Скачать 159.54 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СД.01 «Хоровая литература 20 века» Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) Содержание Пояснительная записка…………………………………………………………3 Цели и задачи……………………………………………………………………3 Учебно-тематический план……………………………………………………..4 Содержание учебной дисциплины……………………………………………...5 Библиографический список…………………………………………………….11 Пояснительная записка Программа дисциплины «Хоровая литература 20 века» составлена на основе: • требований Государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Хоровое дирижирование» (повышенный уровень среднего профессионального образования) от 17.06.2002 года (регистрационный № 03-0503-П), введенного в действие с 1.09.2002 года; • рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин методического совета ГОУ СПО «Тюменский колледж искусств»; • собственного педагогического опыта составителя. Предмет «Хоровая литература 20 века» является составной частью профессиональной подготовки студентов, находится в тесном взаимодействии с основными предметами специального блока и предусматривает развитие и совершенствование исполнительских навыков будущих хормейстеров и артистов хора. Роль «Хоровой литература 20 века» – становление и формирование творческой личности хормейстера - профессионала. Целью «Хоровой литература 20 века» является формирование специалиста-профессионала, воспитание и подготовка к деятельности артиста хора и ансамбля. Основными задачами дисциплины «Хоровая литература 20 века» в системе среднего профессионального музыкального образования являются:
Формы осуществления учебного процесса включают: - лекционную деятельность педагога;
Учебно-тематический план
Самостоятельная работа студентов – 13 часов (VI – 6ч., VII – 7ч.) По окончании курса «Хоровая литература 20 века» выпускник должен знать: - клавиры и партитуры авторских сочинений - содержание видеозаписей, CD, DVD.
уметь:
- адаптировать изученный материал к условиям работы в конкретной концертной организации. Содержание дисциплины I семестр Предмет «Хоровая музыка XX века» включает 36 часов лекционных занятий. Он находится в тесном взаимодействии с основными предметами специального блока: хоровой литературой, хороведением, ЧХП, хоровым классом, концертной практикой. Поэтому лекционный курс сочетается с практическими формами обучения: анализом хоровых партитур, ансамблевым музицированием, рецензированием хоровых программ, слушанием и просмотром концертных программ ведущих хоровых коллективов страны и мира. Работа по отдельным темам предполагает доклады и рефераты. Тема 1. Жанры хоровой музыки XX века. Пути становления отечественной и зарубежной музыки. История создания жанров, их эволюция. Современная духовная музыка. Краткая история хорового исполнительства. Тема 2. Хоровое творчество А. Давиденко. Деятельность Проколла. Анализ и слушание двух фрагментов из коллективной оратории «На 10 версте», «Улица волнуется». Структура музыкально-сценического действа, особенности драматургии, исполнительские задачи. Тема 3. Панорама жанра сюиты в хоровой музыке XX века. Особенности творчества В. Макарова, А. Новикова, Д. Кабалевского. Тема 4 Жанр кантаты в творчестве С. Прокофьева. Кантата «А. Невский», «Здравица». История создания, музыка к кинофильму С. Эйзенштейна. Героико-патриотическая тема в кантатном творчестве отечественных композиторов. Анализ и прослушивание хоровых эпизодов. Тема 5. Хоровое творчество Р. Щедрина. Разнообразие жанров хоровой музыки. Два хора на стихи А. Пушкина: «Пора, мой друг», «Тиха украинская ночь». Тема 6. Жанр кантаты в детской хоровой музыке. Деятельность Д.Б. Кабалевского - композитора, ученого, просветителя. Кантата «Песни утра, весны и мира». Циклические формы в творчестве А. Пахмутовой, 10. Чичкова. Сюита «Музыка русских узоров» Тема 7. Специфика жанра хорового концерта. Особенности прочтения русского стиха. Традиции и новаторство концерта. Тема 8. Жанр маленьких кантат в творчестве Г. Свиридова. «Курские песни»- хоровая поэма о судьбе русской женщины. Фольклористка А. Руднева. Традиционное и новаторское в музыке Г. Свиридова. Особенности хоровых составов, значение оркестра, высокая духовность в музыкальных и поэтических образах. «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова. «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина. Просмотр, прослушивание, исполнительский анализ отдельных номеров. Тема 9. Деятельность Республиканской хоровой капеллы им. А. Юрлова (к 80-летию со дня Рождению А. Юрлова). Из истории создания коллектива. Особенности репертуара. Творческие портреты руководителей. Премьерные исполнения музыки современных композиторов: Г. Свиридова, С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Р. Щедрина и др. Первые записи русской духовной музыки под управлением А. Юрлова (духовные концерты, знаменные распевы, псалмы, канты). Темы рефератов:
Самостоятельная работа.
Музыкальная викторина:
Формы контроля Курс «Хоровая музыка 20 века» рассчитан на 35 часов в год. Изучение предмета осуществляется в 7 и 8 семестрах (4 курс). Контроль над знаниями и умениями студентов осуществляется в конце каждого семестра, где выставляется итоговая оценка. Семестровые требования:
II семестр Тема 1. Хоровой цикл В. Салманова «Но бьется сердце» на стихи Н. Хикмета. Идейно-художественное содержание. История создания. Особенности драматургии. Анализ хоровых номеров «Тишина», «15 ран», «Лев в железной клетке». Прослушивание цикла. Тема 2. Хоровое творчество Ю. Фалика. Жанровое, стилистическое разнообразие. Особенности форм, специфика вокально-хоровых средств выразительности. Циклические сочинения. Хоровой концерт «Поэзы И. Северянина». Анализ хоров, игра партитур, прослушивание в записи. Тема 3. Хоровая симфония- действо «Перезвоны» В. Гаврилина (по прочтении В. Шукшина). Идейно-художественная ценность новаторского цикла. Тема Родины. Образность, многожанровость, народные истоки. Драматургический замысел, лейтмотивность. Вокально-хоровые средства выразительности, новаторство в хоровой технике, театрализация хорового жанра. Анализ исполнительских средств. Прослушивание записи. Тема 4 Хоровое творчество М. Коваля. Пять хоров на стихи Тютчева, оратория «Емельян Пугачев». Периодизация хорового творчества. Средства вокально-хоровой выразительности. Связь с русским народным песнетворчеством. Истоки стиля. Анализ хоров а капелла «Слезы морские», «Что ты клонишь». Героико-патриотическая тема в оратории «Емельян Пугачев». История создания, структура. Анализ хора «Ой, земля-земелюшка». Прослушивание финальной сцены казни. Тема 5. Жанр реквиема в хоровой музыке XX века- исторический экскурс. Особенности заупокойной мессы в зарубежной и отечественной музыке. Тема Великой Отечественной войны в реквиеме Д. Кабалевского на стихи Р. Рождественского. Анализ фуги Черный камень». Работа с партитурой. Специфика «военного реквиема» Б. Бриттена. Особенности английского и латинского текстов. Прослушивание номера № 2 «Dies irae». Американский композитор Л. Уэббер. Жанр реквиема в творчестве современного композитора XX века. Новаторство средств выразительности. Прослушивание в записи. Тема 6. Г. Свиридов. Новаторство в кантатно-ораториальном жанре. «Поэма памяти С. Есенина» – выдающееся сочинение в отечественной музыке XX века. Синтез жанров: кантата, оратория, вокальный цикл. Драматургическая цельность. Тема национального поэта. Родины, революции. Структура сочинения. Анализ номеров «Поет зима», «Молотьба», «Ночь под И. Купала». Просмотр видеозаписи хора и оркестра под управлением В. Минина. Тема 7. В. Салманов. Фольклоризованный тип хорового концерта «Лебедушка». Стилистика неофольклоризма. Композиторы «Новой фольклорной волны»- Щедрин, Салманов, Слонимский, Гаврилин, Калистратов. Образный мир народных текстов. Жанр плача-причета. Пять частей хорового концерта. Характеристика современных средств хоровой выразительности: ритмизованный говор, сонористика, колористические фактурные приемы. Прослушивание в записи. Тема 8. Деятельность Московского камерного хора под управлением В. Минина. Творческий портрет выдающегося хормейстера современности В.Н. Минина. Организация и создание хора в 1972 году. Исполнительские задачи коллектива, освоение современного репертуара, активное сотрудничество с ведущими композиторами XX века. Проблемы театрализации как нетрадиционного способа хорового исполнительства. Новаторство, высочайшее мастерство, артистизм, одухотворенность в творчестве. Записи с юбилейных концертов хора под руководством В. Минина. Тема 9. С. Баневич. Хоровой концерт на стихи С. Черного «Благослови детей и зверей». Новаторская сущность данного сочинения. Особенности поэтического языка С. Черного. Круг тем, образов, жанровые истоки. Значение оркестрового сопровождения. Анализ клавира. Тема 10. Хоровой театр как нетрадиционная форма хорового исполнительства. Проблемы пространства в хоровой музыке XX века. Типология моделей пространства по А. Тевосяну. Театральность в музыке. Особенности репертуара. Новаторство исполнительской манеры артистов хора. Многообразие задач, требований, специфических навыков для воплощения композиторских замыслов. Коллективы, работающие в стиле «хорового театра» (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Челябинск, Пермь, Тюмень). Просмотр фестивальных программ юбилейных выступлений ведущих коллективов страны и мира. Тема 11. Исполнительская деятельность камерного хора Московской консерватории (руководитель Б.Г. Тевлин). Репертуарная политика, особенности интерпретации. Тема 12. К. Орф. Сценические кантаты. Музыкальный театр К. Орфа. Деятельность его как композитора и педагога. Кантаты «Кармина Бурана», «Катулли Кармина». Ознакомление Темы рефератов:
Самостоятельная работа.
Музыкальная викторина:
Формы контроля Курс «Хоровая музыка 20 века» рассчитан на 35 часов в год. Изучение предмета осуществляется в 7 и 8 семестрах (4 курс). Контроль над знаниями и умениями студентов осуществляется в конце каждого семестра, где выставляется итоговая оценка. Семестровые требования:
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
|