Наша дружная семья
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
(Л. Н. Толстой).
«Ребёнок учится всему, что видит у себя в дому. Родители – пример всему».
(Себастьян Брандт XІV век).
Цель: 1. Способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков. Задачи: 1. Познакомить детей с понятиями «семья», «генеалогия», «генеалогическое древо». Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений. 2. Развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм. 3. Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье.
Оформление классного часа:
1. Выставка 2. Выставка «Семейные реликвии»; 3. Плакаты «Генеалогическое древо семьи» Ход урока
I.Организационный момент.
II. Вызов
Зачитываю несколько сочинений.
Вступление.
- У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.
3. Ученица читает стихотворение
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом.
III. Основная часть урока
Слово учителя: - Сегодня мы будем говорить о семье.
Семья - одно из самых главных слов в жизни каждого человека. Это родные и близкие люди, которые всегда тебя примут и поймут. Это твой дом, где тепло и уютно.
Вопрос детям: - Давайте вслушаемся в это слово. Что оно обозначает? Учитель: «Семья» - «семь» + «я» какой-либо счет, вес или мера в семь единиц. На Руси было слово «семерить», означающее «множить семью». А еще похоже это слово на «семя», «семечко», «семена». Согласны ли вы со мной? (Да, потому что семя – это то, в чем зарождается жизнь. Как маленькая семечка становится растением, также и растет и развивается семья человека.) Учитель: Совершенно верно, любая семья становится тем самым семечком, которое дает жизнь. Появляются дети – ростки и вырастают, крепнут, встают на ноги. У них тоже будет семья, свои дети. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?
Взаимодействие
Взаимопонимание
Взаимоуважение
Взаимовосприятие
Взаимопомощь
взаимосочувствие
Ученица: Семья – это главное в жизни любого человека, потому что у каждого из нас должны быть родные люди, которые будут поддерживать тебя в трудную минуту, поймут тебя и помогут тебе, когда это будут необходимо. А еще они будут просто любить тебя ни за что-нибудь, а просто так, от всей души. Учитель.
Получается, что семья-это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным и конечно уметь жить в нем.
Учитель. Для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы учащихся), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.
Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение.
А теперь я хотела поговорить о следующей традиции. Издревле существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, военных, строителей, артистов, учителей. А в ваших семьях есть династии? (Называют)
Расскажите о своих традициях в семье.
Мы любим готовить вместе и самые любимые блюда мы сегодня попробуем.
Рукоделие
Мастерить
Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете.
Семья является для человека самым важным в жизни, и какое счастье, что у вас есть, как вы пишете в своих сочинениях, замечательные семьи, есть родительский дом – начало всех начал, в жизни каждого «надёжный причал».
(Можно исполнить или прослушать песню Родительский дом»).
- Ребята, а как вы думаете, в ваших сочинениях все семьи одинаковые?
Да, разные.
А чем они различаются?
(Привычками, традициями, укладом).
- Да, верно, всем тем, что передаётся из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Эта традиция возвращается в семьи. В толковом словаре В.Даля ГЕНЕАЛОГИЯ – это родословная наука, поколенная роспись лишь одного рода. Сейчас ученики нашего класса представят нам своё генеалогическое древо, расскажут о своей родословной, о родственниках.
Ученик рассказывает о своей семье по генеалогическому древу(
И вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А. С. Пушкина. на дереве А самое роскошное дерево получилось у кого?
(Называют ученика, у которого самое большое генеалогическое дерево).
Нам бы хотелось услышать, как ты работал над ним, кто тебе помогал.
Классный руководитель. Мы с вами говорим о семье, о том, чем сильны семьи: памятью о предках, традициями, обычаями, укладом
***
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слёзы, и смех,
Взлёт и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, сто с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нём!
IV.Заключительная часть урока.
1.Слово учителя
Видите как здорово, когда есть семья.
- А можно наш класс назвать семьей? У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит
мы должны помнить, что никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге и главное не забывать о
Взаимодействии, взаимопонимании
Взаимоуважении, взаимовосприятии
Взаимопомощи, взаимосочувствии
Народная мудрость гласит: «Без корней даже полынь не растёт».
Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.
Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми! |