Республиканский конкурс методических материалов
«Современный урок технологии»
Моделирование фартука.
(разработка урока для 5 класса).
Номинация «Обслуживающий труд»
Автор-составитель:
учитель технологии
I кв. категории
МОУ «Гимназия»
Захарова
Людмила Анатольевна
адрес электронной почты:
zaharova11@yandex.ru
г.Абакан 2010г.
Цель урока:
Учебная:
Изучение понятий модель, моделирование.
Рассмотрение видов моделирования и художественного оформления фартука;
Обучение приемам моделирования фартука.
Формирование навыков в моделировании фартуков.
Развивающая:
Создание условия для развития познавательного интереса к предмету, развития творческих способностей, внимательности и точности исполнения.
Развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;
Развитие художественной фантазии учащихся.
Воспитательная:
Воспитание аккуратности, самостоятельности, этике взаимоотношений.
Создание условий для формирования культуры труда и эстетического вкуса учащихся.
Материально – техническое оснащение:
интерактивная доска Smart.
Учебно-методическое оснащение занятия:
Тетрадь, цветные карандаши, карточки-задания «Модели фартука», кроссворды, шаблоны основы чертежа фартука.
Тип урока: комбинированный.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Ожидаемый результат:
Оценка уровня усвоенных знаний осуществляется в форме разработки и презентации модели фартука.
План занятия.
I. Организационный этап ( 3мин.):
Приветствие учащихся.
Отметить отсутствующих.
Организация рабочего места.
Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| II. Актуализация опорных знаний. ( 10 мин.)
С сегодняшнего дня вы начинаете изучать новую, очень интересную тему раздела «Конструирования и моделирования швейного изделия». Но мы не можем, приступить к изучению новой темы не повторив темы предыдущих уроков. А для этого я хочу вам предложить поиграть и вспомнить материал предыдущих уроков. Игра называется «Крестики-нолики». Напомню вам условия игры:
Перед вами игровое поле (страница № 1) под цифрами, которого зашифрованы вопросы. Каждая команда по очереди выбирает любую цифру поля и отвечает на вопрос. Выигрывает та команда, которая первая заполнит диагональ поля своим знаком (крестиком либо ноликом).
Кроссворд предварительно начерчен на странице № 2 интерактивной доски. Приложение № 1
Вопрос к классу:
Посмотрите на кроссворд и скажите: Какое слово получилось по горизонтали?
Таким образом, тема занятия «Моделирование фартука». Страница № 3.
III. Объяснение нового материала ( 17 мин.)
Модуль 1
На странице № 4 Вы видите различные модели фартуков. Все они выполнены на основе чертежа, который вы строили на предыдущем уроке. Обратите внимание на фартук, находящийся в центре экрана. Этот фартук изготовлен без изменения чертежа выкройки фартука, а все остальные выполнены путём процесса моделирования и приобрели новую форму. Любой человек стремиться к индивидуальности, т.е. не похожим быть на всех остальных, и это появляется в его характере, поведении, а также в одежде. Благодаря процессу моделирования вы сможете шить себе одежду, учитывая индивидуальные особенности фигуры и своего вкуса.
В ходе рассказа я упомянула два новых для вас понятия «модель» и «моделирование».
Вопрос к классу:
1.Как вы, думаете, что такое модель фартука?
Модель- это образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами.
2. Из каких деталей состоят представленные модели фартука?
Посмотрите внимательно на эти фартуки и скажите:
4.А какие детали фартука в основном изменены?
4. Какую форму имеют эти детали фартука.
Посмотрите, на следующей странице № 5 изображено моделирование деталей фартука.
Вопрос: Как вы думаете, что понимается под процессом моделирование?
Страница № 6
Моделирование- процесс изменение чертежа выкройки в соответствии с моделью и её художественное оформление. Различают два вида моделирования:
Художественное моделирование
На этом этапе создаются эскизы (рисунки) будущего изделия. Эту работу выполняет художник-модельер. При создании эскизов он обязательно учитывает назначение изделия, возраст потребителя, свойства материалов, направление моды, основы композиции и цветоведения и др.
Техническое моделирование
На данном этапе наносятся на чертеж изменения (фасонные линии) в соответствии с заданным эскизом изделия. Эту работу выполняет художник-конструктор.
В предложенных ранее моделях мы видим, что модели фартука имеют разную форму деталей и вид отделки фартука.
При этом существует правило, что отдельные детали фартука должны сочетаться между собой по форме и виду отделки. Если нагрудник имеет верхний срез в виде угольника, то и карманы или другие детали должны быть срезаны под углом, а не скруглены. Если за основу принимаются округлая форма детали, то надо округлять срезы нескольких деталей фартука.
Контрольное задание к модулю 1
На странице № 7 задание: Подберите к нижней части фартука карман, нагрудник подходящей формы. А теперь, чтобы наши глаза отдохнули выполним упражнения для глаз.
1. Моргать в течение 30 с..
2. С напряжением закрывать на 3-5 с попеременно один и другой глаз.
3. В течение 10 с несколько раз сильно зажмуриться.
5. В течение 10с. сменять направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.
Модуль 2
В фартуке художественное оформление изделия играет немаловажную роль. Оно должно быть разнообразным и хорошо подобранным. Отделка фартука является и украшением фартука.
Вопрос: Как можно украсить фартук?
На странице № 8 изображены виды отделки фартука. Декоративная строчка. Выполняется нитками в тон основной ткани или контрастного цвета. Прокладывают ее обычно по контуру мелких деталей – карманов, нагрудника. Можно также отстрочить пояс, бретели.
Бейки и канты. Выполняют из отделочной ткани, однотонной или с рисунком. Располагают по краям деталей.
Тесьма. Тесьма бывает разной ширины, одноцветная или с рисунком. Широкой тесьмой можно обрабатывать срезы изделия, узкую тесьму настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.
Кружева. Отделка ими придает изделию нарядный вид. Перед пришиванием к фартуку кружево лучше собрать на нитку, а затем настрочить сверху.
Аппликация. Она может быть выполнена из одного или нескольких кусочков ткани разного цвета. Расположить ее можно на любой детали – карманах, нагруднике, нижней части.
Вышивка. Украшающие стежки располагают на любой детали фартука.
Оборка, воланы. Делают из основной или отделочной ткани. Их можно настрачивать вдоль бретелей. Оборки также можно расположить в любом месте фартука в один или несколько рядов.
Контрольное задание к модулю 2
На странице № 9 задание: Подберите детали по форме, отделки и рисунку ткани.
Скажите мне, как называются профессии людей, которые занимаются моделированием? Сейчас мы сможем побывать в роли этих профессий, так как будем моделировать фартук. IV. Вводный инструктаж (10 мин.)
Любое моделирование выполняется в определённой последовательности, т.е. имеет этапы моделирования (страница №10)
1.Нарисовать эскиз модели фартука;
2. Выполнить описание модели;
3.Внести изменения в основу чертежа;
4. Изготовление выкройки.
Давайте вспомним, как выглядит основа чертежа фартука.
На странице № 11 представлены детали фартука, вы должны из деталей составить основу чертежа фартука. Теперь мы можем приступить к моделированию.
Модель № 1, №2 вы смоделируете вместе со мной, а уже следующие будете выполнять самостоятельно.
На странице № 12 дана модель № 1.
Учитель выполняет моделирование согласно выше указанной последовательности на доске, внося изменения цветными карандашами.
Модель № 1
Фартук отрезной по линии талии с притачным поясом . Нижний срез нижней части фартука и нижний срез карманов имеют V – образную форму. Верхний срез нагрудника, нижний срез нижней части фартука и линия входа в карман обработаны тесьмой.
На Страница № 13показана выкройка фартука данной модели.
Модель № 2 (Страница № 14)
Фартук цельнокроеный. Верхний срез нагрудника, кармана и нижней части фартука имеют округлую форму. Карман, бретели и пояс выполнен из ткани другого цвета.
На страница № 15 показана выкройка фартука модели №2.
V. Практическая работа (20 мин.)
Исходя, из индивидуальных особенностей обучающихся учитель может организовать работу в группах (с распределение ролей: художник-модельер, художник- конструктор, рекламный агент) или индивидуально, а также
предусмотреть различные формы работы:
1. Моделирование фартука по образцу, используя карточки-задания «Модели фартука». Приложение № 2
2. Создание эскиза модели фартука и его моделирование.
Критерии оценивания работы сообщаются детям.
VI. Текущий инструктаж (4 мин.)
Учитель обращает внимание на последовательность и особенности моделирования фартука.
VII. Подведение итогов (15 мин.)
Презентация созданных моделей фартука (в зависимости от времени можно организовать по группам или индивидуально).
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия (5 мин.)
В форме кроссворда, цель, которого закрепить полученные знания на уроке. Приложение №3.
Страница № 16
IX. Домашнее задание (3 мин.)
Страница № 17
§ 14, стр.65- 69
Зарисовать новый эскиз модели фартука непрямоугольной формы, используя цветные карандаши или графический редактор, выполнить моделирование фартука.
Ткань, выкройка фартука, портновские иглы и мелок.
IX. Уборка кабинета (3 мин.). Спасибо за работу.
|
Учащиеся делятся на две команды.
Ученики, по очереди выбирают номер вопроса, правильный ответ которого позволяет им заполнить кроссворд. Приложение №1.
Учащиеся ответ записывают маркерами в кроссворд.
Ответ: Моделирование. Запись в тетради темы занятия.
Ответ: Это образец.
Учащиеся записывают понятие в тетрадь. Ответ: нижняя часть фартука, нагрудник, карман, пояс, бретель.
Ответ: карман, нагрудник, нижняя часть фартука.
Ответ: нижняя часть, нагрудник, пояс и бретель- прямоугольник, карман- квадрат.
Ответ: Моделирование-это изменение формы деталей выкройки.
Учащиеся записывают понятие и виды моделирования в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание на доске, соединяя детали фартука между собой цветными линиями.
Учащиеся, повторяя за учителем, выполняют упражнения.
Ответ: Фартук можно украсить вышивкой, кружевом, тесьмой, аппликацией.
Учащиеся записывают в тетради виды отделки фартука.
Учащиеся выполняют задание на доске, соединяя детали фартука между собой цветными линиями.
Ответ: Художник-модельер, художник-конструктор.
Этапы моделирования учащиеся записывают в тетрадь.
Один из учащихся на доске составляет основу чертежа фартука.
Остальные учащиеся зарисовывают основу чертежа фартука в тетрадь, используя шаблон. Учащиеся выполняют работу вместе с учителем в тетради.
Описание модели записывают в тетрадь
Учащиеся выполняют работу вместе с учителем в тетради.
Описание модели записывают в тетрадь Учащиеся самостоятельно работают в тетради, соблюдая последовательность моделирования.
Учащиеся защищают свои работы.
Учащиеся заполняют кроссворд. Приложение № 3 Запись домашнего задания.
Уборка рабочего места и класса в целом.
|
Приложение № 1
Вопросы к кроссворду:
1.Недосыпаемый край ткани.
2. Деталь швейного изделия, выполненная на бумаге.
3. Самая узкая часть туловища.
4. Швейное изделие, защищающее одежду от загрязнения.
5. Деталь фартука.
6. По какой стороне фигуры снимают мерки.
7. Потайная кладовая, чего тут только нет. Здесь и фантик от конфет, здесь и пуговка, крючок, и носовой платок. (Деталь фартука).
8. Чертежный инструмент для проведения прямых линий.
9. Размерные признаки фигуры.
| 2.
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
|
|
|
| 1.
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
|
| 4.
|
|
|
| 8.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
|
|
|
|
| 9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 2
Карточки- задания «Модели фартука».
Модель № 1 Модель № 2
Модель № 3
Модель № 4 Модель № 5
Модель № 6 Модель № 7
Приложение № 3
По горизонтали:
Образец изделия.
2. Самая узкая часть туловища.
3. Рисунок фартука.
4. Вид художественного оформления фартука.
5. Название детали фартука.
6. Размерные признаки человеческой фигуры.
По вертикали:
Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с моделью.
Бумажная деталь фартука.
2. То, из чего шьют фартук.
Список литературы.
Симоненко В.Д. “Технология 5 класс” учебник М: Вентана-Графф, 2009 г.
О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова Технология. Обслуживающий труд: Основы мастерства. 5 кл.: Рабочая тетрадь / О.А. Кожина, Е.Н. Кудакова- М.: Дрофа, 2004
Методические рекомендации для подготовки учителя технологии к урокам и проведения самоанализа педагогической деятельности. В помощь учителю технологии. – Абакан: Издательство ГОУ ДПО «ХРИПК и ПРО» «РОСА», 2008.
Технология: Обслуживающий труд. 5 кл.: Методическое пособие к учебнику О.А. Кожиной, Е.Н. Кудаковой, С.Э. Маркуцкой «Технология. Обслуживающий труд»; под. ред. О.А. Кожиной. – М.; Дрофа, 1004.
|