План – конспект открытого урока по литературному чтению
в 3 классе
«Тема образованности в рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»
Цели:
Ознакомить детей с жизнью и творчеством М.Зощенко;
Учить детей анализировать текст, делать выводы;
Воспитание желания учиться чему-то новому, расширять кругозор учащихся;
Оборудование: проверочный тест по тексту, карточки, листы самоконтроля, презентация «Жизнь и творчество М.Зощенко». Ход урока.
Организационный момент.
- Сейчас у нас урок литературного чтения. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Это учителя. Они приехали к нам, чтобы посмотреть на то, какие образованные дети учатся в нашей школе, как они стараются, какие они внимательные. Поднимите руку, кто сегодня на уроке будет очень стараться.
Проверка домашнего задания.
- О чём рассказ А.Платонова «Ещё мама».
(О том, как мальчик Артём пошёл учиться в школу) - Почему он не хотел идти в школу?
(Потому, что очень любил свою маму и не хотел с ней расставаться) - Как его встретила учительница?
(Она взяла его на руки и он весь урок просидел у неё на коленях) -Дома вам нужно было подготовить чтение по ролям отрывка о том, как Аполлинария Николаевна убедила мальчика, что ему надо обязательно ходить в школу. (Роли: Автор- Ильнур, Артём-Валентин, учительница – Ильмира, мама- Кристина) -Как вы думаете, какая основная мысль текста?
(Надо обязательно ходить в школу учиться, не бояться учителя, ведь учителя помогают получать образование) - Дома вам нужно было составить небольшой рассказ о том, что вам больше всего запомнилось из вашей школьной жизни.
(Ответы детей). Примерный рассказ Димы Рябова.
Мне запомнилось то, как мы со Светланой Николаевной и мамой ходили в гости к нашему земляку Бурмистрову Ивану Андреевичу. Очень понравились его картины. А ещё я запомнил, как потом со своим рассказом о дяде Ване ездил в городскую школу. Там было очень много народу. Я боялся. Но рядом была учительница. Она держала меня за руку, чтобы я не потерялся. Потом я посетил выставку, посвящённую творчеству Габдуллы Тукая, там были разные красивые поделки. - А кто такой Габдулла Тукай?
(Это известный татарский писатель, которому сегодня день рождения).
- У тебя прямо получилось целое путешествие, к которому мы с тобой хорошенько подготовились.
- Ребята, а кто из вас мне скажет, а что такое путешествие? (Путешествие – поездка или передвижение пешком по дальним странам, местностям)
- А кого мы называем путешественниками?
(Тех, кто путешествует)
Сообщение темы урока, постановка цели.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники» и узнаем, что необходимо для того, чтобы путешествие получилось удачным.
Работа над основным материалом.
Знакомство с творчеством М.М.Зощенко (просмотр презентации)
Знакомство с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники» (прослушивание аудиозаписи) до слов: «Стёпка торжественно лёг ногами вперёд…» стр 160
- Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей.)
V. Физкультминутка. ?
Продолжение прослушивания аудиозаписи.
Работа после прослушивания рассказа.
- Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Удалось ли ребятам совершить кругосветное путешествие? (Нет. Не хватило знаний)
- Зачем Зощенко написал это произведение? (Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать. Мало иметь одно желание нужны ещё и знания)
- Были ли ребята достаточно образованными, чтобы совершить то, что они задумали?
Проверочный тест (карточки)
Сколько лет было Миньке ?
А - 6 лет
Б - 7 лет
В - 8 лет
Почему Стёпка сначала не хотел брать Миньку в кругосветное путешествие ?
А - потому что Минька ему не поверил
Б - потому что Минька был ещё маленький
В- Потому что Стёпка хотел идти один
3.Сколько денег взяли с собой в дорогу ребята?
А – 5 рублей
Б – 10 рублей
В - 3 рубля
4. Что дети взяли с собой в путешествие ?
А – много необходимых в дороге вещей
Б – только запас еды
В - ничего не взяли
Г – посуду, рукомойник, карандаши и много всего ещё 5. Почему так трудно было нести мешок ?
А – у него не было ручек
Б – он был тяжёлый
В - он был жёсткий
6. Что Минька сделал с мешком ?
А – уронил в лужу
Б – утопил в пруду
В - уронил в канаву и упал сверху 7. Где дети остановились на привал ?
А – на поляне в лесу
Б – на холмике посреди поля
В - выйдя из леса, на лужайке 8. Что там произошло ?
А – Миньку ужалила оса
Б – Лёлю укусил муравей
В - Минька сел на колючку
Г - Лёля ушиблась о пенёк 9. Почему Лёля и Минька были уже не рады путешествию ?
А – они испугались
Б – они поняли, что плохо подготовились к путешествию
В - они устали и хотели домой 10. Что Лёля и Минька сделали утром, чтобы поскорее вернуться домой ?
А – притворились заболевшими
Б – повернули Стёпку
В - показали Стёпке неправильное направление 11. Где дети встретили родителей?
А – дома
Б – на площади
В - на пристани
Г - у въезда в деревню 12.Что сказал папа по поводу кругосветного путешествия ?
А – для него надо иметь высшее образование и нельзя пускаться в путь без знаний
Б - для него надо окончить школу
В - для него надо иметь хорошую карту
Проверка.
VI. Итог урока. - Итак, ребята, папа не наказал детей, а сказал, что для путешествия нужны знания. Давайте найдём предложение в котором заключена главная мысль рассказа на стр 163.
- Зачем Зощенко написал этот рассказ? (чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно всё хорошо обдумать).
- Что же было необходимо для того, чтобы путешествие получилось удачным? (Знания) VII. Домашнее задание. - Выполнить задание 5 на странице 164. |