Скачать 12.33 Mb.
|
Селевко Г.К. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Том 1 Москва Народное образование 2005 Рецензенты: В.Г. Бочарова – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, г. Москва К.Я. Вазина – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой профессиональных, педагогических технологий ВГИПА, г. Нижний Новгород А.Г. Каспржак – кандидат педагогических наук, засл. учитель школ РФ, г. Москва А.М. Кушнир – доктор психологических наук, Москва О.Г.Левина – кандидат педагогических наук, зам. директора МОУ «Провинциальный колледж», г.Ярославль Р.В. Овчарова – академик АПСН, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии КГУ, г. Курган Е.Н. Степанов – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики воспитания ИПКРО, г. Псков Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. Книга представляет учебно-методическое пособие нового поколения. Она состоит из двух томов, причем содержание второго тома представляет непосредственное продолжение первого; их разделение продиктовано исключительно большим объемом материала. В двухтомнике описано около 500 технологий. Логика изложения опирается на классификацию технологий по направлению модернизации традиционной системы обучения. Кроме того, в пособии описаны не только технологии обучения, но и воспитательные и социально-воспитательные технологии, выделены в отдельную главу педагогические технологии на основе применения современных информационных средств Методологической основой книги является концепция образовательной технологии Г.К. Селевко, согласно которой технология представляет совокупность трех основных взаимосвязанных компонентов: научного, формально-описательного и процессуально-действенного. В каждой из технологий четко прослеживается научно-концептуальная основа, излагаются существо и особенности содержания и применяемых методик, дается необходимый материал для освоения. Характеристики технологий снабжены примерами их исторических и генетических прототипов (рубрика «Предтечи, разновидности, последователи»). В пособие также включены контрольные вопросы к содержанию глав и ответы на них. Книга ориентирует читателя в огромном мире образовательных технологий настоящего и прошлого, а также представляет и некоторые технологии будущего. Предназначена для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования. © Селевко Г.К. © Народное образование Оглавление Предисловие к первому тому 7 Введение: Технологический подход в образовании 10 I. Базовые психолого-педагогические понятия образовательных технологий 13 1.1. Основные категории и закономерности педагогики 13 1.2. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии 17 1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН) 21 1.4. Способы умственных действий (СУД) 23 1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ) 25 1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН) 26 1.7. Действенно-практическая сфера личности (СДП) 27 1.8. Сфера творческих качеств (СТК) 28 1.9. Сфера психофизиологического развития (СПФР) 29 1.10. Возрастные и индивидуальные особенности личности 29 Вопросы и задания для самоконтроля 34 II. Теоретические основания современных образовательных и педагогических технологий 35 2.1. Современные трактовки понятия педагогической технологии 36 2.2. Структура педагогической технологии 39 2.3. Терминологические взаимоотношения 41 2.4. Основные качества современных педагогических технологий 44 2.5. Научные основы педагогических технологий 47 2.6. Классификация педагогических технологий 55 2.7. Описание, анализ и экспертиза педагогической технологии 61 Вопросы и задания для самоконтроля 67 III. Современное традиционное обучение (ТО) 68 3.1. Классическая традиционная классно-урочная технология обучения 70 3.2. Технология классического и современного урока 77 Урок в малочисленной сельской школе 83 3.3. Пути совершенствования традиционной технологии 86 Вопросы и задания для самоконтроля 91 IV. Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса 92 4.1. Педагогика сотрудничества 94 4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили 109 4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека 112 4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин) 115 Предтечи, разновидности, последователи 118 Вопросы и задания для самоконтроля 125 V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения) 126 5.1. Игровые технологии 129 Игровые технологии в дошкольном периоде 132 Игровые технологии в младшем школьном возрасте 134 Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте 135 5.2. Проблемное обучение 142 5.3. Технология современного проектного обучения 147 5.4. Интерактивные технологии 155 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) 158 Технология проведения дискуссий 160 Технология «Дебаты» 163 Тренинговые технологии 170 5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) 184 5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов) 189 Вопросы и задания для самоконтроля 194 VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса 196 6.1. Технология программированного обучения 199 6.2. Технологии уровневой дифференциации 206 Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) 208 Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) 210 Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация) 212 6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) 217 Модель «Профильное обучение» 220 6.4. Технологии индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) 227 Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования 232 Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении 233 6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) 243 Вертикальный вариант (Красноярский) 246 Горизонтальные варианты 247 6.6. Технологии групповой деятельности 254 Модель: групповая работа в классе 255 Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ). 259 Модели коллективного творческого решения проблем 261 6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении 265 Вопросы и задания для самоконтроля 268 VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала 269 7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов) 272 7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов) 277 7.3. Укрупнение дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев) 282 7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) 286 7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов) 290 7.6. Технологии интеграции в образовании 296 Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева 298 Модель «Технология воспитания экологической культуры» 302 Модель глобального образования 306 Концепция холистической педагогики 308 Концепция гражданского образования 311 7.7. Модели интеграции содержания в учебных дисциплинах 314 Модель «Интегрирование (объединение) учебных дисциплин» 315 Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем 316 Модель межпредметных связей 316 7.8. Технологии концентрированного обучения 319 Модель суггестивного погружения 320 Модель временнóго погружения М.П. Щетинина 322 Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур 324 Особенности идеографических моделей 326 7.9. Дидактическая многомерная технология В.Э. Штейнберга 330 Вопросы и задания для самоконтроля 338 VIII. Частнопредметные педагогические технологии 339 8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) 341 8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) 343 8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин) 347 8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев) 350 8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев) 352 8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского 355 8.7. Технологии преподавания изобразительного искусства в школе 361 8.8. Авторские педагогические технологии «Учителей года России» 367 Авторская технология формирования нравственного выбора школьников «Учителя года – 90» А.Е. Сутормина 370 Авторская технология преподавания физики на основе интегративного принципа «Учителя года – 91» В.А. Гербутова 371 Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России – 92» А.В. Зарубы 373 Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова 376 Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского 378 Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской 379 Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России 96» Е.А. Филипповой 380 Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России 97» А.Е. Глозмана 381 Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина 383 Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова 385 Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара 386 Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России – 2001» А.В. Крылова 388 Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России – 2002» И.Б. Смирнова 390 Авторская концепция преподавания истории и обществознания «Учителя года России – 2003» И.А. Карачевцева 391 Технология воспитания в процессе обучения «Учителя года России – 2004» Е.И. Славгородского 392 8.9. Технологии учебников и учебно-методических комплексов 394 Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100» 397 Вопросы и задания для самоконтроля 410 IX. Альтернативные технологии 412 9.1. Технология продуктивного образования (Productive Learning) 413 9.2. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) 420 Альтернативная технология усвоения математики «Другая математика» А.М. Лобка 424 9.3. Технология мастерских 426 9.4. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской) 432 Предтечи, разновидности, последователи 436 Вопросы и задания для самоконтроля 437 X. Природосообразные технологии 438 10.1. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья 440 10.2. Природосообразные технологии обучения чтению и письму (А.М. Кушнир) 453 Природосообразная модель обучения чтению А.М. Кушнира 454 Модели природосообразного обучения письму А.М. Кушнира 457 10.3. Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира 463 10.4. Технология обучения детей с признаками одаренности 466 Вопросы и задания для самоконтроля 475 XI. Технологии свободного образования 476 11.1. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) 478 11.2. Педагогика свободы Л.Н. Толстого 482 11.3. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер) 486 11.4. Технология саморазвития (М. Монтессори) 490 11.5. Технология Дальтон-план (Е. Паркхерст) 495 11.6. Технология свободного труда (С. Френе) 498 11.7. Школа-парк (М.А. Балабан) 500 11.8. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко 505 Вопросы и задания для самоконтроля 510 Предметный указатель для 1 и 2 тома 511 Именной указатель для 1 и 2 тома 554 Ответы на вопросы и задания для самоконтроля 562 |