Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области





Скачать 200.05 Kb.
НазваниеОсокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области
Дата публикации02.07.2015
Размер200.05 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Осокина Лилия Ефимовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ №9 г. Пушкино Московской области


ДОКЛАД
«Работа классного руководителя по половому воспитанию учащихся, как способ укрепления духовно-нравственного здоровья».

2012 г.


Введение.
Актуальность

Запретная тема. Десятилетиями в стране не принято было говорить об «этом». Предполагалось, очевидно, что страх общественного порицания, строгость табу сделает нас и наших детей чистыми и нравственными. Увы, бесполезные надежды эти совсем не сбылись. Не страх и запреты воспитываю нравственность, а свобода, ответственность и самосознание. Человек не совершает некоторые поступки не потому, что ругают и запрещают, не из боязни порицания или наказания, а из понимания низменной сути намерения, отрицания самой мысли о нем, чувства невозможности так поступить.

Конечно, не будем обобщать и преувеличивать. Не вся наша молодежь развращена и испорчена. Но у молодых людей нет представления об «этом» и в и поэтому происходит прорыв подростков в запретный мир секса с сопровождающей его нравственной коррозией.

Зачастую подростками движет, лежит в основе их поступков ребяческое любопытство познать неизведанное, испытать себя. И в сексуальной жизни тоже. Тайна взаимоотношений полов, интимные отношения порой оказываются в центре всеобщего внимания и класса, и группы подростков. И они со свойственной юности безрассудством торопятся к разгадке «жгучей тайны». К тому же стремление пережить новый опыт дополняется желанием самоутвердится, доказать взрослость, перешагнуть черту отделяющую подростка от женщины, мужчины.

Вступая в первую половую связь у подростков ведущим мотивом является: в 13-14 лет – интерес и любопытство, в 15-16 лет – жажда переживаний и потребность в сексуальной разрядке, а в 17 лет и старше доминирует любовь.

Но есть одна закономерность, когда мальчики и девочки, вступившие в интимную близость в 13-15 лет в дальнейшем, как правило ведут беспорядочную половую жизнь, часто меняют партнеров, крайне нетребовательны в их выборе, физическая близость становится для них самоцелью.

И мы взрослые (родители, педагоги, медики) должны попытаться донести до детей систему полового воспитания, которая начиналась бы с раннего детства в семье, затем продолжалась в дошкольных учреждениях, школах.
Проблема

Сегодня происходит раннее созревание молодежи. Газеты, журналы, телевидение практически каждый день приносят новую информацию об антиобщественном поведении подростков. Их жестокости, равнодушии, цинизме. Но все молодые люди – герои статей и телевизионных сюжетов – чьи-то дети. Чьи? Да наши же!

Нелегко решить все эти проблемы! И мы взрослые (родители, педагоги, специалисты) должны готовить ребят к половой зрелости, к осмыслению происходящих в этот период процессов, разбудить их разум к тому моменту, когда проснется сексуальное желание.

Если мы будем бессмысленно молчать и задавать себе вопросы что и когда говорить, в каком возрасте какую давать информацию, это может привести к половой распущенности, неразборчивости, а иногда и к трагедиям, исковерканным судьбам.
Правильное половое воспитание.

Как и всякое воспитание человеческого характера, оно достигается, конечно, на каждом шагу, если вообще правильно организована жизнь семьи, если под руководством родителей растет достойный человек.

В вопросах любви и семейной жизни решающими всегда будут общие способности человека, его развитие, работоспособность. Честность. Преданность стране, любовь к обществу. Поэтому совершенно правильным является утверждение, что половая жизнь человека воспитывается всегда, на каждом шагу, когда родители или воспитатели даже и не думают о половом воспитании. Старая поговорка: «Лень – мать всех пороков» очень правильно отражает этот общий закон, но у пороков не одна мать. Не только лень, а всякое уклонение человека от правильного общественного поведения обязательно приводит к порочному поведению его в обществе, в том числе приводит и к беспорядочной половой жизни.

В вопросах полового воспитания решающими являются не какие-либо отдельные способы, специально предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся картина в целом.

Потому, воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, уважение к другому человеку и т. д., мы тем самым воспитываем его и в половом отношении.

Среди этих общих методов воспитания есть такие, которые к половому воспитанию имеют большое отношение, есть такие, которые имеют меньшее отношение, но все они, вместе взятые, в значительной мере определяют наш успех в воспитании будущего семьянина, будущего мужа или будущей жены.

Но есть и отдельные воспитательные методы и приемы, которые специально как будто назначены, чтобы быть полезными именно в вопросах полового воспитания. И есть люди, которые на эти отдельные приемы и методы возлагают особые надежды и считают их наиболее мудрым выражением педагогического творчества.

Как раз в этих особых специальных советах и заложены наиболее вредные пути полового воспитания и к ним нужно относиться с исключительной осторожностью.

Значение полового воспитания нельзя недооценивать. Оно огромно. Необходимо в подростке развивать личностные качества и помогать правильно развиваться в половом отношении. Чем грамотнее объяснять подростку, что такое половое воспитание, тем лучше будет результат, который необходим прежде всего самому подростку.
Половое воспитание в семье.

Успех полового воспитания в основном зависит от родителей, которые должны быть инициаторами бесед с подростком. Не нужно здесь стесняться детей. Если ребенок почувствует стеснение, он инстинктивно «уйдет в себя», закроется и не будет говорить на эту тему и задавать вопросы.

К вопросам полового воспитания надо относиться с гораздо большим спокойствием. Ребенок часто спрашивает о том, откуда берутся дети, но из того, что ребенок заинтересован этим вопросом, не вытекает, что в раннем возрасте ему все нужно до конца объяснять. Ведь ребенок не только в половом вопросе кое-что не знает. Многого он не знает и в других вопросах жизни, однако мы не спешим нагружать его непосильными знаниями раньше времени.

Мы ведь не объясняем ребенку в 3 года, отчего бывает тепло или холодно, отчего увеличивается или уменьшается день. Для всякого знания подходит свое время, и нет никакой опасности в том, если вы ответите ребенку, что он еще мал, и когда подрастет – все узнает. Нужно при этом отметить, что никакого особенного настойчивого интереса к половым вопросам у ребенка нет и не может быть. Такой период наступает только в период полового созревания, но к этому времени обыкновенно ничего таинственного в половой жизни для ребенка уже нет. Поэтому нет никакой срочной надобности торопиться с открыванием «тайны деторождения», пользуясь для этого случайным вопросом ребенка. В этих вопросах не содержится еще никакого особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и страданий ребенку не приносит. Нужно более или менее тактично ответить на вопрос ребенка, отделаться шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем вопросе и займется чем-то другим. Но если вы начнете с ним толковать о самых секретных подробностях в отношениях между мужчиной и женщиной, вы обязательно поддержите и слишком рано взбудоражите воображение. То знание, которое вы ему сообщите, для него совершенно не нужно и бесполезно, но та игра воображения, которую вы у него возбудите, может положить начало половым переживаниям, для которых еще не наступило время.

Совершенно не нужно бояться того, что ребенок узнает о тайне деторождения от своих друзей и будет держать свое знание в секрете. Секрет в этом случае не страшен.

Ребенок должен приучаться к тому, что многие стороны жизни человека составляют интимную, секретную область, о которой не нужно делиться со всеми, которую не нужно выставлять напоказ.

И только тогда, когда у ребенка уже воспитано это отношение к интимной жизни людей, когда у него есть привычка к целомудренному умолчанию о некоторых вещах, только тогда можно говорить с ребенком о половом воспитании.
Физические и нравственно-эстетические аспекты полового воспитания детей.

На современном этапе развития нашего общества серьезную обеспокоенность вызывают проблемы формирования семьи, многочисленных разводов, детей-сирот при живых родителях и с нездоровой наследственностью. В их решении важную роль призвана сыграть общая подготовка юношей и девушек к вступлению в брак и непосредственное их половое воспитание. Его сущность заключается в целенаправленном, систематическом развитии в детях культуры эмоциональных отношений между полами, воли, умения управлять своими чувствами и поступками.

Цель полового воспитания — в формировании у молодых людей половой этики, эстетики и гигиены, культуры интимных отношений любви и семейной жизни. Половое воспитание выполняет ряд функций. Просветительная функция состоит в ознакомлении школьников с культурой взаимоотношений между полами. Равноправие мужчины и женщины в нашей стране предполагает сознание долга, ответственности по отношению друг к другу и образуемой ими семье. В ходе обучения, внеклассной работы, свободного общения школьники узнают о половых отношениях, о любви, о семье, ее месте в жизни отдельного человека и всего общества. Воспитательная функция направлена на перевод знаний в убеждения; на образование навыков и привычек нравственно-эстетического поведения в отношениях между мальчиками и девочками. Необходимо одновременно совершенствовать у них культуру чувств, дружбы, любви, верности, нежности и укреплять умение управлять эмоциями, поступками. Большое значение имеет развитие чувств чести и достоинства, гордости и уважения молодых людей друг к другу, умение сохранять и развивать отношения в рамках чистоты и целомудренности. Гигиеническая функция заключается в формировании у молодежи навыков и привычек чистоплотности, брезгливости к половой распущенности. Половая гигиена — явление не только физическое, медицинское, но и нравственное.

Половое воспитание школьников способствует преодолению жизненных противоречий. Естественное половое созревание подростков, сексуальное возбуждение, переживаемое как неосознанные желания и смутные влечения, спонтанно и самопроизвольно возникающие, соседствуют, ассоциируются в их сознании с запретным, стыдным, вызывают растерянность. С одной стороны, в психике ребенка всем содержанием культуры формируются идеальные представления о любви и отношениях полов; с другой — его терзают желания и мысли, кажущиеся ему низкими, недостойными, разрушающими идеалы. Эти противоречия, а также пошлость в отношении секса, завоевывающая позиции в искусстве и обыденном общении, порождают безнравственные явления в подростковой и молодежной среде. Среди них: сосредоточение внимания на половых инстинктах и способах их удовлетворения; проявление пренебрежения целомудренностью; отношение к сексу только как к физическому, бездуховному акту; бестактное обсуждение половых проблем и переход барьеров стыдливости; ложное утверждение половой взрослости с помощью курения, употребления алкоголя, раннего вступления в половые сношения.

Противоречия полового воспитания неоднозначно проявляются в различные возрастные периоды становления детской личности. В младшем школьном возрасте сравнительно спокойно протекает рост организма, становление психической, физиологической систем. В это время возникают наилучшие условия для накопления нравственных, гигиенических, трудовых, физкультурных привычек, регулирующих отношения между мальчиками и девочками. У подростков происходит качественный скачок в развитии организма и психики: бурное половое созревание, социальное самосознание, обострение противоречий, связанных с отношениями полов. Этот процесс сопровождается у них повышенной общей и сексуальной возбудимостью, озабоченностью, смятением мыслей и чувств, тревожностью. Ребята отроческого возраста требуют в отношениях с ними большой осторожности, внимания, разъяснения того, что происходит в них и с ними, а главное, переключения их собственного внимания, мыслей, чувств, переживаний и энергии с сексуальных проблем в русло общественной деятельности, технического и художественного творчества, полезного труда, физкультуры и спорта. Юноши и девушки вступают в период половой зрелости, стабилизации физиологических и психических процессов. Для них сохраняет значение необходимость переключения сексуальной энергии в русло общественной деятельности, занятий физкультурой и спортом. Однако на первый план их полового воспитания выходят нравственно-эстетические, психологические проблемы. Особое значение приобретает формирование нравственно-эстетических идеалов мужской и женской красоты, выбора объекта любви, форм поведения и внешнего облика, сознание долга и ответственности в половых отношениях, знания из области этики и психологии семейной жизни.

Противоречия полового воспитания на различных этапах становления детской личности разрешаются формированием в детях обшей духовной, физической и гигиенической культуры, сознания личностной значимости любви. Половое воспитание школьников стимулируется постепенно пробуждающимся у них интересом к отношениям полов, спонтанно возникающим сексуальным возбуждением, размышлениями о любви. Оно осуществляется в обучении и свободном общении, в разнообразной общественно полезной деятельности, в процессе непосредственного общения между девушками и юношами. Половое воспитание школьников не является специальной изолированной системой. Оно имеет интеллектуальный, нравственный, эстетический, физическо-физиологический аспекты и неразрывно связано с образом жизни в семье, процессом обучения, трудом школьников, физкультурой и спортом, организацией внеучебной работы и свободного времени. Содержание полового воспитания базируется на различных видах детской деятельности.

Основы полового воспитания детей закладываются в семье. С момента рождения родители осуществляют гигиену половых органов ребенка; контролируют его игры и неосознанные проявления сексуальности, нейтрализуют их отвлечением и вовлечением в -игровую деятельность; следят, чтобь! белье и одежда были свободными, не стесняли движений и не терли половые органы. Большого внимания заслуживают отношения между братьями и сестрами, знакомыми мальчиками и девочками. Со стороны родителей детям нужны доброжелательные советы и настойчивые требования, касающиеся, их взаимного уважительного отношения, уступчивости, заботливости, помощи. Отцу и матери целесообразно учитывать некоторую специфику в отношениях с сыном и дочерью. Отец воспитывает в сыне смелость, физическую силу, «рыцарские» качества заступничества, благородства, стремления к доброму поступку и самоотверженности. У отца и сына нередко возникают «мужские» дела и разговоры, связанные с отношениями к матери, дочери, сестре, оказанием знаков внимания. Мать в особых отношениях с дочерью формирует у девочки гигиенические навыки, сдержанность, скромность, нежность, что, конечно, не противопоставляется занятиям физкультурой, развитию силы и ловкости. Вместе родители воспитывают в сыне и дочери культуру поведения, внимательность и заботливость, ответственность за поведение друг друга.

Решающее значение в деле полового воспитания, формирования из детей будущих родителей имеет поведение отца и матери, их отношения между собой, общий строй организованной ими семейной жизни. Из далекого детства в своем подсознании человек несет во взрослую жизнь образцы родительского поведения, по той же модели строит отношения в своей семье. Только атмосфера доброжелательности и счастья в семье способна сформировать цельную личность и подготовить ее к счастливой семейной жизни. Прямое отношение к половому воспитанию имеет то, как родители организуют семейный быт и режим, занятия физической культурой и спортом, увлечения искусством. Занятость ребенка полезным делом, особенно физкультурой, трудом, снимает у подростков, юношей и девушек сексуальное напряжение, переключает их внимание в сферу общественной деятельности. Большое значение имеет и собственно половое просвещение: чтение любовной лирики выдающихся поэтов; обсуждение просмотренного фильма или телеспектакля, посвященного любви; слушание музыки, рожденной любовью к женщине; беседы о реальных событиях преданной любви или измены и разводов. Во всех случаях важна принципиальная нравственная позиция родителей, их бескомпромиссная оценка высоконравственного и аморального поведения.
Половое просвещение учащихся.

В школе половое просвещение реализуется в учебном процессе. Естественные предметы дают детям научные сведения, связанные с биологическими процессами в природе и человеке. На уроках ботаники учащиеся узнают о способах распространения плодов и семян в природе, знакомятся с этими явлениями во время экскурсий. Изучение зоологии дает подросткам знания о сущности, функциях размножения различных животных. Это формирует в сознании школьников понятие о естественности половых различий в природе, причинах и способах размножения. Анатомия, физиология, гигиена человека знакомят ребят со специальным разделом: «Размножение и развитие». В нем говорится о половых органах, железах и клетках, об оплодотворении, развитии зародыша человека, особенностях становления его организма, значении физкультуры для нормального развития. Отдельный параграф посвящен характеристике периода полового созревания, особенностям его протекания у мальчиков и девочек. Подчеркивается опасность алкоголя и никотина для развития организма вообще и особенно в этом возрасте. Подростковый период характеризуется как время повышенной эмоциональности, необъяснимой тревожности, смятения чувств. Усиливается внимание мальчиков и девочек друг к другу.

В физиологическом плане ребята узнают о половом акте, зародышевом и плодовом периодах внутриутробного развития. Особое внимание уделено гигиене беременной женщины, опасности употребления ею вина и табака. Дается краткий очерк вскармливания младенца, проблем его роста и развития, а также периодов детства, отрочества и юности. С помощью всех этих сведений подростки осознают происходящие с ними и в них процессы, что облегчает их нравственно-половое воспитание и самовоспитание. Тема размножения и индивидуального развития организмов продолжается и в курсе общей биологии. Человек, предстает перед старшеклассниками как часть природы, а развитие организма — как явление, подчиненное биологическим законам и социальным требованиям.

Гуманитарные предметы формируют понимание сущности человека как общественного существа и дают понятия об отношениях полов, их взаимодействии в обществе. Уже в начальных классах на уроках чтения ребята узнают об отношениях мальчиков и девочек, о детской дружбе, совместных играх и делах. На уроках литературы в старших и средних классах, в процессе изучения произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Тургенева, Некрасова, Чехова, Есенина, Шолохова школьникам открывается мир отношений между женщиной и мужчиной, подлинной человеческой Привязанности и любви. Литература, изобразительное искусство, музыка формируют духовно-эстетические идеалы женской и мужской красоты, раскрывают духовную ценность и возвышенность целомудренной преданности мужчины и женщины. Познание учащимися чувств дружбы и любви с помощью искусства становится для них объективным воспитателем, стимулом к самосовершенствованию.

В учебном процессе половое воспитание завершается специальным курсом — «Этика и психология семейной жизни». В IX классе юноши и девушки знакомятся с философско-психологическими и правовыми аспектами подготовки к семейной жизни. Серьезное внимание уделяется психологии межличностных отношений в юношеском возрасте, основам нравственных взаимоотношений юношей и девушек, особенно дружбе, любви, культуре отношений между влюбленными. Ребята узнают также о подготовке к браку и функциях семьи.

В Х классе в центре внимания — основы семейных отношений и проблемы первоначального воспитания детей. Юноши и девушки узнают об идейных и нравственных устоях семьи, психологическом климате в ней, трудовой атмосфере. Ребята изучают хозяйство и бюджет семьи, эстетику быта, проблемы досуга в семье, узнают о последствиях супружеской неверности. Курс предлагает азы воспитательной деятельности по уходу за маленьким ребенком.

Большие возможности осуществления полового воспитания предоставляются во внеклассной и внешкольной работе с учащимися. Накапливаемая ими физическая энергия, сексуальное возбуждение, психологическое напряжение находят разрядку в активной и полезной деятельности, здоровом образе жизни. Половое воздержание, целомудренность становятся не только результатом собственных волевых усилий юношей и девушек, но и естественным следствием снятия повышенной возбудимости, устранения сосредоточенности мыслей на сексуальных проблемах. Во внеурочное время организуются обсуждения вопросов дружбы и любви. Поводом для дискуссий, конференций, диспутов становятся прочитанные книги, просмотренные фильмы и телепередачи, статьи в газетах и журналах, случаи из собственной жизни ребят. Обсуждения темы любви имеют педагогическое значение как средство формирования нравственного сознания детей и одновременно как средство психологической разрядки, приглушения остроты интимных сексуальных переживаний.

Наконец, половое воспитание юношей и девушек осуществляется в процессе их свободного общения между собой на дискотеках и танцплощадках, вечеринках, посиделках, а также во время парных прогулок и уединения. Свободное общение дает выход естественным стремлениям и потребностям молодых людей видеть друг друга, делиться переживаниями, мыслями, чувствами.

Критериями успешности полового воспитания являются целомудренное поведение юношей и девушек, культура их взаимоотношений в дружбе и любви, просвещенность в проблемах семьи и половых отношений, увлеченность физкультурой и общественно полезным трудом, строгое соблюдение гигиенических требований.
Разработка программы полового воспитания учащихся средней школы.
Цель: способствуя гармоничному развитию организма, привить учащимся определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки, обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами, воспитать сознание высокого предназначения человека, ответственность его за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.

Задачи:

  1. Проводить профилактические мероприятия,

  2. Пропагандировать здоровый образ жизни,

  3. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья, приучать к навыкам, сохраняющим и преумножающим его,

  4. Заботиться о развитии души ребенка (в первую очередь нравственного), чтобы вырастить самостоятельного человека с развитой душой и высоким уровнем духовных запросов, разумными потребностями, личным достоинством,

  5. В половом просвещении помочь родителям получить представление о главных этапах полового развития, о трудностях, переживаемых детьми, об особенностях физического ухода,

  6. Предупреждение половой возбудимости путем выполнения детьми определенных требований,

  7. Усиление связей семьи и школы,

  8. Нравственное, социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание учащихся.


План нравственно-полового воспитания учащихся

В целях гармоничного развития привить учащимся определенные, связанные с полом гигиенические зна­ния и навыки, воспитать сознание ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.




Формы нравственно-полового воспитания учащихся

Участники

Дата

Ответственные




Обеспечить выполнение учебных программ по проведению занятий, касающихся вопросов полового воспитания, профилактики СПИДа, привитие гигиенических правил, основных принципов ЗОЖ).

Учителя всех предметов

постоянно

директор, завуч школы




Практиковать выступления врачей-специалистов на классных часах и уроках биологии, ОБЖ по привитию учащимся основных принципов ЗОЖ

врачи

постоянно

Кл.рук, учителя




Роль родителей в организации досуга подростка.- Санитарно-гигиеническое обучение и физическое воспитание учащихся.

- Половозрастные и индивидуальные особенности развития подростков, учёт их в воспитании.

родители

В теч. года

Кл. рук.




Безотцовщина. Повести и рассказы. Чтение и обсуждение




В теч года

Учителя -языковеды




Влияние алкоголизма табакомании и наркомании на потомство. Мультимедийная презентация

8-11

Ноябрь-декабрь

Уч. Информатики и биологии




Тили-тили, тесто. Жених и невеста. Бе­седа о браке

9-11




Специалист ЗАГСА




Уроки нравственности:

* Доблесть мальчика, юноши, мужчи­ны — в мужественной доброте, а не во власти, жестокости. Свобода - не в притеснении других

* Девичья прелесть - не в подражании поведению мальчиков, а в скромном достоинстве, мягкой вежливости, чис­топлотности и аккуратности




февраль

март

Кл. рук




Обучение девочек правилам личной ги­гиены

5-8, 9-11

апрель

фельдшер




О взаимоотношениях между юношами и девушками. Беседа-консультация врача

5-8

декабрь

фельдшер




«Жертва неразборчивости» ( по профилактике ранних половых связей и ранней беременности)

9-11

декабрь

фельдшер




Беседы для мальчиков:

* Дружба мальчиков и девочек

* Бережное отношение к девочкам -закон для мужчины.

* Необходимость помогать девочкам при выполнении физических работ, не употреблять бранных слов и пошлых выражений.

5-8

В теч. года

Кл. рук.




беседы для девочек:

* Дружба девочек и мальчиков

* Необходимость определенной дистанции (скрытой) при общении с мальчиками.

* Благотворное влияние хорошего поведения девочек на мальчиков.

Нравственное поведение в игре

5-8

В теч. года

Кл.рук




Беседы для девочек:

* Выносливость девичьего организма к физическим нагрузкам.

* О развитии девочки (девушки).

* Физические недостатки.

* Гигиена тела. * О значении специфической гигиены для здоровья девочки, девушки, женщины.

* Норма и отклонение от нормы в по­ловом созревании.

* Понятие о половой зрелости.

5-8

В теч. года

Кл. рук




Беседы для мальчиков:

* Развитие мальчика (юноши),

* Гигиена тела,

* Половое созревание, * Понятие об инстинктах,

* Норма и отклонение от нормы в по­ловом созревании,

* Понятие о половой зрелости.

5-8

В теч. года

Кл. рук




Из рубрики «Откровенный разговор» для юношей

* У порога самостоятельной жизни.

* Взаимоотношения юношей и девушек

* Как важно быть защищенным.

* Пути профилактики СПИДа

* Ранние половые связи и их послед­ствия.

* Венерические заболевания.

* Особенности женского и мужского организма

9-11

В теч. года

Кл. рук




Беседы для девушек:

* Нежелательная беременность.

* Сестра и мама никогда тебе об этом

не расскажут.

* Без смущения, нравоучений и фальши.

* Профилактика гинекологических за­болеваний.

* Общая и специфическая гигиена,

* Алкоголь и потомство, отрицатель­ное влияние алкоголя и других вредных веществ на детородную функцию женщины, жизненный путь девушки.

9-11

В теч. года

Врач



















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconДоклад использование современных образовательных технологий на уроках...
Кондакова Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории, мбоу «Лицей №2» г. Мытищи Московской...
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconРазработка урока Выполнила учитель русского языка и литературы мбоу «Тюльганская сош№1»
...
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области icon«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского...
Позднякова Наталья Ивановна, 1971 г р., учитель русского языка и литературы мбоу «Семилейская сош» Кочкуровского муниципального района...
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconКонспект урока русского языка в 6 классе по теме «не и ни в отрицательных местоимениях»
Автор: Воскобойник Елена Борисовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №5, г. Саров Нижегородской области
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconЧего боятся приемные родители?
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconМетодическая разработка урока: «Галерея замечательных чисел»
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconИсследовательская работа по русскому языку учеников 7 «б» класса
Научный учитель русского языка и литературы Зотова Лилия Анатольевна
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconРабочая программа по литературе 9 класс (5-ый год обучения) Учитель...
Самохина Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы моу решемская средняя школа Кинешемского района Ивановской области
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconКонспект урока русского языка в 7 классе данилова Наталья Ивановна...
Воспитательные: вызвать интерес к изучаемому материалу, воспитание интереса к изучению русского языка
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Клыкова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы мбоу «сош №226» г. Заречный Пензенской области. Конспект урока русского...
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мухаметзянова Лилия Агзамовна учитель русского языка и литературы высшей категории
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: «Трудно быть «солдатом армии чести»
О. В. Коновалова, учитель русского языка и литературы мбоу сош с. Братовщина Долгоруковского района Липецкой области
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconУрок по окружающему миру в 1 классе по умк «Школа России» Тема: «Куда...
Автор: Меньшикова Лилия Геннадиевна, учитель начальных классов мбоу сош №8 города Мытищи Московской области
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconНикитина Полина Александровна Учитель русского языка и литературы...
«икт на уроках русского языка и литературы как эффективное средство повышения качества преподавания предметов»
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconКонспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце наречий»
Попова Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы, Г. Красноярск, мбоу сош №85
Осокина Лилия Ефимовна учитель русского языка и литературы мбоу №9 г. Пушкино Московской области iconВопросы государственных аттестационных испытаний по русскому языку 2014 год
Квалификация: учитель русского языка и литературы; учитель русского языка и литературы, истории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск