Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер





Скачать 166.74 Kb.
НазваниеМинистерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер
Дата публикации06.10.2013
Размер166.74 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГУЗ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ВРАЧЕБНО-ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ ДИСПАНСЕР
Врачебно-педагогические наблюдения

на занятиях ЛФК
Информационное письмо
Подготовила Орлова А.В., врач-методист ОМО ГУЗ РВФД
Одной из главных задач врачебного контроля является установление тесного контакта в работе между врачом и преподавателем физкультуры. Такой контакт лучше всего можно осуществлять в процессе врачебно-педагогических наблюдений. Эту форму деятельности врача часто еще называют врачебно-педагогическим контролем, имея в виду, что врач обязан интересоваться содержанием учебных, тренировочных занятий и систематически присутствовать на этих занятиях.

Наблюдения врача в ходе физкультурных занятий непосредственно в местах их проведения имеют очень большое значение. Врач может дать существенные указания преподавателю физкультуры о характере физической нагрузки как для всей группы, так и для отдельных лиц, занимающихся физическими упражнениями. Такая нагрузка может быть чрезмерной, не соответствующей силам и подготовленности занимающихся. В результате наблюдения врач может выявить признаки переутомления и своевременно предупредить его вредные последствия .

Прежде чем делать выводы о соответствии применяемых средств намеченным задачам, а также возможностям больного организма, оценивается педагогическая сторона занятий лечебной физкультурой.

Неправильная методика проведения занятия, использование средств, не соответствующих возрасту или подготовленности занимающихся, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта.

Оценке подлежат конспект занятия, построение последнего, плотность занятия, физиологическая кривая. Перед посещением занятия и проведением наблюдений врач убеждается в наличии конспекта предстоящего занятия, проверяет правильность его составления. Во время самого занятия следует убедиться в соответствии проводимых упражнений плану-конспекту, при отклонениях от него установить, насколько они оправданны.

Построение занятия оценивается врачом с медико-биологических позиций, а мето­дистом — и с педагогических. Важно, учитывает ли инструктор особенности организма больного при выполнении физических упражнений, соблюдается ли деление занятия на вводную, основную и заключительную части, как изменяется физическая нагрузка в каждой из них.
Врачебно-педагогический контроль включает:

— оценку организации и методики проведения занятий физическими упражнениями с учетом возраста, пола, состояния здоровья, общей физической подготовленности и

тренированности;

— оценку воздействия занятий на организм занимающихся;

— проверку условий санитарно-гигиенического содержания мест занятий, оборудования, а также одежды и обуви занимающихся;

— проверку мер профилактики травматизма, выполнение правил безопасности.

Результаты врачебно-педагогического наблюдения для устранения выявленных недостатков доводят до сведения руководителей учреждений, учебных заведений, преподавателей физического воспитания, тренеров, инструкторов методистов.

Занятие лечебной физической культурой

Занятие (урок) является основной формой организации лечебной физкультуры среди больных различных категорий и носит групповой характер. От других форм проведения лечебной физкультуры урок отличается большей продолжительностью, большим разнообразием упражнений. Урочный метод работы с больными дает возможность в определенной последовательности и систематичности использовать различные формы движений, обеспечивающие необходимый лечебный или профилактический эффект при различных заболеваниях.

В практике лечебной физкультуры уже давно отказались от стандартных схем

построения урока. Характер проведения уроков, качественный и количественный подбор упражнений должны изменяться и зависеть от состава и состояния больных, их трудовой направленности, возрастных и половых особенностей, от климатофизиологических факторов и пр.

Отказавшись от неизменных и догматических позиций в вопросах построения уроков, лечебная физкультура предоставила полную возможность опытному методисту проявлять собственную инициативу там, где в соответствии с изменившимися обстоятельствами от него потребовалось даже в процессе проводимых занятий вносить изменения в урок лечебной физкультуры.

В уроке лечебной физкультуры необходимо различать следующие части:

1) вводную (подготовительную),

2) основную (специальную),

3) заключительную.

Вводная часть имеет задачей организацию больных для дальнейшего выполнения упражнений: поясняется цель занятий, производится подсчет пульса, построение, расчет, ходьба, ходьба ускоренным шагом с дополнительными движениями рук и ног, дыхательные упражнения. Все движения, проводимые в этой части, должны способствовать умеренному оживлению сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, привести возбудимость корковых клеток к оптимальному уровню, создать бодрое настроение, научить больного правильному дыханию, правильному выполнению упражнений, создать благоприятные предпосылки для выполнения специальных (лечебных) задач урока. Все упражнения этого раздела должны быть просты и легко усваиваться больными. Длительность вводной части от занимает 10-20% времени занятия.

Основная часть.

В начале основной части проводятся упражнения с охватом больших мышечных групп, выполняемые в медленном или среднем темпе при небольшой нагрузке. Назначаются упражнения, прямо или косвенно влияющие на функцию заболевшего органа. Для повышения эмоционального состояния включаются простейшие игры или имитационные упражнения. Нагрузка не должна переходить за пределы средней интенсивности.

В середине основной части включают упражнения, непосредственно воздействующие на причины болезненного состояния, на сопутствующие ему нарушения или осложнения со стороны других органов. Поэтому упражнения этой части носят самый разнообразный характер и оказывают общее и специальное воздействие на организм больного и выздоравливающего. Основными из этих задач надо считать овладение двигательными навыками и закрепление их в обычной трудовой практике у травмированных больных; восстановление нарушенных функций органов и систем и борьба с их ослабленной деятельностью; коррекция деформаций; повышение общей физической подготовленности путем развития силы, ловкости, выносливости, быстроты.

В этот раздел включаются: ходьба, бег, прыжки, метания, лазания и перелезания. Используются также упражнения на растягивание и расслабление, корригирующие, дыхательные, гимнастические упражнения без отягощения и с отягощением, на улучшение координации.

Продолжительность основной части составляет 60-80% времени занятия.

Заключительная часть — последняя часть урока должна обеспечить постепенное снижение возбудимости сердечнососудистой и дыхательной систем, уменьшение эмоционального возбуждения, если оно наблюдалось в основной части, т. е. создание благоприятных условий для процессов восстановления и отдыха. Для этой цели служат самые разнообразные физические упражнения: медленная ходьба,

спокойные игры, дыхательные упражнения и др. Длительность этой части незначительна —10-20% времени занятия.

Упражнения, входящие в урок, должны быть таковы, чтобы максимальный подъем пульса у больных не превышал больше чем на 50—60 % исходные данные. У больных перед выпиской из лечебного учреждения степень нагрузки может быть значительно больше. Наивысшую точку подъема физиологической нагрузки у таких больных устанавливают обычно на грани между средней и последней третью урока.

Интенсивность урока обычно довольно быстро повышается во вводной части, достигает наибольшей высоты в основной и резко падает в заключительной части урока.

План урока.

На каждый урок лечебной физкультуры методист составляет план. При составлении плана необходимо учитывать конкретные задачи, которые должны быть осуществлены на уроке, клинические особенности больных, общие принципы построения занятия, средства лечебной физкультуры, методику и технику их применения и пр. В то время, как структура урока остается типовой, план урока

должен быть мобильным и определенным для каждого урока лечебной физкультуры.

План урока не только дает возможность проводить врачебно-педагогический процесс, согласно намеченным задачам, но и строить весь процесс занятий с больными в соответствии с принципами обучения.

При составлении плана урока методист учитывает следующие показатели:

Задачи урока. Необходимо иметь точное и конкретное представление о том, как будут влиять на больного и его заболевание проводимые упражнения. Следует различать основную, или общую, задачу воздействия средств лечебной физкультуры

на организм больного и задачи местного воздействия. При травмах, артритах движения применяются с целью общего влияния на организм и местного — на травмированный орган. В абсолютном же большинстве других заболеваний, например при болезнях сердца, сосудов, легких, органов пищеварения, болезнях обмена веществ, при функциональных расстройствах нервной системы, при выздоровлении и пр., применяются упражнения, оказывающие общее воздействие на организм. Основной задаче подчинены частные задачи, которые и решаются во время урока.

Контингент занимающихся. Методисту необходимо подробно знать клиническую характеристику (диагноз) больных, их возраст, пол, занятия физической культурой в прошлом, группу, в которую зачислен больной врачом, согласно делению на периоды.

Места для занятий и инвентарь. Оборудование площадки или зала лечебной

физкультуры гимнастическими снарядами позволяет включать в уроки дополнительные упражнения.

Климатические факторы. Места занятий, открытые для солнечных лучей или для дующих в данной местности ветров, изменяют реакцию больных на упражнения. Вследствие этого для многих категорий больных часто приходится применять специальные упражнения в соответствии с интенсивностью возникшего движения воздуха.

Характеристику упражнений. При составлении плана характеристика динамики включаемых в урок упражнений и их физиологическое влияние на организм больных приобретает важное значение. При подборе упражнений учитывается их общее воздействие на организм и воздействие на больные органы и системы.

Качественные особенности упражнений: их характер, сложность, способность воздействовать на развитие тех или иных жизненно необходимых навыков. Учитывает возможность получения большей эффективности при смене упражняющихся частей тела.

Правильное расположение упражнений в уроке. При расположении материала в уроке необходимо руководствоваться основными принципами обучения и соблюдать требование систематичности, доступности и пр.

Продолжительность урока. Продолжительность урока зависит от характера

заболевания и состава больных. При составлении плана урока методист не должен забывать о необходимости постепенного нарастания нагрузки на уроке, он обязан учесть связь данного урока с предыдущими и последующими уроками, принять во внимание схему урока лечебной физкультуры.

План урока должен составляться в виде конспекта. В нем записываются: конкретные задачи данного урока лечебной физкультуры, конкретные упражнения, распределенные по частям урока, время, отводимое на каждую часть и весь урок. Конспект может служить контрольным материалом для проверки работы методиста.

Наблюдения над больными показывают, что в лечебной физкультуре успех терапевтического воздействия часто обусловливает не только правильная физиологическая нагрузка, но и уровень эмоционального возбуждения.

Методист, намечая план урока лечебной физкультуры, должен исходить не только из учета физиологического воздействия упражнений на своих больных, но и из учета реактивного ответа на эмоциональную насыщенность движений.

Кроме непосредственных наблюдений, для оценки эффективности занятия используют хронометраж и данные так называемой физиологической кривой.

Хронометраж учитывает общее время занятия, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы, ими не занятые, а также на объяснения последующих заданий и т. д. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовленной или отпечатанной типографским способом картой хронометража.

Наблюдая занятия лечебной физкультурой с больными, важно определить, насколько методические приемы организации больных на занятии, способы обучения двигательным действиям, команды и сам подбор упражнений соответствуют возрастным особенностям, как инструктор индивидуализирует подход к разным больным.

Документальной основой для суждения о правильности построения занятия служат, помимо хронометража, расчет плотности занятия и физиологическая кривая.

Плотность занятия ЛФК это относительная целесообразность использования времени, отводимого на занятие по лечебной физкультуре.

Особенно важна моторная плотность урока, под которой подразумевают чистое время выполнения физических упражнений больным по отношению ко всему времени занятия, выраженное в процентах. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому инструктор до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации занятия, расстановку оборудования и снарядов.

У стационарных больных моторная плотность не должна превышать 50% от времени занятия, а в первые дни даже 20-25%. Оптимальной для занятий ЛФК можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых. В условиях санатория и в группах физической подготовки она может достигать 80-90%.

Физиологическая кривая урока — так принято называть графическое изображение изменений частоты сердечных сокращений во время разного рода физкультурных занятий и упражнений. Она дает некоторое представление об интенсивности выполняемой работы.

Теоретической основой такого представления являются многочисленные данные об энергетическом обеспечении мышечной деятельности и сдвигах вегетативных функций. При мышечной работе, соответствующей возможностям организма, вегетативные сдвиги и их показатели изменяются однонаправленно: увеличиваются частота сердечных сокращений. скорость кровотока, минутный объем крови, потребление кислорода, минутный объем дыхания, частота дыхания и т. д.

Одинаковая направленность и параллелизм вегетативных сдвигов нарушаются при патологических состояниях организма, а также при развитии утомления.

Частота сердечных сокращений — более лабильный показатель по сравнению с другими функциональными характеристиками, поэтому в периоде врабатывания другие функциональные показатели могут отставать от частоты пульса.

Таким образом, суждение о соответствии пульса (физиологической кривой) другим физиологическим сдвигам в организме наиболее достоверно на фоне средней интенсивности физической работы при сохранившейся адаптации сердечно-сосудистой системы к нагрузке.

При пульсе до 120 в 1 мин физическая нагрузка считается низкой интенсивности.

Частота сердечных сокращений при нагрузках средней интенсивности колеблется от 120—130 до 150—160 в 1 мин.

При увеличении частоты сокращений сердца более 160 – 170 в 1 мин — нагрузка высокой интенсивности.

