Скачать 61.51 Kb.
|
Открытый урок по литературе в 7 классе. Тема: Осуждение общественных пороков (лжи, трусости и подхалимства) в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» Цели: закрепить знания учащихся об элементах композиции произведения; совершенствовать умение характеризовать литературных персонажей; познакомиться с приёмами сатирического изображения действия. развивать творческое мышление и фантазию. воспитывать интерес к творчеству А.П. Чехова Ход урока. I. Вступительное слово учителя: – Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. С какими? Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало! II. Слово об А.П. Чехове. 1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. 2 ученик: Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло? 3 ученик: Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. 4 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь. 5 ученик: В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. 6 ученик: Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». 2 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили. Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте». Рассказ вы прочитали дома. III. Анализ рассказа «Хамелеон». 1. Словарная работа. – Рассказ короткий. Начинается сразу с описания места действия. Обратите внимание на такие предложения: «На площади ни души… Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти, около них нет даже нищих». – С какой целью использует Чехов эпитет «уныло» и сравнение «как голодные пасти»? 2. Композиция. – Придумайте пять предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени:
– Этот план помогает понять композицию рассказа, т.е. его построение. Вспомните элементы композиции (Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка). – Какие элементы композиции соответствуют выбранным предложениям? 1 предложение – экспозиция; 2 – 3 предложения – завязка действия; 4 предложение – кульминация; 5 предложение – развязка. 3. Главный герой произведения. – Почему вы считаете Очумелова главным героем произведения? – Как он ведёт себя? (Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик в толпе). Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз.
Вывод учителя: Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.
IV. Подведение итогов.
Выводы учителя: Мы познакомились с прекрасным рассказом А.П. Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям. V. Домашнее задание:
Что нёс в руке полицейский надзиратель Очумелов?узелок; решето; портфель. Кто сопровождал Очумелова? Хрюкин; повар Прохор; генерал Жигалов; рыжий городовой Елдырин. Что услышал вдруг Очумелов? «Так ты кусаться, окаянная?»; «Я ещё доберусь до тебя!»; «Погляди на собаку…». Как пострадал золотых дел мастер Хрюкин? «и вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец»; «должно быть, расковырял палец гвоздиком…»; «цигаркой ей в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни…». Что предлагает сделать с собачкой Очумелов? «А собаку истребить надо! Немедля!»; «Нечто она достанет до пальца? Она маленькая…» «Ты, Хрюкин, пострадал, и дела этого так не оставляй». Сколько раз Очумелов «скидывал» и надевал шинель? а) – Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!.. б) – Вестимо, генеральская Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит. в) - Я ещё доберусь до тебя! – грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь… С какой интонацией говорит полицейский надзиратель? строго, кашляя и шевеля бровями; лицо заливается улыбкой умиления; грозит ему (Хрюкину) Очумелов. Какой из эпизодов особенно привлёк ваше внимание? Почему? «По какому это случаю тут?» «Чья это собака, спрашиваю?» «Да разве братец ихний приехали? |