Колпинского района Санкт-Петербурга





Скачать 100.89 Kb.
НазваниеКолпинского района Санкт-Петербурга
Дата публикации26.05.2015
Размер100.89 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №520

Колпинского района Санкт-Петербурга


СОГЛАСОВАНО

ДОПУЩЕНО

Директор ИМЦ

_______________________ Н.В. Кислова

___________________2011 г.
М.П.

Председатель президиума ЭНМС
_________________________С.В. Жолован
М.П.






Председатель секции истории и обществознания
_______________________ О.Н. Журавлёва

Протокол № __ от «__»_____2011г.






УТВЕРЖДЕНО

на педсовете школы

Протокол №____ от 30.08.11 г.
Директор __________________ Т.И. Лыско
М.П.


ПРОГРАММА

элективного курса для учащихся 10-11 классов

«ЗОДЧЕСТВО

ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ»

( 34 часа)


Автор-составитель

Зубко Ирина Геннадьевна

– учитель истории и обществознания

ГОУ СОШ № 520

Санкт-Петербург

2011 г.
Элективный курс «Зодчество древней и средневековой Руси»

1. Пояснительная записка.
Актуальность. В современной науке о человеке нет, пожалуй, поня­тия более емкого, чем культура. Искусство, литература, музыка, образование, наука, религия, быт и многое дру­гое — области культуры. Предлагаемый курс знакомит учащихся с культурой строительства (архитектурой - зодчеством) Руси XI-XVII вв., таким образом, углубляя знания учащихся в области истории культуры Русского государства. Попут­но затрагиваются и другие сферы культуры — литера­тура, образование, религия, просвещение. Рассматриваются особенности профес­сии архитектора. Основу со­держания изучаемого материала составляют памятни­ки архитектуры. Анализируются художе­ственные стили. Программа сопровождается экскурсионной деятельностью в г. Старая Ладога, г. Новгород, г. Псков, Изборск, Тихвин, Москву.

Актуальность данного курса заключается в необходимости воспитания человека, способного оценить, уважать и сохранять культурное наследие наших предков.
Адресность программы: учащиеся 10-го класса.

Цель программы:

  • воспитания человека, способного оценить, уважать и сохранять культурное наследие наших предков.

  • Эстетическое, историческое и гражданское образования учащихся.


Логика реализации программы: Программа должна быть реализована в 1 –м полугодии для учащихся 10-х классов параллельно с курсом истории. Тематическое планирование построено с учётом исторической хронологии, возможности экскурсионной и проектной деятельности учащихся.
Учебно-методический комплекс:

Рябцев Ю.С. История Русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие для школы. М., 1997.

Рябцев Ю.С. Хрестоматия по русской культуре XI- XVII вв. М., 1998

Используемая литература:

Алдонина Р. Святыни России. «Белый город», М., 2004.

Алдонина Р. Московские святыни. «Белый город», М., 2004.

Артамонов М.И. Культура и искусство Древней Руси. Л. 1967 г.

Бродский Б. Сокровища Москвы. М. 1985.

Вопросы истории . 1994. №10

Выголов В.П. Архитектура Московской Руси сер. XV в. М. 1988.

Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов Древней Руси (X-XIII вв.)

Древняя Русь: город, замок, село. М., 1985.

Забелин И.Е. История города Москвы. М. 1990

Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси: светские основы каменного зодчества XV-XVII вв. М., 1966

Косточкин В.В. Крепостное зодчество Древней Руси. М., 1969.

Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М. 1996.

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб, 1993 г.

Раппопорт П.А.Очерки истории военного зодчества Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.X –XV вв. М., 1961.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984 .

Тихомиров М.Н. Древнерусские города М., 1956

Энциклопедия для детей. Т.7. Аванта+, 1997.
Материально-техническая база: Наглядные пособия-картины, слайды, видеоматериалы, компьютерные программы.
Образовательное пространство: кабинет истории и обществознания, актовый зал, библиотека, Русский музей, археологический памятник «Старая Ладога» и т.д.
Предполагаемый результат:

  1. Углубление знаний учащихся по истории культуры.

  2. Уважение учащихся к русской культуре.


Формы обратной связи: индивидуальные собеседования, анализ выступлений учащихся, защита проектной работы, реферата, творческой работы или зачёт.
Режим занятий: 1 час в неделю или 2 часа через неделю. Экскурсионная деятельность во внеурочное время.
2. Программа курса.
Введение. Русское зодчество, его особенности. (1 ЧАС)

Что такое зодчество? Истоки русского зодчества: корни славянские и визан­тийские. Религиозный характер: элементы языческие и христианские. Авторитет традиции. Медленность развития. Проблема авторст­ва.

Тема 1. Язык древнерусской архитектуры. (4 ЧАСА)

Что такое архитектура? Формула Витрувия: прочность, польза, красота. Значение строительного материала: дерево, камень, кирпич. Особенности конструкции.

Функция и типология построек. Различные лики красоты. Визан­тийские истоки древнерусского зодчества.

Православ­ный храм, его устройство и религиозная символика.

Тема 2. Деревянное зодчество Древней Руси. (3 ЧАСА)

«Дере­вянный век» русской культуры. Что и как строили из дерева на Руси? Обряды, связанные со строитель­ством жилья.

Дом без единого гвоздя. Конструкция избы. Украшение избы и его символическое значе­ние. Деревянные крепости. Знаменитые деревянные постройки — дворец в Коломенском и Кижский ан­самбль.

Тема3. Первые столетия русского зодчества. (9 ЧАСОВ)

Киев­ская София — древнейший храм Руси, памятник воен­ной славы, центр просвещения, княжеская усыпаль­ница.

Новгородская София. Особенности новгородского зодчества.

Владимирские храмы XII в. и их скульптур­ный наряд.

Тема4. Московский Кремль. (7 ЧАСОВ)

Кремль: от деревянного к каменному. Иван III и строительство новой велико­княжеской резиденции. Приглашение итальянских ма­стеров. Стены и башни кирпичного Кремля. Соборы и палаты: Успенский, Благовещенский, Архангельский, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого, Пат­риаршии палаты.
Тема 5. Русский средневековый город. (4 ЧАСА)

Древняя Русь - страна городов. Где и как возникали города? Структу­ра средневекового города: укрепленный детинец, торг, ремесленно-торговый посад и его слободы. Отличие рус­ского средневекового города от западно-европейского. Как выглядели улицы древних городов? Дворы горо­жан. Борьба с пожарами. Охрана общественного по­рядка. Повседневная жизнь города и его жителей. Города-крепости Северо-запада.
Тема 6. Русский средневековый монастырь. (4 ЧАСА)

Кто такие монахи? Где и как возникали монастыри? Архитектур­ный ансамбль монастыря. Монастырский устав и уп­равление. Жизнь и быт монахов. Монастырь как очаг средневековой культуры.
Итоговое занятие (2 час).

Защита проектных, исследовательских, творческих работ.


Учебно-тематический план

Программные вопросы.

Кол-во часов всего



теория



практика

Организация учебной работы

Формы контроля

Введение. Русское зодчество, его особенности.

Что такое зодчество? Истоки русского зодчества: корни славянские и визан­тийские. Религиозный характер: элементы языческие и христианские. Авторитет традиции. Медленность развития. Проблема авторст­ва.


1

1




Лекция с элементами беседы. Решение проблемных задач.

Работа с иллюстративным материалом.

Подобрать примеры элементов язычества и христианства в русском зодчестве.

Начало работы с творческими проектами(выбор темы, знакомство с литературой)

Тема 1. Язык древнерусской архитектуры.

Что такое архитектура? Формула Витрувия: прочность, польза, красота. Значение строительного материала: дерево, камень, кирпич. Особенности конструкции.

Функция и типология построек. Различные лики красоты. Визан­тийские истоки древнерусского зодчества.

Православ­ный храм, его устройство и религиозная символика.


4

3

1

Лекция с элементами беседы.

Работа со схемой устройства древнерусского храма.

Возможна экскурсия с посещением церкви.


Создать зарисовки храма.

Фотовыставка «Православные церкви Ижорской земли».

Продолжение работы с творческими проектами (составление плана, знакомство с литературой)

Тема 2. Деревянное зодчество Древней Руси.

«Дере­вянный век» русской культуры. Что и как строили из дерева на Руси? Обряды, связанные со строитель­ством жилья.

Дом без единого гвоздя. Конструкция избы. Украшение избы и его символическое значе­ние.

Деревянные крепости. Знаменитые деревянные постройки — дворец в Коломенском и Кижский ан­самбль.


3

3




Работа с терминами.

Работа со схемой

«Элементы русской избы».

Заочная экскурсия в Коломенское и Кижи.

Создание макета русской избы и его презентация.

Продолжение работы с творческими проектами .

Тема3. Первые столетия русского зодчества.

Киев­ская София — древнейший храм Руси, памятник воен­ной славы, центр просвещения, княжеская усыпаль­ница.

Новгородская София. Особенности новгородского зодчества.

Владимирские храмы XII в. и их скульптур­ный наряд.


9

3

6

Интегрированный урок истории, русской истории и МХК. Сообщения учащихся. Просмотр видеофильма.

Экспедиция в Новгород, Псков, Изборск (во внеурочное время – 6 часов)

Продолжение работы с творческими проектами ( промежуточные итоги, работа с руководителем)

Тема4. Московский Кремль.

Кремль: от деревянного к каменному. Иван III и строительство новой велико­княжеской резиденции. Приглашение итальянских ма­стеров. Стены и башни кирпичного Кремля. Соборы и палаты: Успенский, Благовещенский, Архангельский, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого, Пат­риаршии палаты.


7

3

4

Заочная экскурсия. Возможна защита творческого проекта «Московский кремль».

Возможна экскурсия в Московский кремль во внеурочное время)

Продолжение работы с творческими проектами

( промежуточные итоги, работа с руководителем)

По желанию работа с зарисовками.

Тема 5. Русский средневековый город. (

Древняя Русь - страна городов. Где и как возникали города? Структу­ра средневекового города: укрепленный детинец, торг, ремесленно-торговый посад и его слободы.

Отличие рус­ского средневекового города от западно-европейского. Как выглядели улицы древних городов? Дворы горо­жан. Борьба с пожарами. Охрана общественного по­рядка. Повседневная жизнь города и его жителей.

Города-крепости Северо-Запада.


4

2

2

Лекция с элементами беседы.

Сообщения учащихся.

Экспедиция в Старую Ладогу.

Создание буклета

«Старая Ладога», написание эссе.

Продолжение работы с творческими проектами

Тема 6. Русский средневековый монастырь.

Кто такие монахи? Где и как возникали монастыри? Архитектур­ный ансамбль монастыря. Монастырский устав и уп­равление. Жизнь и быт монахов. Монастырь как очаг средневековой культуры.

4

2

2

Защита творческих и проектных работ.

Экскурсия в Свирский или Тихвинский монастырь во внеурочное время.

Продолжение работы с творческими проектами

Итоговое занятие

2




2

Защита работ.

Зачёт.




Всего

34

20

14







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Колпинского района Санкт-Петербурга iconПринят решением педсовета гбоу средняя школа №476 Колпинского района Санкт-Петербурга
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconРегламент по предоставлению Государственным бюджетным общеобразовательным...
Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением школой №588 Колпинского района Санкт-Петербурга услуги по предоставлению...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПредмет: химия Класс: 9 Тема урока
Полное название образовательного учреждения: гбоу лицей №273 имени Л. Ю. Гладышевой Колпинского района Санкт-Петербурга
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 Колпинского района Санкт-Петербурга
Колпинского района Санкт-Петербурга iconКурортного района санкт-петербурга
Курортный район Санкт-Петербурга отдален от центра Санкт-Петербурга, от его образовательных и культурных учреждений, поэтому роль...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПетербурга Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга...
Санкт-Петербурга от 22. 09. 2010 №1039-р «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект составила: Гончаренко Наталья Юрьевна,педагог дополнительного образования гбоу дод «Дом творчества детей и молодежи» Колпинского...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconМатериалы педагогического совета «Субъективизации образовательного...
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №258 с углубленным изучением физики и химии Колпинского...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconЛабораторные работы на уроках биологии с использованием цифрового микроскопа
Государственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №42 Приморского района Санкт-Петербурга (гбоу гимназия №42 Приморского...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconВидовая характеристика луговых растений Нижнего парка Пушкинского района города Санкт-Петербурга
...
Колпинского района Санкт-Петербурга iconОпыт создания школьного сайта кособокова Юлия Сергеевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №320 Приморского района Санкт-Петербурга...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск