Знакомство с писателем





Скачать 122.43 Kb.
НазваниеЗнакомство с писателем
Дата публикации08.09.2013
Размер122.43 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
Знакомство с писателем

А. Л. Барто Разлука. В театре.
Цели: познакомить детей с творчеством А.Л. Барто, с новыми

стихотворениями; навыки выразительного чтения;

прививать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг А.Л. Барто, её портрет.

План библиотечного часа:

1.Организационный момент

2. Знакомство с писателем

а.) Беседа о творчестве А. Л. Барто

б.) Слово учащимся

в.) Работа над стихотворением «Разлука»

3. Физминутка под музыку

4. Продолжение работы

а.) Беседа о театре

б.) Работа над стихотворением «В театре»

5. Игра в слова «Закончи фразу»

6. Итог урока

Ход занятия

КОРОЛЕВА

Если до сих пор нигде вы

Не встречали королевы,-

Поглядите - вот она!

Среди нас живет она.

Всем, направо и налево,

Объявляет королева:

- Где мой плащ? Его повесьте!

Почему он не на месте?

У меня портфель тяжелый -

Донесешь его до школы!

Я дежурной поручаю

Принести мне кружку чая

И купите мне в буфете

Каждый, каждый по конфете.

Королева - в третьем классе,

А зовут ее Настасьей.

Бант у Насти

Как корона,

Как корона

Из капрона.

Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи.

Показ презентации «Игрушки»

Я вам зачитываю начало, а вы продолжайте:

«Мячик», «Мишка», «Бычок» из цикла стихотворений «Игрушки»

МЯЧИК

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

БЫЧОК

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

МИШКА

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Молодцы! Помните стихи А.Л. Барто.

Вопрос: Так о чем же она писала в стихах для самых маленьких? (об играх, об игрушках)

До сих пор ее стихи любят читать и дети, и взрослые.

Беседа о творчестве А. Л. Барто

Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый чёрно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А.Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зелёной.

В годы ВОВ А.Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г.Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Так было написано стихотворение "МОЙ УЧЕНИК"
Узнал я утром, до гудка,

Что мне дадут ученика.

Все время думал я о нем,

Как мы работать с ним начнем...

Узнаю, сколько парню лет,

В футбол играет или нет.

Я сам недавно За станком,

Я тоже был учеником.

Пришел я тихонький такой,

Боялся суппорт взять рукой;

Не знал сначала, где стоять,

Какую тронуть рукоять.

Я успокою новичка,

Ведь он неопытный пока.

Скажу, похлопав по плечу:

«Тебя работать научу!»

И вдруг приводят мне вчера

Старуху с нашего двора.

Я с ней знаком давным-давно —

Я к ней мячом попал в окно.

Потом ходил за ней как тень,

И извинялся целый день.

Степан Петрович, управдом,

Уговорил ее с трудом.

Теперь пропал я

Все равно...

Она явилась в цех.

Сейчас расскажет

Про окно

И осрамит при всех.

Сказал я:

— Встаньте за станок.—

Она в ответ:

— Иду, сынок.

Смотрю — старуха молодец:

Сама берется за резец,

Сама включает самоход

И стружку правильно берет.

Она совсем не так стара,

Старуха с нашего двора.

И все ребята говорят:

— Ей можно дать

второй разряд.

(Библиотека мировой художественной литературы для детей.

Агния Барто «Стихи детям». Стр.274)

В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны.

Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них.

Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так, же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.

Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать?

Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь.

Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года".

Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика.

Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте стихотворение «Про Вовку, черепаху и кошку». (Библиотека мировой художественной литературы для детей. Агния Барто «Стихи детям». Стр.53)

А. Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе.

В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности.
Слово учащимся
А сейчас послушайте несколько стихотворений Агнии Львовны.

Ученики читают стихотворения «Помощница», «Болтунья», «Уехали».

БОЛТУНЬЯ

Что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок - мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,

Когда я шла вчера из зала:

"Драмкружок, кружок по фото

Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,

Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...

Но мне еще и петь охота,

И за кружок по рисованью

Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

Я теперь до старости

В нашем классе староста.

А чего мне хочется?

Стать, ребята, летчицей.

Поднимусь на стратостате...

Что такое это, кстати?

Может, это стратостат,

Когда старосты летят?

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

У меня еще нагрузки

По-немецки и по-русски.

Нам задание дано -

Чтенье и грамматика.

Я сижу, гляжу в окно

И вдруг там вижу мальчика.

Он говорит: "Иди сюда,

Я тебе ирису дам".

А я говорю: "У меня нагрузки

По-немецки и по-русски".

А он говорит: "Иди сюда,

Я тебе ирису дам".

А что болтунья Лида, мол,

Это Вовка выдумал.

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда!

УЕХАЛИ

Щенка кормили молоком.

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком —

Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пес,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увез.

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костер?

Привык он к яркому костру,

К тому, что рано поутру

Труба зовет на сбор.

И лаял он до хрипоты

На темные кусты.

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лег.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом,

Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нем —

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

ПОМОЩНИЦА

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,—

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.
Работа над стихотворением «Разлука»


  1. Чтение стихотворения «Разлука»


Все я делаю для мамы:

Для нее играю гаммы,

Для нее хожу к врачу,

Математику учу.

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для нее, после болезни,

Не купался в речке даже.

Для нее я мою руки,

Ем какие-то морковки...

Только мы теперь в разлуке.

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Ну, сначала я, без мамы,

Отложил в сторонку гаммы,

Нагляделся в телевизор

На вечерние программы.

Я сидел не слишком близко,

Но в глазах пошли полоски.

Там у них одна артистка

Ходит в маминой прическе...

И сегодня целый вечер

Что-то мне заняться нечем!

У отца в руках газета,

Только он витает где-то,

Говорит: - Потерпим малость,

Десять дней еще осталось...

И наверно, по привычке

Или, может быть, со скуки

Я кладу на место спички

И зачем-то мою руки.

И звучат печально гаммы

В нашей комнате. Без мамы.

  1. Проверка понимания.

  • Понравилось ли вам стихотворение?

  • Что случилось у мальчика?

  • Что он делает для мамы?

  • Как мальчик повёл себя, когда мама уехала?

  • Что делал папа?

  • Какое настроение у мальчика?

  1. Выразительное чтение двумя учениками.


3. Физминутка
4. Продолжение работы

Вопрос: Кто–нибудь был в театре? Зачем люди ходят в театр?

Беседа о театре

Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, гардеробщик выдаёт номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на указанное место.

— Как надо проходить мимо сидящих зрителей? Лицом к ним или спиной к ним?

— В театре зрители могут сидеть в партере (франц. «на земле») Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, на верхнем этаже расположен балкон.

— Как называется место для выступления артистов? (сцена)

Вот перед зрителями открывается тяжёлый занавес и на сцену выходят актёры. С боков и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр.

Разбор стихотворения «В театре»

А теперь давайте прочитаем стихотворение «В театре». Это стихотворение о двух девочках, которые пришли в театр.

В ТЕАТРЕ

Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете.

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не смогла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала.

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится по сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец, нашла его.

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет,—

Ребятам я сказала.

Понимание:

  • Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

  • Что показалось вам смешным, а что грустным?

  • Прочитайте ещё раз выразительно это стихотворение, чтобы все поняли, что грустно, а что смешно.

Выразительное чтение вслух несколькими детьми.

5. Игра в слова «Закончи фразу»
Чтение стихотворения «Олень».
Не заснёт никак Серёжа,

Он разглядывает лёжа

Тонконогого оленя

На лужайке вдалеке –

Тонконогого оленя

Высоко на потолке

Он красивый, величавый

Он стоит, подняв … (рога),

А вокруг темнеют травы,

Расстилаются … (луга).

Встал Серёжа на … (коленки),

Поглядел на потолок,

Видит – трещинки на … (стенке).

Удивился он и лёг.

Сказал на следующий …(день)

Когда открыли шторы:

Я знаю, это был …(олень),

Но он умчался в горы.
Вопрос: Чего боялся Серёжа?
Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них.
«Непослушная кошка»
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?

Света. Его кошка съела.

Мама. Зачем ты ей позвонила?

Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!»
«Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.

Мама. Кому же нужны такие очки?

Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок.
«Вот так защитник»
Чтец. Я свою сестрёнку Лиду

Никому не дам в обиду.

Я живу с ней очень дружно,

Очень я её люблю.

А когда мне будет нужно

Я и сам её побью.
«Разведчица»
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?

Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?

Дочь. А меня Вова на разведку прислал.

Вопрос: Почему это смешинки? В чём их смысл?

6. Итоги

  • О какой поэтессе, писательнице мы сегодня говорили?

  • Какие стихотворения изучили?

  • Что ещё запомнилось вам?

Задание на дом: прочитать стихотворения, взять в библиотеке сборник стихов А.Барто, наиболее понравившееся можно выучить наизусть.

Литература

  1. Барто А.Л. Стихи детям.-М.: дет.лит., 1981.-638с.: 9л ил.

  2. Книга для семейного чтения: Стихи, рассказы, сказки для детей: кн. Для родителей.- М.: Просвещение, 1991.-420с.:ил.

  3. Барто А.Л. Мы с Тамарой /Стихи.- М.: дет.лит., 1973.-110с.:ил.

  4. Барто А.Л. Мы с Тамарой /Стихи.- М.: дет.лит.,1975.-16с.:ил.

  5. Барто А.Л. Снегирь / Стихи.- М.: Малыш,1983.- 12с.:ил.

  6. http://festival.1september.ru/articles/504544/

  7. http://www.weburok.ru/page_16_1.php

  8. http://gatchina3000.ru/literatura/agniyabarto/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Знакомство с писателем icon«Гигиена питания.»
Знакомство с литературой. Введение. Знакомство с работой кружка. Природа своей местности
Знакомство с писателем iconПлан конспект урока по литературному чтению
Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями)
Знакомство с писателем iconТематика рефератОВ
Отметить особый характер событийного плана. Простота и четкость композиции. За видимой простотой – глубочайшие горизонты и перспективы...
Знакомство с писателем iconМетодическая разработка урока английского языка
Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы...
Знакомство с писателем iconМетодические рекомендации к уроку и презентации «Summer Holidays»
Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы...
Знакомство с писателем iconУрок английского языка на тему «Знакомство с английским языком»
Образовательная: введение нового материала, представление английского алфавита, английских имен, знакомство по-английски
Знакомство с писателем iconРр сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Цель урока
Оборудование: репродукции Н. Э. Грабаря, И. К. Левитана, И. И. Шишкина, А. Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М....
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы...
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомство: с одноклассниками и учителем. Знакомство с английским алфавитом. Приветствие, прощание: с использованием типичных фраз...
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым...
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым...
Знакомство с писателем iconПримерная схема анализа урока по информатике на педпрактике
Знакомство с учащимися, уровнем подготовки класса. Знакомство с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), действующей...
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь Твардовского к правде; проследить...
Знакомство с писателем iconУрок по теме «Inventions That Shook The World» (к умк в. П. Кузовлева,...
Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы...
Знакомство с писателем iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Создать условия для всестороннего исследования причин страшной духовной болезни, названной писателем “нравственным окостенением”...
Знакомство с писателем iconТема Книжное царство премудрое государство
Содержание темы: Знакомство с биц. Путешествие по биц. Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск