Скачать 197.44 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗО 7 класс, базовый уровень УМК под редакцией Б. М. Неменского 5-9 кл. М.:Просвещение., 2010. Составитель: учитель ИЗО МБОУ «СОШ №3» Жарикова Евгения Александровна Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС, на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы УМК под ред. Б. М. Неменского 2014-2015 учебный год 1.Пояснительная запискаРабочая программа «Изобразительное искусство 7 класс» составлена с учетом требований: - Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012; - государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010; - Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010; - Приказа Министерства образования и науки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»; - Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2015-2016 уч. год. - на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2014. Цель программы — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами. Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»: • формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства; • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей; • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы; • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности; • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры; овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки; • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды. 1.Общая характеристика учебного предметаУчебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия. Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 7 класса — «Дизайн и архитектура в жизни человека» — посвящена изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. 2.Место предмета в учебном планегосударственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство». Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 5 – 7 классах отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, 105 часов за курс. 3.Результаты изучения предметаВ соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках; развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. 4.Содержание учебного предметаСодержание программы для 7 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека» раскрывает конструктивные виды искусства: дизайн и архитектуру. Визуально-пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительным и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношений и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культовых зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн — логичное продолжение вклада художника в формирование вещно-предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально-вещной среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы. Содержание программы раскрывается в следующих разделах: Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты. В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. От плоскостного изображения — к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание — объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация — важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция — каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства — основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, созданного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир. Запланировано освоение системы научных понятий (терминов) по ИЗО: абстракционизм, акрополь, ампир, ансамбль, античность, античная архитектура, аркада, архитектоника, архитектура, архитектурный план, базилика, барокко, визажист, визажистика, Возрождение (Ренессанс), Готика, графический дизайн, шрифтовая гарнитура, стилистика, макет, плакат и его виды (торговый, социальный, политический, рекламный), грим, дизайн, доминанта, фронтальная композиция, глубинная композиция, оттенок, градация цвета, имидж, имиджмейкерство, инсталляция, интерьер, кинетизм, замок, Классицизм, композиция, Конструктивизм, крестово-купольный храм, ландшафт, ландшафтный дизайн, логотип, малые архитектурные формы, мегалиты, дольмены, менгиры, кромлехи, мавзолей, мастабы, метафора, Модерн, модуль, ордер, палаццо, ритм, Рококо, Романский стиль, слоган, сруб, стиль, террасные уровни, Хай-тек, хитон, шрифт, экстерьер, фаса, инсталляция, форма, фактура, акцент, эклектика, неоклассицизм, функционализм, план, планировка города (регулярная, радиально-кольцевая, свободная), реклама, эргономика, садово-парковое искусство, икебана, образ, силуэт, пропорции, отделка. Запланировано выполнение творческих проектов на тему: «Декор русской избы» (групповой мини-проект – 2 часа), «Бал во дворце» (коллективный проект – 3 часа), «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства» (индивидуальный или групповой проект по выбору учащихся – 3 часа). 5.Тематическое планирование
|
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» на ступени среднего... А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой «Программа для средней (полной) школы (базовый уровень). Русский язык. 10-11 классы. Базовый... | Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень сергеевой оксаны сергеевны Данная рабочая программа по химии предназначена для учащихся 8 класса, (базовый уровень) муниципального бюджетного образовательного... | ||
Тематическое планирование по предмету «Биология» (базовый уровень) Класс 10 И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина «Биология 10 класс» (базовый уровень) | Ряскина Оксана Алексеевна Предмет: природоведение (естествознание)... Программно-методическое обеспечение: базовый уровень по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение», 5 класс; рабочая... | ||
Рабочая программа по географии для 10 класса (базовый уровень) Программа разработана на основе Программа разработана на основе авторской программы к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10... | Рабочая программа по химии 11 класс а (базовый уровень) России и Президиума рао от 23. 12. 2003 г. №21/12 и утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05. 03. 2004 г. №1089 и примерной программы... | ||
Рабочая программа по биологии 10-11 класс Программа И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова «Биология. Базовый уровень.» В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством... | Рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного... Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева «Обществознание. 10-11 классы». Базовый уровень. М.: «Просвещение»,... | ||
Пояснительная записка. Статус документа Данная рабочая программа... География. Программы для общеобразовательных учреждений. Классическая линия 6 – 11 классы. Составитель: С. В. Курчина, Москва, Дрофа,... | Рабочая программа по музыкальному искусству 4 а класс. (Умк «перспектива») Класс полный. Базовый уровень усвоен всеми учениками. Контингент учащихся неоднороден: высокий уровень мотивации к предмету имеют... | ||
Рабочая программа по литературе основное общее образование (базовый уровень) Классы: 9а учителя Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.... | Учебник В. П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень» Публикуем авторскую программу к учебнику В. П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень» | ||
Учебник В. П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень» Публикуем авторскую программу к учебнику В. П. Максаковского «География. 10 класс. Базовый уровень» | Рабочая программа по черкесской литературе 5-9 класс Рабочая программа предназначена для общеобразовательной школы, 5-9 класс, базовый уровень | ||
Рабочая программа по математике (базовыйый уровень) для 11 класса По учебнику «Алгебра и начала анализа базовый и профильный уровень 11 класс» для общеобразовательных школ | Рабочая программа по литературе 6 класс Уровень базовый |