Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность





Скачать 307.79 Kb.
НазваниеШкольный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность
страница1/2
Дата публикации10.03.2016
Размер307.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2
Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Жизненная ориентация школьника зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.

Российская Федерация страна полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная, но при всем своем многообразии наша Россия – государство, объединяющее миллионы людей одной судьбой, общими чаяниями и делами.

Жизнь России, россиян нерасторжимо связана с практической реализацией принципа толерантности, ставшего одним из основных во взаимодействии людей в нашем Отечестве.

Сказанное вовсе не означает, к сожалению, отсутствие проблем в российском обществе во взаимоотношениях граждан, относящихся к различным этническим группам, конфессиям. Тем значимее становится воспитание толерантности у подрастающего поколения россиян.

И в годы военных испытаний, и в мирное время представители разных народов, населявших Россию, показывали пример возможности совместного мирного труда и ратного подвига.

Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом. В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено Международным Днем толерантности.

К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением нетолерантного поведения, доходящего до геноцида. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику.

Среди всех периодов геноцида выделяется Холокост (от греческого слова Holocaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня). Это наиболее распространенный термин, обозначающий преследование и уничтожение 6 миллионов евреев нацистами и их пособниками после прихода к власти Гитлера и до окончания Второй мировой войны (1933 – 1945 гг.).

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 г. в Германии произошло событие, вошедшее в историю под названием «Хрустальной ночи» (Ночь разбитых витрин). Эта была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Третьего рейха.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своем обращении к участникам вечера-реквиема, посвященного 70-летию «Хрустальной ночи» подчеркнул: «В годовщину так называемой «Хрустальной ночи» мы вновь обращаемся к урокам истории, из которых ясно видно, к каким катастрофическим последствиям привело попустительство шовинизму и ксенофобии, разобщенность мирового сообщества и национальный эгоизм. И спустя семь десятилетий продолжаем воспринимать трагедию еврейского народа и как глобальную катастрофу, и как горькое предостережение нынешним поколениям.

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. И крах фашизма – самое грозное предупреждение всем, кто и в наши дни проповедует эти опасные идеи, пытается оправдать преступления нацистов и подвергает ревизии итоги Второй мировой войны. Это не только оскорбляет память павших, но и фактически открывает путь для возрождения человеконенавистнических теорий, порождает недоверие во взаимоотношениях между народами.

Самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих, многих других. По самым скромным подсчетам более трети всех жертв нацистской оккупации СССР (5 млн. русских, 3 млн. украинцев, 1,5 млн. белорусов) было уничтожено по расовому признаку.

Среди всех народов, которые были нацистами, обречены на физическое истребление, евреев они объявили главным врагом и по их планам этот народ подлежал полному уничтожению («окончательное решение еврейского вопроса» по терминологии фашистов).

Поэтому не случайно в самом печально известном лагере смерти Освенциме (Польша, Верхняя Силезия, в 55 км от Кракова), в котором было уничтожено около полутора млн. человек, в основном были убиты евреи. 27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни.

Академик Бим Бад 

Как детям объяснить: шесть миллионов

Исчезнувших в застенках навсегда,

Замученных, отравленных 'Циклоном',

Расстрелянных, повешенных, сожжённых?

Никто не видел слёз, не слышал стонов,

Весь мир был равнодушен, как всегда.

Шесть миллионов. Нам представить страшно,

В какую бездну их толкнули ниц.

Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,

Шесть миллиoнов – целый миp за каждым.

Шесть миллионов с будущим рассталось,

Потухло взглядов, закатилось лун,

Сердец шесть миллионов разорвалось,

Шесть миллионов отзвучало струн. 

А сколько не свершившихся открытий,

Талантов? Кто узнает их число?

Шесть миллионов оборвалось нитей,

Шесть миллионов всходов полегло.

Как объяснить 'шесть миллионов' дeтям?

По населенью - целая страна,

Шесть миллионов дней – тысячелетья.

Шесть миллионов жизней – чья вина?

Как вышло так: прошли десятилетья,

И через реки крови, море слёз

То тут, то на другом конце планеты

Подонки отрицают Холокост?

Как детям объяснить шесть миллионов?..

УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ – УРОК ИСТОРИИ

Вариант 1. Урок толерантности – урок истории Холокоста.

Проведение такого урока подходит для тех классов, в которых ученики только знакомятся с темой.

Урок со слов пастора Мартин Нимеллер, узника нацистских лагерей:

«Сначала они пришли за евреями. Я молчал – я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами. Я молчал – я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками. Я молчал – я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной. Но уже не осталось никого, кто мог бы мне помочь".

Вопрос учащимся: «Что же произошло?»

Перед учащимися возникает история Холокоста в датах (лучше на экране, можно плакат или написать на доске, но заранее).

Учитель рассказывает историю Холокоста в контексте истории Второй мировой и Великой Отечественной войны: от истории прихода Гитлера к власти, через рассказ о принятии закона «О защите германской крови и германской чести» в 1935 году и «Хрустальной ночи» 1938 г. – к Ванзейской конференции 1942 года, на которой нацистские лидеры обсудили меры и средства по выполнению приказа Геринга "О проведении мероприятий для окончательного решения еврейского вопроса в сфере германского влияния". От рассказа о лишении гражданских прав и конфискации имущества – к изоляции в гетто, депортации в лагеря смерти и, в конечном счете, к тотальному уничтожению.

Не менее важно определить места в истории Холокоста для четырех групп действующих лиц: жертвы и палачи (их роли достаточно ясно определены), а так же наблюдатели и спасатели. Особое внимание необходимо уделить наблюдателям (наши зарубежные коллеги называют их очень ёмко: «стоящие рядом»). Кто они? Мирные люди, вчерашние друзья и соседи... Как они поведут себя в новых обстоятельствах оккупации? Станут преследователями и даже убийцами своих вчерашних друзей? Сохранят нейтралитет, опасаюсь за собственную жизнь и жизни своих родных? Или помогут? Станут теми самыми спасателями-спасителями, на которых вся надежда? Рассматривая нравственные дилеммы Холокоста, можно обратиться и к проблемам сегодняшнего дня, от сложных межнациональных и межконфессиональных отношений, до проблем коллектива класса.

Вариант 2. Урок толерантности – урок истории Освенцима.

В истории самого страшного из существовавших в Европе шести лагерей смерти – Освенцима – отражение всей истории Холокоста. И об этой истории можно рассказать по-разному. Можно, воспользовавшись исторической справкой, переходить от этапа к этапу, от цифры к цифре, от одного имени к другому. Можно познакомить учеников с историей страданий и смерти одного человека (абстрактного или реального): дом, семья, мирная жизнь – война, изоляция в гетто – депортация, поезд, вагон для перевозки скота, где живые перемешались с мертвыми – прибытие на маленькую станцию «Освенцим», «селекция», расставание с семьей – газовая камера или смерть от изнурительного труда... Еще один вариант – сделать основой урока описание быта лагеря, обычного дня заключенного, совершив виртуальную экскурсию.

Школьники так же могут многое узнать об Освенциме, работая с документами. Выделим основные группы свидетельств:

- воспоминания выживших узников и документы погибших,

- воспоминания и письма советских солдат и офицеров, освобождавших лагерь, или побывавших там вскоре после освобождения,

- показания «персонала» Освенцима, преимущественно – данные во время судебных разбирательств;

- официальные документы, как нацистского командования, так и комиссий, расследовавших потом его зверства;

- фотографии.

К этому перечню можно добавить еще одну группу: стихи, эссе, картины, т.е. художественные произведения. Их нельзя назвать прямыми свидетельствами, но сила их эмоционального воздействия очень велика.

Учеников можно разделить на группы, каждая из которых будет работать с определенным типом документов, составляя собственное представление о лагере смерти. Объединив получившиеся фрагменты, класс получает целостную картину и новый материал для размышлений.

С другой стороны, можно разделить имеющиеся материалы по тематическому принципу. Например, исследуя вопрос о том, какую прибыль приносили узники Третьему Рейху, можно сопоставить циркуляр начальника группы Главного хозяйственного управления СС группенфюрера Рихарда Глюкса «По вопросу об использовании срезанных волос» от 6 августа 1942 г., фотографию советского военного корреспондента, обнаружившего в освобожденном лагере тюки аккуратно упакованных волос, и стихотворение Данки Максимович «Детская косичка в Освенциме».

Данка Максимович

ДЕТСКАЯ КОСИЧКА В ОСВЕНЦИМЕ
Осень сменяет лето, пятый раз сменяет,

а тонкая, словно ящека, девочкина косичка

лежит в Освенцимском музее – живет и не умирает.
Мамины пальцы сгорели, но все-таки ясно видно,

как девочку в путь-дорогу пальцы те собирают,

то они цепенеют, то беспомощно виснут

и черную ленту предчувствий в тонкую косу вплетают.
Туго косичка закручена, не расплетется до вечера.

Слезные змейки стелются – мама горько плачет.

Девочка улыбается ласково и доверчиво,

девочка не понимает, что эти слезы значат.
Вот палачи ледяные – банды их ясно вижу –

косят людские волосы, мечут в стога большие.

Легкие детские локоны ветер уносит выше,

в грузные копны сложены женские косы густые.
Словно шерсть настриженную, словно руно овечье,

в кучи их кто-то сваливает и приминает ногами.

Вижу – пылают яростью большие глаза человечьи,

вижу старух испуганных рядом со стариками.
То, что словами не выскажешь, тоже вижу ясно:

пламя пышет из топки и палачей озаряет,

длинные их лопаты – от детской крови красные,

стылые детские трупы в топку они швыряют.
Вижу седины бедные, как в серебристом инее,

и рядом – как ящерка – тонкую девочкину косичку,

вижу глазенки детские – большие, синие-синие. 

Вариант 3. Урок толерантности – история Холокоста через личные истории.

Современные школьники достаточно спокойно относятся к цифрам, подтверждая старую истину о том, что гибель миллионов – статистика, а гибель одного человека - трагедия. Постоянно видя жестокость и насилие на теле- и киноэкранах, они не воспринимают исторические факты как достоверные. Поэтому рассказать им о трагедии Холокоста иногда проще через истории конкретных людей, лучше всего, сверстников. Осознавая ужас произошедшего с теми, у кого был схожий жизненный опыт, похожие проблемы и планы, ученик ставит себя на место жертвы и в нем пробуждается сочувствие.

Актуализировать и «приблизить» тему Холокоста можно так же, предлагая школьникам сопоставить судьбы жертв Холокоста и жертв Великой Отечественной войны. Например, семнадцатилетняя Маша Брускина, узница Минского гетто, подпольщица, казненная нацистами 26 октября 1941 года, и восемнадцатилетняя партизанка Зоя Космодемьянская, погибшая так же трагически всего на месяц позже.

Во всем мире известна история еврейской девочки Анны Франк, ее дневник – одна из самых читаемых книг. «Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм1».

Такие истории могут многое объяснить...
И, в заключение.

Какой бы урок толерантности, посвященный теме Холокоста, вы не провели, его можно завершить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.

Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Это – память, противящаяся забвению.

Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.

Вот что означает ХОЛОКОСТ».

И тогда ваш урок станет настоящим уроком толерантности.

Литературно-музыкальная композиция


Оборудование: мультипроектор, аудиоситема, экран, видеомагнитофон, компьютер.

Оформление: фотоэкспозиции, стенды, книжные выставки, симнолика 60-летия Победы, эмблемы Государственного музея Аушвиц-Биркенау, польского движения Сопротивления, свечи, цветы, камни.

Музыкальное сопровождение (фрагменты из произведений): И.С. Бах месса si-minоr, ВWV 232 Кyгiе еlеisоn, М.П. Мусоргский «Картинки с выставки» («Старый замок»), С. Рахманинов 2-й концерт для фортепиано с оркестром, ч. 1, В. Киляр, музыка к кинофильму «Пианист», А. Айги, музыка к кинофильму «Страна глухих» («Одиночество»); польские песни времен Второй мировой войны: А. Ковальски «Лагерная молитва», Я. Марковски «Марш Мокотова», З. Прейснер «Варшавская календа», исполнение в сопровождении гитары песни А. Городницкого «По Освенциму ветер гуляет...».

Видеоматериалы: фрагменты из художественно-публицистического сериала «Россия в войне. Кровь на снегу», М. Ромм «Обыкновенный фашизм», «Аuschwitz Wspomnienia № 1327», «Власов. Дважды проклятый генерал». Так же на экран проецируются фотографии, сделанные учащимися в Освенциме.

Авторы стихотворений: Д. Самойлов, Ю. Друнина, Е. Евтушенко, Л. Озеров, Ю. Мориц, В. Шимборская, Ч. Милош, В. Каня, Х. Гури, С. Добровольски, М. Езерский.

Продолжительность 20 минут.


Текст

Музыкальное и
видеосопровождение



В зале звучит музыка, на фоне которой идет чтение имен
жертв нацизма из разных стран, погибших в Освенциме.
Например: Ян, 20 лет, Польша; Анна, 15 лет, Голландия;
Иван, 6 лет, Белоруссия; Иозеф, 79 лет, Венгрия...
Концентрационный лагерь Аушвиц-Биркенау. Слова,
заставлявшие кровь стыть в жилах в течение 5 лет
страшной войны. С методичностью, со всей немецкой тщательностью убивали здесь людей из захваченных нацистами стран. Аушвиц-Биркенау стал в течение последних трех лет
войны местом уничтожения еврейского населения из всей
Европы. Сколько жертв поглотила эта самая большая фабрика
смерти? Четыре миллиона? два с половиной? Миллион?
Статистика бесчувственна как смерть.

Тут убили этого человека ... И этого... И этих...

Отступая в спешке, гитлеровцы вывели из Аушвица
58 тысяч человек. Это был «марш смерти». Когда 27 января
1945 года Советская Армия заняла лагерь, здесь находилось
7 тысяч узников с номерами - татуировкой вместо фамилий.

И тысячи погибших, от которых остался след, И
неисчислимые жертвы, для которых Аушвиц-Биркенау
стал могилой без какого-либо следа.

Те 7 тысяч дали показания о правде, правде об
ужасающем преступлении.

В древности была пословица: «Человек человеку
волк». В 1945 можно было сказать больше: «Люди
людям уготовили эту участь».

Среди 7 тысяч спасенных оказались 300 детей. Многие выжили только потому, что были близнецами. «Доктору» Менгеле пары близнецов были нужны для бесчеловечных эксперементов. Они так же имели номера. Тут в Аушвице люди людям уготовили эту участь (перевод польского текста к фильму «Аушвиц»).


На вагонах пломбы виснут,
Груз имен в вагоны втиснут,
И на сколько груза хватит,
Не отвечу, не выспрашивай не знаю.
Так-то, так — колеса стукают по стыкам.
Так-то, так. Идет состав, груженый криком.
Так-то так. Ночами слушаю без сна,
Как в безмолвии стучится тишина.

(В. Шимборская)



Я сам стою здесь как беззвучный крик
Над тысячами тысяч погребенных.
Я — каждый здесь расстрелянный старик.
Я — каждый здесь расстрелянный ребенок.

(Е. Евтушенко)



Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

(Л.Озеров)



Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торогтящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

(Л. Озеров)



Среди полутора миллионов жертв Аушвица не менее 15 тысяч советских военнопленных.


Те босые советские воины,

Кем бараки в болотах построены,
На которых циклон был испытан,
Те кто Родной были забыты...

(составители)


А человеку руки проволкой скрутили
И, осмелев, прикончили над ямой,
Чтоб не взывал о правде и в могиле
Лежал без завещанья, безымянный.

(Ч. Милош)


Мне никогда в жизни не стать старше,
Если сейчас ветром не стать вольным.
Наши придут, звезды зажгут наши.
Вспомнят меня, песни споют наши.

(Ю. Мориц)


... Слава тем,
Кто дрался в окруженье,
Перед кем Россия не права.
Не права
Уже десятилетья,
Лишь сейчас
Вину осознает — Без «пропавших»
Никогда на встретил
И никто бы
Сорок пятый год.

(Ю. Друнина)


27 января 1945 года около 15 часов территории
лагерей Аушвиц-1 и Аушвиц-Биркенау были
освобождены войсками 100-й, 107-й, 148-ой и 322-ой пехотных
дивизий 60 армии 1-ого Украинского фронта. 366
советских воинов погибли при взятии города Освенцима и
лагерей. 92 из них погибли на лагерной территории.


Что может человек?
Как мало значит
Стук дробный сердца
Пережит Освенцим...
И черная река над ним, над ней —
Дым Биркенау, черный дым людей.

(Ч. Милош)
За миллионы замученных
Бесчеловечным режимом...
Нет в мире прощения.
Прощающий смерть, чудовищные казни —
истязает жертвы вторично.
Человеческая память и проклятья
Должны жить не для мести

Для справедливости...
В тяжелых, глубоких раздумьях о
смысле человеческого бытия
Покидаем мы места кровавых казней -
места преступлений перед человечеством. (В. Каня)


По Освенциму ветер гуляет
И ромашки цветут меж печей,
И экскурсия нас ожидает,
Москвичей, москвичей, москвичей.

Палачи о величье вещали:
Оккупировать можно и рай.
И Европу они превращали
В юденфрай, юденфрай, юденфрай.

Мы здесь жили два дня и три ночи,
Что нам делать, пытаясь понять
Повернуть если кто-то захочет,
Время вспять, время вспять, время вспять.

Лучше мне докатиться до «вышки»,
В землю лечь, в землю лечь,
Чем однажды подбросить дровишки
В эту печь, в эту печь, в эту печь.

Утром солнце встает из тумана
От посыпанных прахом полей
Не забыть мне теперь Биркенау,
дым людей, дым людей, дым людей.

По Освенциму ветер гуляет.
И ромашки растут меж печей
Кто нам скажет, что нас ожидает, -
Москвичей, москвичей, москвичей.

От этого огня, поглотившего Ваши
задушенные и замученньие тела,
мы зажжем факел мужества и
отваги в наших душах.

(Х.Гури)

Бах. Месса

А. Ковальски
«Лагерная молитва».


к/фильм «Аuschwitz Wspomnienia № 1327» -
фон для текста

К/ф «Обыкновенный фашизм».

Музыка Киляра к х/ф

«Пианист».

Кадры к/ф «Генерал Власов».
Мусоргский «Картинки с выставки» («Старый замок»)

А. Айги. Музыка к х/ф «Страна глухих» (Одиночество).
Кадры-фотографии с

выставки «Лабиринты памяти» М. Колодея.

Все участники поют в

сопровождении гитары песню

А. Городницкого «По

Освенциму ветер гуляет...»

(текст 1,4.6 строф автора,

2,3,5 - составителей)

Фотографии: кадры -

панорама и отдельные объекты Аушвиц-Биркенау.

фотографии — группа у Международного

Мемориала

С. Рахманинов II концерт, 1 часть для ф-но с оркестром.

Кадры фотографий жертв Аушвица из к/ф «Обыкновенный фашизм».


Приложение
ИСТОРИЯ ХОЛОКОСТА

Хронологическая таблица
Апрель 1940 г. - Рейхсфюрер СС Г. Гиммлер издал приказ о создании концлагеря в Освенциме.

1 марта 1941 г. - Г. Гиммлер посетил Освенцим и отдал приказ о строительстве лагеря в Биркенау (Аушвиц-2).

Март 1941 г. - Гитлер отдал устный приказ о переходе к «окончательному решению» еврейского вопроса путем физического уничтожения евреев.

22 июня 1941 г. - После нападения Германии на Советский Союз и захвата в плен сотен тысяч красноармейцев у нацистов появилась возможность значительно увеличить численность заключенных.

Конец 1941 г. - В лагерь стали прибывать советские военнопленные пешим маршем из расположенного поблизости лагеря военнопленных в Ламсдорфе. Три тысячи пленных сразу были умерщвлены, а из оставшихся 12 тыс., большинство вскоре скончались от истощения и изнурения.

Февраль 1942 г. – В Освенциме в живых осталось менее 1 тыс. советских военнопленных.

15 февраля 1942 г. - Гитлеровцы осуществили депортацию в Освенцим первой группы евреев, которых уничтожили газом «циклон Б».

20 марта 1942 г. - Начали работать газовые камеры Освенцима-Биркенау. Первыми их жертвами стали польские евреи из Верхней Силезии.

4 июля 1942 г. - Нацисты провели первую селекцию на перроне по прибытии в Освенцим. В поезде находились и евреи из Словакии.

7 июля 1942 г. - Гиммлер дал разрешение ставить в Освенциме медицинские опыты на заключенных.

15-16 июля 1942 г. - В Освенцим прибыл первый поезд с голландскими евреями.

16-18 июля 1942 г. - Французская полиция арестовала в Париже 13 тыс. евреев, «не имеющих гражданства». 9 тыс. из них (включая 4 тыс. детей) были отправлены в Освенцим.

26 ноября 1942 г. - Нацисты депортировали в Освенцим норвежских евреев.

17 декабря 1942 г. - Союзники по антигитлеровской коалиции сделали заявление: лица, виновные в уничтожении евреев, понесут наказания после войны.

26 февраля 1943 г. - В Освенцим прибыл первый поезд с цыганами. Их поместили в специальный цыганский лагерь.

22 марта - 25 июня 1943 г. - В Освенциме-Биркенау завершилось строительство четырех крематориев с газовыми камерами.

19 марта 1944 г. - Гитлеровские войска оккупировали Венгрию. Началась депортация венгерских евреев в Освенцим.

2 августа 1944 г. - Нацисты ликвидировали цыганский семейный лагерь в Освенциме. 2897 человек были умерщвлены газом в течение одной ночи.

Ноябрь 1944 г. - В Освенциме нацисты прекратили применение в газовых камерах отравляющего газа «циклон Б».

7 - 18 января 1945 г. - Гитлеровцы начали принудительную эвакуацию узников из Освенцима. Заключенных под охраной СС заставляли идти пешком в Германию. «Марши смерти».

27 января 1945 г. - Части Красной Армии освободили Освенцим.

Темы к написанию эссе, сочинений, рефератов,

посвященных Международному дню памяти жертв Холокоста


  1. «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить,- и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает» (Альберт Эйнштейн, ученый, лауреат Нобелевской Премии).

  2. «Это - пресечение древа жизни. Это гибель корней, а не только веток и листьев. Это убийство души и тела народа… Это уничтожение нации» (Василий Гроссман, писатель).

  3. «Были ли случаи на протяжении двух тысячелетий, когда свобода, человечность пользовались антисемитизмом как средством своей борьбы? Может быть, и были, но я не знаю таких» (Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»).

  4. «Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма» (Эли Визель, лауреат Нобелевской премии).

  5. «Евреи не должны иметь прав.

Евреи не должны иметь права жить среди нас.

Евреи не должны иметь право жить».

(Рауль Хильберг, историк Холокоста).


  1. «Они (Праведники Народов Мира) были «светлой струей в океане зла и насилия» (Василий Гроссман, писатель).

  2. «Мы предпочитаем думать, что те, что вносят в мир такой ужас, отличаются от нас и что подобные крайности - большая редкость. Но история таких народов, как евреи, курды, боснийцы, коренные жители Америки- список этот можно продолжать и продолжать,- предполагает, что это вполне обыденно. Представляя нам Эйхмана как самого обыкновенного маленького человека, Арендт показывает, насколько на самом деле тонок налет цивилизованности» (Отзыв Amazon.com о книге Ханны Арендт «Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме»).


* * *
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconПрограмма работы по сенсорике Окатова Светлана Сергеевна
Младший школьный возраст детей с умственной отсталостью – важнейший период формирования жизненного ресурса детей, этап становления...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconМетодические рекомендации: Выпускной вечер последний школьный праздник...
Цель: организованное проведение торжественного мероприятия, посвященного окончанию учащимися общеобразовательного учреждения и вручения...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Одним из ключевых направлений развития общего образования является здоровье школьников. Именно в школьный период формируется здоровье...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconКурсовая работа по возрастной психологии
Далее следовал возраст вступления в брак – до 30 лет; возраст выполнения общественных обязанностей – до 40 лет; возраст познания...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьные годы – важнейший период жизни человека. Это период интенсивного роста и совершенствования организма, развития высшей нервной...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconКонкурс «Формула успеха» 23 человека (педагоги). Окружной уровень:...
...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconЦель сайта: помочь определить свои жизненные позиции, чтобы активно влиять на свою жизнь…
Последствия увеличения страхового риска в течение срока действия договора страхования 11
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconФизика как важнейший источник знаний об окружающем мире
В-третьих, физика вносит существенный вклад в развитие духовного облика человека, формирует его мировоззрение, учит ориентироваться...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconРабочая программа (внеурочная деятельность, художественно-эстетическое...
Младший школьный возраст время, когда закладываются основы духовности личности благодаря эмоциональности восприятия ребенком окружающего...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconРабочая программа дисциплины «возрастная психология»
Цель: сформировать представление о категориях «развитие» и «возраст», дать представление о физиологическом и психическом развитии...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconДоклад муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя...
Знакомство с отчетом позволит каждому получить интересующую информацию и осознать свою роль в развитии школы, получив основание для...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из этого желтого золота сможешь сделать сосуды для еды и питья. И тем продлишь свою жизнь. Продлив же свою жизнь, сподобишься увидеть...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconЭкологическое воспитание младших школьников через интегрированные уроки
Жизнь человека напрямую зависит от жизни природы, поэтому, охраняя ее, человек, прежде всего, охраняет свою жизнь. Человек – неотъемлемая...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconРазвитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
И перспективы личностного и познавательного развития [6: 3]. Младший школьный возраст – это период формирования центральных психологических...
Школьный возраст важнейший период в развитии человека. Учащийся образовательного учреждения активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность iconОсобенности подросткового возраста
Подростковый возраст – сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Подростковым принято считать период от 11-12 до 15-16...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск