Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №63»
Программа спецкурса вокального ансамбля «Виолины»
для учащихся 5-х классов срок реализации – 1 год
2 часа в неделю
возраст детей –11 – 12 лет
Автор-составитель спецкурса: учитель музыки
Смирнова Анна Юрьевна
г. Ульяновск
2013 г.
1.Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации адресуются учителя музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей урока.
Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и старшего возраста.
Воспитание вокальных навыков – результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.
Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам
получить основы вокального и музыкального образования, а так же
Эмоциональное развитие ребенка через песню.
Расширение представления об окружающем мире.
Развитие способности к самовыражению, самореализации
Для достижения главной цели перед педагогом ставятся следующие задачи
Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
отмечать правильное и неправильное пение;
расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
учить импровизировать.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь
Организация индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
Создание предметно-развивающей сферы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: «Песня в жизни ребенка», «Как беречь голос ребенка» и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
Участие в концертной деятельности (ансамбля «Акварельки»).
Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, аудио – записей для использования на занятиях.
Желаемый результат
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:
Дети должны иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.
Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.
Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения программы.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.
Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации. В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Планируемый результат.
наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении); (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.
умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Первый год обучения: № п/п
| Тема
| Кол- час
| 1
| Введение. Прослушивание голосовых аппаратов
Беседа о ТБ, голос, профилактика
Знакомство с голосовым аппаратом
| 2
| 2
| Певческая установка. Дыхание
| 3
| 3
| Детский фольклор.
| 3
| 4
| Детские песни в нашей жизни
Песни из мультфильмов. Дирижерский жест
| 2
| 5
| Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота
Основы музыкальной грамоты. Ритм
| 7
4
| 6
| Вокальная позиция.
Знакомство с различной манерой пения.
Вокальные навыки.
| 3
| 7
| Звуковедение.
| 3
| 8
| Дикция.
| 4
| 9
| Канон.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
| 2
2
1
|
№ п/п
| Тема
| Кол. Час
| 10
| владение своим голосовым аппаратом,
Использование певческих навыков.
| 3
| 11
| Звук. Тембр звука.
| 1
| 12
| Детские песни в нашей жизни.
| 1
| 13
| Фольклор. Жанры РНМ.
| 2
| 14
| Унисон.
Вокальная постановка
Вокальная позиция.
| 11
| 15
| Дикция. Дикция вокальных звуков.
| 4
| 16
| Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.
| 2
| 17
| Сценическая хореография.
| 5
| 18
| Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
| 5
| 19
| Подготовка и проведение праздников.
Концертная деятельность.
| 2
|
Итого 72 часа. Содержание обучения.
Система знаний и навыков.
Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.
По ходу разучивания песен дети получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной выразительности; при разборе содержания знакомятся с терминами, определяющими характер произведения, темп, динамику. Помимо знаний нотной грамоты и теоретических сведений о качествах певческого звука, хормейстер должен хорошо знать сам и научить певцов соблюдать различные правила в пении:
затактный звук исполняется всегда легко и тихо;
в музыкальной фразе должна быть вершина, выделенная при помощи динамики и акцентирования;
последний звук фразы требует сохранения активности до конца длительности;
при выдерживании длинной ноты, чувствовать ее внутреннюю пульсацию;
чем быстрее темп, тем звук легче, тише, активнее;
при движении мелодии вверх, нижний звук необходимо облегчать за счет динамики и атаки звука;
нельзя сливать два гласных звука, стоящих на стыке слов;
недопустимо брать дыхание посреди слова (если оно не цепное);
при пении на цепном дыхании после его возобновления отдельными певцами вливаться в общее звучание незаметно, без толчка;
нельзя отделять дыханием подлежащее от сказуемого;
вдох (по объему и скорости) производить в характере песни и др. Развитие певческого голоса детей тесно связано с формированием навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения. Навыки- действия, которые в результате повторения стали автоматическими. Эти действия могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.
Критерий правильного пения: певцам удобно петь, а слушателям приятно их слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, ощущением неудобства в горле поющего, неестественностью звука, чрезмерной напряженностью. Развитие детского голоса может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого и должны формироваться правильные певческие навыки.
К основным вокальным навыкам относятся: 1) звуковедение; 2) певческое дыхание; 3)артикуляция; 4) слуховые навыки; 5) навыки эмоциональной выразительности исполнения.
Звукообразование- взаимодействие дыхательных, артикуляционных органов с работой гортани. Этот навык является главным. Он определяется владением разнообразным тембром, умением использовать различные типы атаки звука, способы артикуляции. Умение правильно интонировать является частью навыка звукообразования и тесно связано с регистрами. Звукообразование как целостный процесс не исключает навыков артикуляции, певческого дыхания, обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику и пр.
Навык дыхания включает в себя:
певческую установку;
глубокий вдох по объему и в характере песни;
момент задержки дыхания, в течение которого готовится в «уме» представление первого звука, фиксируется положение вдоха;
выдох постепенный, экономный (стараться сохранить вдыхательную установку);
умение распределять дыхание на всю фразу, и пр.
Навык артикуляции включает в себя:
отчетливое, фонетически определенное произношение слов;
умеренное округление гласных в единой манере;
умение максимально растягивать гласные и коротко произносить согласные.
Слуховой навык:
слуховое внимание, самоконтроль;
умение различить качественные стороны певческого звучания и эмоциональности выражения;
вокально-слуховые представления певческого звука и способы его образования.
Данные навыки формируются на основе развития музыкального слуха, а также отзывчивости на музыку. Развитие слуховых и певческих навыков глубоко взаимосвязано с развитием мышления, памяти, воображения, внимания, воли. Все эти навыки, переходящие в свойства личности, взаимодействуют со всем процессом обучения.
Навык выразительности в пении выступает как исполнительский навык и достигается за счет:
мимики, выражения глаз, жестов, движений;
богатства тембровых красок голоса;
динамических оттенков, фразировки;
чистоты интонации;
разборчивости дикции, пауз, цезур.
Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми.
|