Скачать 82.17 Kb.
|
Открытый урок по литературе в 6 классе. Тема: Осуждение общественных пороков (лжи, трусости и подхалимства) в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» Учитель: Акаева О.А. Цели: образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Тип урока: комбинированный. Педагогическая технология:
Оборудование:
Ход урока. Эпиграф. …Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М. Горький I. Вступительное слово учителя: – Ребята, сегодня нам выпало счастье вновь встретиться с замечательным русским писателем Антоном Павловичем Чеховым – непревзойдённым мастером короткого рассказа. Почему я сказала «вновь»? Потому что вы знакомы с некоторыми его рассказами. С какими? Ученики перечисляют прочитанные ими произведения. Стук в дверь. Заходят герои рассказа «Хамелеон»: полицейский надзиратель Очумелов, Хрюкин. – Здравствуйте, литературные герои! Ребята, вы догадались, из какого они рассказа? («Хамелеон») – Зачем вы к нам пожаловали? Герои: Узнали, что вы будете знакомиться с рассказом «Хамелеон». Хотим помочь ребятам правильно его понять. – Ну что ж, садитесь и слушайте! Рассказов у Чехова много! Мы знаем далеко не все его произведения. Да и о личности Чехова знаем мало! Слайдовая презентация биографии А.П. Чехова. II. Слово об А.П. Чехове. 1 ученик: Чехов был удивительным человеком. Внешность его была запоминающаяся. Высокого роста, худощавый, необычайно аккуратный, он привлекал внимание всех своим умением держаться: сдержанно, скромно, с достоинством. Поражало лицо этого человека – открытое, умное, с весёлыми светло-карими глазами. Слайд «Чехов в молодые годы». 2 ученик: Чехов прожил трудную, но счастливую жизнь, потому что он сделал её сам. И свой характер он сформировал тоже сам. Как это произошло? Слайд «Чехов в зрелые годы».3 ученик: Чехов был великий труженик. Начиная с детских и юных лет, которые прошли в Таганроге, он много трудился. У его отца была крохотная лавка, и Чехов – гимназист после занятий почти ежедневно стоял за прилавком, безотказно помогая отцу. Слайд4 ученик: А когда отец разорился, и семья переехала в Москву, Чехов остался в Таганроге, чтобы закончить гимназию. Он жил только на свои средства, которые добывал репетиторством и другим трудом. Большую часть заработанных денег он отправлял семье в Москву, а самому порой не на что было купить обувь. Слайд5 ученик: В Москве Чехов поступил на медицинский факультет университета. Он по-прежнему много работал, чтобы помогать семье. Слайд6 ученик: Чехов начал писать в студенческие годы. Под его пером рождались короткие рассказы, он подписывал их псевдонимами, вымышленными именами: «брат моего брата», «Человек без селезёнки», «Антоша Чехонте». Слайд2 ученик: Рассказы были смешные, но жизнь в стране – далеко не смешной. 1 марта 1881 года революционеры убили царя Александра II. Начались полицейские слежки за людьми. Люди боялись, поэтому лгали и лицемерили. Чехов занял достойную позицию: он открыто говорил о своей ненависти ко лжи, трусости, подхалимству во всех видах. Учитель: Этой же цели служили его книги. В них он осудил общественные пороки своего времени. Об этом нам говорит его рассказ «Хамелеон», созданный им в 1884 году и подписанный псевдонимом «Антоша Чехонте». Рассказ вы прочитали дома. Вспомнить содержание нам помогут литературные герои. Инсценировка. III. Анализ рассказа «Хамелеон». 2. Композиция. – Придумайте пять предложений, чтобы передать ход событий, употребив глаголы в настоящем времени:
После озвучивания предложения записываются на доске. – Этот план помогает понять композицию рассказа, т.е. его построение. Вспомните элементы композиции (Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка). – Какие элементы композиции соответствуют выбранным предложениям? 1 предложение – экспозиция; 2 – 3 предложения – завязка действия; 4 предложение – развитие действия; 5 предложение – развязка. Особенность композиции. Композиция рассказа кольцевая. В начале рассказа: «Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке», — и в конце рассказа: «Я еще доберусь до тебя! — грозит ему Очумелов и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». Такая композиция, подчеркивая заурядность случившегося, в то же время придает истории завершенный, притчевый характер. Экспозиция рассказа (завязка, начало). Несколькими штрихами дана зарисовка “сонной площади” городка – динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия. Кульминация – кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода “со сцены” развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы). Развязка – отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не поясненной, а участники событий уже разошлись. Своеобразие композиции рассказа “Хамелеон” заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета (событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует, а развязка вынесена за рамки повествования (“открытый финал”). 3. Главный герой произведения. – Почему вы считаете Очумелова главным героем произведения? – Как он ведёт себя? (Очумелов боится попасть впросак, его мнение быстро меняется, оно зависит от реплик в толпе). Чрезвычайно колоритна речевая характеристика Очумелова, изъясняющегося грубо и косноязычно: «По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» Речь Очумелова не просто косноязычна и груба (ко всем обращается на «ты»), важен сам тон мелкого чиновника, получившего маленькую власть спрашивать. Тон, лексика, стиль речи Очумелова создают устрашающий эффект: его фразы короткие, отрывистые, с повелительной, устрашающей интонацией и грубой лексикой. Графически покажем, как меняется мнение Очумелова и тон его речи. Положительная реакция – стрелка вверх, желание уничтожить собаку – стрелка вниз. Слайд.
Слайд. Вывод учителя: Эта схема наглядно показывает, как за несколько минут Очумелов шесть раз изменил своё мнение. Он как оборотень: то угодник, то хам, то полицейский надзиратель, то маленький человек, который боится не угодить начальству.
Хамелеон — ящерица, меняющая свой цвет в зависимости от обстановки. Подбирая название рассказу, Чехов выбрал второе значение этого слова, переносное: «Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки». Таков Очумелов.
Чехов, изображая и высмеивая главного героя, использует символы: «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия).
Шинель Очумелова — это все, что мы о нем, о его внешности, знаем. Дело происходит, видимо, в июле, когда обычно поспевает крыжовник, и, наверное, шинель герою дорога, коль он надел ее в такое время. К тому же шинель — «новая», Очумелов, очевидно, только недавно произведен из городовых в полицейские надзиратели, и ценность шинели в глазах самого владельца еще более возрастает. Важно также, что шинель распахнута (на это косвенно указывают слова Очумелова: “Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас, как жарко”, — обращается он к городовому, у которого, не забудем, одна рука уже занята — в ней решето с крыжовником), чему можно найти объяснение в мире животных: зоологи, анализируя поведение глухарей на току или петухов во время боя, приходят к выводу, что птицы расправляют крылья, чтобы обрести как бы больший объем и устрашить соперника. Распахнутая шинель придает большую значимость Очумелову, действует на обывателей гипнотизирующе. Но по ходу рассказа шинель оказывается низвергнутой: когда Очумелов узнает, что «собака, кажись, генеральская», он просит снять с него не шинель, а «пальто»! Шинель Очумелова, знак власти для него самого и для окружающих, меркнет в сравнении с генеральской шинелью... Но в завершении рассказа мы опять видим шинель. Очумелов грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!.. и, запахиваясь в шинель, продолжает свой путь по базарной площади». В начале рассказа Очумелов идет в распахнутой шинели, в финале он инстинктивно запахивается, потому что, во-первых, ему, должно быть, стало очень зябко в летнюю жару от пережитого потрясения, ведь его, поистине, бросало то в жар, то в холод; во-вторых, «праздник» новой шинели для него был частично испорчен, шинель его предстала несколько в невыгодном свете (напомнив ему, что вообще-то не такой уж он важный чин). Запахнутая шинель уменьшается в объеме — уменьшается и величие местного самодура. И тем не менее чинопочитание, власть торжествуют. Мир остался непоколебленным, шинель осталась шинелью! Запахиваясь в шинель, Очумелов становится еще официальнее, он еще более закрыт для всяких душевных движений, кроме, конечно, самой сердечной (и ведь действительно!) любви к начальству, к тем, кто выше его по чину.
Что говорят такие детали, как «узелок», «решето», «конфискованный крыжовник»? (Помогают увидеть лицо блюстителя порядка, Чехов, изображая и высмеивая главного героя, использует символы: «Полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке» — это и есть его полное, создающее комический эффект «имя», потому что без шинели (символа власти) он невозможен, как и без «узелка в руке» (символа его корыстолюбия). IV. Подведение итогов.
Выводы учителя: Мы познакомились с прекрасным рассказом А.П. Чехова. Несмотря на то, что он очень короткий, его содержание никого не оставило равнодушным. В своём рассказе Чехов высмеял особое поведение человека – хамелеонство, т.е. приспособление к окружающей обстановке. Такое поведение, как считал Чехов, – результат общественных условий, когда человек боится быть самим собой, становится лакеем, угодником, подхалимом. Чехову два «порока души» казались особенно мерзкими: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Эти пороки и приводят к хамелеонству. Это свойственно и реальным людям. V. Домашнее задание:
|