Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.





Скачать 360.55 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.
страница1/2
Дата публикации21.10.2013
Размер360.55 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации по изучению дисциплины Б1.Б.4, Б1.Б.5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профиль Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера), профиль Дошкольное образование. Музыка, профиль Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору), профиль Физическая культура, доп. обр. (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)
2. Авторы программы: Шевченко Н.А., к.фил.н., доцент кафедры РЯЛиМП, Горбань Л.В. , к.фил.н., ст. преп. кафедры РЯЛиМП

4. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Деловые коммуникации» является повышение уровня гуманитарного образования и гуманитарного мышления студентов в сфере профессионального и делового общения путем эффективного использования разнообразные и адекватных вербальных и невербальных средств; раскрытие теоретических и прикладных вопросов деловых коммуникаций.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, тем самым определяется ее значение для формирования и расширения общей культуры бакалавра.

Студент должен научиться свободно пользоваться разнообразными языковыми средствами в различных коммуникативно-речевых условиях и прежде всего в непосредственной профессиональной деятельности. Для этого студенту необходима база, полученная в средней школе – владение теоретическим и практическим комплексом знаний, умений и навыков по русскому языку.
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь;

ОК-16: способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики;

ОПК-3: владением основами речевой профессиональной культуры,

ОПК-5 (ОПК-6): способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать: основные средства и приемы педагогического общения,

2) Уметь: использовать различные формы и виды устной и письменной коммуникации в учебной и профессиональной деятельности;

3) Владеть: различными способами коммуникации в профессиональной деятельности..
7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____2______ зачетные единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

_______72_________ часа.



№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*


1.

050100.62 Педагогическое образование.

Профили «Дополнительное образование (дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера)»,

«Дошкольное образование. Музыка», «Иностранный язык, второй иностранный язык (по выбору)», «Физическая культура, доп. обр. (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность)»

1

1

72/2

36

8

16

20

-

36

зачет


8. Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование
раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

Всего ауд.ч./в интеракт.ф.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часов на СРС

1.

Введение в учебную дисциплину. Речевое общение.

4/0

4

-




4
















2.

Коммуникативные качества речи.


6/ 2


2


4





8
















3.

Речевой этикет

4/ 2

2

2




6
















4.

Стили русского языка.


6/ 2


2


4





8
















5.

Риторика

16/ 2

6

10




10

















9. Содержание разделов дисциплины (указать краткое содержание раздела (темы) с обязательным указанием номера раздела (темы).
Введение в учебную дисциплину. Речевое общение. Язык как знаковая система, как важнейшее средство общения людей. Язык и речь. Функции языка и речи. Уровневое устройство языка: основные уровни и языковые единицы, их образующие. Языкознание и его разделы. Культура речи как один из разделов языкознания. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи.

Основные единицы общения. Виды речи: внутренняя и внешняя, устная и письменная, диалогическая и монологическая. Функционально-смысловые типы речи. Структура речевого общения. Речевой акт и его этапы. Виды слушания. Речь в социальном взаимодействии. Речевая ситуация. Речевая деятельность. Понимание. Говорение. Слушание. Письмо. Чтение. Речевое поведение. Роль, позиция, статус. Неречевое поведение: мимика, жесты.

Виды и жанры педагогического общения. Неофициальное общение. Официальное общение. Речевое взаимодействие. Общение учителя с учениками и их родителями. Урок. Беседа. Дискуссия. Игра. Особенности общения в педагогическом коллективе.

Коммуникативные качества педагогической речи. Культура речи как проблема речевой коммуникации. Коммуникативные качества хорошей речи. Уровни педагогического речевого мастерства. Этикет как система устоявшихся правил речевого поведения в рамках определенной культуры. Нормы и история русского речевого этикета.

Правильность речи. Правильность как базовое коммуникативное качество. Понятие нормы. Виды норм литературного языка. Кодификация литературной нормы. Нормативные словари современного русского языка. Точность речи. Правильное употребление слов в контексте. Проблема выбора точного синонима. Правильное употребление паронимов, омонимов, многозначных слов. Использование в речи фразеологизмов. Логичность речи. Языковые средства организации высказывания и правила их использования в речи. Чистота речи. Проблема использования в литературном языке диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, канцеляризмов. Выразительность речи. Средства выразительности устной и письменной речи. Тропы и фигуры. Богатство речи.

Стилистическая система русского литературного языка. Функциональные стили и жанры литературной речи. Стилистические нормы. Уместность речи. Научный стиль русского литературного языка. Жанры научной речи. Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности. Официально-деловой стиль русского литературного языка. Сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Правила оформления документов. Устная деловая речь. Публицистический стиль русского литературного языка. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле Речь средств массовой информации. Разговорная речь. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

Риторическая модель подготовки педагогической речи. Особенности устной публичной речи педагога. Педагог и его аудитория. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, работа над композицией речи. Инвенция. Топосы. Диспозиция. Элокуция. Словесное оформление публичного выступления: понятность, информативность и выразительность публичной речи. Тропы и фигуры.
10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Введение в учебную дисциплину. Речевое общение. Слушание. Неречевое поведение.

Чтение литературы, конспектирование.

Составление портфолио.

12

Выступление с докладами, сообщениями.

2

Виды и жанры педагогического общения. Инсценирование. Игра.

Чтение литературы, подготовка сообщений. Краткий конспект главы «Педагогическая риторика» учебного пособия Ч. Далецкого «Риторика: заговори, и я скажу, кто ты».

14

Выступления с сообщениями.

3

Коммуникативные качества педагогической речи. Выразительность. Чистота.

Чтение литературы, подготовка сообщений.

Аннотирования ЭОР по теме.

20

Выступления с сообщениями, обсуждение.

4

Риторическая модель подготовки педагогической речи. Фигуры речи.

Чтение литературы, подготовка сообщений. Конспект статьи: Романова Н.Н. Обучаем культуре публичной ораторской речи // Русская словесность.- 2006. - № 8.- С. 57 – 62.

10

Выступления с сообщениями.


11. Образовательные технологии
При реализации дисциплины используются традиционные образовательные технологии: академические лекции, практические занятия.

8 часов аудиторных занятий будут проведены в интерактивной форме: ролевая игра «Этикет делового общения», тренинги в форме деловых бесед и деловых совещаний, кейс-метод «Деловые переговоры», мозговой штурм и дискуссии.

Самостоятельная работа студентов планируется как в традиционных формах (написание рефератов, выполнение упражнений), так и с использованием инновационных технологий: технологии портфолио и аннотирования ЭОР по темам курса.
Интерактивные формы занятий:


№ раздела (темы)

Формы

1.

Тренинги.

2.

Кейс – метод. Работа в группах.

3.

Дискуссия (обсуждение)

4.

Ролевые игры.


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Планы лекционных занятий.

Тема: Речевое общение педагога (4 ч.).

План

  1. Язык как знаковая система, как важнейшее средство общения людей

  2. Основные единицы общения.

  3. Структура речевого общения. Речевой акт и его этапы.

  4. Речь в социальном взаимодействии.

  5. Речевая ситуация. Речевая деятельность. Речевое поведение.

Вопросы для коллективного обсуждения

Каковы требования к речевой коммуникации в педагогической среде?
Задания для самостоятельной работы

1. Предложить модели речевых ситуаций и речевого поведения, в которых может оказаться педагог.

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Виды и жанры педагогического общения (2 ч.).

План

  1. Специфика официального и неофициального речевого взаимодействие учителя с учениками и их родителями.

  2. Особенности общения в педагогическом коллективе.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Как разрешить конфликтную ситуацию в педагогической среде?

  2. Каким может быть имидж педагога в зависимости от формата педагогического общения (официальное и неофициальное общение)?

Задания для самостоятельной работы

Предложить модели разрешения конфликтных речевых ситуаций и речевого поведения, в которых может оказаться педагог (родительское собрание, педсовет, конфликтная ситуация между учащимися и т.п.).

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Коммуникативная культура педагога (2 ч.).

План

  1. Культура речи как проблема речевой коммуникации.

  2. Коммуникативные качества хорошей речи.

  3. Уровни педагогического речевого мастерства.

  4. Этикет как система устоявшихся правил речевого поведения в рамках определенной культуры.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Насколько актуальна проблема засорения речи учителя диалектизмами, жаргонизмами, профессионализмами, канцеляризмами? Приведите примеры таких речевых недочетов.

  2. Расскажите о средствах выразительности устной и письменной речи учителя.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте выступление на тему : «Нормы и история русского речевого этикета».

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Коммуникативная культура педагога. Стилистическое и жанровое разнообразие (4 ч.).

План

  1. Научный стиль русского литературного языка.

  2. Жанры научной речи педагога.

  3. Речевые нормы научной и учебной сфер деятельности.

  4. Официально-деловой стиль русского литературного языка. Языковые формулы официальных документов.

  5. Устная деловая речь педагога.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Расскажите о разнообразии научных жанров учителя. Приведите примеры использования.

  2. Приведите примеры сферы функционирования и жанрового разнообразия официального стиля в деятельности педагога.

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте презентацию «Правила оформления документов в образовательном учреждении».

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.
Тема: Риторическая модель подготовки педагогической речи (4 ч.).

План

  1. Особенности устной публичной речи педагога.

  2. Педагог и его аудитория.

  3. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, работа над композицией речи.

  4. Словесное оформление публичного выступления: понятность, информативность и выразительность публичной речи

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Расскажите о последовательности работы в процессе подготовки устного публичного выступления педагога.

  2. Какие качества понимаются под информативностью, понятностью, выразительностью речи?

Задания для самостоятельной работы

Подготовьте презентацию на тему: «Имидж педагога».

Подготовьте выступление по выбранной профессиональной проблеме.

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.
Планы практических занятий
Тема: Введение в учебную дисциплину. Речевое общение (ПР, 6 ч.)

План

  1. Понятие педагогической риторики.

  2. Структура речевой коммуникации.

  3. Особенности педагогического общения.

  4. Коммуникативная культура в педагогическом общении.

  5. Виды и формы педагогического общения.

  6. Стили общения.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем состоят особенности педагогического общения?

  2. Каковы требования к речевой коммуникации в педагогической среде?


Задания для самостоятельной работы

1. Смоделируйте общение в следующих ситуациях: обсуждение служебного вопроса; обсуждение вопроса посещаемости занятий студента с деканом. Проанализируйте речевое событие, опишите участников общения (роли, отношения, коммуникативные намерения, речевое поведение), ситуацию общения, само сообщение.

2. Приведите примеры разных стилей общения: ритуального, манипулятивного, гуманистического. Придумайте диалоги, иллюстрирующие эти стили.

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Виды и жанры педагогического общения (ПР, 4 ч.)

План

  1. Официальное и неофициальное общение педагога.

  2. Речевое взаимодействие учителя с учениками и родителями.

  3. Формы педагогического общения: урок, беседа, дискуссия, игра.

  4. Особенности общения в педагогическом коллективе.

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Объясните понятия: речь, речевое общение, речевое поведение, речевая деятельность.

  2. Какова структура речевой ситуации?

  3. Что понимают под ролью человека – участника речевой ситуации?

  4. Чем отличается официальное и неофициальное общение педагога?

  5. Каковы требования к речевому оформлению урока, беседы, дискуссии, игры.


Задания для самостоятельной работы

1. Описать две педагогических речевых ситуации, проанализировать речевое и неречевое поведение учителя.

2. Смоделировать ситуации беседы и дискуссии на уроке.

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Коммуникативные качества педагогического общения (ПР, 6 ч.)

