Пояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Общая характеристика учебного предмета
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений. Цель программы:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание роли декоративного искусства в утверждении общественных идеалов.
- осмысление места декоративного искусства в организации жизни общества, в утверждении социальной роли конкретного человека и общества.
Формирование художественно-творческой активности:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практики обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка декоративного искусства, уметь связывать с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать своё личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных видов украшений.
Формирование художественных знаний, умений, навыков.
1 год обучения (5 класс)
Учащиеся должны понимать:
-значение древних корней народного искусства;
-связь времён в народном искусстве;
-место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
-особенности народного (крестьянского) искусства;
-знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлама):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
-представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства. Учащиеся должны уметь:
отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале. учебник: – Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, не ранее 20010г.
• дополнительные пособия для учителя:
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 20010г.;
– коллектив авторов под руководством Б.М.Неменского, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.: Просвещение, 20010;
– Е.С. Туманова и др., Изобразительное искусство: 4-8 классы. В мире красок народного творчества – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– С.А.Казначеева, С.А.Бондарева., Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников. 1-6классы. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Павлова ., Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
– О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; • дополнительные пособия для учащихся:
– Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» – М.: Просвещение, 2008, Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает ПК, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Промежуточную аттестацию запланировано проводить в форме обобщающих уроков. Устные проверки знаний проводятся в форме собеседования, защиты рефератов. Письменные проверки знаний проводятся в форме практических работ.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Для изучения раздела программы «Древние корни народного искусства»-8ч.
Для изучения раздела программы «Связь времен в народном искусстве»-8ч.
Для изучения раздела программы «Декор-человек, общество, время»- 10ч.
Для изучения раздела программы «Декоративное искусство в современном мире»- 9ч. Программа рассчитана на 35 часов; в том числе контрольных работ - 5.
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе
По программе Б,М.Неменского, Изобразительное искусство
№ п/п
| Название темы урока
| Цели изучения темы, раздела.
| Оснащение урока. Программный минимум
| Кол-во уроков
| .Календарные сроки.Домашнее задание
| 1 четверть. Тема «Древние корни народного искусства»
| 1
| Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.
| а) Познакомить учащихся со славянской орнаментальной символикой и ее историей
б) Воспитать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества
в) Развить эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность
| Основные понятия: Солнечные диски дерево жизни , символы
| 1
| Подбор иллюстративного материала по теме «Народное жилище. Изба»
| 2-3
| Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня»
| а) Познакомить учащихся с понятием изба как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора
б) Развить любовь к Родине, ее традициям, народной культуре
в) Развить творческую и познавательную активность
г) Формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы (на доступном для данного возраста уровне), развивать умение работать в коллективе.
| Народное искусство, декор, изба
| 2
| Подбор материала по теме «Народные вышивки»
| 4-5
| Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце.
| а) Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении
б) Воспитать уважительное отношение к своим древнем корням и памяти предков
в) Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшение модели прялки.
| Народный быт, тема росписи, символика вышивки, орнамент
| 2
| Набор репродукций по теме «Интерьер народного жилища», интерьеры в русских сказках.
| 6- 7
| Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «Проходите в избу»
| а) Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой
б) Развить творческую и познавательную активность
в) Формировать практические навыки работы с пластилином, умение работать в малом коллективе (группе)
г) Продолжать формировать понятие о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта
д) Воспитать любовь к Родине и народной культуре
| Интерьер
| 2
| Подбор материалов с дизайнерскими разработками современных интерьеров
| 8
| Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн.
| а) Дать учащимся первоначальные сведения об искусстве дизайна, его основных законах. Познакомить с работой дизайнера
б) Воспитать нравственное и эстетическое отношение к миру, развить художественный вкус
в) Развить творческую и познавательную активность, воображение, ассоциативно-образное мышление.
| Архитектура, дизайн, мода
| 1
| Подбор материала о глиняной народной игрушке (Дымково, Филимоново, Каргополь)
| 2 четверть. Тема «Связь времен в народном искусстве»
| 9-12
| Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки
| а) Сформировать понятие о народной глиняной игрушки, ее видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи
б) Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине, ее истории.
в) Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью
г) Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус
| Дымково, Филимоново, Каргополь, Полкан, глиняные игрушки
| 4
| Подбор иллюстраций по темам: Гжель, Городец, Жостово
| 13- 16
| Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. : Гжель, Городец, Жостово
| а) Познакомить учащихся с керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре
в) Развивать творческую активность, навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель)
| Промыслы, ремесла, : Гжель, Городец, Жостово, керамика
| 4
| Сбор иллюстративного материала о русском народном костюме
| 3 четверть. Тема «Декоративное искусство в современном мире»
| 17-18
| Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма.
| а) Познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль», значением колорита в одежде.
б) Формировать умения и навыки учащихся при использовании различных видов техники в работе.
в) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся
г) Прививать интерес к русскому народному творчеству
| Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
| 2
| Подбор материала по теме «Народные вышивки»
| 19
| Изготовление куклы – берегини в русском народном костюме (урок-практикум)
| а) Развитее образного и пространственного воображения, эстетического вкуса
б) Обработка навыков и умений при работе с тканью
в) Приобщение учащихся к народному искусству, знакомство с обрядовым значением кукол-идолов
г) Воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности
| Народный костюм, трехъярусный строй, рубаха, сарафан, славянские головные уборы
| 1
| Подбор материала по теме «Народные вышивки»
| 20
| Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма
| а) Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие «орнамент»
б) Отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
в) Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
г) Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
| Символика вышивки, орнамент
| 1
| Подбор материала о современной моде
| 21
| Русский костюм и современная мода
| а) Познакомить учащихся с тем, какие традиции древнерусского костюма сохранились в новых образах современной моды
б) Продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности
в) Прививать интерес к русской национальной культуре
| Мода, дизайн
| 1
| Сбор иллюстративного материала по народным праздникам
| 22-23
| Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод»(урок-практикум)
| а) Познакомить учащихся с главными русскими народными праздниками, их символическим значением и местом в жизни наших предков
б) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине и ее истории
в) Продолжить развивать творческую фантазию, активность, умение работать в малом коллективе (группе)
| Хоровод, масленица
| 2
| Групповая поисковая работа «Народные промыслы родного края»
| 24
| Народные промыслы родного края (урок-конференция)
| а) Познакомить учащихся с народными промыслами родного города, области, их историей и современным звучанием
б) Сформировать понятие «промысел». Познакомить с его видами
в) Составить таблицу существовавших в царицынском уезде промыслов
г) Развивать навыки поисковой работы, творческую и познавательную активность, а также навыки публичного выступления
д) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и ее истории
| Художественные промыслы, ремесла (краеведение)
| 1
| Народные промыслы нашей страны
| 25-26
| «Красота земли родной» (обобщающий урок-праздник, урок-практикум)
| а) Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей
б) Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие
в) Развитие познавательного интереса детей к народному искусству
г) Активизация творческого потенциала учеников
|
| 2
| Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древнего Египта
| 4 четверть. Тема «Декор, человек, общество, время»
| 27
| Украшение в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта
| а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ, используя для примера эпоху Древнего Египта
б) Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
| Костюм, символика цвета
| 1
| Подбор иллюстративного материала по ДПИ Древней Греции
| 28-29
| Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика
| а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства в эпоху Древней Греции
б) Сформировать представление об основных элементах костюма Древней Греции
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
| Чернофигурные и краснофигурные вазы
| 2
| Подбор иллюстративного материала о средневековом костюме с использованием сказок Ш.Перро, братьев Гримм
| 30
| Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи средневековья
| а) Познакомить учащихся с ролью декоративного искусства Западной Европы эпохи средневековья
б) Сформировать представление о декоре как способе выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также их классовые, сословные, профессиональные признаки
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
г) Развивать творческую фантазию, интерес к искусству и его истории
| Костюм, стиль
| 1
| Поисковая работа «Декор, человек, общество, чтение»
| 31-32
| О чем рассказывают гербы
| а) Познакомить учащихся с основными частями классического герба, символическим значением цвета и формы в них
б) Сформировать представление о гербе как отличительном знаке любого человеческого сообщества, символизирующем отличия от других общностей
в) Воспитать любовь к Родине и ее истории, чувства гражданина своей страны
г) Развивать творческий интерес, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
| Символы, эмблема, герб. История человеческого общения, экономика.
| 2
| Художественные материалы
| 33
| Что такое эмблемы, зачем они нужны людям
| а) Продолжить формировать понятия о символическом характере декоративного искусства на примере эмблем
б) Познакомить с символами и эмблемами, используемым в нашем обществе и сферами их применения, значением их элементов
в) Воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
г) Развивать ассоциативно-образное мышление, фантазию, навыки работы с художественными материалами
| Беседа о месте символов и эмблем в жизни современного общества
| 1
| Художественные материалы
| 34-35
| Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщающий урок)
| а) Вывести учащихся на более высокий уровень осознания темы через повторение и обобщение
б) Формирование познавательного интереса детей к народному искусству
в) Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству
| Подведение итогов учебного года. Игры, викторины
| 2
| Художественные материалы
| |