Скачать 101.65 Kb.
|
ПРОГРАММА проведения аттестационных испытаний для поступления на второй и последующие курсы по очной и заочной формам обучения на направление 100100.62 Сервис
Тематика вопросов по дисциплине «Русский язык и культура речи» для поступления на 2 курс 1) Культура речи как качество речи и как наука. 2). Три аспекта культуры речи.
2. Содержание практических занятий
3. Пример теста 1. Что понимается под образцовым вариантом языка, используемым на телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в государственных учреждениях и учебных заведениях: а) просторечие; б) диалект; в) литературный язык; г) жаргон; д) арго? 2. Какой стиль литературного языка используется в информационных и аналитических передачах на телевидении и радио, в газетах, в выступлениях на собраниях: а) официально-деловой; б) публицистический; в) книжный; г) научный; д) разговорный? 3. Речевой этикет приветствий предусматривает очередность приветствия. Первыми приветствуют: А. Мужчина – женщину. В. Старший (старшая) по возрасту – младшего (младшую). С. Младшая по возрасту женщина – мужчину, который значительно старше ее. а) А; б) В; в) С; г) А+С; д) В+С. 4. В каком ряду слов ударение поставлено правильно: А. То/рты, некро/лог, све/кла. В. Закупо/рить, украи/нский, комбайне/р. С. Кварта/л, краси/вее, наме/рения. а) А б) В в) С г) А+С д) Ошибок нет? 5. Каковы оценки вариантов в пределах нормативного аспекта культуры речи: а) правильно–неправильно; б) лучше–хуже; в) точнее, уместнее; г) принято–не принято; д) прилично–неприлично? 6. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает: а) соблюдение этических норм общения; б) владение ортологическими нормами; в) культуру владения разными функциональными разновидностями литературного языка. 7. Пометой «и» в «Орфоэпическом словаре русского языка» оцениваются: а) равноправные варианты; б) менее желательный вариант нормы, который находится в пределах правильного; в) варианты, соответствующие общим тенденциям языкового развития. 8. Укажите нарушение норм лексической сочетаемости: А) потерпеть потери; В) поднять тост; С) одержать успехи; Д) играть роль; Е) потерпеть бедствие. а) А+В; б) С; в) А+В+С; г) Е; д) В+Д. 9. Укажите избыточные словосочетания: А) главная суть; В) суть дела; С) период времени; Д) впервые дебютировать; Е) дебют молодой балерины. а) А+В; б) С+Д; в) А+С+Д; г) А+С+Д+Е; д) Д. 10. Установите тип речевой лексической ошибки: Белый цвет у бурят олицетворяет чистоту. а) употребление слова в несвойственном ему значении как следствие незнания значения этого слова; б) нарушение норм лексической сочетаемости слов; в) смешение паронимов. 11. Укажите нарушение норм управления: А) оплатить за работу; В) должность заведующего кафедры; С) платить за проезд; Д) коснуться о теме любви. а) А; б) В; в) А+В; г) А+В+Д; д) Д. 12. В каких предложениях нарушены грамматические нормы: А) Изучая экономические процессы, происходящие в нашем обществе в последние годы, обнаруживается определенная закономерность; В) Собран большой урожай огурцов, помидор, баклажан и других овощей; С) Вопреки желания многих генералов Кутузов приказал оставить Москву. а) А; б) А+В+С; в) В+С; г) А+С; д) В? 13. В каких случаях варианты произносительных норм являются ненормативными: А) кори[чн’]евый – кори[шн’]евый; В) двое[шн’]ик – двое[ч’н’]ик; С) [д’]екан – [д]екан; Д) инцидент – инцидент; Е) афера – афёра. а) А; б) А+В; в) Д+Е; г) Д; д) Е? 14. Какие коммуникативные качества речи актуальны для научного стиля: А) правильность; В) точность; С) логичность; Д) чистота; Е) богатство. а) В+С; б) А+В+С+Д; в) В; г) С; д) Д? 15. О каком способе речевого воздействия на личность идет речь? Эмоционально просить, используя простой многократный повтор просьбы. а) внушение; б) клянченье; в) уговаривание; г) просьба; д) принуждение? 16. Что понимается под этосом: а) нравственные качества оратора, его честность по отношению к слушателям; б) владение логикой и искусством аргументации; в) взволнованность оратора, неравнодушие к предмету речи и умение эмоционально воздействовать на слушателей? 17. О каком коммуникативном качестве речи оратора идет речь: использование слов в полном соответствии с их значением: а) уместность; б) выразительность; в) краткость; г) точность; д) ясность? 18. О каком жанре публичного выступления идёт речь: развернутый, подготовленный диалог со слушателями: а) лекция; б) беседа; в) выступление; г) сообщение; д) доклад? 19. Что понимается под принятыми в определенных ситуациях и предназначенными для передачи определенного содержания типовыми способами построения речи: а) речевые формулы; б) речевые ситуации; в) речевые жанры? 20. Сколько нарушений акцентологических норм вы отметите в предложении: Мы представля/ем Вам уника/льные кухо/нные ножи/, кото/рые Вы смо/жете получи/ть, заклю/чив с на/шей фирмо/й контра/кт. а) одно нарушение; б) два нарушения; в) три нарушения; г) пять нарушений; д) ошибок нет? 21. Укажите неправильные варианты употребления числительных: А) В походе участвовало около полтораста человек. В) Ферма приобрела еще две коровы. С) Наша сотрудница – мать троих детей. а) А; б) В; в) В+С; г) А+В; д) А+В+С. 22. Выделите слова и словосочетания с окраской официально-делового стиля: А) нетрудоспособность; В) предписывать; С) привлечь к ответственности; Д) посоветовать; Е) единовременное пособие. а) А; б) А+В+С; в) А+В+С+Е; г) Д+Е; д) С. 23. В каком предложении слово меценат использовано в несвойственном ему значении: А. В России снова появляются меценаты. В. Меценату выгодно вкладывать деньги в театр. С. Меценат – человек, высоко ценящий культуру и бескорыстно помогающий артистам, художникам. а) А; б) В+С; в) А+В; г) А+С; д) В? 24. В каких предложениях слово роспись употреблено неверно: А. Поставь свою роспись. В. Один за другим подходили выпускники, всё больше росписей появлялось в списке мест назначения. С. Поручительство – это работа, труд, а не роспись с завитушкой на бумаге. Д. Великолепная роспись на стенах храма сохранилась полностью. а) А+С; б) В+Д; в) А+С+Д; г) А+В+С; д) А+В+С+Д? 25. Какой вид устного научно-информативного жанра предполагает изложение подробно (или кратко), как правило, вне оценки содержания одного или нескольких книжных источников: а) учебная лекция; б) популярная лекция; в) реферативное сообщение; г) научный доклад; д) учебный доклад? |