Скачать 72.96 Kb.
|
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности «Птица счастья» Старший дошкольный возраст Авторская разработка Воспитатель 1 квалификационной категории Гриневич С.Д. Санкт – Петербург 2012 год Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Птица счастья»» Участники: дошкольники 5 - 6 лет Количество детей: 10 детей Длительность: 25 минут Цель:
Задачи:
Предварительная работа
Материал:
Ход совместной деятельности: - Ребята! Закройте глаза. Звучит музыка (гусли). Послушайте музыку и представьте: куда мы сегодня будем путешествовать? (открыли глаза) ответы детей. Воспитатель: - Давайте продолжим своё путешествие к мастерам, жившим на Руси много лет тому назад. Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси (хором): «Человек трудом красен». Сейчас поиграем в игру: «На простом крыльце сидели: гончар, потешных дел мастер, кузнец, плотник, сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Покажи поскорей не задерживай добрых и честных людей» - Возьмите каждый по одной карточке, но друг другу не показывайте. Попробуйте мимикой и жестами показать, чем занимаются люди данной профессии? А мы постараемся отгадать. Чтобы проверить отгадку, поверните свою карточку и тогда увидите правильный ответ. Воспитатель: Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудиться. Посмотрите на предметы быта, в уголке: «Русская изба», я загадаю загадки, а вы среди предметов найдёте отгадки. На топтале был, На кружале был, На пожаре был, Домой пришёл, семью кормил. Что это? (глиняный горшок) - Ребята посмотрите, почему глиняный горшок на топтале был? На кружале? На пожаре? Домой пришёл, семью кормил? Ответы детей: Потому что горшок, сделанный из глины, а глину перед тем, как приготовить к работе топтали, затем клали её на гончарный круг и делали изделие, потом ставили в печку и обжигали, а дома использовали как домашнюю утварь. Воспитатель: - Что в избе за коровьи рога? Ответы детей: (ухват) Воспитатель: Для чего нужен ухват? Ответы детей: Для того чтобы ставить горшок в печь. Воспитатель: Стоит кошка – четыре ножки? Что это? Ответы детей: Лавка. Лавка нужна для того, чтобы сидеть на ней. Воспитатель: - Из чего сделаны эти предметы? Ответы детей: - Изделия сделаны из дерева, глины, железа. Воспитатель: - А кто их сделал? Ответы детей: -Мастера. Воспитатель: - Как назывался мастер, делавший предметы из глины? Ответы детей: - Гончар. Воспитатель: - Как назывался мастер, делавший предметы из дерева? Ответы детей: - Плотник, столяр Воспитатель: - А мастер делавший предметы из железа? Ответы детей: - Кузнец. Воспитатель: - Ребята! Здесь находиться предмет, сделанный из прутьев. Как вы думаете, что это? Ответы детей: - Корзина. Воспитатель: - А для чего на Руси нужна была корзина? Ответы детей: - Чтобы собирать грибы и ягоды, хранить предметы, переносить яблоки, картошку… Воспитатель берёт корзину в руки. - Ой, какая она тяжёлая. Как вы думаете, что в ней лежит? Ответы детей: - Подарки, игрушки, яблоки … Воспитатель: - Хотите узнать? Ответы детей: - Хотим. Воспитатель: - А, что для этого надо сделать? Ответы детей: - Открыть и посмотреть. Воспитатель: - А здесь написано, что корзину открывать нельзя. А как нам быть? Ответы детей: - Давайте её потрясём, (производят действие), перевернём, понюхаем, посмотрим через щёлочки. Воспитатель: Корзина не открывается. Да тут ещё одна записка. Отгадайте загадку, и тогда откроется крышка. Воспитатель загадывает загадку, про игрушки: Буду мастером таким, Как наш дядя Евдоким: Делать стулья и столы, Красить двери и полы. А пока сестре Танюшке Сам я делаю… (Игрушки) Воспитатель: - Что это? Ответы детей: - Игрушки самоделки. Воспитатель: - А почему они называются самоделки? Ответы детей: - Потому что их делали взрослые своим маленьким детям. Воспитатель: - А для чего? Ответы детей: - Играть. Воспитатель: - Забавлять, потешать. Поэтому они и назывались потешные игрушки. - Из чего они сделаны? Ответы детей: - Из дерева, глины, соломы, фарфора. Воспитатель: - А как называлась профессия мастера, который делал эти игрушки. Ответы детей: - Потешных дел мастер. Воспитатель: - Посмотрите! Что это птица? Ответы детей: - Птица счастья. Воспитатель: - Из чего она сделана? Ответы детей: - Она сделана из дерева. Воспитатель: - Послушайте, что рассказывают про эту птицу. Рассказ воспитателя о «птице счастья» книги А. Миловского «Скачи добрый единорог». Дело было в конце зимы. В одной семье захворал ребёнок тяжёлой болезнью, против которой знахари оказались бессильны. Лежал он в кровати, а его отец сидел рядом и делал корзинки. Устав лежать в кровати, мальчик спросил отца: «А скоро лето?» «Скоро, скоро, сынок, ещё немного и будет лето»- ответил отец. И ему пришла в голову мысль, подвесить под потолком птицу, чтобы сыну казалось, будто птицы уже прилетели. «А я тебе сейчас сделаю лето»- сказал он, и сделал птицу: головка, крылышки, хвост всё при ней, как у настоящей. Подвесил её к потолку, и птица вдруг ожила: закружилась, крылья её задвигались от горячего воздуха, который шёл от печки. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Приходили соседи и спрашивали, чем же вылечили ребёнка. Узнав про птицу, стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же и им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её хранительницей детей, символом семейного счастья. И назвали её птицей счастья. Эту легенду можно услышать по-разному, но в этой птице дань уважения нашим предкам, их вере, и просто вещь, украшающая наше жилище, делающее его уютнее. Воспитатель: - Из чего отец сделал птицу? Ответы детей: - Из дерева. Воспитатель: Закройте глаза и представьте, какую бы птицу сделали вы? Ответы детей: - Красивую, разноцветную, добрую. Воспитатель: - А из чего бы вы её сделали? Ответы детей: - Из глины, пластилина. Воспитатель: - А сегодня мы слепим её из солёного теста. - Посмотрите, какую птицу сделала я. - Давайте её рассмотрим. Воспитатель показывает на туловище. Что это? Ответы детей: - Туловище птицы с вытянутой головкой. Хвост, похож на веер. Крылья растопырены в разные стороны. Воспитатель: Как вы думаете, как же надо слепить птицу? Ответы детей: - Надо взять тесто, скатать колбаску и вытянуть головку. Затем расплющить хвост и вытянуть крылья в разные стороны и так же расплющить их. Воспитатель: - Но перед тем как приступить к лепке, давайте разомнём пальчики. Физкультминутка с пальчиковой игрой - Мы спросили нашу печь: (поднять правую руку, указательный палец вверх) - Что сегодня нам испечь? (правым кулачком стучим по ладони левой руки) - Печку мы спросили, (поднять правую руку, указательный палец вверх) - Тесто замесили (сжимаем и разжимаем кулачки обеих рук одновременно) - Тесто дружно раскатаем, - Раскатаем - не устанем (имитируем движения раскатывания теста) - Будем птицу мы лепить, («прищипывательные» движения пальцами обеих рук) - Будем все мы дружно жить (взмах руками вверх) Воспитатель: - Приступайте к лепке. После окончания лепки Воспитатель: Молодцы ребята! Каждый из вас слепил свою «птицу счастья» - Давайте согреем её в своих руках и загадаем желание, вдохнём в неё жизнь. - Раз это «птица счастья», то это желание обязательно исполнится. - Какие же у вас умелые руки. Доброй славой пользуются в народе хорошие умельцы. Про мастера, который не боится, работы говорят: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства». Отдохнули мы – по праву! Мастерам воздали славу! Что ж теперь домой пойдем. Что узнали, не забудем, Долго-долго помнить будем. |