При учащении пульса выше 170—180 в 1 мин нагрузка достигает субмаксимальной и максимальной интенсивности.

На занятиях лечебной физкультурой в зависимости от состояния больного применяются нагрузки низкой и средней интенсивности, в отдельных случаях допускается кратковременное применение упражнений с высокой нагрузкой, но никогда не применяются нагрузки субмаксимаксимальной и максимальной интенсивности.

Подсчет пульса для построения физиологической кривой проводится на лучевой артерии, отрезками по 10 секунд. Частота сердечных сокращений определяется сразу после выполнения больным какого-либо упражнения, что дает возможность практически иметь представление о реакции организма во время нагрузки.

Данные заносятся в рабочую табличку, где отмечаются время измерения пульса и частота.

На основании графика физиологической кривой можно сделать вывод (при соответствии нагрузки возможностям больного) о правильности распределения нагрузки во вводной, основной и заключительный частях, об её интенсивности.

Физиологическая кривая пульса считается хорошей, если процент увеличения ЧСС в основной части составляет 70-100% от исходного пульса, удовлетворительной – 30-60%, неудовлетворительной – менее 30% или более 100%.

Сравнение данных о частоте сердечных сокращений и наблюдений за внешними признаками утомления, а также результатов других исследований позволяет сделать вывод и об интенсивности физической нагрузки, и о ее соответствии возможностям организма больного и лечебным задачам.

Большое значение при определении адекватности проведенного занятия состоянию больного имеет определение внешних признаков утомления. Если у большинства больных имеют место выраженные признаки утомления, нужно задуматься о соответствии предлагаемой физической нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности больных.

Схема оценки степени утомления (С.Н.Кучкин и В.М.Ченегин, 1981)

Симптомы

Степень утомления

Признаки не довосстановления после предельных нагрузок

Легкая

Средняя

Сильная


Окраска кожи

Легкое покраснение

Сильное покраснение

Очень сильное покраснение или необычная бледность

Бледность сохраняется в течение нескольких дней

Потоотделение

Легкое или среднее в зависимости от температуры

Сильное выше

пояса

Очень сильное

в том числе и ниже пояса

Потение ночью


Движения

Увеличение количества ошибок, появление неуверенности


Дискоординация, вялость, стабильная неточность.


Явные ошибки, «шатающиеся»

движения

Нарушение в движениях и бессилие в занятиях через 24-48 ч. отдыха, сниженная точность

Внимание

Нормальное полное внимание, безошибочно выполняет указания


Невнимательность, не точно выполняет указания

Сильно сниженная сосредоточенность и замедленная реактивность, нервозность, воспринимает лишь громкие команды

Невнимательность, неспособность исправить ошибки, сосредоточиться при умственной работе через 24-48ч.

Общее самочувствие

Нет жалоб, выполнение всех заданий на тренировке

Мышечная

слабость, затрудненное дыхание, нарастающее бессилие, явно пониженная

работоспособность

Свинцовая тяжесть в мышцах и суставах, головокружение, тошнота

или рвота, «жжение» в груди, «кислое» состояние

Расстройство засыпания боль в

мышцах и суставах, понижение физической и умственной работоспособности

и сна, учащение ЧСС через 24 ч.

Готовность к движениям

Стойкое желание продолжать тренировку

Пониженная

активность, стремление затягивать отдых, но готовность продолжать тренировку


Желание полного покоя и прекращения тренировки, «капитуляция»

Нежелание

возобновлять тренировку на следующий день, безразличие, сопротивление

требованиям тренера

Настроение

Приподнятое, радостное

«Приглушенное», радостное при успехе, радость

по поводу предстоящей тренировки

Сомнения в ценности и смысле занятий перед

новой тренировкой

Подавленность, сомнение в ценности тренировок, поиск причин

для пропуска тренировки


Эффективность занятия ЛФК

Методически правильно построенное занятие, средства лечебной физкультуры, соответствующие лечебным задачам, правильно подоб­ранная нагрузка могут обеспечить требуемую эффективность заня­тий. Объективно судить о такой эффективности можно не только на основании длительных клинических и клинико-функциональных на­блюдений, но и по результатам некоторых функциональных исследований сразу после занятий лечебной физкультурой.

К таким функциональным исследованиям, проводимым при забо­леваниях органов дыхания, относятся спирография, пневмотахометрия, выполняемые в покое перед занятием, сразу после его окончания и через 15—20 мин. Улучшение бронхиальной проходимости, рост ре­зервных показателей дыхания, нормализация его, повышение коэффи­циента использования кислорода и другие благоприятные изменения могут свидетельствовать об эффективности проведенного занятия. Наоборот, отсутствие ожидаемых сдвигов требует от врача выяснения причин неэффективности и, если при последующих наблюдениях он убеждается в том, что это связано с неправильным выбором средств или дозировкой нагрузки, следует произвести оперативную коррекцию методики лечебной физкультуры.

При заболеваниях сердечно-сосудистой системы наиболее инфор­мативными видами исследования являются электрокардиография, электрофонокардиография, изучение АД, пульсометрия в некоторых случаях дополняемые исследо­ванием реакции на дозированную нагрузку.

Для суждения о влиянии занятия лечебной физкультурой на опор­но-двигательный аппарат применяют исследования тонуса мышц до и после занятия, скорости двигательных реакций, а также другие элек­трофизиологические исследования. В травматологической клинике это антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др.

Кроме перечисленных методов для учета динамики функционального состояния организма под влиянием средств лечебной физической культуры применяются функциональные пробы, специфические для поражения какой-либо системы (приседания, PWC120-150, нагрузки на велоэргометре, проба Генчи, Ромберга и т. д.).

Полученные при обследовании субъективные и объективные показатели оцениваются на основе сопоставления результатов в начале и в конце периода наблюдения.

При проведении занятий ЛФК исключительно важен индивидуальный подход к больному. Кроме того должно быть обеспечено сознательное и активное участие больного в процессе собственного лечения, что достигается умелым объяснением сущности ЛФК, пользы для улучшения здоровья и эффективности.

Большое значение для повышения эффективности занятий ЛФК имеет эрготорапия – внесение инструктором положительных эмоций при выполнении упражнений. Это может быть теплое слово, улыбка, шутка, сравнение движений с движениями животных или птиц, игровой фактор, и т.д. Позитивный эмоциональный фон создает хорошее настроение у больных, прилив энергии, усиливает эффективность занятия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconМинистерство здравоохранения республики мордовия гаоудпо рм «Мордовский...
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени н. И. Пирогова
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconИзучение факторов риска и оценка суммарного риска сердечно-сосудистых...
Убликанский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины», «Республиканский кардиологический диспансер» Министерства здравоохранения...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconИнститут развития образования республики башкортостан
Путина, Институт развития образования при поддержке Министерства образования Республики Башкортостан проводит республиканский профессиональный...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconРеспубликанский учебно-научный методический центр министерства образования...
Республиканского учебно-научного методического центра Министерства образования Республики Башкортостан
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconСборник статей посвящен актуальной проблеме реализации современных...
Боу дпо (повышения квалификации) специалистов Удмуртской Республики "Республиканский центр повышения квалификации и профессиональной...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconПредседателю фк республики Татарстан Яркаевой Ф. Ф. Уважаемая Фарида Фатыховна!
Заявка на включение лекарственного средства в Республиканский формуляр Министерства здравоохранения Республики Татарстан
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconОб оплате труда работников государственных учреждений культуры и...
Во исполнение Указа Президента Республики Башкортостан от 22 марта 2008 года n уп-94 "О введении новых систем оплаты труда работников...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общее руководство подготовкой и проведением соревнований осуществляет Министерство молодежной политики, спорта и туризма и Республики...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconЭпидемиология парентеральных вирусных
Министерство здравоохранения республики армения национальный институт здравоохранения
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Министерство молодежной политики, спорта и туризма и Республики Башкортостан и Федерация альпинизма России и Федерация альпинизма...
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconПрограмма республиканской конференции «Современные тенденции в диагностике...
Мельников Евгений Борисович, главный врач гу «Коми республиканский онкологический диспансер»
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconПостановление От 16 мая 2012 г. N 154 о долгосрочной целевой программе...
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconСанкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения (СПб...
Санкт-Петербургское государственное учреждение здравоохранения (СПб гуз) «Женская консультация №44» Пушкинского района
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconМинистерство образования Республики Коми Государственное автономное...
При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconСпецтехника
Министерство образования Республики Башкортостан Туймазинский государственный юридический колледж
Министерство здравоохранения республики башкортостан гуз республиканский врачебно-физкультурный диспансер iconМурманск
В целях дальнейшего развития лесного хозяйства Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск