Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 159.54 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации06.11.2013
Размер159.54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Литература > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


СД.01 «Хоровая литература 20 века»

Учебно-методический комплекс для студентов,

обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)
Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………3
Цели и задачи……………………………………………………………………3
Учебно-тематический план……………………………………………………..4
Содержание учебной дисциплины……………………………………………...5
Библиографический список…………………………………………………….11
Пояснительная записка

Программа дисциплины «Хоровая литература 20 века» составлена на основе:

• требований Государственного стандарта к минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое
дирижирование» (повышенный уровень среднего профессионального
образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного
в действие с 1.09.2002 года;

• рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин
методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»;

• собственного педагогического опыта составителя.

Предмет «Хоровая литература 20 века» является составной частью профессиональной подготовки студентов, находится в тесном взаимодействии с основными предметами специального блока и предусматривает развитие и совершенствование исполнительских навыков будущих хормейстеров и артистов хора.

Роль «Хоровой литература 20 века» – становление и формирование творческой личности хормейстера - профессионала.

Целью «Хоровой литература 20 века» является формирование специалиста-профессионала, воспитание и подготовка к деятельности артиста хора и ансамбля.

Основными задачами дисциплины «Хоровая литература 20 века» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:

  • формирование у студентов специальных навыков в процессе освоения
    хоровой литературы 20 века (слуховых, вокальных, ансамблевых, исполнительских и др.);

  • изучение новаторских образцов хоровой музыки 20 века, современных
    исполнительских тенденций, связанных с нетрадиционными формами хоровой музыки;

  • расширение профессионального музыкального кругозора;

  • развитие профессиональных музыкальных способностей (остроты вокального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, исполнение музыки в ансамбле и т.д.;

  • художественное и эстетическое воспитание учащихся путем практического знакомства и творческого освоения лучших образцов хоровой музыки 20 века;

  • воспитание студента как педагога, организатора и руководителя хорового коллектива;

  • закрепление умений применения знаний хорового репертуара в условиях реальной хормейстерской деятельности.

Формы осуществления учебного процесса включают:

- лекционную деятельность педагога;

  • лекции - беседы, лекции - доклады;

  • викторины;

Учебно-тематический план



Название темы

Количество часов

I семестр

1.

Пути становления хоровой музыки XX века. История развития хоровых конкурсов, фестивалей, олимпиад.

2

2.

Деятельность Проколла. Коллективные оратории.

2

3.

Жанр сюиты в хоровой музыке XX века (В. Макаров, Л. Новиков, Д. Кабалевский).

2

4.

Жанр кантаты в творчестве С. Прокофьева, Р. Щедрина. «Александр Невский», «Здравица», «Маленькая кантата».

2

5.

Хоры а капелла и циклические формы в творчестве Р. Щедрина на стихи А. Пушкина, А. Вознесенского, А. Твардовского.

2

6.

Кантаты и песенно-хоровые сюиты для детей: Д. Кабалевский, А. Пахмутова, Ю. Чичков.

2

7.

Жанр хорового концерта. Г. Свиридов «Пушкинский венок».

2

8.

Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова. «Курские песни», «Весенняя», «Деревянная Русь».

2

9.

Деятельность Республиканской хоровой капеллы им. А. Юрлова, (к 80-летию А. Юрлова). Жанр обработок и переложений в творчестве А. Юрлова.

2

Всего:

18

II семестр




Хоровой цикл В. Салманова «Но бьется сердце» на стихи Н. Хикмета

1




Хоровое творчество Ю. Фаллика

2




Хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина по прочтении В. Шукшина.

1




М. Коваль Оратория «Емельян Пугачев». Хоровое творчество

2




Жанр реквиема в хоровой музыке XX века Д. Кабалевский на стихи Р. Рождественского; Б. Бриттен «Военный реквием»; Л. Уэббер «Реквием»

2




Свиридов Г. Новаторство в кантатно-ораториальном жанре. «Поэма памяти С. Есенина»

2




Салманов В. «Лебедушка» - фольклоризованный тип хорового концерта

1




Деятельность Московского камерного хора под управлением В. Минина

2




Хоровой концерт С. Баневича «Благослови детей и зверей» на стихи С. Черного

1




Хоровой театр как нетрадиционная форма хорового исполнительства

2




Исполнительская деятельность камерного хора Московской консерватории (рук. Б. Тевлин).

2




Всего:

18




Итого:

36



  • контрольный урок VIII семестр, зачет – VII семестр.

Самостоятельная работа студентов – 13 часов (VI – 6ч., VII – 7ч.)

По окончании курса «Хоровая литература 20 века» выпускник должен знать:

- клавиры и партитуры авторских сочинений

- содержание видеозаписей, CD, DVD.

  • лучшие образцы хоровой музыки 20 века;

  • новаторские исполнительские тенденции в хоровой музыке;


уметь:

  • исполнять хоровую партитуру на рояле;

  • ориентироваться в жанрах и стилях хоровой музыки 20 века;

  • анализировать хоровые партитуры;

- адаптировать изученный материал к условиям работы в конкретной
концертной организации.

Содержание дисциплины

I семестр

Предмет «Хоровая музыка XX века» включает 36 часов лекционных занятий. Он находится в тесном взаимодействии с основными предметами специального блока: хоровой литературой, хороведением, ЧХП, хоровым классом, концертной практикой. Поэтому лекционный курс сочетается с практическими формами обучения: анализом хоровых партитур, ансамблевым музицированием, рецензированием хоровых программ, слушанием и просмотром концертных программ ведущих хоровых коллективов страны и мира. Работа по отдельным темам предполагает доклады и рефераты.

Тема 1.

Жанры хоровой музыки XX века. Пути становления отечественной и зарубежной музыки. История создания жанров, их эволюция. Современная духовная музыка. Краткая история хорового исполнительства.

Тема 2.

Хоровое творчество А. Давиденко. Деятельность Проколла. Анализ и слушание двух фрагментов из коллективной оратории «На 10 версте», «Улица волнуется». Структура музыкально-сценического действа, особенности драматургии, исполнительские задачи.

Тема 3.

Панорама жанра сюиты в хоровой музыке XX века. Особенности творчества В. Макарова, А. Новикова, Д. Кабалевского.

Тема 4

Жанр кантаты в творчестве С. Прокофьева. Кантата «А. Невский», «Здравица». История создания, музыка к кинофильму С. Эйзенштейна. Героико-патриотическая тема в кантатном творчестве отечественных композиторов. Анализ и прослушивание хоровых эпизодов.

Тема 5.

Хоровое творчество Р. Щедрина. Разнообразие жанров хоровой музыки. Два хора на стихи А. Пушкина: «Пора, мой друг», «Тиха украинская ночь».

Тема 6.

Жанр кантаты в детской хоровой музыке. Деятельность Д.Б. Кабалевского - композитора, ученого, просветителя. Кантата «Песни утра, весны и мира». Циклические формы в творчестве А. Пахмутовой, 10. Чичкова. Сюита «Музыка русских узоров»

Тема 7.

Специфика жанра хорового концерта. Особенности прочтения русского стиха. Традиции и новаторство концерта.

Тема 8.

Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова. «Курские песни»- хоровая поэма о судьбе русской женщины. Фольклористка А. Руднева. Традиционное и новаторское в музыке Г. Свиридова. Особенности хоровых составов, значение оркестра, высокая духовность в музыкальных и поэтических образах. «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова. «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина. Просмотр, прослушивание, исполнительский анализ отдельных номеров.

Тема 9.

Деятельность Республиканской хоровой капеллы им. А. Юрлова (к 80-летию со дня Рождению А. Юрлова). Из истории создания коллектива. Особенности репертуара. Творческие портреты руководителей. Премьерные исполнения музыки современных композиторов: Г. Свиридова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и др. Первые записи русской духовной музыки под управлением А. Юрлова (духовные концерты, знаменные распевы, псалмы, канты).

Темы рефератов:

  1. Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова.

  2. Хоровое исполнительство 20 века. Профессиональные коллективы.

  3. Московский камерный хор под управлением В. Минина.

  4. Нетрадиционные формы хорового исполнительства в 20 века.

  5. Камерный хор Московской консерватории под управлением Б. Тевлина.

  6. Хоровая симфония – действо «Перезвоны» В.Гаврилина.



Самостоятельная работа.

  1. Просмотр и прослушивание записи и клавира Ю.Буцко «Свадебные песни».

  2. Конспекты по книгам:

    • Е. Мравинский «Записки на помять»

    • В. Гаврилин «О музыке и не только»

    • Г. Струве «Судьба и музыка»

    • Т. Синецкая «Магнитогорский государственный академический хор, капелла им. С. Г. Эйдинова: «От мечты к реальности».


Музыкальная викторина:

  1. Г. Свиридов. Фрагмент хора « Вечером синим»

  2. Д. Шостакович Хоровая поэма «Казненным»

  3. А. Давиденко 1 часть хора «На десятой версте»

  4. В. Салманов Тема из хорового концерта «Лебедушка»

  5. Ю. Фалик «Карельская акварель»

  6. Г. Свиридов Хоровой концерт «Пушкинский венок» (Номер по выбору)

Формы контроля

Курс «Хоровая музыка 20 века» рассчитан на 35 часов в год. Изучение предмета осуществляется в 7 и 8 семестрах (4 курс).

Контроль над знаниями и умениями студентов осуществляется в конце каждого семестра, где выставляется итоговая оценка. Семестровые требования:

  • наличие конспектов по основной и дополнительной литературе;

  • ответы на музыкальную викторину;

  • исполнение фрагментов хоровых партитур.

II семестр

Тема 1.

Хоровой цикл В. Салманова «Но бьется сердце» на стихи Н. Хикмета. Идейно-художественное содержание. История создания. Особенности драматургии. Анализ хоровых номеров «Тишина», «15 ран», «Лев в железной клетке». Прослушивание цикла.

Тема 2.

Хоровое творчество Ю. Фалика. Жанровое, стилистическое разнообразие. Особенности форм, специфика вокально-хоровых средств выразительности. Циклические сочинения. Хоровой концерт «Поэзы И. Северянина». Анализ хоров, игра партитур, прослушивание в записи.

Тема 3.

Хоровая симфония- действо «Перезвоны» В. Гаврилина (по прочтении В. Шукшина). Идейно-художественная ценность новаторского цикла. Тема Родины. Образность, многожанровость, народные истоки. Драматургический замысел, лейтмотивность. Вокально-хоровые средства выразительности, новаторство в хоровой технике, театрализация хорового жанра. Анализ исполнительских средств. Прослушивание записи.

Тема 4

Хоровое творчество М. Коваля. Пять хоров на стихи Тютчева, оратория «Емельян Пугачев». Периодизация хорового творчества. Средства вокально-хоровой выразительности. Связь с русским народным песнетворчеством. Истоки стиля. Анализ хоров а капелла «Слезы морские», «Что ты клонишь». Героико-патриотическая тема в оратории «Емельян Пугачев». История создания, структура. Анализ хора «Ой, земля-земелюшка». Прослушивание финальной сцены казни.

Тема 5.

Жанр реквиема в хоровой музыке XX века- исторический экскурс. Особенности заупокойной мессы в зарубежной и отечественной музыке. Тема Великой Отечественной войны в реквиеме Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Анализ фуги Черный камень». Работа с партитурой. Специфика «военного реквиема» Б. Бриттена.

Особенности английского и латинского текстов. Прослушивание номера № 2 «Dies irae». Американский композитор Л. Уэббер. Жанр реквиема в творчестве современного композитора XX века.

Новаторство средств выразительности. Прослушивание в записи.

Тема 6.

Г. Свиридов. Новаторство в кантатно-ораториальном жанре. «Поэма памяти С. Есенина» – выдающееся сочинение в отечественной музыке XX века. Синтез жанров: кантата, оратория, вокальный цикл. Драматургическая цельность. Тема национального поэта. Родины, революции. Структура сочинения. Анализ номеров «Поет зима», «Молотьба», «Ночь под И. Купала». Просмотр видеозаписи хора и оркестра под управлением В. Минина.

Тема 7.

В. Салманов. Фольклоризованный тип хорового концерта «Лебедушка». Стилистика неофольклоризма. Композиторы «Новой фольклорной волны»- Щедрин, Салманов, Слонимский, Гаврилин, Калистратов. Образный мир народных текстов. Жанр плача-причета. Пять частей хорового концерта. Характеристика современных средств хоровой выразительности: ритмизованный говор, сонористика, колористические фактурные приемы. Прослушивание в записи.

Тема 8.

Деятельность Московского камерного хора под управлением В. Минина. Творческий портрет выдающегося хормейстера современности В.Н. Минина. Организация и создание хора в 1972 году. Исполнительские задачи коллектива, освоение современного репертуара, активное сотрудничество с ведущими композиторами XX века. Проблемы театрализации как нетрадиционного способа хорового исполнительства. Новаторство, высочайшее мастерство, артистизм, одухотворенность в творчестве. Записи с юбилейных концертов хора под руководством В. Минина.

Тема 9.

С. Баневич. Хоровой концерт на стихи С. Черного «Благослови детей и зверей». Новаторская сущность данного сочинения. Особенности поэтического языка С. Черного. Круг тем, образов, жанровые истоки. Значение оркестрового сопровождения. Анализ клавира.

Тема 10.

Хоровой театр как нетрадиционная форма хорового исполнительства. Проблемы пространства в хоровой музыке XX века. Типология моделей пространства по А. Тевосяну. Театральность в музыке. Особенности репертуара. Новаторство исполнительской манеры артистов хора. Многообразие задач, требований, специфических навыков для воплощения композиторских замыслов. Коллективы, работающие в стиле «хорового театра» (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Челябинск, Пермь, Тюмень). Просмотр фестивальных программ юбилейных выступлений ведущих коллективов страны и мира.

Тема 11.

Исполнительская деятельность камерного хора Московской консерватории (руководитель Б.Г. Тевлин). Репертуарная политика, особенности интерпретации.

Тема 12.

К. Орф. Сценические кантаты. Музыкальный театр К. Орфа. Деятельность его как композитора и педагога. Кантаты «Кармина Бурана», «Катулли Кармина». Ознакомление

Темы рефератов:

  1. Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова.

  2. Хоровое исполнительство 20 века. Профессиональные коллективы.

  3. Московский камерный хор под управлением В. Минина.

  4. Нетрадиционные формы хорового исполнительства в 20 века.

  5. Камерный хор Московской консерватории под управлением Б. Тевлина.

  6. Хоровая симфония – действо «Перезвоны» В.Гаврилина.

Самостоятельная работа.

  1. Просмотр и прослушивание записи и клавира Ю.Буцко «Свадебные песни».

  2. Конспекты по книгам:

    • Е. Мравинский. «Записки на память»

    • В. Гаврилин. «О музыке и не только»

    • Г. Струве. «Судьба и музыка»

    • Т. Синецкая. «Магнитогорская государственная академическая хоровая капелла им. С. Г. Эйдинова: «От мечты к реальности».

Музыкальная викторина:

  1. Г. Свиридов. Фрагмент хора « Вечером синим»

  2. Д. Шостакович. Хоровая поэма «Казненным»

  3. А. Давиденко. 1 часть хора «На десятой версте»

  4. В. Салманов. Тема из хорового концерта «Лебедушка»

  5. Ю. Фалик. «Карельская акварель»

  6. Г. Свиридов. Хоровой концерт «Пушкинский венок» (Номер по выбору)

Формы контроля

Курс «Хоровая музыка 20 века» рассчитан на 35 часов в год. Изучение предмета осуществляется в 7 и 8 семестрах (4 курс).

Контроль над знаниями и умениями студентов осуществляется в конце каждого семестра, где выставляется итоговая оценка. Семестровые требования:

  • наличие конспектов по основной и дополнительной литературе;

  • ответы на музыкальную викторину;

  • исполнение фрагментов хоровых партитур.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Асафьев, Б. О хоровом искусстве [Текст] / Б. В. Асафьев. – Ленинград : Музыка, 1980. – 215 с.

  2. Батюк, И. В. Современная хоровая музыка : теория и исполнение : очерки / И. В. Батюк. – Москва : Московская государственная консерватория, 1999. – 150с.

  3. Дмитриевская, К. Русская советская хоровая музыка / К. Дмитриевская. – Москва : Советский композитор, 1974. – 95 с.

  4. Добрынина, Е. А. Александра Пахмутова / Е. А. Добрынина. – Москва : Советский композитор, 1973. – 51 с.

  5. Живов, В. Л. Исполнительский анализ хорового произведения: вопросы истории, теории, методики [Текст] / В. Л. Живов. – Москва : Музыка, 1987. – 95 с.

  6. Живов, В. Патетическая оратория / В. Живов. – Москва : Советский композитор, 1973. – 25 с.

  7. Казачков, С. А. Дирижер хора – артист и педагог / С. А. Казачков. – Казань : Казанская Государственная Консерватория, 1998. – 343 с.

  8. Коловский, О. П. Анализ хоровой партитуры [Текст] / О. П. Коловский // Хоровое искусство. – Ленинград : Музыка, 1972. – 58 с.

  9. Кошмина, И. Русская духовная музыка. История, стили, жанры / И. Кошмина. – Москва : ГИЦ Владос, 2001. – 220 с.

  10. Левандо, П. П. Исполнительский анализ и интерпретация хорового произведения / П. П. Левандо // Работа дирижера над хоровой партитурой. – Москва : Советская Россия, 1985. – 140 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск