Скачать 198.89 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия «15» «Солнышко» Центр дополнительного образования «Солнечный лучик» Рассмотрено на заседании Утверждено: Совета центра дополнительного ______________________ образования председатель ЦДО от « »--------------------- 2011 г. Солодовникова В.А. Образовательная программа дополнительного образования детей Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста Срок реализации программы - один год. Составитель: музыкальный руководитель прогимназии № 15 «Солнышко» Валова Е.С. г.Шарья 2011г. Пояснительная записка Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности. Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Венгер, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов, О.М.Дьяченко, А.И.Волков и многие другие. Наша прогимназия работает с детьми дошкольного возраста по программе «Развитие» (авторский коллектив под руководством Л.А.Венгера). В данной программе отсутствует раздел по театральной деятельности, поэтому я разработала программу дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «В некотором царстве, в некотором государстве…», которая способна, на мой взгляд, средствами театрального искусства совершенствовать всестороннее развитие детей, гармонизовать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных противостояний. Программа «В некотором царстве, в некотором государстве…» относится к программам художествено-эстетической направленности, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Она ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. В настоящей программе раздел «Музыка» представляет широкий спектр содержания работы с детьми (музыкальное оформление спектакля, работа с фонограммой (минусовки песен, знакомство со звуковыми, шумовыми эффектами театральной постановки, танцевальные и вокальные номера, пение лечебных звуков (звукотерапия), оркестр детских музыкальных инструментов). Важно подчеркнуть, что реализация программы осуществляется в рамках театрального кружка, где принимают участие не только педагоги группы и их воспитанники, но и родители детей. Подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Основной целью программы на выбранном приоритете общечеловеческих ценностей, является развитие артистических способностей детей через театральную деятельность. Цель может быть достигнута при решении ряда задач. - развивать эмоциональность, интеллект, коммуникативные способности ребёнка средствами театра; - вырабатывать артистизм и навыки сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре; - раскрывать творческий потенциал детей; - воспитывать стремление к самосовершенствованию через театральную деятельность. Для того, чтобы воплотить в жизнь эти важнейшие задачи, программой предусмотрено применение разнообразных методов и приёмов. Методический инструментарий
Важным условием эффективности реализации программы является также опора на следующие принципы: - психологической комфортности (создаётся образовательная среда, наличие качественной музыки, костюмов, декораций) - деятельности( новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми в разных видах деятельности) - единство воспитательных, образовательных ,развивающих целей и задач (реализуется в соответствии с логикой основной общеобразовательной программы прогимназии) - творчества (обеспечение возможности для каждого ребёнка приобретения собственного опыта творческой деятельности) - интеграция образовательных областей (музыкально – творческая деятельность позволяет интегрировать практически все образовательные области) Продолжительность реализации программы. Программа «В некотором царстве, в некотором государстве…» рассчитана на один учебный год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 35 мин., объём программы составляет 32 часа. Работа осуществляется индивидуально, по подгруппам, а также со всей группой детей. Содержание программы: Программа состоит из четырёх разделов. I раздел «Мы играем в театр» - призван познакомить детей с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах. Задачи: ●Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства; ●Воспитывать культуру поведения в театре. II раздел «Творческие упражнения» - включает в себя упражнения на развитие невербального общения (смена партнёров, игровые соревнования, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения), призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей детей, развитие свободы и выразительности движений. Задачи: ●Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; ●Развивать координацию движений, учить запоминать заданные позы и образно передавать их; ●Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. III раздел «Культура и техника речи» - объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Задачи: ●Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; ● ●Учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; ●Произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; ●Пополнять словарный запас. IV раздел «Театральная игра» - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Задачи: ● Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; ●Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; ●Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; ●Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; ●Воспитывать нравственно-эстетические качества. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагоги стремятся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир В результате освоения программы «В некотором царстве, в некотором государстве…» воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определенные умения, а именно: К концу учебного года ребёнок Знает: 1. Что такое театр 2. Чем отличается театр от других видов искусств 3. С чего зародился театр 4. Какие виды театров существуют 5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли) Имеет понятия: 1. Об элементарных технических средствах сцены 2. Об оформлении сцены 3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале Умеет: 1. Направлять свою фантазию по заданному руслу 2. Образно мыслить 3. Концентрировать внимание 4. Ощущать себя в сценическом пространстве Преобретает навыки: 1. Общения с партнером 2. Элементарного актёрского мастерства 3. Образного восприятия окружающего мира 4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители 5. Коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. Учебно-тематический план
I квартал Спектакль «Репка» на современный лад (в двух действиях) II квартал «В гостях у звёзд» III квартал «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршак IV квартал Музыкальная сказка «Холодный нос и Короткий Хвост» Диагностика на выявление актёрских умений (по В.А.Деркунской) Критерии Актёрские умения – понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа – голоса, мимики, пантомимики; Характер выразительности моторики: - в пантомимике – естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; - мимике – богатство, вялость, бедность, живость проявлений; - в речи – изменение интонации, темпа, тона в речи; - самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий. Режиссёрские умения – понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно –следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей подготовки игровой среды; Оформительские умения – художественно – изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды. Зрительские умения – умение понимать чужие эмоциональные состояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие активной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актёров. Театрально – игровые действия 1. Исследуемая функция: Понимать состояние человека – раздумье, сосредоточение, умение адекватно выразить состояние с помощью выразительных движений. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти? ». Предлагает показать мальчика в этот момент. Музыка Львова-Компанейца «Раздумье». Высокий уровень: Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимики почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике Театрально – игровые действия 2. Исследуемая функция: Понимать состояние другого человека – внимание, интереса, сосредоточения, уметь адекватно выразить состояние с помощью выразительных движений. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком и подслушивает, о чем они говорят». Предлагает показать лисичку в этот момент. Высокий уровень: Голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо, взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт. Нога выставлена вперед, корпус тела наклонен так же вперед. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимика почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Театрально – игровые действия 3. Исследуемая функция: Понимать состояние другого человека (образа) – внимания, интереса, сосредоточенности, уметь адекватно выразить состояние с помощью выразительных движений. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «Девочка играла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг – и вот уже в другом месте стрекочет».Предлагает показать, девочку, подкрадывающуюся к кузнечику. Музыка Александрова «Кузнечик». Высокий уровень: Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимика почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике и пантомимике. Театрально – игровые эмоции 1. Исследуемая функция: Понимать состояние другого человека (образа) – удивление, уметь адекватно выразить состояние с помощью выразительных эмоций, мимики. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «Мальчик увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было… Из чемодана выпрыгнула собака! Мальчик очень удивился! » Предлагает показать мальчика в этот момент. Высокий уровень: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимика почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или почти не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Театрально – игровые эмоции 2. Исследуемая функция: Понимать состояние другого человека (образа) – удовольствия, радости, уметь адекватно выразить состояние с помощью выразительных эмоций, мимики. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «у девочки в руках коробка с конфетами. Она разворачивает бумажку и кладет конфету в рот. По ее лицу видно, что угощение вкусное! » Предлагает показать девочку в этот момент. Высокий уровень: Жевательные движения, улыбка и выражение блаженства на лице. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимика почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Театрально – игровые эмоции 3. Исследуемая функция: Понимать состояние другого человека (образа) – страдания, печали, уметь адекватно выразить состояние с помощью выразительных эмоций, мимики. Ход обследования: Исследователь эмоционально пересказывает предложенную в этюде ситуацию: «Пришла зима. Стрекоза не приготовила себе домик, не запасла еды впрок. Стрекоза дрожит от холода: «Холодно-холодно, ой-ёй-ёй-! Голодно-голодно, жутко зимой! Мне некуда деться, сугробов не счесть. Пустите погреться и дайте поесть» Музыка В. Герчик «Песня Стрекозы». Высокий уровень: Поднять и сдвинуть брови, стучать зубами. Дает полный и точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Средний уровень: Ребенок не может сосредоточиться на образе, вяло участвует пантомимика, мимика почти отсутствует. Не всегда точно определяет состояние другого человека (образа). Дает не полный или не точный комментарий состояния другого человека (образа) по его мимике. Низкий уровень: Движения передают только некоторые стороны состояния другого человека (образа). Мало участвует пантомимика, мимика отсутствует. Образ сохраняет короткий промежуток времени (не до конца музыкального сопровождения). Не может определить состояние другого человека (образа). Не дает комментарий состояния другого человека (образ) по его мимике. Театрально – игровые эмоции 4. Исследуемая функция: уметь определить состояние другого человека по фотографии. Ход исследования: Посмотреть на фотографию и рассказать, что чувствует человек, изображенный на ней. Высокий уровень: Сразу определяет состояние человека, комментирует его Средний уровень: Долго думает, колеблется в определении состояния человека, изображенного на фото, называя сначала одно, потом другое. Низкий уровень: Затрудняется в определении состояния человека, изображенного на фотографии. Предполагаемые результаты реализации программы. Предполагаемые умения и навыки детей • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно. • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц. • Запоминают заданные позы. • Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка. • Знают 5-8 артикуляционных упражнений. • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно. • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом. • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями. • Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями. • Умеют составлять предложения с заданными словами. • Умеют сочинять этюды по сказкам. • Умеют строить простейший диалог. Литература
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | ||
Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Доклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного... Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | Публичный отчет о деятельности муниципального казенного образовательного... Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей Ипатовского... |