Скачать 229.16 Kb.
|
Национальный Исследовательский Университет – Высшая школа экономики Программа дисциплины «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» для направления 38.04.02. «Менеджмент» подготовки магистра Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет менеджмента Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий для направления 080200.68 «Менеджмент» подготовки магистра Автор программы: д.ф.н., профессор Эфендиев Азер Гамидович Одобрена на заседании кафедры Управления человеческими ресурсами Заведующая кафедрой В.И. Кабалина «___»____________ 2014 г. Декан факультета менеджмента Проф. Н.Б.Филинов _____________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Аннотация к курсу Требования к студентам: Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» рассчитан на студентов первого курса магистратуры факультета менеджмента и опирается на совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных ими на предыдущих этапах обучения в средней и высшей школе. Студенты должны иметь достаточно прочные и внутренне согласованные знания по истории и обществознанию, русскому и иностранным языкам, а также знания по «Основам менеджмента», «Теории организации», «Организационного поведения», «Управления персоналом» и др. Предполагается, что к моменту изучения курса студенты вполне владеют основными навыками речевой, мыслительной деятельности, элементарными навыками письменной речи, реферирования, конспектирования, способностью логически непротиворечивого изложения своих мыслей, а также творческого преобразования и использования полученных знаний для понимания проблем менеджмента управления организацией как в ходе изучения других менеджериальных дисциплин в будущей профессиональной деятельности. Аннотация: Знание фундаментальных основ функционирования и развития социальных систем, а также процессов формирования и развития человеческих ресурсов, является необходимой составной частью понимания процессов, происходящих в организации как социальной системе, дает ясные представление о пределах возможностей управления человеческими ресурсами как целенаправленной деятельности что крайне важно для подготовки современного менеджера с магистерской степенью. Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предполагает ознакомление студентами магистратуры с краеугольными социологическими и социально-психологическими идеями, концепциями, лежащими в основе науки и практики менеджмента и прежде всего, управления человеческими ресурсами. Курс состоит из введения и девяти крупных тем, которые в свою очередь делятся на отдельные лекции. Последовательно рассматриваются такие проблемы как социальная реальность, организация как явление социальной реальности, сущность социальных институтов, организация как система институциональных отношений, социальные группы, групповая динамика и т.д., а также теоретико-методологические проблемы и эмпирический анализ формирования и управления человеческими ресурсами в современных российских бизнес-организациях. Курс «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» предназначен для подготовки студентов к профессионально-грамотному пониманию и исследованию социально-экономических процессов, протекающих в организации, оказывающих существенное воздействие на процесс формирования и управления человеческими ресурсами в бизнес-организации к адекватному использованию фундаментальных, социологических и социально-психологических знаний в решении проблем современного менеджмента, управления человеческими ресурсами. В соответствии с разработанным на факультете менеджмента учебным планом, дисциплина «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» изучается в первом и втором модулях первого курса магистратуры. Курс рассчитан на 108 часов, включающих в себя 38 часов лекций, 8 часов практических занятий и 62 часа самостоятельной работы. Самостоятельная работа (62 часов) включает в себя:
Учебная задача курса: В результате изучения курса «Теория социальных систем и социальных взаимодействий» студент должен:
Тематический план учебной дисциплины
Формы контроля
- итоговый контроль проводится в форме устного экзамена (оценивается по 10-ти балльной шкале).
Wсем.з=0,2, Wреф.=0,3, Wэкз..=0,5
Оср.(окр.)=Осем.з*W сем.з(0,2)+Ореф.*W реф.(0,1)+ Оэкз.*W экз.(0,7) Базовые учебники:
Содержание программыТема 1. ВведениеЧеловеческий ресурс как ресурс, реализуемый в социальных системах. Социальные науки как науки о системах социальных взаимодействий человека. Социология и экономика. Социология и управление. Социология и психология. Социология и управление человеческими ресурсами. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 2. Исходные элементы организации социальной жизни человека Социальное. Единичное действие. Социальное действие и его основные элементы. Выбор стратегической цели развития организации: неконтролируемые и контролируемые элементы стратегического выбора. Возможности, предоставляемые обществом - вероятность осуществления стратегии - риски осуществления стратегии развития организации. Организация и общественные условия и культурные требования. Важность понимания природы социального действия для управленческой деятельности. Сущность управления. Социальная реальность и ее особенности. Организация как явление социальной реальности. Социально-исторические типы мотивации поведения людей и организации социальной жизни. Современный российский бизнес: от аскриптивности к достиженчеству Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 3. Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах Социальное взаимодействие. Человек в социальных системах. Диффузные и договорные разновидности социальных взаимодействий. Проблемы доверия в бизнесе. Основные элементы и принципы регуляции социальных взаимодействий. Многообразие средств обмена и их иерархия. Трудовые отношения в свете теории обмена. Взаимодействие обязательств и ожиданий работника и работодателя. Контракт и его формы. Последствия реализации контракта. Лояльность работника в свете теории обмена. Сотрудничество и соперничество. Конфликт. Горизонтально-сетевые и иерархические формы взаимодействий. Власть: ее механизмы, формы реализации и функции. Власть и управление. Вовлеченность в управление в российских бизнес-организациях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 4. Социальные институты Сущность социальных институтов. Основные признаки институциональных взаимодействий. Организация как система институциональных взаимодействий. Человек и институциональные взаимодействия (человеческие последствия процесса институционализации): эффект независимости институциональных связей от конкретного человека, понятие социальной структуры, проблема свободы человека в институциональных взаимодействиях, институционализация видов деятельности (в т.ч. профессионализация), институционализация неравенства (стратификация). Система социальных институтов. Многообразие институтов. Экономические институты и их особенности. Взаимосвязь и целостность системы институтов. Автономия, относительная независимость институтов. Основные принципы анализа социальных институтов: явные – латентные функции, функции – дисфункции, функциональные эквиваленты и т.д. Изменения социальных институтов. Проблема устойчивости – изменчивости социальных институтов. Основания устойчивости, консерватизма институтов. Институциональная инерция. Анализ институциональных основ хозяйственной жизни российского общества. Проблема изменчивости-устойчивости организации. Основные варианты институциональных изменений. Социально-исторические типы институтов. Зарождение современных (модерных) институтов т.ч. дифференциация экономических институтов, отделение управления от владения и т.д. Особенности становления институтов российского общества. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 5. Человек и социальная группа Солидаризация как способ повышения эффективности человеческой деятельности. Социальная общность как феномен и ее разновидности. Основные признаки групповой общности. Организация как социальная группа. Специфика духовно-культурной жизни человека в группе: единая цель, групповые нормы, авторитетность, референтность группы, групповой конформизм. Институализация солидарных взаимодействий в группе. Групповые статусы и роли. Руководитель и лидер группы. Основные функции руководителя-лидера группы. Роль лидера в процессе формирования и развития человеческих ресурсов. Групповой контроль. Внутренние и внешние факторы групповой динамики. Малая группа и специфика поведения человека в малой группе. Первичные (эмоционально-индивидуальные) и вторичные (функционально-ролевые) отношения в группах. Первичные и вторичные группы. Организация как вторичная группа. Формальные и неформальные элементы организации. Особенности управления неформальными структурами. Большая группа. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 6. Культура Культура как явление. Культура и общество: социальные свойства и функции культуры. Культура и организация: формы культуры в организации. Основные типы социокультурной регуляции поведения человека. Религия как социальное явление и ее основные функции. Религиозные основания экономического поведения предпринимательской деятельности. Идеология. Ценностно-нормативный механизм регуляции поведения человека. Ценности. Конфликты ценностей. Нормы. Их многообразие и роль в регуляции поведения человека (реализация ценностно-нормативного механизма в организации). Социальный контроль, его основные формы. Порядок. Отклоняющееся (девиантное ) поведение. Аномия. Взаимодействие и противоречие между ценностями и нормами. Субкультура. Культура организации как разновидность субкультуры. Соотношение культуры, общества и организационной культуры. Общее, особенное и единичное в организационной культуре той или иной фирмы. Соотношение ценностной и нормативно-ролевой структур в функционировании организационной культуры фирмы. Субкультуры в российских бизнес-оргенизациях. Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 7. Личность. Человек, персонал, человеческий ресурс и личность. Экономический человек – социологический человек. Личность как единство социокультурно - типичного и индивидуально-психологического. Сущность статусно-ролевой концепции личности: ее достижения и ограничения. Социальный статус. Статусные притязания как важнейший аспект организационного поведения. Индивидуальная карьера в современных российских бизнес-организациях. Модели карьерного продвижения. Карьерная культура организации и личность. Многообразие статусов и статусные коллизии в организации. Социальная роль. Механизмы ролевого обуславливания (принуждения) поведения личности. Ролевые конфликты и ролевые напряжения. Реальное поведение организации и проблема социальной мимикрии. Автономия личности в системе ролей. Индивидуальность. Психологические основы теории индивидуальности. Проявление индивидуальности в рамках ролевых предуказаний. Поведение личности в организации как единство типично-ролевого и индивидуального (при ведущей роли типично-ролевого). Основная литература:
Дополнительная литература:
Тема 8. Теоретико-методологический и эмпирический анализ управления человеческими ресурсами в российских бизнес-организациях. Формирование и развитие человеческих ресурсов как взаимодействие преднамеренных (целенаправленных) и непреднамеренных воздействий на личность работника; социетальный и организационный уровни процесса формирования и развития личности работника. Система факторов целенаправленного воздействия на работника в бизнес-организации и их взаимодействие. Соотношение экономической и социально-гуманитарной эффективности управления человеческими ресурсами. Стратегия развитяи человеческих ресурсов. Служба УЧР: ее статус, полномочия и роль. Проблема эффективности деятельности служб УЧР, отдельных направлений ее деятельности. Социальный портрет работников служб УЧР. Основная литература: 1. Общая социология. Под ред. Эфендиева А.Г. М. 2008. Дополнительная литература:
Дополнительная литература по курсу
Темы реферата
Методические указания к написанию реферата Реферат – письменная работа, объемом 10-15 страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока. Перед написанием реферата студенту необходимо самостоятельно изучить несколько литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определенной теме, рассматриваемой подробно на лекциях, систематизировать материал и кратко его изложить. При написании реферата студент должен полностью раскрыть выбранную тему, соблюсти логику изложения материала и показать умение делать обобщения и выводы. Реферат должен состоять из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. Во введении автор обосновывает актуальность темы, структуру реферата и дает краткий обзор использованной литературы. В основной части раскрывает сущность выбранной темы. В заключении подводится итог всего изложенного в реферате и делаются общие выводы. В списке использованной литературы указывается вся литература, которой пользовался автор при написании реферата. При оценке учитывается как содержание, так и оформление работы. Особое внимание уделяется языку, которым написан реферат. При проверке реферата будет использована система «Антиплагиат». Вопросы для оценки качества освоения дисциплины «Теория социальных систем и социальных взаимодействий»
Автор программы: проф. А.Г. Эфендиев |
Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий... Студенты должны иметь достаточно прочные и внутренне согласованные знания по истории и обществознанию, русскому и иностранным языкам,... | Программа дисциплины Теория социальных систем и социальных взаимодействий... Студенты должны иметь достаточно прочные и внутренне согласованные знания по истории и обществознанию, русскому и иностранным языкам,... | ||
Рабочая программа дисциплины «Конфликты в малых социальных группах» Целью освоения дисциплины «Конфликты в малых социальных группах» является формирование у студентов теоретических знаний об особенностях... | Рабочая программа учебной дисциплины «Теории социальных процессов» Дисциплина «Теории социальных процессов» относится к циклу «Специальные дисциплины отрасли науки и научной специальности» | ||
Современные средства оценки результатов обучения содержание разделов дисциплины Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук | Программа кандидатского экзамена по научной специальности 13. 00.... Составители рабочей программы: профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, к п н. Горбачев В. Т.; профессор кафедры гуманитарных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Деловое общение... Тегалева Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук | Методические рекомендации по изучению дисциплины «основы социальной... Авторы: Петошина С. И., к ф н кафедры социальных наук факультета истории и социальных наук Мурманского государственного гуманитарного... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология социальных проблем» Главной целью курса «Социология социальных проблем» является знакомство с его основными положениями и овладение формальным аппаратом... | Рабочая программа дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» Целью освоения дисциплины «Современные информационные технологии в социальных науках» является формирование готовности студентов... | ||
Методические рекомендации к изучению дисциплины Он позволяет обучаемым освоить знания о функционировании и развитии как общества в целом, так и составляющих его социальных групп,... | А. Ю. Антоновский Никлас Луман: социально-эпистемологическое введение в теорию социальных систем Никлас Луман: социально-эпистемологическое введение в теорию социальных систем. 1 | ||
Социальная природа познания (анализ концепций эдинбургской школы) Теория социальных систем, в которой также представлены некоторые идеи социальной эпистемологии, усваивает некоторые результаты из... | Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Экономические... Вторая выявить особенности социальных служб разных форм собственности (государственных, муниципальных, частных), а также направлений... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «этические основы... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория социальной работы» «Теория социальной работы» является формирование системных знаний по теории и методологии социальной работы как области познания... |