Автор: Фазлыева Олеся Игоревна
Полное название образовательного учреждения: Ямало-Ненецкий автономный округ МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым
Предмет: логопедия
Тема: «Наша дружная семья»
Класс: второй класс с ОНР III уровня
Учебно-методическое обеспечение: модифицированная логопедическая программа «Коррекция устной и письменной речи» для обучающихся с общим недоразвитием речи
Время реализации занятия:40 минут
Цель урока: Активизация словарного запаса по теме « Наша дружная семья»
Задачи урока:
Образовательные
выявление представлений детей о семье, уточнение понимания родственных связей;
уточнение понятий «семья», «члены семьи».
Развивающие
активизация словарного запаса по теме «Семья» (родословная, генеалогическое дерево, род);
развитие понимания логико-грамматических конструкций;
закрепление навыка образования родственных слов;
закрепление навыка словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Воспитательные
воспитание у детей уважения к членам своей семьи;
желание высказывать свои чувства близким людям.
Тип урока: групповой
Форма урока:
диалогический проблемный урок
Оборудование: презентация в Роwer Point, мультимедиа проектор, ноутбук, фонарик, раздаточный материал (карточки с заданиями для работы в парах). План проведения урока:
Этапы урока
| Временная реализация
| Подготовительная часть-состоит из двух этапов:
мобилизирующего, задача которого создать эмоциональный настрой и положительную учебную мотивацию;
вводного в тему. На данном этапе подвела детей к теме занятия через ряд наводящих вопросов по установлению обобщающих понятий. Поставила перед детьми задачи.
Считаю, что в данной части выполнены поставленные задачи. Дети настроились на занятие и включились в деятельность.
Основная часть представлена в форме - беседы.
На I и II этапах стремилась выявить представление детей о семье, уточнить понимание понятий родственных связей и родственных слов в русском языке. Считаю, с поставленной задачей справились.
На III этапе происходила работа по активизации словарного запаса через знакомство с новыми словами (родословная, генеалогическое дерево, род), развивали понимание логико-грамматических конструкций, закрепляли навык словообразования существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Уверена, детям было интересно. Данный этап мы преодолели легко.
Следующий, IV этап - физкультминутка. Дети должны были отдохнуть, снять усталость и напряжение, сменить статическую позу на динамическую. Думаю, что этап прошел удачно. Дети действительно отдохнули.
Следующий этап был посвящен развитию связной речи. Дети учились выстраивать последовательный рассказ о семье по плану. Сначала в качестве образца дети прослушали аудиозапись. С помощью игровой ситуации смогли сами установить последовательность пунктов плана. Далее, работая в группах, ребята представляли свои рассказы и оценивали друг друга.
Думаю, на данном этапе все задачи выполнены. Дети научились составлять краткий рассказ о своей семье.
В течение всего занятия старалась воспитывать у детей уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям. Кроме того, дети продолжали учиться работать в парах, соблюдая, правили общения.
В течение всего занятия использовала следующие методы:
словесные (беседа, объяснение);
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (разнообразные упражнения);
основные принципы:
комфортности (доброжелательность, содружество, сопереживание);
успешности (ощущение своего личностного роста, уверенность в себе);
доступности (постепенное движение от простого к сложному, от частного к общему).
Итак, подводя итог всему занятию, могу отметить хорошую работоспособность обучающихся, старательность и умение выполнять поставленные задачи. В перспективе планирую развивать у ребят самоконтроль, уверенность при ответах, коммуникативные навыки. Считаю, что занятие удалось, поставленные цели и задачи выполнили.
|
2 минуты
2 минуты
10 минут
10 минут 2 минуты 12 минут
2 минуты
|
Ход урока:
Организационный момент.
Логопед:
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг, и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Сообщение темы занятия.
Логопед: Ребята обратите внимание на экран, давайте назовем, кто изображен на картинке? (Ответы детей.)
Как одним словом назвать этих людей: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка? (Все эти люди - родственники, семья.)
Теперь рассаживайтесь на свои места.
А как вы думаете, чему будет посвящено сегодняшнее наше занятие? (Семье.)
Логопед: Вы правильно догадались, сегодня на занятии мы поговорим о наших родственниках, семьях и о родственных словах «семьях» в русском языке. Вспомним, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа.
Логопед: Ребята расскажите, что такое «семья»? (Ответы детей.)
Для чего нужна семья? (Ответы детей.)
Обобщение ответов детей.
Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как хорошо, что у вас у всех есть семья!
Основная часть.
1 этап.
Словарно – орфографическая работа.
С_ мейка (семьи), д _ твора (дети), р _ дители (род) .
Логопед: Вставьте пропущенную букву.
Игра «Найди место для слов».
Логопед: Что такое пословицы? (Аргументированные ответы детей)
Логопед: Обратите внимание на экран, давайте прочитаем, что там написано?
Вся семья _______, так и душа на месте.
Яблоко от яблони ________ падает.
На что и_____, когда в семье лад.
Дети: Это пословицы, но в них пропущены буквы.
Логопед: Совершенно верно, вы были внимательны! Чтобы понять, о чем пословицы, предлагаю слова-помошники, которые помогут вам раскрыть смысл пословиц.
(вместе недалеко клад)
Работа в парах, взаимопроверка, обсуждение смысла образованных пословиц.
Логопед: Где собирается вся семья по вечерам? Куда стремимся мы после долгих путешествий? (Домой.)
Логопед:
Дом… это слово знакомое всем нам с детства. От него веет уютом и теплом. Дом для каждого из нас - самое главное, самое нужное в жизни место. И если в нём царят взаимопонимание и доверие, тепло и уют, это настоящее счастье. А дают нам это счастье наши родственники. Хочется, чтобы они чаще бывали дома и окружали нас своей заботой.
Логопед: А сейчас предлагаю поработать в парах. Вспомнить и записать слова с корнем - дом-.
Давайте назовем образовавшиеся слова, какой паре удалось вспомнить наибольшее количество слов?
Дети:
бездомный
домик
домина
домишко
домище
домовитый
домовладелец
домовладение
домоводство
домовой
домосед
домострой
домохозяйка
домочадец
домработница
домушник
надомник
Ответы детей: Мы успешно справились с этим заданием, помогла нам наша сообразительность и смекалка, мы узнали новые слова и их значение.
Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Игра «Кем приходятся?».
Мальчик для папы и мамы кто? (Сын)
Мальчик для дедушки и бабушки кто? (Внук)
Девочка для папы и мамы кто? (Дочь)
Девочка для дедушки и бабушки кто? (Внучка)
Папа для дедушки и бабушки кто? (Сын)
Мама для дедушки и бабушки кто? (Дочь)
Мальчик для девочки в семье кто? (Брат)
Девочка для мальчика в семье кто? (Сестра)
Развитие общей моторики. Физкультминутка «Бабушка».
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Логопед: В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило родословное дерево и герб. Для того чтобы составить родословное дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не представляли герб своего рода.
Наука, занимающаяся родословными, называется - генеалогия. Так записано в толковом словаре Владимира Даля.
Родословная - поколенная роспись одного рода, в которой показана степень родства и происхождение.
Как вы понимаете значение слов «родители, родственники»?
От какого слова произошли эти слова - понятия?
(Род – это все наши предки, которые жили до нашего рождения.)
Логопед: А сейчас предлагаю поработать в парах. Придумайте еще ряд родственных слов с корнем - род-.
Дети - родиться, родня, родственник, родной, родина, родословная.
Логопед: Ребята, про каких детей можно сказать, что они уважают своих родных, заботятся о них? (Рассуждения и ответы детей).
Прослушайте стихотворение, поднимите красный сигнал, если вы услышите, что дети поступают неправильно.
Слушание стихотворения. К дедушке и бабушке Катя и Володя,
В гости на оладушки в выходной приходят.
Внук Володя попросил:
- Дед, налей мне чаю.
Дед низко голову склонил,
- Плохо слышу я внучок, не чета тебе я.
Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Катя бабушке кричит:
- Ты не видишь что ли,
Что солонка тут стоит, на столе без соли?
Кате бабушка в ответ:
- Я ведь вижу плохо,
Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Логопед: Ребята, что вам не понравилось в поступках детей? Какие вежливые слова вы используете в своей речи при общении со взрослыми? (Ответы детей).
Логопед: Я прочитаю вам некоторые высказывания, а вы подумайте, выполняете ли вы их?
Если вы их выполняете, то можете поднять зелёный сигнал, если нет - красный. Но у вас есть выбор, вы можете ничего не поднимать. А подумать про себя.
Вы часто говорите маме, что любите ее?
Папа уставший приходит с работы, и вы тут же, с порога начинаете докучать его просьбами пойти погулять.
Ваша бабушка не живёт рядом с вами, вы ей звоните и интересуетесь её здоровьем, поздравляете с праздниками?
Любимый дедушка принёс вам шоколад, вы развернули обёртку и отломили половинку дедушке?
Старшая сестра (или брат) в школе получила плохую отметку. Вы не бежите к маме и папе рассказывать о случившемся. Вы подбадриваете ее, помогаете исправить ситуацию?
Логопед: Как, по-вашему, если называть своих близких ласковыми словами, они будут рады? (Ответы детей).
Логопед: Давайте попробуем это сделать.
Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Мама - мамочка, мамуля, мамулечка.
Дед - дедушка, дедуля, дедулечка.
Папа - папочка, папуля, папулечка.
Логопед: Теперь предлагаю каждому подобрать слово-качество, которое могло бы охарактеризовать вашу семью.
Дети: Дружная семья, большая семья, спортивная семья и т.п.
Логопед: Ребята сейчас предлагаю вам прослушать отрывок рассказа девочки-четвероклассницы, которая рассказывает о своей семье. Сегодня на занятии мы много беседовали о семье, о правилах вежливого отношения к старшему поколению, учились высказывать свои чувства близким и родным людям.
Прослушивание аудиозаписи с рассказом о семье.
Дети: Очень интересный рассказ и семья такая большая и дружная!
Логопед: Ребята, расскажите о ваших семьях, семейных традициях, совместном время провождении? Для того чтобы рассказ был всем понятным, грамматически правильным поможет нам план рассказа.
Обратите внимание, на доске развешены карточки с пунктами плана, но что-то здесь не так?
Дети: Пункты плана не на своих местах они как-бы перепутаны.
Логопед: Да, если внимательно рассмотреть, то и в правду все не на своих местах, расставьте пункты плана так, чтобы они стали вашими помошниками в составлении рассказа.
План рассказа:
1. С кем ты живешь?
2. Как зовут твоих родственников?
3. Где работают твои родители?
4. Как ты проводишь свободное время вместе с семьей?
5. Какая ваша семья?
Логопед: Расскажите о своей семье. (Рассказы о семье нескольких детей).
Подведение итогов.
Логопед: Наше занятие подходит к концу.
Логопед: О ком мы сегодня говорили на занятии?
Какие правила культурного общения вы запомнили? Как нужно относиться
к членам своей семьи? Почему семья - это самое главное в жизни человека?
Какие игры вам больше понравились? С каким заданием вы легко справились? Какое задание было самое трудное?
Давайте встанем в круг. (Дети встают в круг).
Логопед: У меня есть волшебный фонарик. Сейчас вы будете передавать друг другу фонарик, и желать что-то хорошее своей семье и это обязательно сбудется. Я же желаю, чтобы вы, ребята, никогда не огорчали своих родителей. Всем желаю здоровья и семейного счастья!
Организованное окончание занятия.
Список использованной литературы:
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.
Козырева Л.М. Логопедическое пособие: звуковые разминки и упражнения. - М., 2004.
Мазанова Е.В., Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии «Учусь работать со словом» - М.: «ГНОМ и Д»,2008.
Козырева Л.М., Как образуются слова. Ярославль. АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ,2006.
Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: Пособие для логопедов и психологов, - М.:АРКТИ, 2002.
Цвынтарный В.В., Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт - Петербург, 1996.
Интернет портал Pro Школу.ru.
|