Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 332.97 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации04.04.2014
Размер332.97 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №63»

Программа

спецкурса


вокального ансамбля «Виолины»

для учащихся 5-х классов


срок реализации – 1 год

2 часа в неделю

возраст детей –11 – 12 лет

Автор-составитель спецкурса: учитель музыки

Смирнова Анна Юрьевна

г. Ульяновск

2013 г.

1.Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации адресуются учителя музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей урока.

Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и старшего возраста.

Воспитание вокальных навыков – результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам

получить основы вокального и музыкального образования, а так же

Эмоциональное развитие ребенка через песню.

Расширение представления об окружающем мире.

Развитие способности к самовыражению, самореализации

Для достижения главной цели перед педагогом ставятся следующие задачи

  • Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.

  • Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:

  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;

  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;

  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);

  • обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;

  • развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);

  • правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;

  • отмечать правильное и неправильное пение;

  • расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);

  • развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);

  • учить импровизировать.

Пути реализации программы:

В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.

  • Широкое включение песни в повседневную жизнь

  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.

  • Создание предметно-развивающей сферы.

  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.

  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе музыкального руководителя:

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.

  • Участие в концертной деятельности (ансамбля «Акварельки»).

  • Обзор новой методической литературы.

  • Накопление материала, аудио – записей для использования на занятиях.

Желаемый результат


Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:


Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.


Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.

Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения программы.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Планируемый результат.

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.


Первый год обучения:

п/п

Тема

Кол- час

1

Введение. Прослушивание голосовых аппаратов

Беседа о ТБ, голос, профилактика

Знакомство с голосовым аппаратом

2

2

Певческая установка. Дыхание

3

3

Детский фольклор.

3

4

Детские песни в нашей жизни

Песни из мультфильмов. Дирижерский жест

2

5

Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота

Основы музыкальной грамоты. Ритм


7

4

6

Вокальная позиция.

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

3

7

Звуковедение.

3

8

Дикция.


4

9

Канон.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

2

2

1




п/п

Тема

Кол. Час

10

владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

3

11

Звук. Тембр звука.

1

12

Детские песни в нашей жизни.

1

13

Фольклор. Жанры РНМ.

2

14

Унисон.

Вокальная постановка

Вокальная позиция.

11

15

Дикция. Дикция вокальных звуков.

4

16

Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.

2

17

Сценическая хореография.

5

18

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

19

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

2



Итого 72 часа.
Содержание обучения.

Система знаний и навыков.

Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Помимо знаний нотной грамоты и теоретических сведений о качествах певческого звука, хормейстер должен хорошо знать сам и научить певцов соблюдать различные правила в пении:

  • затактный звук исполняется всегда легко и тихо;

  • в музыкальной фразе должна быть вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;

  • последний звук фразы требует сохранения активности до конца длительности;

  • при выдерживании длинной ноты, чувствовать ее внутреннюю пульсацию;

  • чем быстрее темп, тем звук легче, тише, активнее;

  • при движении мелодии вверх, нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и атаки звука;

  • нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;

  • недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);

  • при пении на цепном дыхании после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;

  • нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;

  • вдох (по объему и скорости) производить в характере песни и др. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Навыки- действия, которые в результате повторения стали автоматическими. Эти действия могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.

Критерий правильного пения: певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью звука, чрезмерной напряженностью. Развитие детского голоса может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого и должны формироваться правильные певческие навыки.

К основным вокальным навыкам относятся: 1) звуковедение; 2) певческое дыхание; 3)артикуляция; 4) слуховые навыки; 5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр.

Навык дыхания включает в себя:

  • певческую установку;

  • глубокий вдох по объему и в характере песни;

  • момент задержки дыхания, в течение которого готовится в «уме» представление первого звука, фиксируется положение вдоха;

  • выдох постепенный, экономный (стараться сохранить вдыхательную установку);

  • умение распределять дыхание на всю фразу, и пр.

Навык артикуляции включает в себя:

  • отчетливое, фонетически определенное произношение слов;

  • умеренное округление гласных в единой манере;

  • умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные.

Слуховой навык:

  • слуховое внимание, самоконтроль;

  • умение различить качественные стороны певческого звучания и эмоциональности выражения;

  • вокально-слуховые представления певческого звука и способы его образования.

Данные навыки формируются на основе развития музыкального слуха, а также отзывчивости на музыку. Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, памяти, воображения, внимания, воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, взаимодействуют со всем процессом обучения.

Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык и достигается за счет:

  • мимики, выражения глаз, жестов, движений;

  • богатства тембровых красок голоса;

  • динамических оттенков, фразировки;

  • чистоты интонации;

  • разборчивости дикции, пауз, цезур.

Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск