Скачать 169.77 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Факультет физической культуры и спорта Кафедра теоретических основ физического воспитания УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ШЕЙПИНГ Программа учебной дисциплины (вариативная часть) федерального компонента для направлений подготовки для специальности 050 720.65 – «Физическая культура» факультета физической культуры и спорта для студентов заочного отделения Составитель: Костюнина Л.И. кандидат педагогический наук, доцент Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта (протокол «_____» ____________________20____г. №_______) Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Шейпинг» является дисциплиной по выбору, которая дает представления об особенностях занятий физической культурой, раскрывает сущность этой деятельности, основные термины и понятия, принципы, средства и методы. Актуальность повышения продуктивности уроков физической культуры и интереса к ним, считаю целесообразным использовать проведение занятий в виде шейпинга, так как во время таких занятий задействовано визуальное и сенсорное восприятие детей через музыкальное оформление и видеоряд. Основная цель шейпинга – борьба с гиподинамией. Шейпинг направлен решать проблемы, связанные с лишним весом у детей. Поэтому, необходимы беседы о диетике и правильном питании. Кроме того, занятия шейпингом дают высокий эмоциональный подъем, закаляют характер, избавляют от комплексов, развивают гармоничную личность. Учебный курс позволяет будущим педагогам найти эффективные в применении здоровьеформирующие подходы в физическом воспитании детей разного возраста. Курс расширит знания, методико-практические навыки в организации физкультурной деятельности дошкольников. Цель курса: ознакомить студентов с некоторыми основными видами оздоровительной гимнастики и методикой их преподавания. Задачи: 1. Дать характеристику и основы оздоровительных видов гимнастики: гигиеническая гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг. 2. Научить студентов выполнять базовые упражнения гигиенической гимнастики, ритмической гимнастики, аэробики и шейпинга. 3. Провести контроль знаний и умений студентов в области оздоровительной гимнастики Учебная работа по курсу «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях» проводится в форме лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы. Весь курс строится так, чтобы лекции шли параллельно с семинарскими занятиями и были введением к соответствующим разделам курса или обобщением фактического материала, освоенного на семинарских занятиях. В лекционном курсе излагаются общие теоретические основы предмета дается обзор сущности и содержания базовых физкультурно-спортивных позходов как социально-педагогических способов приобщения их к здоровому образу жизни. Изучение данной дисциплины способствует формированию современного спортивно-гуманистического мышления студентов, целостного представления о механизме продвижения физической культуры и спорта в непрерывном образовании. Самостоятельная работа направлена на активное, целенаправленное приобретение студентом новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа сопровождается непрерывным контролем и оценкой ее результатов. Место дисциплины в структуре ООП: Учебный курс «Шейпинг» базируется на современных подходах к развитию ребенка и укреплению его здоровья и дополняет цикл дисциплин предметной подготовки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ. Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных в процессе изучения ТМФКиС, психологии, педагогики, предметов медико-биологического цикла и частных методик по видам спорта. Требования к результатам освоение дисциплины: В результате изучения учебной дисциплины студент должен: знать:
уметь:
Объем дисциплины и виды учебной работы: Дисциплина «Шейпинг» читается в 6 семестре.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных педагогических ситуаций, проектный метод. Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Методические рекомендации студенту Необходимость изучения курса «Шейпинг» обусловлен тем, что систематические занятия шейпингом позволит существенно воздействовать в целом на физическое состояние и отдельные компоненты телосложения занимающихся, улучшить работу сердечно-сосудистой и дыхательных систем. Специальный подбор физических упражнений, возможность варьировать исходные положения позволяют успешно формировать необходимые двигательные качества и исправлять недостатки телосложения занимающихся. Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач шейпинга с использованием при этом многообразных методических приёмов. Путём изменения темпа, ритма музыки, динамических оттенков звучания меняются интенсивность и амплитуда движений. Это позволяет успешно регулировать нагрузку в соответствии с подготовленностью занимающихся. Изучение курса «Шейпинг» тесно связано и базируется на знаниях слушателей в таких областях как: медико-биологические, теория и методика физического воспитания, возрастная морфология, физиология, психология, педагогика. В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Шейпинг» изучается студентами заочниками в 6 семестре. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Основным методом обучения является самостоятельная работа студентов с учебно-методическими материалами, научной литературой, статистическими данными. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Шейпинг» является зачет в 6семестре. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ (ЗАЧЕТ) 1. Цели и задачи шейпинга. 2. Шейпинг-технологии. 3. Структура построения занятия по шейпингу. 4. Содержание занятия по шейпингу. 5. Формы контроля на занятиях по шейпингу. 6. Физиологические преимущества разминки. 7. Цель и задачи разминки. 8. Цель и задачи основной части занятия. 9. Цель и задачи заключительной части занятия. 10. Шейпинг-питание. 11. Виды тренировок в шейпинге. 12. Правила питания при катаболической тренировке. 13. Правила питания при анаболической тренировке. 14. Методические особенности проведения занятий с детьми. 15. Методические особенности проведения занятий с подростками. 16. Методические особенности проведения занятий с женщинами. 17. Методические особенности проведения занятий с мужчинами. 18. Отличительные особенности шейпинга от других видов оздоровительной физической культуры. 19. Виды тестирования в шейпинге. 20. Составляющие части шейпинга. 21. Дать определения шейпинга. 22. Исторический обзор развития шейпинга. 23. Методика занятий шейпингом. 24. Направления в развитии современного шейпинга. Критерии оценка зачета Оценка «зачтено» выставляется студенту, успешно освоившему программный материал дисциплины и сдавшему промежуточные формы контроля знаний (индивидуальные задания), предусмотренные рабочей программой, в течение семестра и на итоговом собеседовании удовлетворительно ответить на 3 вопросов по основным темам курса, задаваемых преподавателем с целью определения степени усвоения изучаемого студентами материала. Оценка «не зачтено» выставляется студенту, не сдавшему промежуточные формы контроля знаний, предусмотренные рабочей программой, в течение семестра и неудовлетворительно ответившие вопросы при собеседовании. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Шейпинг» Составитель: Л.И. Костюнина – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 10 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 «Физическая культура», утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. номер государственной регистрации № 711 пед/сп (новый). Составитель ____________________ Л.И. Костюнина (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры теоретических основ физического воспитания "22" мая 2012г., протокол № 10 Заведующий кафедрой _______________________________И.Н.Тимошина________22.05.2012г.________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта "25" мая 2012г., протокол № 10 Председатель ученого совета факультета ______________________________Т.П. Киреева ________ 25.05.2012г._______ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |