Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Физическая культура». Идрисова Елена Васильевна
инструктор по физической культуре
МБУ № 135 «Рябинка». Тема недели: «Такой далёкий, близкий север»
Тема занятия: «Экспедиция на север»
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Труд». Цель: содействие развитию двигательной активности, накоплению двигательного опыта детей посредством комплексно-тематической модели образовательного процесса ДОУ. Задачи:
Способствовать накоплению двигательного опыта и развитию физических качеств как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей. «Здоровье»
Закреплять навыки безопасного поведения в процессе двигательной деятельности. Обогащать представления о способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях (гололёд, мороз) через использование игровых упражнений. «Безопасность»
Формировать умение подбрасывать и ловить мяч одной рукой; выполнять основные виды движений, опираясь на схемы; самостоятельно выбирать ведущего в подвижной игре. Закреплять слитность перехода от одного прыжка к другому при прыжках из обруча в обруч, отталкиваясь и приземляясь на передний свод стопы. Отрабатывать умение энергично подтягиваться руками при ползании на животе по гимнастической скамейке. Упражнять в прыжках в длину с места: делать взмах руками во время отталкивания и выносить ноги вперед при полете. Развивать ловкость, силу мышц рук и верхнего плечевого пояса, мышц ног и нижних конечностей. «Физическая культура»
Поощрять умение сотрудничать, помогать друг другу в совместной двигательной деятельности. Развивать инициативность и самостоятельность в применении двигательных навыков в подвижных играх. «Социализация»
Развивать умение поддерживать диалог, отвечая на вопросы педагога. Обогащать словарь новыми словами: нарты, северное сияние, дрейфуют, экспедиция, северный полюс. «Коммуникация»
Развивать умение двигаться под музыкальное сопровождение, способствовать снятию физического напряжения. «Музыка»
Расширять представления о явлении природы – северном сиянии для обогащения продуктивной деятельности. «Художественное творчество»
Воспитывать чуткость, эмоциональную отзывчивость к художественному слову. «Чтение художественной литературы»
Формировать представления об удобном способе выполнения трудовых поручений в соответствии с гендерной принадлежностью. «Труд»
Обогатить знания детей сведениями о специфике жизни людей и животных на севере. Закрепить порядковый счёт до трёх, количественный счёт до 5 в упражнениях с мячом, умение сравнивать количество пойманных в подвижной игре детей. Развивать пространственную ориентировку относительно своего тела и направления от себя. «Познание»
Оборудование: гимнастическая скамья (высота 30 см, длина 3,5 м) обручи (Ø – 45 см) – 5 штук, мячи (Ø – 8 см) – 4 штуки, гимнастический мат, карты-схемы, эмблемы и шапочки медведей для подвижной игры, коврики по количеству детей, проектор, компьютер.
Методы и приемы:
Практические: упражнения, поручения, подвижная игра, проблемная ситуация. Наглядные: рассматривание схем, показ выполнения упражнения, просмотр видеозаписи.
Словесные: художественное слово, указания, распоряжения, объяснения, вопросы, команды для точного и качественного выполнения упражнений. Формы организации совместной деятельности
Двигательная
| - разновидности ходьбы и бега;
- общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке;
- основные виды движения (метание, ползание, прыжки)
- дыхательные упражнения «Вьюга», «Погреемся»
- релаксация «Северное сияние»
| Игровая
| - подвижная игра «Белые медведи»
- игровой самомассаж «Погреемся»
| Познавательно-исследовательская
| - проблемная ситуация «как пройти по скользкой дороге», «как защититься от мороза»
- рассматривание схем (прыжки, метение, ползание)
- просмотр видеозаписи «Северное сияние»
| Коммуникативная
| Вопросы:
- Где можно увидеть северное сияние?
- На чем передвигаются жители севера?
- Что надо сделать, чтобы дальше прыгнуть?
Считалка
| Музыкально-художественная
| - выполнение движений под музыкальное сопровождение
| Чтение художественной литературы (восприятие)
| - отгадывание загадок,
- стихотворение «Северное сияние» И. Шесталова
| Трудовая
| - поручения (принести-унести инвентарь)
|
Логика образовательной деятельности
№
| Деятельность воспитателя
| Деятельность воспитанников
| Ожидаемые результаты
| 1.
| Загадывает загадку:
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает –
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние?
Это - …(Северное сияние)
Предлагает отправиться в экспедицию на север.
| Отгадывают загадку. Выражают положительные эмоции.
| Мотивированны на деятельность.
| 2.
| Задает вопрос: «Как защититься от мороза?»
Проводит самомассаж «Погреемся».
| Рассуждают, предлагают варианты выхода из проблемной ситуации. Выполняют самомассаж в соответствии с текстом.
| Закреплены навыки самомамоссажа.
| 3.
| Дает команды к выполнению разных видов ходьбы и бега под музыкальное сопровождение с постановкой проблемной ситуации «как пройти по скользкой дороге».
| Выполняют словесные команды. Рассуждают и решают проблемную ситуацию.
| Сформировано умение изменять характер движений в зависимости от команды и содержания музыкального произведения.
| 4.
| Проводит дыхательное упражнение «Вьюга».
| Выполняют дыхательное упражнение «Вьюга».
| Сформирована потребность в выполнении упражнений на восстановление дыхания.
| 5.
| Задает вопрос:
- На чем передвигаются жители севера по бескрайним снежным просторам?
| Высказывают свои предположения, рассуждают.
| Пополнен словарный запас, развита логика рассуждений
| 6.
| Проводит общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке, следит за качеством выполнения упражнений.
| Выполняют общеразвивающие упражнения.
| Сформировано умение качественно выполнять упражнения.
Развита пространственная ориентировка.
| 7.
| Показывает схемы, рассказывает, какие движения будут выполнять дети.
| Рассматривают схемы.
| Вызван познавательный интерес к двигательной деятельности.
| 8.
| Предлагает детям разделиться на три команды – рассчитаться.
| Рассчитываются, делятся на три команды.
| Закреплен порядковый счет до3.
| 9.
| Предлагает мальчикам подготовить оборудование к выполнению основных видов движений.
| Раскладывают оборудование.
| Сформировано представление об удобном способе выполнения трудовых поручений.
| 10.
| Привлекает детей к выбору задания и предлагает приступить к выполнению.
| Выполняют основные виды движений (прыжки, ползание, метание).
| Проявляют самостоятельность
Закреплена техника выполнения основных видов движения.
| 11.
| Дает сигнал: хлопает в ладоши.
| Дети заканчивают выполнять задание по хлопку, строятся и переходят к следующему заданию.
| Закреплено умение быть внимательным, реагировать на слуховой сигнал и действовать в соответствии с инструкцией
| 12.
| Загадывает загадку:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-подо льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь)
Предлагает поиграть в игру «Белые медведи» и выбрать ведущего.
| Отгадывают загадку. Выбирают ведущего считалкой.
| Расширены представления о белых медведях. Сформировано умение выбирать ведущего по считалке
| 13.
| Объясняет и уточняет правила игры.
| Обсуждают и решают, как будут играть.
| Закреплены правила игры.
| 14.
| Проводит подвижную игру «Белые медведи».
| Активно участвуют в игре. Бегают врассыпную, стараясь увернуться от ведущих.
| Проявляют активность, умение взаимодейство-вать в коллективе во время игры.
| 15.
| Предлагает восстановить дыхание, показывает движения и читает четверостишие:
В полярную ночь небо сверкает (Поднять руки вверх)
И разноцветьем нас всех удивляет. (Сделать руками фонарики)
Неповторимое, яркое чудо, (Махи руками вперед-назад)
Увидев его – никогда не забуду! (Прижать руки к груди)
| Выполняют движения по показу.
| Восстановлено дыхание.
| 16.
| Предлагает лечь на коврики и посмотреть видеофильм «Северное сияние».
Во время просмотра фильма читает стихотворение И. Шесталова
«Северное сияние»
| Ложатся на коврики, смотрят видеофильм на потолке, выражают положительные эмоции
| Тренированы навыки снятия телесного напряжения. Расширено представление о северном сиянии.
Воспитана чуткость, эмоциональная отзывчивость к художественному слову.
| 17.
| Интересуется впечатлениями детей
| Выражают свои мысли, эмоции
| Выработано умение делиться впечатлениями
|
Ход совместной образовательной деятельности Инструктор приходит в группу к детям и загадывает загадку:
Полюс Северный снега
Полюбили навсегда.
Даже летом снег не тает –
Солнцу силы не хватает!
Небо радугой цветной
Наряжается порой!
Что за чудо-одеяние?
Это - … (Северное сияние)
- А где можно увидеть северное сияние? Я приглашаю вас в экспедицию на север полюбоваться чудом природы – северным сиянием. Но на севере очень холодно, вы знаете, как защититься от сильных морозов? (Ответы детей) А как же защитить лицо от обморожения? Можно хорошо растереть лицо или намазать лицо специальным кремом.
Дети выполняют самомассаж лица в соответствии с текстом.
Мы погреемся немножко
Разотрем свои ладошки,
По лбу руками проведем,
Потом к носу перейдем,
Щечки, подбородок разотрем,
И мороз нам ни по чём!
- Вот теперь все готовы (заходят под музыку в спортивный зал)
№
| Содержание
| Дозировка
| Организационно-методические указания
| I
| Вводная часть
Ходьба в колонне по одному,
Ходьба с высоким подниманием колен,
Ходьба широким скользящим шагом,
Ходьба на ягодицах,
Ходьба мелким шагом,
Ходьба любым способом на выбор детей,
Ходьба быстрым шагом, Бег мелким шагом, Бег в медленном-быстром темпе,
Бег с высоким подниманием колен.
Ходьба в колонне по одному, восстанавливая дыхание. Д/у «Вьюга» - вдох носом, на выдохе произносим звук «у-у-у»
| 3 мин
10 сек.
15 сек. 15 сек. 15 сек.
15 сек.
15 сек. 10 сек. 10 сек. 30 сек
10 сек
20 сек
| - В колонне по одному шагом марш!
- Сначала мы пойдем пешком, проверили осанку, только самые сильные и смелые люди могут отправиться в такую сложную экспедицию.
-По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем,
-А теперь на лыжи встали,
Друг за другом зашагали.
- Все на саночки садились
И под горочку скатились
- А как надо идти по скользкой дорожке, чтобы не упасть?
- Мелким шагом мы пойдем
И на лёд не упадем
- А сейчас предлагаю вам поехать кто на чём хочет: на лыжах, санках, коньках.
- Быстрым шагом мы пойдем,
Потом к бегу перейдем
- Сели на поезд, поехали, поезд набирает ход,
- В самолет пересели,
Очень быстро полетели,
- Плохая видимость, метель, замедляем скорость,
- Я уже вижу оленей, побежали как олени, высоко поднимая колени.
- Шагом марш.
Вот мы и на севере. Слышите, какая вьюга?
Давайте изобразим, как воет вьюга. Глубокий вдох носом, выдох – у-у-у. Громче, тише.
- На месте стой!
| II
| Основная часть Общеразвивающие упражнения на гимнастической скамейке
«Потянись» И.п.: сидя верхом на скамье, руки за голову. 1 – выпрямить руки вверх, потянуться, 2 – и.п.
«Управляем санями» И.п.: то же, руки на поясе у впереди сидящего. 1,3 – наклон вправо (влево), 2,4 – и.п.
«Смотрим по сторонам» И.п.: то же руки на плечах впереди сидящего. 1,3 – поворот вправо (влево), отвести правую (левую) руку назад, 2,4 – и.п.
«Едем по кочкам» И.п.: тоже, руки на поясе. 1- привстать на ноги, 2 – и.п.
«Тормозим ногами» И.п.: сидя верхом на скамье, руки на поясе впереди сидящего. 1 – поднимая прямые ноги отклониться назад, 2 – и.п
«Чиним нарты» И.п.: лежа на полу на спине, ноги согнуть в коленях, зацепить под скамейкой. 1-2 – сесть, дотронуться руками до скамейки, 3-4 – и.п.
«Прыжки» - прыжки с продвижением вперед вдоль саней на дух ногах, по сигналу меняем направление.
Дыхательное упражнение «Погреемся» - у-у-ух!
Основные виды движения
Способ организации – круговая тренировка
Подбрасывание маленького мяча вверх и ловля одной рукой
2. Прыжки в длину с места
3. Ползание по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками.
4. Прыжки из обруча в обруч. Подвижная игра
«Белые медведи»
|
| - На чем передвигаются жители севера по бескрайним снежным просторам? (На санях, нартах) Нас много, поэтому мы поедем на больших санях - нартах, запряженных северными оленями. Занимаем места. Помните – воздух холодный, морозный, дышим носом, чтобы воздух успел согреться.
- Давайте разомнемся, потянемся руками вверх. Спину держим ровно, сильнее тянемся. - Попробуем управлять санями. Наклонились и выпрямили спину.
- Посмотрим по сторонам.
Ноги не поднимать, руку выше держать.
- Едем по кочкам.
- Учимся тормозить ногами.
Ноги не сгибать.
- Чиним сани. - Попрыгаем вокруг саней, посмотрим кто самый внимательный: по хлопку меняем направление и прыгаем в другую сторону. Выше, легче прыгаем, не наталкиваемся друг на друга.
- Развели руки в стороны сделали глубокий вдох, обхватили себя за плечи – выдох. - Мы сегодня будем играть снежками – подбрасывать и ловить мяч, скользить по льду как моржи – ползать по скамейке на животе подтягиваясь руками,
нырять в прорубь за рыбой – прыгать из обруча в обруч и прыгать в сугроб – кто дальше. А чтобы дальше прыгнуть, что надо сделать? (напомнить технику выполнения упражнения)
- Разделимся на три команды и рассчитаемся на 1-2-3.
- Первые номера с какого задания вы хотите начать?
- Ребята, отгадайте загадку:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
(Белый медведь)
- Поиграем в игру «Белые медведи». Белые медведи дрейфуют, путешествуют на льдинах вместе со своими медвежатами. Нам надо выбрать двух ведущих – белых медведей. Как?
- Послушайте как будем играть: белые медведи стоят на льдине, а остальные-медвежата бегают в разные стороны. На сигнал «Лови!» - медведи держась за руки выбегают с льдины и ловят медвежат, окружив его руками. Пойманных медвежат отводят на льдину.
- На какой сигнал медведи выбегают с льдины? Как надо ловить?
| III
| Заключительная часть
Релаксация «Северное сияние»
Дети выполняют движения по тексту. Дети просматривают видеофильм, проецируемый на потолок (небо), лежа на ковриках в релаксационной позе.
|
| - Сделали вдох – выдох.
В полярную ночь небо сверкает (поднять руки вверх)
И разноцветьем нас всех удивляет. (сделать руками фонарики)
Неповторимое, яркое чудо, (махи руками вперед-назад)
Увидев его – никогда не забуду! (прижать руки к груди)
- Ребята, давайте отдохнем, полюбуемся северным сиянием, а я вам прочитаю стихотворение И. Шесталова «Северное сияние».
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Поделитесь своими впечатлениями со своими близкими. А может, вы изобразите свои впечатления в рисунках, поделках?
|
|