Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва





Скачать 268.78 Kb.
НазваниеАктивизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва
Дата публикации29.08.2013
Размер268.78 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы

Активизация управления

развитием воспитательной системы

образовательного учреждения

Третьяков Петр Иванович,

доктор педагогических наук, профессор МПГУ, г. Москва

В наступившем XXI веке становится очевидным, что проблемы современного качества управления педагогической системой не могут быть решены на основе жестко дифференцированных дисциплинарных подходов. Деятельность современных образовательных учреждений по воспитанию молодого поколения и внешние условия меняются настолько стремительно, что старый стиль управления не дает положительных результатов. Необходим качественно новый оперативный подход, активизирующий все компоненты управления системой воспитания: цели, содержание, методики и технологии, прогнозируемые результаты. И прежде всего эта необходимость изменения управления системой воспитания связана с явным изменением в настоящий период молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура - это культура отдельных групп молодежи, отличная от общепринятой во взрослом обществе. Молодежная субкультура в нашей стране в последние годы сформировалась в процессе отчуждения молодежи не только от многих традиционных форм и стереотипов, но и от самого образа жизни «взрослых».

В обществе наличествует несколько молодежных субкультур. Факт образования различных субкультур не хорош, не плох, он вполне нормален. В любой субкультуре имеются специфический черты, яркие отличительные признаки. Они играют особую роль в объединении конкретной группы молодых людей.

Сегодня молодежь стала пользоваться большей автономией, чем прежде. Ей свойственна монопольно-психологическая независимость. Уменьшилась роль авторитарных форм воспитания в учебных заведениях, в семье, изменился характер социального контроля.

Социологи и педагоги обращают внимание на необходимость разделения социально-полезных, социально-приемлемых и социально-неприемлемых для развития общества субкультур. К первой группе, например, относятся такие современные молодежные движения, как

«Наши», «Молодая гвардия». К последним, то есть социально неприемлемым, относятся фашистские движения, террористические группировки, субкультуры деклассированных элементов общества, включающие тунеядство, проституцию, наркоманию.

Сегодня, как и всегда, подростки всеми способами стараются быть современными, но «современность» не редко понимается ими как сумма чисто внешних признаков, слепое следование сиюминутной моде.

Мода - это не только стрижки, джинсы, кроссовки и т.п. Это и одинаковые вкусы, запросы, образ жизни, поступки, специфическая система труда, потребления, досуга. Это способ молодежи, показать, какая она и способ распознавания «своих».

Молодежь отличает свойственный ей язык (сленг), манера общения. В формировании молодежного лексикона четко вырисовывается видение вещей, свойственное конкретной группе людей. Сленгом молодежь пользуется, как правило, в местах сборов молодежных групп. Молодежь, как правило, образует весьма замкнутые сообщества, говорящие на особом жаргоне.

Подростки сегодня ориентированы на развлекательно потребительский досуг. Массовой субкультурой для молодежи стало видеокультура, дискотеки, рок-поэзии. Как показывают исследования в видеофильмах молодежь привлекает не только ужасы, насилие и эротика. Видимо здесь есть какие-то художественные ценности, понятные лишь молодым. И это явление следует особо исследовать.

Сегодня на смену дискотекам все увереннее приходят ночные клубы. Молодежь оценивает какова винная карта бара, дизайн помещения клуба. Но более всего молодежь привлекает виртуальный свет, оглушающий звук, дым, спецэффекты.

В периоды социально-общественных перемен культурная миссия молодежи являет нам культуру отчасти будущего. Создаются предпосылки для превращения молодежной субкультуры в альтернативную культуру, которая с течением времени будет усвоена культурой общества, способствуя ее изменению. Молодежная субкультура быстрее всех испытывает влияние мировой и национальной, городской и сельской культуры, а также других субкультур. Это придает ей разносторонний многообразный характер. В молодежной субкультуре отражены все противоречия современного общественного развития.

Но молодежная субкультура одновременно порождает отставание от образованности, индивидуализм, не развитость культурных потребностей, культ вседозволенности, эмоциональную бедность, занижение нравственных критериев оценки своего и чужого поведения, апатию и отвращение к работе, тягу к развлечению.
Молодежная субкультура практически является средством адаптации молодежи к системе ценностей взрослых и одним из важных компонентов формирования личности.

Если оценивать коэффициент интеллектуализации молодежи, то он в настоящий период снизился с 42 места в 1985 году до 50 в 2000.

Много претензий предъявляется сейчас к нравственно-эстетической культуре молодежи, организации досуга, к ее вкусам, этикету и стилю взаимоотношений.

Молодежь всегда пытается идентифицировать себя, независимо от ролей и ожиданий, которые исходят из семьи, работы, ОУ. Она развивает свою собственную идентификацию. От того, каким святыням поклоняется молодежь, какие идеалы исповедует, чем живет и дышит, зависит наш успех или наше неудача завтра.

Нет необходимости раскрывать все сложные стороны жизни современного молодого поколения. Сказанного вполне достаточно, чтобы сказать всем, кто заинтересован в жизни и деятельности молодежи «Возьмемся за руки, друзья, чтобы не пропасть поодиночке».

Уважаемые коллеги: Молодежная политика представляет собой целостную государственную и региональную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера для создания условий самореализации молодых граждан, поддержки молодежных движений и инициатив.

Молодежная политика сегодня ориентирована на активизацию управления развитием инновационного потенциала молодежи, создания доступной и востребованной молодежью системы услуг, предложений, проектов, содействующих процессу социального становления молодежи.

Актуальные проблемы государственной молодежной политики на современном этапе выражаются в слабой скоординирован ности управления государственной и региональной молодежной политики с другими сферами не развитой инфраструктурой учреждений для молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающим потребностям и интересам молодого поколения в отсутствии системы социального мониторинга состояния молодежной сферы; свободном доступе молодежи к данным о деятельности современных и региональных органов управления, их учреждениях; в слабой заинтересованности средств массовой информации в освещении вопросов реализации государственной и местной молодежной политики; недостаточном уровне финансового обеспечения.
4

Поэтому в целях активизации управления деятельностью молодежи, повышения ее эффективности, соответствия современным требованиям Департамента по молодежной политики Минобразования России совместно с рабочей группой по вопросам государственной молодежной политики Госсовета России были подготовлены основополагающие документы:

  • проект государственной молодежной политики Российской
    Федерации;

  • межведомственная программа «Студенчество России (2004-2008
    годы)»;

  • проект федеральной целевой программы «Молодой семье -
    доступное жилье»;

  • проект Программы мер по активизации конкурентоспособности
    молодежи, впервые вступающих на рынок труда.

В настоящее время в более 60 субъектах Российской Федерации приняты законы о государственной молодежной политике. В этих законах, а также в подготовленных в ряде регионов законопроектах отразились подходы, закрепленные в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации, Концепции государственной молодежной политики в Российской Федерации, одобренной решением Правительственной комиссии по делам молодежи 5 декабря 2001 года. Тем не менее, рассогласование норм велико, здесь мы сталкиваемся с явлением неравномерного развития отрасли молодежной политики в Российской Федерации. Отдельные субъекты молодежной политики ушли далеко вперед в плане развития данной отрасли, а другие делают только первые шаги.

Сегодня необходим обновленный специальный закон о молодежи, который закрепил бы законодательные положения, обязательные к исполнению всеми субъектами на всей территории страны.

Одним из приоритетных направлений сегодня в реализации государственной молодежной политики является развитие всеми участниками воспитательного процесса молодежи гражданского сознания, создание условий для личностной самореализации и социализации.

Важнейшим условием повышения эффективности процесса социализации является: обновление целей, содержания и технологии воспитания, направленных на повышение субъектности молодежи как социальной группы, которая осуществляется на базе учреждений образования.

Напомним, что действующее содержание общего образования и воспитания было в основном создано в 60-70 годы, а значит, исходило из

5

нужд развития индустриального общества. Технологии индустриального общества примитивны, потому что они затратны и неэкологичны.

Образование индустриального общества не только реализовало идеи экспансии, безжалостной борьбы с природой, неуважения к индивидуальности, будь-то природный объект или отдельный человек. Это образование - так же, как и общество, отрицает меру своих деяний, и точно так же во всем затратно. Оно затратно в своей педагогической агрессивности, в преимущественном использовании состязательных технологий в ущерб сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей. В ориентации на формальные результаты обучения, которые часто оборачивались «дидактогенными» заболеваниями.

Вместе с тем думающие, любящие своего воспитанника и свое дело педагоги неизбежно приходили к убеждению, что обновление ОУ невозможно без изменения главного педагогического отношения -«учитель - учащийся». Оба они - субъекты обучения, личности, индивидуальности. Школа и любое образовательное учреждение, состоящее из личностей, индивидуальностей, тоже должны быть субъектными. Эта субъектность не означает ничего иного, как свободу саморазвития.

Теперь в начале нового столетия, по опыту продуктивной деятельности передовых педагогов мы знаем, что организация коллективных творческих дел и развитие индивидуальности воспитанника не противостоят друг другу, а взаимно усиливают положительный образовательный и воспитательный эффект.

Опираясь на принцип саморазвития, образовательная система XXI века становится как отвечающая законам государства, общества и личности - социальная и информационно-предметная среда индивидуализированного, персонализированного образования.

Такое образование определяет в качестве своей высшей цели становление саморазвивающей и самоопределяющей личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с людьми разных культур, природой, обществом, государством, ноосферой на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентации.

Сегодня индивидуализированное, персонализированное образование предполагает проектирование и развертывание локальных местных и глобальных (международных) информационных образовательных сред. Работа уже началась, но в целом решение этой задачи - прерогатива XXI века.

Что можно сделать уже сейчас?

Система педагогических технологий во многом определяется лежащей в ее основе стратегией организации учителей и учащихся. Таких стратегий известно три:

6

  • стратегия сотрудничества (учащиеся работают вместе для
    достижения общих целей);

  • стратегия соперничества (учащиеся соревнуются в достижении цели,
    причем достичь ее могут далеко не все из них);

  • стратегия раздельного обучения (каждый из учащихся
    самостоятельно движется к своей цели, и эта цель не совпадает с
    целями других).

При наличии разнообразных педагогических практик передовые педагоги и их коллеги едины в главном - в том, что основой образования для демократической России является гуманистическая педагогика.

Образование противостоит кризисам общества потому, что не перестает готовить «работников будущего». Но образование - и один из немногих институтов общества, отстаивающий его непреходящие ценности. Беда, если в условиях разрушения общественной морали, падения авторитета закона, ослабления семейных связей, ОУ откажется от управления развитием своей воспитательной системы.

Для активизации управления развитием воспитательной системы нам предоставляются наиболее интересными и значимыми в перспективном плане следующие концепции.

Так концепция профессора Щурковой Н.Е. «Формирование образа жизни достойного человека».

Воспитание определяется автором как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Формируется образ жизни, создаются условия для восхождения воспитанника к культуре. И главное из этих условий - учитель-воспитатель как «предъявитель культуры».

Цель и принципы воспитания.

Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других, когда исполняет миссию Человека на Земле. В цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого.

Цель должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий.

Основные («заглавные») принципы воспитания:

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения;

  • принцип субъективности;

- принцип принятие воспитанника как данности.
Содержание воспитательного процесса.
Его основу составляют такие направления, как:

  • философское воспитание (воспитание надситуативного мышления,
    способности к обобщению);

  • диалогическое воспитание (организация такой жизни воспитанника,
    когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной,
    музыкой, другим человеком и т.п.);

  • этическое воспитание (педагог «возвышается» до ученика, ученик
    принимается учителем «равным» себе: не по опыту жизни,
    образованию, а потому, что ученик - Человек и с ним возможно
    ценностно-смысловое единство. Ученик - всегда цель и никогда
    средство).

Механизм воспитания.

Постепенное, пошаговое движение. Логика при этом такова: способность осознания, оценочная рефлексия, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

Критерии и показатели эффективности В П.

Для определения эффективности ВП необходимо сопоставить достигнутые результаты с поставленной целью. В качестве главного критерия может выступать воспитанность учащихся и ее изменения из года в год.

Другой не менее интересной является концепция члена-корреспондента РАО Газмана Олега Семеновича «Педагогическая поддержка ученика и процесса ее развития».

Главный постулат автора сводится к тому, что воспитание есть не что иное, как помощь ученику в его саморазвитии. Педагогическая поддержка складывается из взаимосвязанных действий школьника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

  • диагностическом;

  • поисковом;

  • договорном;

  • деятельностном;

  • рефлексивном.

Критерии и показатели эффективности ВП:

  • готовность ученика к самоопределению;

  • развитость индивидуальных способностей ученика;

  • нравственная направленность личности;

  • физическое и психическое здоровье;

  • сформированность базовой культуры;

  • защищенность и комфортность ученика в коллективном и школьном
    сообществе.

Но кроме педагогической поддержки мы полагаем, что молодое поколение должно получать и другие виды поддержки, как то:

  • социальную, предполагающую равные стартовые возможности в
    образовательном процессе;

  • психологическую, предполагающую субъект-субъектные
    отношения сотрудничества;

  • реабилитационную и коррекционную, предполагающую
    своевременное восстановление утраченных свойств и
    признаков, а также исправления различных отклонений в учебе
    и поведении;

  • здоровьесберегающую, которая предполагает обеспечение
    условий сохранения здоровья и организации здорового образа
    жизни;

  • правовой поддержке, которая предполагает реализацию
    Конвенции прав ученика на жизнь, развитие и свое мнение;

  • культурологическую, предполагающую передачу молодому
    поколению лучших традиций, норм поведения, образцов
    культуры и др.

Остановлюсь еще на одной концепции «Воспитание в адаптивной школе», разработанной на кафедре управления развитием школы МПГУ. Ее авторы. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Капустин Н.П., Третьяков ПИ., Рогачева НА., Ямбург ЕЯ.

Понятие воспитания.

Воспитание в образовательном смысле это специально

организованная целенаправленная деятельность по формированию и развитию сознания и самопознания ребенка, формированию нравственной позиции и ее закреплению в поведении.

Адаптивная школа - социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям, изменившейся внешней среды. С другой стороны, она сама оказывает обратное воздействие на внешнюю среду с целью обеспечения максимально возможного соответствия параметров среды существенным характеристикам школы.

Адаптивная образовательная система - это система, способная каждому ученику помочь достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями.

Развитие способности личности к самосовершенствованию на основе учета ее возрастных особенностей, внутренних резервов, возможностей -определяющий признак адаптивной школы, в фокусе внимания которой находится не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные.
9

Цель и принципы воспитания.

Генеральная цель состоит в создании условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способа существования, направлений самореализации и самосовершенстования в контексте человеческой культуры.

Достижение указанной цели возможно при реализации пяти функций адаптивной школы: ориентационной, коррекционной, реабилитационной, функции стимулирования и предупреждения затруднения учащихся.

Деятельность адаптивной школы базируется на следующих концептуальных идеях: идее развития целостного ВП и составляющих его компонентов, идее гуманитарно-культурологического подхода, идее свободного развития, идее творчества и идее рефлексивного управления.

Содержание воспитательного процесса.

Содержание воспитания выстраивается на основе базовых ценностей морали (этики), включающей в себя честность, справедливость и человечность. Компонентами содержания воспитания являются знания, умения, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностные отношения к окружающей действительности.

Механизм воспитания.

Выделяется 6 компонентов, каждый из которых имеет свои адаптационные механизмы:

  • адаптивные учебные занятия;

  • индивидуальные учебные занятия;

  • занятия по общесоматическому и сенсорно-моторному развитию;

  • занятия по социально-нравственной адаптации;

  • занятия по культурологии, краеведению и экологии;

  • занятия по адаптации к демократическому образу жизни.
    Критерии и показатели эффективности ВП.

Оценка эффективности на мониторинговой основе по двум критериям:

  1. Критерии оценки эффективности (полезности) ВП - «Делай
    правильно то, что делаешь».

  2. Критерии оценки действенности результата, то есть соотнесение
    результата целям - «Правильно делай то, что нужно» (Я.А.
    Коменский).

Остановимся на сущностном смысле активных систем, которые формируются и развиваются благодаря активизации управления.

Активные системы предоставляют собой интегрированные целостности, свойства которых не могут быть сведены к свойствам составляющих их систем.

В этом плане и задаваемые цели воспитательных систем должны носить интегрированный характер, так например, «Создать

10

педагогические условия для формирования и развития образа жизни достойного Человека, Человека-Мира без потери своих национальных корней, способного к самореализации и развитию в изменяющемся социуме».

Одним из наиболее значимых свойств активных систем является высокая степень устойчивости, стабильности. Это состояние достигается не за счет жесткости в управлении, а при помощи гибких, применяющихся нелинейных обратных связей.

Для того, чтобы придать устойчивость и стабильность воспитательной системе мы должны изменить ее структуру с иерархической на матрично-проектную для усиления корпоративного взаимодействия всех участников воспитательного процесса.

Баланс активной жизнедеятельности системы характеризуется непрерывными независимыми флуктуациями всех составляющих переменных. Для того, чтобы сохранить устойчивость и жизнеспособность, система должна быть гибкой к изменениям как внутри системы, так и вне ее. Это и определяет еще одно свойство -адаптивность.

В соответствии с новыми представлениями структуры и процессы рассматриваются как взаимодополняющие образования. Каждый процесс протекает в определенной структуре, и каждая структура формирует свой процесс. Изменившаяся структура предполагает формирование нового процесса. Таковым является индивидуально-личностный воспитательный процесс. Этот процесс предполагает развитие лидерских качеств каждого субъекта в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями.

Ведущий принцип организации активной социально-педагогической системы (школы и любого другого образовательного учреждения) -самооорганизация. Упорядоченность такой системы не может быть предопределена только внешним социумом. Она в первую очередь обуславливается автономностью самой системы. Взаимодействие с внешним социумом, внутренняя организация активных систем мало изменяется.

В активных социально-педагогических системах сегодня необходим новый стиль лидера. Руководителю современного общеобразовательного учреждения следует не командовать и обвально контролировать, а стремиться оказать профессиональную помощь и поддержку, влияющую на всю систему организации методами оперативного и эффективного управления.

11

Наличие в образовательном учреждении адаптивной педагогической системы требует активизации управления, что позволит:

  • быстро и гибко реагировать на меняющуюся социально-
    педагогическую ситуацию;

  • «достраивать недостающие звенья» учебно-воспитательного
    процесса;

  • выбирать те управленческо-дидактические модели, которые
    будут давать реальный позитивный результат в реализации
    участниками педагогического процесса всех своих «само» от
    самоосознания до самореализации;

  • организовать педагогический процесс таким образом, чтобы
    максимально снизить перегрузку, избежать неврозов,
    обеспечить своевременную диагностику и коррекцию,
    систематическую, психологическую и психотерапевтическую
    помощь участникам педагогического процесса;

  • преодолеть барьер между академическим, книжным,
    вербальным знаниям и чувственно-предметным освоением
    мира;

  • адаптироваться к индивидуальным особенностям человека с
    опорой на механизм его саморегуляции;

  • будучи принципиально открытой, наращивать запас готовности
    к изменениям, поэтапно овладевая все новыми степенями
    свободы в решении вопросов, связанных с развитием человека;

  • по мере решения одних задач переходить к следующим, то есть
    находиться в постоянном развитии и совершенствовании, в
    зависимости от стремительно меняющихся требований
    окружающей действительности.

Активизация управления - это в сущности осуществление оперативного управления с помощью всех видов ресурсов.

Наиболее распространенные исследования ученых в построении
адаптивной модели обучения (Е.А. Ямбург), адаптивной системы обучения
(А.С. Границкая), в разработке концепции адаптивной школы
(Т.М.Давыденко, С.В.Красиков, Н.П.Капустин,

И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.) позволяют определить характерные особенности оперативного управления педагогическими системами в создании адаптивной среды:

1. В процессе адаптивного оперативного управления создаются условия для каждого участника педагогического процесса с их различными склонностями и способностями. Под условиями необходимо понимать то, что будет соответствовать потребностной, мотивационной сферам

12

субъектов педагогической системы. Еще Я.А. Коменский писал: «Если никого не будут к чему-либо принуждать против воли, то ничего и не будет вызывать отвращения и притуплять силу ума; каждый будет легко идти вперед в том, к чему его (по велению высшего провидения) влечет скрытый инстинкт, и затем на своем месте с пользой послужит Богу и человеческому обществу».

2. Адаптивное оперативное управление через свойства ее субъектов и создаваемые им условия выстраивается из физической природы, социальной и духовной нравственной сути человека. Человек одинаково принадлежит миру природному, божественному и идеальному (принцип мистической всепроникновенности, сформулированный А.Ф. Лосевым). Действительной ценностью педагогического процесса является не социализация личности, не приобретение знаний, умений и навыков (это его вторичные результаты), а помощь детям, чтобы они могли «избегнуть участи тех, которые всю

жизнь прожили, а себя в ней не нашли».

3. Адаптивное оперативное управление, с одной стороны, стремится максимально учитывать индивидуальные особенности личности (потребностная сфера, уровень восприятия, способность к сопереживанию и соучастию в процессе деятельности), а с другой - гибко реагировать на социокультурные изменения общественной среды. Подобная двусторонняя стратегии позволяет личности занять свое собственное пространство в профессионально-образовательной среде и адаптирует ее к быстро меняющейся жизни.

4. Цель адаптивного оперативного управления - сохранение и

развитие личности, воспитание человека думающего (Решателя, Мыслителя). Цели должны быть представлены в такой, системе(иерархии), в которой были бы реализованы объективные взаимосвязи, существующие между основными потребностными компо­нентами личности и основными компонентами содержания образования и воспитания (знания, способы деятельности, отношениям).

5. В содержании образования при реализации адаптивного оперативного управления важны такие компоненты, как ценности

13

отношений, убеждений, мотивов деятельности, причем в данной среде не может быть обязательного для усвоения всеми учениками содержания образования, так как усвоено может быть то, что значимо для конкретного человека. «Совершенно несправедливо требование, чтобы все ученики показывали одинаковые успехи в одном и том же предмете и должны были бы изучать его в одинаковом объеме».

6. В основе адаптивного оперативного управления процессом
обучения лежит принципиально новая модель
организации обучения и воспитания. Организационная
структура урока, воспитательного мероприятия должна
позволить увеличить время самостоятельной работы
учащихся, что, в свою очередь, требует перехода к
непрерывному оперативному управлению,

обеспечивающему надежную реализацию на практике основных теорий деятельности.

В условиях реализации адаптивного оперативного управления не существует и не может существовать универсальной технологии. Взаимодействие руководителя и педагога, учителя и ученика всегда ситуативно, зависит от индивидуальности, культурного и социального опыта всех субъектов педагогической системы. Это не означает, что управленческо-педагогическим технологиям нет места, наоборот, нужны более высокий уровень информации о существующих техно­логиях, способах их реализации и грамотное их использование.

Личность самого создателя педагогической системы играет, безусловно, важную роль в адаптивном оперативном управлении. Именно руководитель образовательного учреждения и учитель являются носителями и исполнителями идей обновления образования. Именно к ним предъявляются новые требования.

Ваши перспективы в жизни стали


1





Какие из проблем личного характера доставляют Вам наибольшее беспокойство (отметьте не более 3-ч пунктов)

2



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПрограмма «Детство»
Руководители авторского коллектива — кандидат педагогических наук, профессор Т. И. Бабаева, доктор педагогических наук, профессор...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconГуманитарный Центр "СпАрт"
Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических наук, профессор В. В....
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература»
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconГоу впо новосибирский государственный педагогический университет факультет психологии
Лепин Петр Вольдемарович – доктор педагогических наук, профессор, ректор Новосибирского государственного педагогического университета,...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тодоров Л. В., доктор педагогических наук, профессор; Белоусова Е. И., кандидат педагогических наук, доцент; под общей редакцией...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПерспективы и пути повышения гуманистической ценности современного...
Ия гуманистической ценности современного спорта и олимпийского движения: Сборник/Сост и ред.: академик рао, доктор педагогических...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва icon1. Пояснительная записка к образовательной программе по обществознанию
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconРабочая программа по предмету обществознание основное общее образование
«Обществознание. 6 9 классы». Авторы программы: Л. Н. Боголюбов – академии рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconМинистерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным...
Ран; Милованов В. И. — доктор исторических наук; Мистюков Н. А.; Молодых И. И. — доктор геолого-минералогических наук, профессор;...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПояснительная записка Курс имеет целью познакомить студентов с концепцией...
Рецензенты: Вагинова Л. С., доктор культурологии, профессор кафедры Кимктяиж мггу; Ворожбитова А. А., доктор филологических наук,...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПояснительная записка к тематическому планированию уроков обществознания...
Л. Н. Боголюбов, академик рао, доктор педагогических наук, профессор; Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова,...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconНаучные руководители: доктор медицинских наук профессор труфанов...
Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана на основе государственной учебной программы «Программы специальных (коррекционных)...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconВнеклассная работа как средство повышения компетентности учащихся. Монография
Рецензенты: доктор технических наук, профессор Копыльцов А. В.(зав кафедрой информатики ргпу им. А. И. Герцена), доктор педагогических...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В. Г. Бочарова – член-корреспондент рао, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 44....
Директор Института педагогики и психологии образования гбоу впо мгпу, заведующий общеинститутской кафедрой психологии образования,...
Активизация управления развитием воспитательной системы образовательного учреждения Третьяков Петр Иванович, доктор педагогических наук, профессор мпгу, г. Москва iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100....
Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления дошкольным образованием иппо гбоу впо мгпу м. Н. Недвецкая


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск