Скачать 49.39 Kb.
|
Давая детям книгу, мы даем им крылья. И. Лепман. «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой», - к такому выводу пришел талантливый педагог XX века В. А. Сухомлинский. С этим можно соглашаться и не соглашаться, но сегодняшняя ситуация в России характеризуется специалистами как кризис чтения, в частности, семейного чтения. Семья – начало всех начал. Родители, любя своего малыша, покупают ему игрушки, лакомства, водят в гости и на прогулки. Но не все знают, что не меньше, а порой больше ребенок радуется тогда, когда родители читают ему книжку. Книги расширяют кругозор детей, учат мыслить, развивают речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Маленькие ребята жаждут общаться с родителями: вместе с мамой (папой) читали сказку, вместе переживали за добрых героев, вместе тревожились, печалились, радовались; вместе наслаждались дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов. Родители читают малышу книжку не только для того, чтобы развивать и позабавить его. Давно известно, что детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. С малых лет хорошие книги внушают ребенку добрые чувства и благородные мысли, побуждают к достойным поступкам. Поэтому берите себе в помощники для воспитания детей Пушкина и Андерсена, Лермонтова и Киплинга, Льва Толстого и Свифта, а также других писателей, пусть не великих, но талантливых и благородных. Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов: ● Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируются на основе слушания и говорения. ● Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства. ● Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью. ● Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей. ● Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях. ● Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений. ● Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им. ● Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книг, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью. Сегодня задача приобщения ребенка к чтению неимоверно усложнилась: дети не хотят читать. Другие средства проведения досуга в виде ТВ и Интернета оказались более увлекательными и доступными, не требующими столь активной работы ума и души, как чтение. Мозг ребенка, привыкающий работать на минимуме усилий, становится неработоспособным для выполнения творчески емких заданий. Тема детского чтения тесно связана с главной заботой родителей об образовании детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентно способности на рынке труда в будущем. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Несколько советов: ▬ Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать. ▬ Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова. ▬ Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка. ▬ Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу. ▬ Если учитель в силу разных причин не научил школьников работать с текстом: писать рефераты, конспектировать, выражать собственную мысль – помогите ребенку. Приобретите на эту тему пособия, каких сейчас много в книжных магазинах. ▬ Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему. ▬ Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить | Языки программирования высокого уровня в основной школе В прошлом году нам предложили два новых языка программирования Scratch lego mindstorms. В нашем лицее мы преподавали и то, и другое.... | ||
Марк Твен принц и нищий Милым и благонравным детям, Сузи и Кларе Племенс, с чувством сердечной любви посвящает эту книгу их отец | Выступление на областном семинаре 11. 02. 2012 года Затем совместно с группой педагогов, работающих в параллели, готовим задания, для выполнения которых необходимо детям внимательно... | ||
Аллан Чумак Тем, кто верит в чудо И тогда пришло решение: я напишу книгу. Книгу, в которой буду весь я — мой дар, мои мысли, моя жизнь. Мой Учитель, который вел меня... | Учебник Книгу для учителя Рабочую тетрадь Аудиокассету, видеокассету,... Выступление на научно-практической конференции по теме «Урок в современной школе» | ||
Отчет о преддипломной практике в ООО «Крылья» Цель и предмет, направления деятельности организации | По уставу Школа оказывает образовательные услуги и коррекционную помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с ограниченными... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Свадьба Фигаро», даем хар-ку главному герою и определяем комический х-р оперы (слайд 8) | Готов ли ребенок к школе? Понимает грамматические конструкции и выполняет словесные поручения. (например: произносится предложение: «Петя пошел в кино после... | ||
План-конспект урока по природоведению. Тема «Русь расправляет крылья» Цели: 1 Сформировать представление учащихся о возрождении Руси; Учить работать с картой | Vyasa. Ru школа ведической культуры Веды детям Читать Детям о Ведах Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Животные Тульской области Красную книгу бывшего СССР и Красную книгу России. В водоемах области обитает 38 видов рыб, из которых наиболее распространенными... | ||
Качественные изменения состава и квалификации педагогических кадров Международный проект "Энергосбережение", экологический проект «Хранители природы» в направлении «Крылья над Европой» | Вода и её свойства” ученица 9 класса Бастракова Анастасия Известный советский ученый академик И. В. Петрянов свою научно – популярную книгу о воде назвал “Самое необыкновенное вещество в... |