Скачать 122.43 Kb.
|
Знакомство с писателем А. Л. Барто Разлука. В театре. Цели: познакомить детей с творчеством А.Л. Барто, с новыми стихотворениями; навыки выразительного чтения; прививать любовь к чтению. Оборудование: выставка книг А.Л. Барто, её портрет. План библиотечного часа: 1.Организационный момент 2. Знакомство с писателем а.) Беседа о творчестве А. Л. Барто б.) Слово учащимся в.) Работа над стихотворением «Разлука» 3. Физминутка под музыку 4. Продолжение работы а.) Беседа о театре б.) Работа над стихотворением «В театре» 5. Игра в слова «Закончи фразу» 6. Итог урока Ход занятия КОРОЛЕВА Если до сих пор нигде вы Не встречали королевы,- Поглядите - вот она! Среди нас живет она. Всем, направо и налево, Объявляет королева: - Где мой плащ? Его повесьте! Почему он не на месте? У меня портфель тяжелый - Донесешь его до школы! Я дежурной поручаю Принести мне кружку чая И купите мне в буфете Каждый, каждый по конфете. Королева - в третьем классе, А зовут ее Настасьей. Бант у Насти Как корона, Как корона Из капрона. Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями известной поэтессы и писательницы Агнии Львовны Барто. Когда вы были ещё маленькими, ваши мамы наверняка разучивали с вами её стихи. Показ презентации «Игрушки» Я вам зачитываю начало, а вы продолжайте: «Мячик», «Мишка», «Бычок» из цикла стихотворений «Игрушки» МЯЧИК Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. БЫЧОК Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: - Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! МИШКА Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. Молодцы! Помните стихи А.Л. Барто. Вопрос: Так о чем же она писала в стихах для самых маленьких? (об играх, об игрушках) До сих пор ее стихи любят читать и дети, и взрослые. Беседа о творчестве А. Л. Барто Нет в нашей стране человека старше 5 лет, который не знает наизусть хотя бы одного стихотворения замечательной писательницы. Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлекалась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотворений «Игрушки» появился в 1936 году. Многие из вас видели старый чёрно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А.Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зелёной. В годы ВОВ А.Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в г.Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Так было написано стихотворение "МОЙ УЧЕНИК" Узнал я утром, до гудка, Что мне дадут ученика. Все время думал я о нем, Как мы работать с ним начнем... Узнаю, сколько парню лет, В футбол играет или нет. Я сам недавно За станком, Я тоже был учеником. Пришел я тихонький такой, Боялся суппорт взять рукой; Не знал сначала, где стоять, Какую тронуть рукоять. Я успокою новичка, Ведь он неопытный пока. Скажу, похлопав по плечу: «Тебя работать научу!» И вдруг приводят мне вчера Старуху с нашего двора. Я с ней знаком давным-давно — Я к ней мячом попал в окно. Потом ходил за ней как тень, И извинялся целый день. Степан Петрович, управдом, Уговорил ее с трудом. Теперь пропал я Все равно... Она явилась в цех. Сейчас расскажет Про окно И осрамит при всех. Сказал я: — Встаньте за станок.— Она в ответ: — Иду, сынок. Смотрю — старуха молодец: Сама берется за резец, Сама включает самоход И стружку правильно берет. Она совсем не так стара, Старуха с нашего двора. И все ребята говорят: — Ей можно дать второй разряд. (Библиотека мировой художественной литературы для детей. Агния Барто «Стихи детям». Стр.274) В самом конце войны, перед Днем Победы в семье А.Л.Барто произошло большое несчастье - погиб ее сын Гарик. Придя из института, он отправился покататься на велосипеде, и попал под машину. Стихи ушли из дома. Агния Львововна стала ездить по детским домам, где жили сироты - жертвы войны. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться. Так появилась книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них. Случилось так, что в 1954 г. эта книжка попала в руки к женщине, у которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей, но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней так, же кто-то заботился все эти годы. Агния Львововна передала это письмо в специальную организацию, где работали люди, самоотверженно и успешно занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась. Об этом случае была напечатана заметка в газете. И тут у Агнии Львововне стали приходить письма от разных людей: "Помогите найти моего сына, дочь, маму!" что было делать? Для официального розыска нужны точные данные. А зачастую, ребенок, потерявшийся маленьким, их не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львововне пришла в голову такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен, он видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было отобрать самые неповторимые воспоминания детства. Эту идею удалось проверить с помощью радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А.Барто вела передачу "Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную, зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Через три часа после передачи пришла телеграмма "Неля Неизвестная наша дочь, ищем ее уже 22 года". Почти 9 лет вела эту передачу А.Л.Барто. Удалось воссоединить 927 семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались истории потерявших и нашедших друг друга людей. Эту книгу и работу на радио она посвятила светлой памяти своего сына Гарика. Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса создала целый цикл стихов: "Вовка - добрая душа". Послушайте стихотворение «Про Вовку, черепаху и кошку». (Библиотека мировой художественной литературы для детей. Агния Барто «Стихи детям». Стр.53) А. Л. Барто – одна из зачинателей литературы для детей. Она родилась в семье ветеринарного врача. Стихи стала сочинять в школе. В стихах А. Барто много игры, шуток, смеха. По её стихам маленький человек учится жалеть, сочувствовать, быть добрым и надёжным товарищем. В некоторых стихах А.Барто высмеивает капризуль, грязнуль, праздных болтушек, забияк. Также разоблачает в героях недостаток доброты, сердечной чуткости, внимания к окружающим. Но больше всего пишет А. Барто о человеческой дружбе, взаимовыручке, товариществе, человечности. Слово учащимся А сейчас послушайте несколько стихотворений Агнии Львовны. Ученики читают стихотворения «Помощница», «Болтунья», «Уехали». БОЛТУНЬЯ Что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок - мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали. А Марья Марковна сказала, Когда я шла вчера из зала: "Драмкружок, кружок по фото Это слишком много что-то. Выбирай себе, дружок, Один какой-нибудь кружок". Ну, я выбрала по фото... Но мне еще и петь охота, И за кружок по рисованью Тоже все голосовали. А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! Я теперь до старости В нашем классе староста. А чего мне хочется? Стать, ребята, летчицей. Поднимусь на стратостате... Что такое это, кстати? Может, это стратостат, Когда старосты летят? А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски. Нам задание дано - Чтенье и грамматика. Я сижу, гляжу в окно И вдруг там вижу мальчика. Он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А я говорю: "У меня нагрузки По-немецки и по-русски". А он говорит: "Иди сюда, Я тебе ирису дам". А что болтунья Лида, мол, Это Вовка выдумал. А болтать-то мне когда? Мне болтать-то некогда! УЕХАЛИ Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос. Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу. Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пес, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увез. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костер? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовет на сбор. И лаял он до хрипоты На темные кусты. Он был один в саду пустом, Он на террасе лег. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нем — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души. ПОМОЩНИЦА У Танюши дел немало, У Танюши много дел: Утром брату помогала,— Он с утра конфеты ел. Вот у Тани сколько дела: Таня ела, чай пила, Села, с мамой посидела, Встала, к бабушке пошла. Перед сном сказала маме: — Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу, Я вам завтра помогу. Работа над стихотворением «Разлука»
Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. Все мальчишки в речку лезли, Я один сидел на пляже, Для нее, после болезни, Не купался в речке даже. Для нее я мою руки, Ем какие-то морковки... Только мы теперь в разлуке. Мама в городе Прилуки, Пятый день в командировке. Ну, сначала я, без мамы, Отложил в сторонку гаммы, Нагляделся в телевизор На вечерние программы. Я сидел не слишком близко, Но в глазах пошли полоски. Там у них одна артистка Ходит в маминой прическе... И сегодня целый вечер Что-то мне заняться нечем! У отца в руках газета, Только он витает где-то, Говорит: - Потерпим малость, Десять дней еще осталось... И наверно, по привычке Или, может быть, со скуки Я кладу на место спички И зачем-то мою руки. И звучат печально гаммы В нашей комнате. Без мамы.
3. Физминутка 4. Продолжение работы Вопрос: Кто–нибудь был в театре? Зачем люди ходят в театр? Беседа о театре Давайте мысленно совершим экскурсию в театр. Обычно говорят: театр начинается с вешалки. Входя в театр, зрители предъявляют билеты проверяющим. Затем снимают верхнюю одежду и сдают в гардероб, гардеробщик выдаёт номерки. Потом по билетам проходят в зрительный зал, находят ряд с указанным номером, садятся на указанное место. — Как надо проходить мимо сидящих зрителей? Лицом к ним или спиной к ним? — В театре зрители могут сидеть в партере (франц. «на земле») Партер расположен почти на уровне сцены. За рядами партера на некотором возвышении помещается амфитеатр, на верхнем этаже расположен балкон. — Как называется место для выступления артистов? (сцена) Вот перед зрителями открывается тяжёлый занавес и на сцену выходят актёры. С боков и сзади есть дополнительные занавески, которые называются кулисами. Примерно так выглядит театр. Разбор стихотворения «В театре» А теперь давайте прочитаем стихотворение «В театре». Это стихотворение о двух девочках, которые пришли в театр. В ТЕАТРЕ Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет. Мы пошли с подругой Любой. Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки. Наконец-то я в балете! Я забыла все на свете. Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла. Наконец-то я в театре, Как я этого ждала. Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке. Вдруг оркестр грянул в трубы, Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу — нету номерка. Фея кружится по сцене — Я на сцену не гляжу. Я обшарила колени — Номерка не нахожу. Может, он Под стулом где-то? Мне теперь Не до балета! Все сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу. Укатился он куда-то... Я в соседний ряд ползу. Удивляются ребята: — Кто там ползает внизу? По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего: Я номерок внизу искала И наконец, нашла его. А тут как раз зажегся свет, И все ушли из зала. — Мне очень нравится балет,— Ребятам я сказала. Понимание:
Выразительное чтение вслух несколькими детьми. 5. Игра в слова «Закончи фразу» Чтение стихотворения «Олень». Не заснёт никак Серёжа, Он разглядывает лёжа Тонконогого оленя На лужайке вдалеке – Тонконогого оленя Высоко на потолке Он красивый, величавый Он стоит, подняв … (рога), А вокруг темнеют травы, Расстилаются … (луга). Встал Серёжа на … (коленки), Поглядел на потолок, Видит – трещинки на … (стенке). Удивился он и лёг. Сказал на следующий …(день) Когда открыли шторы: –Я знаю, это был …(олень), Но он умчался в горы. Вопрос: Чего боялся Серёжа? Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них. «Непослушная кошка» Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе? Света. Его кошка съела. Мама. Зачем ты ей позвонила? Света. Да я не позволила, я ей сказала: «Не трогай», а она говорит: «Не твоё дело!» «Волшебные очки» Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно. Мама. Кому же нужны такие очки? Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадях много ошибок. «Вот так защитник» Чтец. Я свою сестрёнку Лиду Никому не дам в обиду. Я живу с ней очень дружно, Очень я её люблю. А когда мне будет нужно Я и сам её побью. «Разведчица» Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась? Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь? Дочь. А меня Вова на разведку прислал. Вопрос: Почему это смешинки? В чём их смысл? 6. Итоги
Задание на дом: прочитать стихотворения, взять в библиотеке сборник стихов А.Барто, наиболее понравившееся можно выучить наизусть. Литература
|
«Гигиена питания.» Знакомство с литературой. Введение. Знакомство с работой кружка. Природа своей местности | План конспект урока по литературному чтению Литературная сказка – это сказка, написанная писателем (или несколькими писателями) | ||
Тематика рефератОВ Отметить особый характер событийного плана. Простота и четкость композиции. За видимой простотой – глубочайшие горизонты и перспективы... | Методическая разработка урока английского языка Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы... | ||
Методические рекомендации к уроку и презентации «Summer Holidays» Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы... | Урок английского языка на тему «Знакомство с английским языком» Образовательная: введение нового материала, представление английского алфавита, английских имен, знакомство по-английски | ||
Рр сочинение по картине Грабаря «Февральская лазурь» Цель урока Оборудование: репродукции Н. Э. Грабаря, И. К. Левитана, И. И. Шишкина, А. Саврасова, Чайковский "'Времена года", выставка книг М.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знакомство: с одноклассниками и учителем. Знакомство с английским алфавитом. Приветствие, прощание: с использованием типичных фраз... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым... | Примерная схема анализа урока по информатике на педпрактике Знакомство с учащимися, уровнем подготовки класса. Знакомство с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), действующей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Твардовского; познакомиться с общественной деятельностью писателя; увидеть постоянный и мучительный путь Твардовского к правде; проследить... | Урок по теме «Inventions That Shook The World» (к умк в. П. Кузовлева,... Познавательный аспект: знакомство с достижениями науки, которые используются в повседневной жизни; знакомство с рекламой на предметы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создать условия для всестороннего исследования причин страшной духовной болезни, названной писателем “нравственным окостенением”... | Тема Книжное царство премудрое государство Содержание темы: Знакомство с биц. Путешествие по биц. Понятия «читатель», «библиотекарь». Знакомство с тематическими полками, книжными... |