Рабочая программа элективного курса
по русскому языку
«Условия успешной коммуникации»
для учащихся 10-11 классов
Курмановой Н.З., учителя русского языка и литературы
Разработана
на основе программы Галлямовой Н.Ш.
«Условия успешной коммуникации»,
принятой министерством образования РФ.
Челябинск, 2013 г.
УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ КОММУНИКАЦИИ Пояснительная записка
Основная цель курса — содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни — навыками успешной коммуникации.
Условия успешной коммуникации — сложная, многомерная категория, представляющая собой синтез лингвистического, культурологического, психологического и социального знания. Успешная коммуникация предполагает овладение не только языковыми, лингвистическими навыками, но и навыками, связанными со знанием закономерностей речевой коммуникации в единстве и взаимосвязи всех ее составляющих: структурно-содержательная организация деятельности общения (мы не можем успешно обучать общению, не зная, как этот механизм устроен и как он работает); социокультурные нормы и стереотипы речевого общения; материальная и духовная культура изучаемого языка и др. Эти знания и умения общего плана должны быть дополнены умениями и навыками частного характера: знанием говорящим речевых стратегий и тактик, характерных для тех или иных жанров общения, владением приемами ведения диалога, умением «считывать» невербальное поведение собеседника и др.
В связи с концепцией и целями основными задачами курса являются:
1.развитие и формирование коммуникативной способности, готовности к успешному, позитивному общению;
2.формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного коммуникативного стиля.
3.формированию у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.
4. формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Содержание курса ЧАСТЬ I. Речевое общение: культура и этика речевого общения 1. Структура речевой коммуникации. Речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность. Ситуация как основа функционирования речевого общения. Социальны роли. Модель личности в аспекте речевого взаимодействия и воздействия. Коммуникативный контекст и социальные конвенции (нормы). Лингвистический аспект роли: ролевая матрица, ролевое переключение. Владение разными коммуникативными кодами как основа адекватного, успешного речевого поведения Отношения между коммуникантами, их влияние на характер и течение ситуации общения. Коммуникативное лидерство.
2. Условия успешной коммуникации.
Постулаты (максимы, правила) общения. Речевой этикет и постулаты общения/ Этикет. Этикет как поведение. Этикет как норма. Речевой этикет. Функции речевого этикета. Связь речевого этикета с социальным статусом человека. Принцип соответствия речевой ситуации как один из основных принципов использования
этикетных высказываний. Вежливость и речевой этикет. Лингвистические способы выражения вежливости. Комплимент как жанр речевого этикета. Похвала, поощрение, комплимент как необходимые условия позитивного общения. Воздействующие функции комплимента. Основные тактики комплимента. Типы ответных речевых тактик: принятие комплимента, переадресовка комплимента, возврат комплимента и др.
Невербальные средства общения. Роль и место невербальных средств в организации успешного общения? Особенности невербальных форм речевого общения: внешность, жесты, мимика, взгляды, позы, интонация и т.п. Ритуальное, этикетное значение жестов, поз, телодвижений. Слушание как необходимое условие успешного общения. Условия и приемы эффективного слушания.
ЧАСТЬ II. Речь. Речевая деятельность
1. Структура речевой деятельности. Виды речевой деятельности: продуктивные
(говорение, письмо) и рецептивные (слушание, чтение). Теория речевой
деятельности и стратегии речевого поведения.
Коммуникативные качества речи. Правильность, уместность, точность речи как
непреложное условие успешной коммуникации. Образность речи. Языковые и
речевые средства выразительности. Нормы речи. Типичные ошибки и недочеты.
Функциональные стили речи и нормы. Жанры и стили. Стилеобразующие признаки.
Стилистические нормы.
Формы общения. Устная и письменная речь, диалог и монолог. Специфика
монологической формы речевого общения. Типы монологической речи по
обобщенному (типовому) значению: рассуждение, повествование, описание. Диалог
как основная форма устноязычного общения. Структурно-смысловая характеристика
диалога. Коммуникативные стратегии и тактики диалогового общения.
Кооперативные, некооперативные стратегии. Речевые действия в потенциально
конфликтных ситуациях:
Жанры устной речи.
Устная разговорная речь: Беседа как основной жанр устной разговорной речи. Ее
цель, типы, структурно-содержательная организация. Интервью. Языковая
специфика жанра интервью. Виды интервью. Рассказ,
история. Отличительные признаки жанра Юмор, шутка, анекдот. Определение
природы комического. Классификация юмористических ситуаций и текстов.
Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.
Телефонный разговор. Специфика жанра. Этикет телефонного разговора.
Жанры устной публичной речи: Спор. Виды спора. Психологические принципы
спора. Этическая составляющая жанра — «кодекс полемиста». Дискуссия, диспут.
Дискуссия как управляемый публичный спор. Цели, виды дискуссии. Культура
ведения дискуссии.- Ораторская речь, ее особенности. Диалогичность ораторской
речи. Виды ораторской речи. Законы речевого поведения оратора. Риторические
фигуры.
Жанры устной научной речи: Реферативное сообщение. Вицы рефератов. Структура реферативного изложения Доклад. Научный и учебный доклады. Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи. Планируемые результаты обучения Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
вступать в контакт, определять целевую установку общения, учитывать особенности адресата общения;
отбирать языковые средства, варьировать их с учетом ситуации, целей общения;
ориентироваться в речевой ситуации, определять коммуникативную стратегию и тактику речевого поведения;
определять причины коммуникативных удач и неудач;
уметь корректировать процесс говорения с позиций прогнозируемого результата;
высказываться целостно, логично и связно как в структурном, так и в смысловом отношении;
адекватно и успешно использовать в конкретной коммуникативной ситуации невербальные (неязыковые) средства общения;
определять особенности жанров речевого общения, создавать речевые произведения с учетом жанровой специфики;
соблюдать этикетные правила в процессе речевого общения.
Программа рассчитана на 2 года (для учащихся 10 и 11 классов).
Режим занятий 1 раз в неделю.
Форма занятий – групповая
Учебно-тематический план
(Занятия проводятся 1 раз в неделю)
№ урока
| Содержание курса.
| Количество часов.
| Тип занятия
|
1
| 1.Речевое общение: культура и этика речевого общения.
| 1 час
| лекция
| 2-3
| Ситуация - основа речевого общения.
| 2 часа
| практическое занятие
| 4-5
| Личность в аспекте речевого взаимодействия и воздействия.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 6-8
| Владение разными коммуникативными компетенциями как основа адекватного, успешного речевого поведения.
| 3 часа
| Теоретико- практическое занятие
| 9-10
| Понятие о коммуникативном лидерстве.
| 2 часа
| лекция практическое занятие
| 11-12
| Условия успешной коммуникации. Этикет
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 13-14
| Невербальные средства общения. Роль и место невербальных средств в организации успешного общения.
| 2 часа
| лекция
практическое занятие
| 15-16
| Практикум по теме: «Речевое общение: культура и этика речевого общения».
| 2 час
| практическое занятие
| 17
| Речь. Речевая деятельность и стратегии речевого поведения.
| 1 час
| лекция
| 18-19
| Коммуникативные качества речи. Правильность, уместность, точность речи как непреложное условие успешной коммуникации.
| 2 часа
| лекция
| 20-21
| Образность речи. Виды тропов и стилистических фигур
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 22-23
| Нормы речи. Типичные ошибки и недочёты.
| 2 часа
| практическое занятие
| 24-25
| Практикум
| 2 часа
| практическое занятие
| 26-27
| Функциональные стили речи и нормы. Жанры и стили. Стилистические нормы.
| 2 часа.
| лекция
| 28-29
| Публицистический стиль. Особенности и эмоциональность. Анализ текста.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 30-31
| Жанры публицистического стиля. Анализ текста.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 32-33
| Практикум. Устное выступление. Дискуссия.
| 2 часа
| практическое занятие
| 34-35
| Культура ведения дискуссии. Ораторская речь. Риторические фигуры. Анализ текста.
| 2 часа
| лекция
| 36-37
| Типы речи: рассуждение, повествование, описание. Анализ текста.
| 2 часа
| практическое занятие
| 38-39
| Диалог. Правила хорошего тона в диалогической речи.
| 2 часа
| практическое занятие
| 40-41
| Беседа как жанр устной разговорной речи. Её цель, типы, структурно-содержательная организация.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 42-43
| Интервью. Языковая специфика жанра, виды интервью.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 44-45
| Рассказ, история. Отличительные признаки жанра.
| 2 часа
| лекция
| 46-47
| Практикум.
| 2 часа
| практическое занятие
| 48-50
| Классификация юмористических ситуаций и текстов. Языковая игра, языковая шутка как способ создания комического эффекта.
| 3 часа
| теоретико- практическое занятие
| 51-52
| Особенности ведения телефонного разговора. Этикет телефонного разговора.
| 2 часа
| практическое занятие
| 53-54
| Особенности общения в интернете (в чатах)
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 55-57
| Жанры устной публичной речи (3ч): спор. Практикум «Умеете ли вы спорить?»
| 3 часа
| практическое занятие
| 58-60
| Особенности резюме. Практикум «Устраиваемся на работу»
| 3 часа
| теоретико- практическое занятие
| 61-62
| Реферат как жанр устной научной речи. Виды рефератов, структура реферативного изложения
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 63-64
| Доклад (научный и учебный).
| 2 часа
| лекция
| 65-66
| Языковые средства, обслуживающие жанры устной научной речи.
| 2 часа
| теоретико- практическое занятие
| 67-68
| Защита рефератов
| 2 часа
| практическое занятие
| 69-70
| Резерв
| 2 часа
|
|
Список литературы
Меркин Г.С., Зыбина Т.М. и др. Выразительные средства художественной речи – М.: ООО «Русское слово», 2002г
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 класса А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. М.: «Просвещение» 2002г.
Русский язык: 10-11 кл. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. – М: «Просвещение» 2008г.
4. Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы Сост. Л.М.Рыбченкова
|