон хоровой работы. Поэтому весь цикл специальных дисциплин, как практических, так и теоретических, в той или иной степени находит здесь свое отражение:

  1. История музыки.

  2. Теория музыки (сольфеджио, гармония, полифония).

  3. Хоровой класс и практическая работа с хором.

  4. Развитие голоса.

  5. Класс сольного пения.

  6. Дирижирование.

  7. Педагогика

  8. Возрастная психология.


Цель курса – изучение студентами теоретических основ хорового искусства и вооружение их практическими навыками, необходимыми для осуществления самостоятельной хормейстерской деятельности, включающей навыки переложения хоровых и сольных вокальных произведений для различных составов хора.
Задачи курса:

  • усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков, непосредственно связанных с искусством хорового пения;

  • ознакомление учащихся с историей хорового исполнительства;

  • овладение студентами навыками работы в хоровом коллективе невысокого уровня музыкальной подготовки;

  • усвоение студентами главных принципов самостоятельной работы над хоровой партитурой, развитие умения анализировать партитуру, усвоение принципов построения репетиционной работы;

  • формирование системы композиционных знаний;

  • нахождение оптимального варианта аранжировки сообразно художественно-образным задачам;

  • знакомство с аранжировками, выполненными выдающимися мастерами хорового искусства;

  • выработка собственного индивидуального стиля в аранжировке произведений для любого состава хора.

Трудоемкость дисциплины: 108 часов из них – 17 – лекционных,

17 практических, 74 – самостоятельной работы в 4 семестре.

4 семестр

Таблица 1







Недели семестра

Виды учебной и самостоятельной работы

Итого часов по теме

В интерактивной форме

Итого количество баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельн ая работа

1

2

3

4




5

6

7

8

Модуль 1.




1.

Введение. Хоровое искусство. Хоровое творчество Хоровой коллектив. Хоровые партии

3

3




18

21




0-20

2.

Ансамбль хора Строй хора Дикция хора

3

2

1

18

21

1

0-20




Всего

6

5

1

36

42

1

0-40

Модуль 2.




3.


Методика работы с хором Вокальная работа с хором Работа над хоровым произведением

6


6



8

19


33


6

0-40





Всего

6

6

8

19

33

6

0-40

Модуль 3.




4.

Методика детского хорового воспитания Хоровая аранжировка

5

6

8

19

33

6

0-20




Всего

5

6

8

19

33

6

0-20




Итого (часов, баллов):

17

17

17

74

108

13

0-100




Из них в интерактивной форме




17










13





Таблицы виды и формы оценочных средств, планирование самостоятельной работы студентов см. Приложение

CОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения предмета «Хороведение и хоровая аранжировка», входящего в комплекс других специальных дисциплин, студент должен:

  • иметь предоставление о методологии управлением хором, технологии и способах хоровой работы, стили хоровой работы, стили художественного общения, функции дирижера;

  • знать приемы и методы работы дирижера над партитурой;

  • знать методические принципы организации хорового коллектива (в том числе детского хора, ансамбля);

  • уметь классифицировать певческие голоса и необходимые элементы хоровой партитуры;

  • владеть навыками специфических особенностей школьной хоровой работы, возрастные особенности детей, их психологию и физиологию;

  • знать методы анализа вокально-хоровой партитуры, методы и типы хоровой аранжировки;

  • знать приемы хоровых переложений, их преломление в связи с жанрово-стилистическими, фактурными особенностями произведения, характером мелодики, метроритмического рисунка, гармонического языка, принципов формообразования.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ХОРОВОЕ ИСКУССТВО. ХОРОВОЕ ТВОРЧЕСТВО. ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ХОРОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ХОРОВОЙ КОЛЛЕКТИВ. ХОРОВЫЕ ПАРТИИ.

  1. Понятие о хоровом искусстве как о совокупности различных сторон хоровой работы: хорового творчества, исполнительства, педагогики.

  2. Хоровое искусство как наиболее демократичный вид музыкального искусства.

  3. Эстетическая природа хорового искусства.

  4. Виды хорового творчества.

  5. Жанры хоровой музыки.

  6. Значение песенного творчества в русском народном музыкальном искусстве.

  7. Хоровые обработки народных песен в творчестве русских композиторов (М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Лядова, и др.).

  8. Основные направления развития русского хорового творчества XIX-XX вв.: оперно-хоровое, кантатно-ораториальное, песенно-хоровое, жанры хоровой музыки a'cappella: светские и духовные.

9. Основные направления развития зарубежного хорового искусства в творчестве старых мастеров-полифонистов нидерландской и итальянской школ, композиторов эпохи барокко и классицизма, романтиков композиторов XX века.

10. Типы современного хорового исполнительства. (Хоры профессиональные и самодеятельные, академические и народные, взрослые и детские, являющиеся самостоятельной исполнительской единицей или частью более крупного исполнительского ансамбля).

  1. Характерные черты русского народного хорового исполнительства (диалектные особенности исполнения; специфический характер певческого звука; импровизационность; наличие ведущего певца).

  1. Русское дореволюционное хоровое исполнительство (хоры императорские, церковные, частные, любительские).

  1. Хоровое профессиональное исполнительство XX в. (хоры всесоюзные, республиканские, местные).

  2. Дирижерско-хоровое образование в дореволюционной России. Педагогические училища и семинарии, регентские классы при Придворной певческой капелле. Московское синодальное училище.

  3. Значение открытия Петербургской и Московской консерваторий для развития дирижерского образования в России.

  4. Виды и формы дирижерско-хорового образования.

  5. Совокупность дисциплин, составляющих основу дирижерско-хорового образования. Учебно-методическая литература по истории хоровой культуры, хоровой теории, по методике работы с профессиональным хором.

  6. Педагогическая деятельность П. Чеснокова, Г. Дмитревского и А. Егорова. Их работы по теории хороведения, хоровому дирижированию и хоровой педагогике.

  7. Понятие о хоре как организованном для совместного исполнительства коллективе певцов, понятие об элементах хоровой звучности.

  8. Состав хора: структурный, количественный, качественный

  9. Самостоятельное значение хоровых партий и их эпизодическое разделение.

  10. Типы и виды хоров, состав и исполнительские возможности каждого из них.

  11. Расстановка (размещение) хора.

  12. Понятие о хоровой партии как о группе певцов, имеющих голоса приблизительно одинакового диапазона и родственного тембра.

  13. Диапазон хоровой партии (общий, рабочий). Тембр. Тесситура. Количественный состав партии.

  14. Группа детских голосов, их исполнительские возможности: дисканты (сопрано), альты. Мутационный (переходный) период в развитии детских голосов.

  15. Группа женских голосов: сопрано, альты, составляющие их голоса и исполнительские возможности.

  16. Группа мужских голосов: тенора, басы, составляющие их голоса и исполнительские возможности.

  17. Запись хоровых партий в специальных вокальных ключах.


Тема 2. АНСАМБЛЬ ХОРА. СТРОЙ ХОРА. ДИКЦИЯ ХОРА


  1. Понятие о хоровом ансамбле как о соотношении звучности между всеми участниками хорового исполнения. Условия хорового ансамбля количественное соотношение между составами хоровых партии; качественное соотношение между составами хоровых партий.

  2. Виды хорового ансамбля: частный и общий

  3. Элементы хорового ансамбля: тембровый, интонационный, дикционный, орфоэпический, метроритмический, темповый, динамический.

  4. Взаимосвязь расположения хора на сцене и звучание исполняемого произведения.

  5. Соотношение между певцами хора, хоровыми партиями, хором и дирижером, хором и другими участниками исполнения, хором и слушателями.

  6. Влияние тесситурных условий на ансамбль хора. Взаимосвязь динамики с тесситурой. Виды хорового ансамбля в зависимости от тесситурных условий хоровых партий: естественный, искусственный, смешанный.

  7. Влияние фактурных особенностей произведения на ансамбль хора. Понятие о фактуре как о совокупности средств изложения музыкального материала. Ансамбль хора при различных видах музыкальной фактуры.

  8. Влияние состава исполнителей на ансамбль хора.

  9. Понятие о хоровом строе как о процессе интонирования в хоровом пении, связанном с отсутствием темперации, условия хорового строя.

  10. Виды и закономерности хорового строя: мелодический, гармонический

  11. Зависимость интонации от вокальных навыков хора и особенностей произведения.

  12. Влияние на строй метроритмической структуры, темпа, ладотональности, характера мелодии и голосоведения, гармонической структуры, фактуры, состава исполнителей, тесситуры, динамики, дыхания, орфоэпических особенностей литературного текста, ладогармонических факторов.

  13. Тональность хорового произведения. Наиболее часто встречающиеся тональности хоровых произведений a'cappella и редко употребляемые тональности.

  14. Приемы задавания тона. Камертон; виды камертонов, эталон высоты современного камертона. Настройка во всех тональностях (задавание тона голосом) от звуков «ля» и «до».




  1. . Понятие о хоровой дикции как о навыке осмысленного, грамотного и отчетливого произношения слов в пении.

  2. Классификация литературно-текстового материала, используемого в хоровой музыке.

  3. Характер произношения литературного текста в пении: распев, декламация, вокализация, скороговорка.

  4. Способы работы над литературным текстом в хоре: смысловой (выявление и выражение смысла и характера литературного текста: знание и понимание общего содержания литературного текста) и технический (работа над техникой правильного и отчетливого произношения литературного текста).

  5. Понятие об орфоэпии.

  6. Установление логики поэтической фразы и отдельного слова (выявление определяющих фраз, слов, слогов).

  7. Иноязычные тексты. Случаи бестекстового хорового пения (закрытым ртом, на гласный звук, слог и т. д.).


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 Хороведение и хоровая аранжировка...
Дать знания о структуре, типах видах хоровых коллективов, их вокальной организации
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconТема: Хоровая музыка. Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме
Хорова́я му́зыка — музыка, звучащая в исполнении хора или предназначенная для исполнения хором
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В фильме использована музыка из произведений Д. Гершвина и Н. Рота, аранжировка П. Мориа и Л. Чижика
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconРабочая программа по дисциплине в цветочная аранжировка
...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фонетическая зарядка – хоровая отчитка слов из отрывка стиха Гарри Хемсли об английском языке
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оборудование: Иллюстрации с изображением цветов, схемы. Книги об оригами (для выставки), музыка «Вальс цветов», П. И. Чайковский...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconТема урока вокально-хоровая работа в многоголосии
Сформировать представление о составе внутренней среды организма, продолжить формирование знаний о составе крови, функциях клеток...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предмет «Хоровая литература 20 века» является составной частью профессиональной подготовки студентов, находится в тесном взаимодействии...
С. А. Тяглова Хороведение и хоровая аранжировка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Детская музыкальная хоровая школа «Соловушка» была открыта в 1989 году Приказом №46/1 по Нерюнгринскому отделу культуры. Дмхш «Соловушка»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск