Балакишиева Татьяна Леонтьевна
Год рождения - 1973 г.
Образование – высшее
Место работы - Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №109
Орджоникидзевского района городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
Учитель начальных классов
Стаж работы – 7 лет
Дом. адрес – ул. Кольцевая, 164/1 – 21, тел. 263 – 99 – 30 Анализ урока
Урок по теме: «Наша дружная семья» был проведён во 2 классе в масштабе образовательного компонента «Окружающий мир» базисного учебного плана «Мир вокруг нас»
Урок строился исходя из принципов педагогики сотрудничества. Максимальное вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроке, занимательность материала взята как основа эмоционального фона урока.
Учебные возможности классного коллектива средние: недостаточно развита эмоциональная сфера и волевые качества детей. Одним из средств решения этой проблемы является проведение нестандартного урока творчества.
В процессе проведения урока решались следующие задачи: дифференциация обучения, расширение рамок учебной программы. Работая в зоне ближайшего развития ребёнка, поднять авторитет каждого ученика.
Эти задачи были достигнуты при реализации целей урока:
- Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;
- Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;
- Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.
Время на уроке было использовано рационально.
Форма организации учебного процесса – урок творчества.
При изучении нового материала был выбран словесный метод – беседа-сообщение, предполагающая включение ученика в процесс активного участия добывания новых знаний, наглядный метод – метод демонстраций с использованием ИКТ, практический метод – графические упражнения.
Стиль педагогического общения на уроке – общение на основе увлечённости совместной творческой деятельностью, дружеское расположение, на основе метода активного социального обучения – урок творчества. Настрой класса на уроке был положительным, учащиеся проявляли интерес к теме урока.
Средства обучения, используемые на уроке: речь, фотографии семей детей, рисунки, классическая музыка, представленные с помощью компьютерной презентации не интерактивной доске.
Самостоятельная работа учащихся на уроке была построена по следующей схеме: продвижение от репродуктивного типа деятельности к творческому типу.
Для борьбы с перегрузкой учащихся была проведена физкультминутка. Время проведения физкультминутки выдержано: 15 минут с начала урока.
Для усвоения глубины материала использовалась творческая работа учащихся. Ситуация эмоционального переживания на уроке создавалась при помощи сказки, рассказанной под классическую музыку.
План – конспект урока по окружающему миру
2 класс
Учитель: Балакишиева Татьяна Леонтьевна Тема урока: «Наша дружная семья»
Цели урока: 1. Ввести понятие «Культура общения». Обсудить с детьми правила культуры общения в семье;
2. Развитие восприятия, воображения, национального самосознания, творческих способностей;
3. Формирование интереса к истории и культуре народа, интереса к родословной своей семьи, воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс, интерактивная доска, фотографии, рисунки детей, аудиозапись классической музыки. Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Прозвенел звонок на урок. Пусть наш урок принесёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2. Сообщение темы урока
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем новый радел, который называется «общение». А открываем, радел с темы, название которой вы узнаете, разгадав этот ребус:
Ученик: В этом ребусе зашифровано слово семья.
Учитель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье.
3. Культура общения – беседа
Учитель: А начать мне хочется со сказки (звучит музыка)
Давным – давно, много веков тому назад, так много звёзд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было увидеть только одну звёздочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды луна спросила у звёздочки: «Звёздочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью, то тусклый и незаметный»?
Звёздочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко, ведь рядом со мной нет ни одной звёздочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого – то рядом с собой»!
- А в какие ночи твой свет становится ярким? – спросила Луна.
- Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат?
- Ты узнала тайну спешащих странников? – спросила Луна.
- Да, - ответила Звёздочка. Однажды я задала этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел очень измождённым и усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»
- А какими были его глаза? – недоумённо спросила Луна.
- Они светились в темноте от счастья и радости, - ответила, тяжело вздохнув, Звёздочка и продолжила. Чему ты радуешься, странник?
И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперёд, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждёт тепло и уют, забота и сердечность моей семи – жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное»
Звёздочка замолчала, а затем ответила:
- Вот с той самой поры я и стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.
Луна посмотрела на Звёздочку и спросила:
- Моя маленькая помощница! А ты бы хотела иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогали тебе делать людей счастливыми?
- А разве это возможно? – с надеждой спросила Звёздочка.
Луна, не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звёзд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звёздочке, как будто говорили: «Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь одна Семья!» Учитель: Ребята, когда звёздочка светила тусклым светом?
Ученик: Когда ей было одиноко.
Учитель: О чём мечтала звёздочка, услышав рассказ путника?
Ученик: Звёздочка мечтала о семье.
Учитель: Почему одному на свете плохо?
Ученик: Когда ты один, то не с кем поговорить.
Ученик: Когда ты один, то некому о тебе позаботиться. Учитель: Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими горестями и радостями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить без общения с другими людьми. В своей жизни мы общаемся со многими людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья.
«Семья» восходит к корню «сем», имеющему отношение к семени и продолжению рода, то есть рождению и воспитанию детей, которое традиционно считается основным предназначением создания семьи
Семья – это продолжение вашего рода. Начало его уходит в далёкое прошлое. В нём лица близких и дорогих вашей семье людей. Ваши предки подарили жизнь вашим прабабушкам и прадедушкам ,они – вашим бабушкам и дедушкам, которые подарили жизнь вашим родителям, а они – вам. Память. Без неё человек не может жить. Память есть даже у камня, сохранившего отпечатки доисторических животных. Память – то, что связывает нас со своими корнями. Существует такое понятие, как родословная семьи. Знать свою родословную очень важно, потому что она – связь между прошлым, настоящим и будущим.
О родословной своей семьи нам расскажет Газизова Диана:
Ученица: Меня зовут Газизова Диана Камильевна. Я родилась в городе Уфе в 2000году. Я хочу рассказать вам родословную моей семьи.
Мою маму зовут Алина Радиковнна. Ей 30 лет. Она работает поваром. Мама умеет очень вкусно готовить. Она добрая и заботливая.
Мой папа – Камиль Фаритович, ему 42 года. Работает папа сварщиком. Мама и папа родились в городе Уфа.
В Кармаскалинском районе родились и живут родители моего отца – мой дедушка Фарит Кунакбаевич и бабушка Фания Галимьяновна. Они оба 1930 года рождения. Мы часто навещаем их.
Моих прадедушек и прабабушек со стороны отца уже нет в живых, о них я могу судить только по рассказам родных. Они родились и жили в Кармаскалинском районе.
Моя бабушка Минзалия Минхиматовна родилас в 1954 году, в Аскинском районе. Там она живёт и поныне. А дедушка Радик Садрыевич родился в 1952 году в Кигинском районе.
Прабабушек и прадедушек с маминой стороны я тоже не помню. Родом они были из Болтачевского, Аскинского, Кигинского района республики Башкортостан.
Учитель: Следующей ступенькой в этом путешествии становится интерес к прошлому семьи. И просто замечательно, когда родители вместе с детьми рассматривают семейные альбомы, при этом рассказывая о людях и событиях, которые запечатлены на фотографиях. Но лучше всего об истории семьи ребёнку расскажут даже не фотографии, а вещи. Реликвии – это предметы, особо чтимые и хранимые как память о прошлом. Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают нашим детям осознать, что жизнь человека бесконечна во времени и пространстве. Они помогают прикоснуться к истории и почувствовать, что она им близка, что она затрагивает и их жизнь, что она влияет на всё происходящее сегодня, в данный момент.
Очень интересная реликвия есть в семье Хамматова Артура.
Ученик: Я хочу рассказать про моего дедушку Хамматова Айрата. В годы Великой отечественной войны мой дедушка принимал участие в боевых действиях. Он служил на корабле. За боевые заслуги дедушку наградили медалью. К сожалению сейчас моего дедушки уже нет в живых. Но память о нём живёт в нашей семье. А его медаль мы отдали в школьный музей боевой славы. Пусть все узнают про моего деда.
Учитель: Во многих семьях передача семейных реликвий от родителей к детям является сложившейся традицией, которая длится многими веками и служит для того, чтобы память о предках была постоянно жива. Одной из наиболее распространенных вещей, которая передается от матери к дочери, является старинное обручальное кольцо. Оно является очень личной вещью. Если мать передает свое кольцо дочери, значит, она одобряет ее выбор и благословляет брак. Обручальные кольца отличаются друг от друга. Они могут быть изготовлены из разных дорогих металлов, в различном стиле и с различной огранкой камней. Вот несколько причин, по которым матери передают свои обручальные кольца из поколения в поколение: Сохранение истории. Многие семьи берегут семейную реликвию, чтобы сохранить уважение к истории своей семьи и ее традициям. Обычно, когда мать передает кольцо, она рассказывает его историю. Неповторимость и уникальность. Каждая эпоха, век или даже десятилетие характеризуются своеобразным и неповторимым стилем. Некоторые стили выполнения просто невозможно найти в настоящее время. Так что семейные реликвии отличаются своей неповторимостью и незаменимостью. Передача семейной реликвии объединяет целые поколения воспоминаниями о предках, своем происхождении, традициях и обычаях. О такой семейной реликвии нам расскажет Газизова Нелли.
Ученица: В нашей семье существует такая традиция: когда моя бабушка выходила замуж, ей подарили кольцо. Это кольцо бабушка подарила моей маме в день её свадьбы. Когда я вырасту и выйду замуж, моя мама подарит это кольцо мне. А я должна сохранить и подарить кольцо моей дочке.
Учитель: Семейной реликвией может стать любой предмет, который хранит память о ваших предках. Истории, связанные с такими вещами, передаются из поколения в поколение и незримыми нитями связывают людей в общность, которая называется семьёй, родом, поколением, народом.
Ничто так не сближает членов семьи, как семейные традиции. Сколько прекрасных традиций живёт в семьях! О традиции своей семьи нам расскажет Глухов Иван.
Ученик: В нашей семье есть такая традиция: как только выпадает снег, каждый выходной всей семьёй отправляемся на лыжную прогулку. Раньше мы выезжали в лес, но сейчас у меня появился маленький братик, поэтому сейчас мы катаемся в парке. Мы с папой – на лыжах, а мама гуляет по дорожкам с коляской. Когда мой братик подрастёт, я научу его кататься на лыжах.
Учитель: В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. У каждого из нас существуют семейные обязанности.
О своих семейных обязанностях расскажет нам Меркулова Милена
Ученица: Я очень люблю своих родителей и всегда стараюсь помочь им. У каждого в нашей семье есть свои обязанности: мама – готовит еду, стирает, моет пол. Папа – выполняет ремонтные работы, покупает продукты. А я ухаживаю за комнатными растениями, мою посуду, пылесосю ковры.
Такие мои домашние обязанности.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(звучит припев песни «Солнечный круг»)
4. Работа с учебником. Давайте посмотрим какие домашние обязанности есть у героев нашего учебника – Серёжи и Нади. (стр. 46 – 47)
- Как папа помогает Серёже? (Папа помогает Серёже выполнить домашнее задание)
- Как Сережа помогает папе? (Серёжа помогает папе делать ремонт)
- Как мама помогает Наде? (Мама помогает Наде одеваться)
- Как Надя помогает маме? (Надя помогает маме мыть посуду)
- Почему нужно помогать родителям? (Родителям нужно помогать потому что они растили нас и помогали нам) Учитель: Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
А что нужно сделать, чтобы твои родители были счастливы? Своими мыслями с нами поделится Байтимиров Андрей.
Ученик: Мои родители – мои дедушка и бабушка. Мы очень весёлая, счастливая и дружная семья. Они научили меня, что мы единое целое. Они всё делают для меня. А я помогаю бабушке в хозяйстве: мою посуду, поливаю цветы. Дедушке я помогаю пылесосить ковры, а если он что-то ремонтирует, подаю инструменты, учусь у него. Для того, чтобы они были счастливы, я должен хорошо учиться, быть честным и справедливым. Я должен вырасти хорошим человеком. Они будут счастливы! Я их очень люблю!
Учитель: Но бывает так, что некоторые ребята обижают взрослых, особенно тех, которые никогда не обижают детей. Вот что однажды видел писатель Ф. Кривин. (Дети читают по абзацам с.48 – 49)
- Можно ли обижать больших? (Нет. Они нас очень любят). Давайте откроем свои рабочие тетради и нарисуем членов своей семьи
5. Закрепление изученного. Итог урока. - Что такое «культура общения»? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)
- Нужна ли она в семье? Почему? (Культура общения нужна нам, чтобы семья была дружная и счастливая)
- Можно ли обижать того, кто тебя любит? ( Нельзя, потому что они любят и заботятся о нас) Домашнее задание
1. Прочитать текст в учебнике на стр. 48 – 49.
2. Нарисовать рисунок на тему: «Окно моего дома» Выставка детских работ на тему: «Окно моего дома»
|