План

  1. Правильность речи учителя.

  2. Точность речи.

  3. Выразительность речи.

  4. Чистота речи.

  5. Богатство речи.

  6. Уместность речи.


Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Почему учителю важно обладать высоким уровнем культуры речи?

  2. В чем состоит сущность каждого из коммуникативных качеств речи?


Задания для самостоятельной работы

1. Найдите ошибки в речи учителя, исправьте.

1. Вследствие общения с бездомным котенком мальчик инфицировался и был направлен в медицинское учреждение с лишаем. 2. Эта масса людей совершает ход истории. 3. Эти люди – остатки советского общества. 4. Писатель показывает, что главную роль в творении истории играет народ. 5. Были приняты все мероприятия для поражения врага. 6. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 7. Ветераны-то в основном люди изрядного возраста. 8. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 9. Князь Игорь и Всеволод вступили в поход. 10. В результате чумы люди покинули город.

2. Поясните значение терминов.

Фракция, фракционизм, фракционность; антагонизм, олигархия, аннексия, геноцид, электорат.

Литература

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Тема: Риторическая модель подготовки педагогической речи (ПР, 6 ч.)

План

  1. Понятие риторического канона.

  2. Инвенция. Топосы.

  3. Диспозиция.

  4. Элокуция. Тропы. Фигуры.


Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Должен ли учитель знать основы риторики?

  2. Назовите этапы риторического канона.

  3. Какие «общие места» могут быть использованы в речи учителя информационной культуры, математика? Охарактеризуйте смысловые модели.

  4. Что представляет собой диспозиция?

  5. Охарактеризуйте тропы и фигуры.


Задания для самостоятельной работы

  1. К одной из тем, изучаемых на уроках математики в школе, подберите материал, используя различные смысловые модели (топосы).

  2. Подготовьте небольшую речь на тему:

Выдающиеся математики Древнего мира. (Аристотель… Архимед… Эвклид…)

Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
Литература

Основная

Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.
Дополнительная
Клюев Е. В. Речевая коммуникация. – М., 1998.

Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – М., 2001.

Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.

  2. Десяева Н. Д. и др. Культура речи педагога. – М., 2003.

  3. Соколова В.В.Культура речи и культура общения. –М.,1995.

  4. Культура русской речи: учебник для вузов /Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. –М.,2000.

  5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2004.



  1. дополнительная литература

  1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М.,1983.

  2. Бондалетов В.Д. и др. Стилистика русского языка. – Ленинград, 1989.

  3. Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М.,1989.

  4. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. –М.,1997.

  5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов/ Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. – Изд.22-е. – Ростовн/Д: Феникс, 2008.

  6. Колесов В.В.Культура речи – культура поведения. – Л.,1988.

  7. Костомаров В.Г. Жизнь языка. – М.,1994.

  8. Костомаров В.Г. Языковый вкус эпохи. – М., -1994.

  9. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. –М.,1976.

  10. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. – М.,1974.

  11. Савельева Л.В. Языковая экология. – Петрозаводск, 1997.

  12. Сметана С.В. телевизионная речь: Функции и структура. – М., 1976.

  13. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь. – М., 1983.

  14. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980

  15. Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. – М.,1996.

  16. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – Ростов-на -Дону, 1998.

  17. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.

  18. Успенский Л.В. Культура речи. – М., 1976.

  19. Форманская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: Речевой этикет в нашем общении. – М.,1989

  20. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – 6-е изд. – М.,1984.

  21. Ввведенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

  22. Головин Б.Н.Основы культуры речи. – М.,1988.

  23. Горбачевич К.С.Нормы современного русского литературного языка. –2-у изд.-М.,1981.

  24. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие. –5-е изд.-М., 2001.

  25. Львов М. Р. Риторика. Культура речи. – М.,2004.

  26. Розенталь Д.Э.Практическая стилистика русского языка. –М.,1998.


СЛОВАРИ

  1. Вакуров В.Н. и др. Трудности русского языка: Словарь-справочник: В 2-х ч. – М., 1993

  2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1993.

  3. Розенталь Д.Э.Управление в русском языке: Словарь-справочник. – М.,1997

  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.,1976

  5. Словарь синонимов русского языка /Под ред. А.П.Евгеньевой: в 2-х т.-М.,1970

  6. Словарь русского языка: в 4-х т. – М.: АН СССР, 1981-1984.

  7. Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1993

  8. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник / Под ред. К.С.Гобачева. Л.,1973.

  9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова. – М.,1983

  10. Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник.- М.,2005.


Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

    1. Библиотека Гумер. http://www.gumer.info/,

    2. Муравьева Н.В. Говори правильно и выразительно [Электронный ресурс] : учеб. пособие : [словарь-справочник] / Н. В. Муравьева. - 2-е изд., испр. и доп. - Дан. и прогр. - М. : Термика : ИК "Кодекс", 2004. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв. - (Электронная библиотека). - Систем. требования : Windows 98 и выше ; CD-ROM. - Загл. с контейнера. - 270-00,

    3. Культура речи [Электронный ресурс] : как правильно и грамотно говорить по-русски. - Дан. и прогр. - М. : ИДДК, 2008. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв. - (Аудиокурсы). - Систем. требования: Pentium 166 МГц; 64 Мб ОЗУ; 4х CD-ROM; зв. карта; SVGA; Windows 98/ME/2000/XP . - Загл. с контейнера. - 220-00,

    4. Библиотека словарей. Т. 1 [Мультимедиа] : [17 т. текста, 390 иллюстраций, 14585 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Реальный словарь классических древностей / Ф. Любкер. Библейский словарь : в 4 вып. Дипломатический словарь : в 2 т. / под ред. А.Я. Вышинского, С.А. Лозовского. - ISBN 5-86460-137-3 : 250-00,

    5. Библиотека словарей. Т. 2 [Мультимедиа] : [19 т. текста, 19319 словарных статей] / подготовка Е. Ачеркан. - Дан. и прогр. - М. : ЭТС, 2005. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : цв., зв. - Систем. требования : Pentium II 400 МГц ; 64 Мб ОЗУ ; Internet Explorer ; CD-ROM ; зв. карта Sound Blaster совместимая, видеокарта 4 Мб. - Загл. с контейнера. - Содерж. : Словарь древне-русских личных собственных имен / Н.М. Тупиков. Исторический словарь российских государей, царей, императоров и императриц / И. Нехачихин. Словарь писателей среднего и нового периодов русской литературы XVII-XIX в. / А.В. Арсеньев. Популярный политический словарь. Краткий словарь мифологии и древностей / М. Корш. - ISBN 5-86460-147-3 : 250-00.


Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

- Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ;

- «Рубрикон» — крупнейший энциклопедический ресурс Интернета. http://www.rubricon.com/,

- Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU — полнотекстовая база данных научных периодических изданий. http://www.elibrary.ru/,

- Электронная библиотечная система «Университетская библиотека» http://www.biblioclub.ru,

- Полнотекстовая библиотека МГПУ, http://www.mspu.edu.ru/index.php?option=com_wrapper&Itemid=527.
15. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов для оценки сформированности компетенций по дисциплине, заявленных в п. 6:
Примерные зачетные тестовые задания.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение...
Методические рекомендации по изучению дисциплины д 2 Введение в литературоведение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 23 История зарубежной литературы: средние века и Возрождение для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Современный русский язык: фонетика, графика, орфография для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 1 Введение в языкознание для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 15 История русской литературы: часть 2 для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 11 Деловые коммуникации для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 10 История мировой литературы: 1 часть для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Региональная реклама и рекламные агентства для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 10 Выразительное чтение для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 14 Филологический анализ текста для студентов, обучающихся по направлению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины б. 4, б. 5 Педагогическая риторика для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 11 Стилистика для студентов, обучающихся по направлению подготовки


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск